Приобщение детей к культурно-историческим ценностям Южного Урала через подвижные игры (мастер-класс)
методическая разработка

Матвеева Юлия Юрьевна

Мастер-класс для педагогов-дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_po_regionalnomu_komponentu.docx24.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 384 г. Челябинска»

Российская Федерация, 454136, г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев, 68-Б, телефон: (8-351) 741-24-21; e-mail: mdouds384@mail.ru

Приобщение детей к культурно-историческим

ценностям Южного Урала через подвижные игры

(мастер-класс)

Выполнила: воспитатель Матвеева Ю.Ю.

(высшая категория)

2022

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное   светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток преставлений и понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». (В.А.Сухомлинский)

В последнее время наиболее актуальной является проблема толерантного отношения к людям разных национальностей, их культуре. Нам необходимо формировать этнокультурный опыт подрастающего поколения в условиях многонациональной образовательной среды России, которая представлена объединением полиэтнического образовательного пространства, желанием современной личности и общества в целом жить в толерантном сообществе.

Пространство России включает в себя большое количество народов, которые объединены общими духовными ценностями. Эти ценности имеют свое воплощение в национальной культуре, все они важны как для России в целом, так и для отдельного человека.

Актуальность решения проблемы этнокультурного воспитания подрастающего поколения обозначена многими факторами: полиэтничностью, поликультурностью, полилогичностью, процессами миграции, нестабильностью отношений между национальностями, противоборством этнических культур. Процесс воспитания и образования в каждом цивилизованном обществе должен и может выступать формой консолидации социальных сил на развитие человеческого в человеке.

Культура русских народов активно взаимодействует с культурами других народов. Писатели Василь Быков, Геннадий Айги, артист Армен Джигарханян, художник Таир Салихов – все они являются достоянием русской культуры и, в тоже время, работают в своей народной среде.

Мы проживаем на территории Южного Урала, который отличается своей поликультурностью. Группы нашего детского сада посещают дети разных национальностей, у каждой национальности есть своя культура и традиции, праздники, которые отличаются от русских. В нашей группе много детей – татар, башкир, поэтому мы и решили познакомить детей с подвижными и словесными играми народов Южного Урала.   Народные подвижные и словесные игры являются традиционным средством педагогики региона. В них находят отражение: жизнь, труд и быт людей, национальные традиции, находят представления о чести, смелости, мужестве, вызывают желание развивать силу и ловкость, быстроту и точность движений, а также развивают творческое мышление и смекалку, вызывают стимул к победе. Мы помогаем дошкольникам понять, что людей разных национальностей объединяет любовь к Родине, интерес к её многонациональной культуре и искусству.

Народная игра отражает разные стороны жизни определённого народа, поэтому для каждого народа их национальные игры интереснее, понятнее, увлекательнее для детей, растущих в национальной среде. В то же время опора на национальные традиции воспитания не означает, что следует пренебрегать опытом воспитания, который имеется в других культурах.

С учётом демографических данных на Южном Урале проживает множество народов, но больший процент составляют представители русской, башкирской и татарской национальности. Хотя коренными жителями Южного Урала были башкиры, и именно они давали названия самым красивым природным местам, но со временем состав проживающих пополнился и другими народами: мордва, удмурты, поляки, нагайбаки и другие национальности.

В рамках реализации программно-методического комплекса "Наш дом - Южный Урал" игры народов Южного Урала необходимо использовать в образовательном и воспитательном процессе. Многие из игр являются играми нашего детства. Они прошли испытание временем и до сих пор актуальны.

В народных подвижных и словесных играх жителей Южного Урала много общего. Все игры различных народов служат средством воспитания, учат выносливости, ловкости, развивают реакцию и смекалку. Также вызывают интерес к людям других национальностей и их обычаям, являются средством забавы и потехи. Все народные подвижные и словесные игры относятся к играм с правилами, которые учат основам дисциплинированности и ответственности. Многие игры имеют введение или вступление в виде считалок, закличек, которые развивают память, мыслительные реакции. Некоторые игры связаны с народными праздниками (Масленица, Троица, Сабантуй, Каргатуй, Навруз и т. д.) и служат средством развлечения и забавы.

По содержанию все народные игры легки и доступны ребенку. Использование народных игр способствует знакомству детей с истоками культуры своего народа. Необходимо систематически и последовательно использовать народные игры, чередуя их.

