КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ТЕМЕ «ЖИЗНЬ БАЙКАЛА»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Тимошкина Ирина Владимировна

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме "Жизнь Байкала"

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ТЕМЕ «ЖИЗНЬ БАЙКАЛА»

Цель: обобщить и углубить знания детей (старший дошкольный возраст) об озере Байкал.

Задачи:

1. Закрепить представления детей о животных Прибайкалья, о ветре как о природном явлении, о растениях сибирского леса; способствовать умению ориентироваться в вопросе и правильно находить ответ, устанавливать причинно-следственные связи событий; продолжить совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

2. Коррекционно-развивающие: развивать умение ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений; развивать компенсаторные возможности организма через тактильные ощущения; прослеживающую функцию взора; развивать внимание, мышление.

3. Воспитывать умение работать в коллективе, бережное отношение к природе.

Оборудование: 

- Мультимедийный проектор, карта-схема озера Байкала, фотовыставка, «Байкальский сундучок», жвачка для рук, буквы (кубики), макет Байкала, предметные картинки (рыбы, животные и растения озера Байкал), «разрезной» Байкал, схема – ориентировка животных, коллекция сувениров.

- Обогащение словаря: Култук, Сарма (названия ветров) сиг, ленок, хариус (названия рыб)

Ход мероприятия

I. Организационный момент

- Ребята, здравствуйте! Приглашаю сесть на стулья.

- На какой планете мы живем? Какая она? (большая, круглая, синяя)

- Что есть в нашей Иркутской области, чего нет в других областях нашей страны и даже во всем мире? (озеро Байкал)

- А вот как оно выглядит из космоса.

- Посмотрите, озеро Байкал и на карте.

- Сегодня, мы поговорим об одном из самых уникальных озер нашей планеты, об озере Байкал. Это одно из самых известных мест на земле. О нем слышал практически каждый человек в мире.

II. Основная часть

- Рассмотрим макет Байкала (анализаторы: зрительный, тактильный). Какая вода в Байкале? (чистая, прозрачная, голубая). Оно еще и самое глубокое пресноводное озеро в мире.

- Чем окружено озеро? (С одной стороны находятся леса, а с другой стороны – горы).

У нас с Вами есть Байкальский сундучок, и в нужное время мы будем обращаться к нему. Заглянем сейчас, возьмите резиночки и наденьте их на руки.

1. - Разделитесь на группы. Вы запомнили, как выглядит Байкал на карте?

- Сейчас мы это проверим, вам нужно будет сложить из частей Байкал (дети складывают из частей модель Байкала).

- Молодцы, справились!

2. - Предлагаю посмотреть фотовыставку и отследить по цветным дорожкам, где эти места находятся. А начнем мы наш путь с Байкала… (каждый ребенок начинает путь с Байкала и проводит к картинке (у каждого своя картинка) и говорит о том, что он видит).

- Ребята, мы продолжаем нашу беседу о жизни родного края.

3. - Посмотрите, перепутались буквы. Составьте слово и прочитайте.

-Какое слово получилось? (есл) (лес)

-Какие бывают леса?

(Дети: Леса бывают разные: хвойные – темные леса, в березовых рощах растут одни березы, это светлые леса, в сосновом бору – одни сосны, в смешанном лесу растут разные деревья, под деревьями кустарники, на земле травы, ягоды, грибы)

- Какие растения Прибайкалья вы знаете? (сосна, лиственница, карликовая лилия, маки, кедр, герань)

- В жизни лес похож на многоярусный, многоэтажный дом.

- Вспомните, ребята, и назовите многоярусность смешанного леса…

(Дети: I этаж. Верхний ярус – сосна (самые высокие деревья)

II этаж. Ярус пониже – лиственные деревья (клен, береза, ели).

III этаж. Следующий ярус – кустарники и подрастающие деревца (шиповник, калина, боярышник).

IV этаж. Нижний ярус – это травы, цветы, ягоды (крапива, подорожник, земляника, ландыши).

V этаж. И последний ярус – грибы).

- Все правильно. Растительный мир Прибайкалья богат и разнообразен.

4. - Кто живет в лесу? (животные, птицы)

- Каких животных Прибайкалья вы знаете?

(Дети: Олень, сурок, суслик, соболь, медведь)

- Давайте расселим животных по лесу. А поможет нам в этом схема (достаю схему из Байкальского сундучка). 

- Расселили.

5. Физминутка для глаз.

