«Воспитание чувств патриотизма в процессе приобщения детей к культурно- историческим ценностям малой Родины»
статья (подготовительная группа) по теме

Карелина Любовь Михайловна

Много говорится о проблеме патриотического воспитания подрастающего поколения, а именно то, что с дошкольного возраста дети страдают дефицитом знаний о своем родном месте, где они живут.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Карелина Любовь Михайловна, воспитатель I кв.категории МБДОУОВИДС «Малышок»

«Воспитание чувств патриотизма в процессе приобщения детей к культурно- историческим ценностям малой Родины»        

Много говорится о проблеме патриотического воспитания подрастающего поколения, а именно то, что с дошкольного возраста дети страдают дефицитом знаний о своем родном месте, где они живут.

В этом возрасте дети очень любознательны, умеют искренне сочувствовать и сопереживать, происходит формирование духовной основы ребенка, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально- психологического воздействия на ребенка, что очень важно в воспитании патриотизма, так как образы, положенные в этот период, остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь [1].

Воспитание любви детей к малой Родине - это первый этап в воспитании патриотизма. Что же такое малая Родина? Это то место, где ребенок счастлив, где живут его родные и близкие люди. Для наших детей это прекрасное место (север Хакасии) около пирамидальных гор, именуемых в простонаречии Сундуками. Место, которое по своей научно- познавательной ценности не уступает сокровищам скифских курганов или египетским пирамидам. Горная гряда Сундуки является не просто природно-историческим памятником, но древней обсерваторией, являющейся примером существования в древности народа с высоким уровнем  развития астрономических знаний. Почти все в пределах Сундуков – и могильные камни, и рисунки - служили главной задаче древних астрономов: наблюдению за звездами, солнцем и луной [3].

Оценив педагогическую значимость природно-исторического комплекса Сундуки, педагогическим коллективом нашего учреждения совместно с инициативными родителями воспитанников разработана система по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию нашей местности, которая является частью длительной работы по воспитанию патриотических чувств, начиная с младшего возраста.

В своей работе мы преследуем цель: способствовать формированию у детей дошкольного возраста патриотических чувств к Родине, в том числе малой, защита ее интересов и возможностей (надо любить свое место, где ты живешь таким, какое оно есть, и трудиться на ее благо).

Задачи работы: развивать наблюдательность, внимательность к родным просторам, природе края через виртуальные экскурсии, экскурсии в природно- исторический комплекс, развивать эстетическое чувство прекрасного; помочь ребенку увидеть возможность для служения малой Родине, ее прославлению, которая останется во времени, в истории (через организацию тематических утренников, вечера поэзии, трудовых десантов, через добрую память о людях, прославивших наше поселение); сформировать понимание у детей того, что труд может быть на благо близких людей, на благо родной местности, через раскрытие потенциальных возможностей ребенка к творческому отношению к жизни (создавать условия для реализации способностей: рисовать, рифмовать строки, разрисовывать камни, придумывать сюжеты, изучать основы астроархеологии - знакомиться с мифами, сказками о творении вселенной (например,  сказке Чуковского «Краденое солнце» есть аналогия - миф Сундуков, как каменный дракон глотает солнце зимой в самый короткий день года и возвращает его 22 июня в самый длинный день года).

Результатами проделанной работы стало то, что дети становятся жизнерадостными, относятся творчески к окружающему пространству, способны реализовывать свои возможности; личность воспитанника способна чувствовать окружающий мир родного края, дети знают историю родной местности и творчески трудятся на ее благо; посеяны задатки астроархеологии.

Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – все это в своей работе мы передаем детям, что чрезвычайно важно для воспитания патриотических чувств. Чем мы можем гордиться, так это своей историей.

Список литературы

1.Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.:ЦГЛ, 2005.

2.Вечерний Новосибирск.// Аникина Е. Секреты Сундуков. 26.09.2009.

3.Ларичев В.Е., Гиенко Е.Г., Паршиков С.А., Прокопьева С.А., Серкин Г.Ф. «Сундуки» - великий сакральный центр северной Хакасии. – Сайт «Публичная библиотека».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Приобщение дошкольников к культурно-историческим ценностям родного края»

Статья  посвящена  одному  из  основных  направлений  современной  отечественной  педагогики,связанному с воспитанием будущего поколения, обладающего духовно-нр...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИМ ЦЕННОСТЯМ СУРСКОГО РАЙОНА.

Мы считаем, что именно в дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, любовь и преданность к родному дому и семье. Мы считаем, что без знания своих ...

"Игра в процессе приобщения детей к культурным ценностям коми-народа."

Каждый народ, где бы он ни жил, и каков бы мал он не был,- это настоящее богатство, он вносит в нашу жизнь свою историю, неповторимую культуру, язык, устои, традиции.В. Чивилихин....

Формирование патриотических чувств путем приобщения детей к культурно — историческому наследию республики Мордовии

Патриотическое воспитание в детском саду - это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры. Наследовать - значит делать своим, осваивать наследие то, что было создано, приобрет...

Приобщение дошкольников к культурному наследию их малой Родины

Культурное наследие - часть материальной и духовной культуры, как нечто ценное и почитаемое, созданная прошлыми поколениями. Культурное наследие становится фактором сплочения нации, средством объедине...

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ ИХ К КУЛЬТУРНО - ИСТОРИЧЕСКОМУ ПРОШЛОМУ РОДНОГО КРАЯ»

Семинар-практикум на тему "НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ  ВОСПИТАНИЕ    ДОШКОЛЬНИКОВ  В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ ИХ К КУЛЬТУРНО - ИСТОРИЧЕСКОМУ ПРОШЛОМУ  РОДНОГО КРАЯ&r...