Доклад по здоровью. « Средства и методы формирования у дошкольников навыков безопасного и здорового образа жизни».
консультация (младшая группа) на тему

Абраменкова Ирина Викторовна

« Средства и методы формирования у дошкольников навыков безопасного и здорового образа жизни».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад по здоровью34.95 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное

учреждение города Москвы Школа №1375 СП №5


Отчёт по годовой задаче.


Тема:

« Средства и методы формирования у дошкольников навыков безопасного и здорового образа жизни».



Подготовили:

Зинина И. С.

Абраменкова И. В.

Город Москва

Ноябрь 2017

Введение

Безопасность - этосостояниезащищенностижизненноважныхинтересовличности, обществаигосударстваотвнутреннихивнешнихугроз. Несчастныйслучайсребенкомнередкосвязанснесоблюдениемдолжныхмербезопасности. Поэтомуоченьважнообеспечитьбезопасностьдетейвбыту. Особенноподверженырискучрезвычайноподвижныедети. Именновдошкольномвозрастезакладываетсяфундаментжизненныхориентировоквокружающеммире, ивсе, чторебенокусвоитвдетскомсаду, прочноостанетсяснимнавсегда. Вотпочемунеобходимоучитьдетейбезопасномуповедениюбыту. Вэтомдолжныприниматьучастиеиродители, идошкольныеучреждения, авдальнейшем, конечноже, школаидругиеобразовательныеучреждения. Этопроблемапредставляетсянастолькоактуальной, чтопослужиламнеоснованиемдлявыбораданнойтемы, темойпосамообразованию.

Пояснительнаязаписка

Проблемабезопасностижизнедеятельностичеловекапризнаётсявовсёммире. Современнаяжизньдоказаланеобходимостьобеспечениябезопасностижизнедеятельностидетей. Обактуальностиданнойтемыможноговоритьмногоивсебудетглавное. Каксберечьздоровьедетей? Какпомочьразобратьсявмногообразиижизненныхситуаций? Какнаучитьпомогатьдругдругу? Ит.д. Анализируяпонятие«безопасность», мыпоймем: то, чтодлявзрослогонеявляетсяпроблемнойситуацией, дляребенкаможетстатьтаковой. Особуютревогумыиспытываемзамаленькихбеззащитныхграждан - дошколят. Спервыхлетжизнилюбознательностьребенка, егоактивностьввопросахпознанияокружающего, поощряемаявзрослым, поройстановитсянебезопаснымдлянего. Главнаязадачаорганизациижизнидетейвдетскомсадуохранаихпсихическогоифизическогоздоровья. Малышпосвоимфизиологическимособенностямнеможетсамостоятельноопределитьвсюмеруопасности. Поэтомунавзрослогочеловекаприродойвозложенамиссиязащитысвоегоребёнка. Детямнужноразумнопомогатьизбегатьповреждений, ведьневозможновсёвремяводитьихзаруку, удерживатьвозлесебя. Считаетсянеобходимымсоздатьпедагогическиеусловиядляознакомлениядетейсразличнымивидамиопасностей.

Работанадпрограммойпрофессиональногосамообразованияпоможетмнерешитьследующие задачи:

-повыситьсобственныйуровеньзнанийпутёмизучениянеобходимойлитературы.

- разработатьперспективныйпланработысдетьми

- оформитьвгруппеуголокбезопасности: картотекаигр, иллюстрациипотеме.

- формироватьиразвиватьудетейцелостноевосприятиеокружающейсреды.

- активизироватьвзаимодействиесродителямипобезопасностидетейвбыту.

Цельповышениесвоегопрофессиональногомастерства, компетентности, атакжесовершенствованиеусловийдляформированияудетейдошкольноговозрастаустойчивыхнавыковбезопасностиобеспечивающихсохранностьихжизнииздоровьявсовременныхусловияхбыта.улицы, транспорта, природы.

Задачи:

- Формироватьирасширятьпредставленияопричинахипоследствияхнеосторожногообращениясогнем; с колющими и режущими предметами;знакомитьдетейсправиламидорожногодвиженияиправиламибезопасногоповедениявбытуинаулице

  - Обогащатьпредставлениедетейоздоровье, формироватьунихэлементарныепредставленияочеловеческоморганизме;

- Обучатьуходузасвоимтелом, навыкамиличнойгигиеныиоказанияэлементарнойпомощи.