6. – Ребята, буквы снова перепутались. Составьте слово и прочитайте (евтре, ветер).

- Что такое ветер? (передвижение воздуха)

- Раскладываем озеро Байкал.

- Какие ветра вы знаете? (Верховик, Баргузин, Горная, Култук, Сарма).

Имитация сильного ветра (Горная  самый свирепый и коварный из байкальских ветров), среднего (Баргузин  ровный и сильный ветер), слабого (Верховик, он же Ангара. Так называют ветер, что дует из долины реки Верхняя Ангара. Верховик может дуть одновременно на всем Байкале).

Опустили вниз и расстелили озеро.

7. Физминутка.

А мы к озеру спустились, (идем по кругу)

Наклонились и умылись. (Наклоняемся и трем лицо руками)

1,2,3,4 – (изображаем, что брызгаем себе в лицо)

Вот так славно освежились. (Разводим руками и улыбаемся).

8. - Ребята, заглянем в Байкал. Кого мы там увидим? (рыб…) (достаю из Байкальского сундучка рыб, раскладываю).

- Каких рыб вы знаете, которые обитают в Байкале? (омуль, щука).

- Прочитаем название рыб (сиг, ленок, хариус).

- Что произойдет с рыбой, если она будет жить в грязной воде? (погибнет).

- Ребята, что нужно делать, чтобы вода в Байкале всегда была чистой, прозрачной и было много-много рыбы?

- Мы замечательно погуляли по морскому дну и увидели много рыб.

9. - Выложим на досточках байкальскую рыбу, а для этого нам поможет (достаю из байкальского сундучка жвачку для рук и досточки) (Дети: жвачка для рук).

- Разминаем жвачку, приступаем к выполнению.

- Оставляем наших рыб плавать в Байкале.

- Ребята, это что?

(Дети: Шаман камень, именно с этого места начинается река Ангара)

- Что можно о ней сказать?

(Дети: эта единственная река, которая вытекает из озера Байкал, остальные реки втекают. Легенда говорит, что у старика Байкала более трехсот сыновей-рек, которые приносят ему воду в озеро. А раздает богатства его единственная дочь – река Ангара).

- Совершенно верно.

10. - В Байкальском сундучке, есть еще записка. Прочитаем.

В нежном логове родится,

Простудиться не боится.

Подрастёт. Начнёт нырять,

Шубку белую менять (нерпа)  

- Давайте проверим наш ответ, предлагаю сесть на стулья.

- Ребята, а может, вы уже что-нибудь знаете о нерпах?

(Дети: По твёрдому льду нерпа передвигается достаточно медленно, перебирая ластами и хвостом. В случае опасности переходит к скачкам. Самый опасный враг нерпы – человек. Детёнышей нерпа рождает в специально подготовленном снежном логове. Большая часть нерп рождается в середине марта. Обычно нерпа рождает одного, редко двух детёнышей. Шкурка детёнышей белого цвета. Около 4-6 недель детёныш проводит исключительно внутри логова, питаясь молоком матери. К тому времени, как логово разрушится, он успевает практически полностью полинять.

- Ребята, а почему детеныш нерпы белого цвета?

(Дети: потому-то природа его защищает, маскирует).

- Нерпа является чудом озера Байкала.

III. Итог

- Мы сегодня говорили о жизни Байкала и обо всем, что с ним связано. Говорили о том, что это удивительное место на планете Земля. Из разных уголков мира приезжают люди, чтобы полюбоваться его красотой. На память приобретают сувениры, которые увозят с собой.  

- Вот и мы с Вами в группе собирали коллекцию сувениров с Байкала. Сейчас она здесь представлена.

- Ребята, что можно сделать с коллекцией?

(Дети: Показать другим ребятам и рассказать о жизни Байкала)

- Тогда оставляем ее в музыкальном зале.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Что означают наши имена?"

На занятии детям даётся элементарное представление об именах, об истории их возникновения. У детей развивается мышление, способность рассуждать. Они упражняются в определении первого звука в слов...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему "Звуки [С]-[З]".

Коррекционно-развивающее логопедическое занятие направлено на развитие у детей старшего дошкольного возраста умения различать звуки [с – з] в устной речи....

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Святки – колядки»

:   Формировать духовно-нравственные ценности детей посредством приобщения к православным традициям....

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме "Овощи" Составление описательного рассказа по теме «Овощи»

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме "Овощи" Составление описательного рассказа по теме «Овощи»...