В младшем дошкольном возрасте, в соответствии с возрастными особенностями и возможностями, из народных игр можно использовать игры-забавы, игры с народными игрушками, подвижные игры, изредка хороводные.

В старшем дошкольном возрасте используются все виды народных игр. Дети умеют играть в народные игры самостоятельно. К этому возрасту у них уже складываются предпочтения. Народные подвижные и хороводные игры можно использовать на прогулках, на занятиях физкультурой, на праздниках и развлечениях. Дети активно привлекаются и являются активными участниками народных праздников, в сценарии которых включают игры народов Южного Урала.

В старших группах, разучивая с детьми игры, вкратце можно рассказать о разных народах, населяющих Урал, знакомить с историей, традициями и праздниками этих народов (татары, башкиры, русские).

Например, русская народная игра «Золотые ворота». Игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Начать игру можно закличкой:

«Дети, дети! Все сюда!

Здесь весёлая игра!

Раз, два, три, четыре, пять

Начинаем мы играть!»

Правила данной игры очень просты: при помощи считалки выбираются водящие:

«Катилася торба,

С высокого горба,

В этой торбе

Хлеб, соль, пшеница

С кем будешь делиться?»

 На кого падает слово делиться, тот указывает на кого-нибудь из игроков и говорит «С ним (ней)!»

Эта пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают руки вверх – это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга, получается цепочка. Все игроки говорят:

Ай, люли, ай, люли,

Наши руки мы сплели.

Мы их подняли повыше

Получилась красота.

Получились не простые –

Золотые ворота!

Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна пройти как можно быстрее под воротами:

Золотые ворота

Пропускают не всегда.

Первый раз – прощается,

Второй раз – запрещается,

А на третий раз –

Не пропустим вас!

После этих слов ворота захлопываются, те, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. Игра продолжается до тех пор, пока не будут пойманы все игроки.

Данная игра развивает умение двигаться с разной скоростью ускоряя и замедляя движение, знакомит детей с русским фольклором, развивает умение ориентироваться в пространстве, закрепляет умение ходить цепочкой.

Или, например, татарская народная игра «Продаём горшки» (Чулмак уены).

Правила этой игры следующие: дети делятся на две команды (дети-горшки и игроки – хозяева горшков). Выбирается водящий. Дети-горшки образуют круг, встав на колени или сев на траву. За каждым горшком стоит игрок – хозяин горшка. Руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом.

Водящий подходит к одному из хозяев горшков и начинает разговор:

- Эй, дружок, продай горшок!

- Покупай!

- Сколько дать тебе рублей?

- Один (два, три) отдай!

Водящий один (два, три) раза касается рукой хозяина, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (оббегают круг три раза). Кто быстрее добежит до свободного места, тот становится хозяином горшка, а отставший – водящим. При желании, через несколько кругов игроки могут поменяться ролями.

Данная игра развивает у детей быстроту реакции, развивает скоростные качества.

Игры народов Южного Урала – это не только интересный способ занять воспитанников ДОУ на прогулке, но и своеобразное путешествие по играм народов Южного Урала. К тому же они знакомят дошкольников с традициями разных народов. Игры, хороводы в условиях природы родного края помогают углублять нравственные и эстетические чувства детей, приобщать их к народной культуре.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание чувств патриотизма в процессе приобщения детей к культурно- историческим ценностям малой Родины»

Много говорится о проблеме патриотического воспитания подрастающего поколения, а именно то, что с дошкольного возраста дети страдают дефицитом знаний о своем родном месте, где они живут....

Формирование патриотических чувств путем приобщения детей к культурно — историческому наследию республики Мордовии

Патриотическое воспитание в детском саду - это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры. Наследовать - значит делать своим, осваивать наследие то, что было создано, приобрет...

Приобщение детей к культурно-историческому наследию родного края.

Патриотическое воспитание это необходимый процесс в педагогике, патриотизм  развивает нравственные чувства ребенка. Перед педагогом стоит большая ответственность воспитать детей патриотами, залож...

ГМО "Духовно-нравственное воспитание через православные игры".Мастер -класс .2022 г

Мы детям даем знания, которые остаются в голове, а духовно-нравственные качества наполняют его душу....

Проект"Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской культуре через народные игры."

Проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста, для организации двигательной деятельности.Направлен на приобщение детей к национальной культуре, формирование у них желания использовать иг...