- Рассматривать иллюстрации, рисунки, фотографии, использовать дидактическиеигры, знакомиться слитературнымипроизведениями, вкоторыхотраженыразличныеспособыповеденияисоответственномерыпредосторожности;

- Учитьдетейправильновестисебявтакихопасныхситуациях, какконтактысчужимилюдьми

;- Объяснятьправилаобщениясживотными;

Работапореализациипоставленныхцелиизадачосуществляетсяследующимобразом:

 1. Первичныймониторингдетей, родителей, педагоговповопросамосновбезопасностижизнедеятельностииздоровогообразажизни: вДОУ, семье.

 2. Изучениенаучно-методическойлитературы, передовогопедагогическогоопытапоформированиюудетейосновбезопасностииздоровогообразажизни.

 3.СоставлениеперспективногопланаработыпоОБЖиЗОЖсдетьмиразноговозраста.

 4. Созданиепредметно-развивающейсредывгруппе: подбордидактическихигр, картинокииллюстраций (овощи, фрукты, транспорт, грибы, бытовыеприборы, опасныеситуации, опасныепредметы), художественнойлитературы«Книги, которыеучат», коллекции«Опасныепредметы»ит.п.

 5. Разработкаимоделированиеигровыхситуаций, экскурсий, наблюдений

 6. Изготовлениедидактическихигр.

Работасродителямиодноизважнейшихнаправленийвоспитательно-образовательнойработывДОУ. Дляблагополучияребенкаоченьважновыработатьчеткуюстратегиюсотрудничества. Ведькругпроблем, связанныхсбезопасностьюребенка, невозможнорешитьтольковрамкахдетскогосада. Активноевовлечениеродителейвпроцесспознанияиосвоениядетьминавыковздоровогообразажизни, безопасногоповедениянаулицеивбытупроисходитнародительскихсобраниях, консультациях. Цельработысродителямиобъяснитьактуальность, важностьпроблемыбезопасностидетей, повыситьобразовательныйуровеньродителейподаннойпроблеме, обозначитькругправил, скоторыминеобходимознакомитьпреждевсеговсемье.

Современнаяжизньдоказываетнеобходимостьобеспечениябезопаснойжизнедеятельности, требуетобучениясотрудниковдетскогосада, ихродителейидетейбезопасномуповедениювсложныхусловияхсоциального, техногенного, природногоиэкологическогонеблагополучия. Мыпрекраснопонимаемчто, самаянезащищеннаяиуязвимаячастьнашегонаселениядети. Познаваяокружающиймир, оничастосталкиваютсясопасностямиистановятсяжертвамисвоегонезнания, беспечностиилегкомыслия. Детскийсадведётбольшуюработувэтомнаправлении, ищетпоискиновыхподходовкмоделированиюсистемыбезопасностиижизнедеятельностидошкольников. Исходяизособенностейвосприятияипониманиядетьмиинформации, можновыделитьследующиеосновныеформыработыподаннойпроблеме:

ознакомлениесправиламибезопасностинаспециально- организованныхзанятиях;

ознакомлениесправиламибезопасностипосредствомчтенияиобсуждениялитературныхпроизведений, познавательныхбесед;

организациятематическихконкурсовдетскихрисунковиподелок;

использованиетематическихальбомовиплакатов, дидактическихигрипособий;

встречисинтереснымилюдьмипрофессии«пожарный», «полицейский», «врач», идр.;

игры-драматизации, развлечения;

познавательныеминутки;

проекты.

Технологияпредполагаеткомплексметодовознакомлениядетейсосновамибезопасности, вчастности:

Методнаблюдение.Особоеместозанимаетнаблюдение. Онообогащаетсоциальныйопытребенка. Что - быниделалребенок, онвсегданаблюдаетивсезапоминает (поведениевзрослыхвопасныхситуациях, взаимоотношениясдругимилюдьми). Процесснаблюденияуребенкавсегдаактивен, дажеесливнешнеэтаактивностьвыражаетсяслабо. Именноизнегоребенокчерпает«материал»дляформирующегомиропонимания, длясвоей«картинымира». Вэтукартинумираможетвойтинетолькоположительное, ноито, чтомалышубылобывидетьпедагогическинецелесообразно. Наблюдениестимулируетразвитиепознавательныхинтересов, рождаетизакрепляетправилаобращениясопаснымипредметами. Важнаиспециальнаяорганизациянаблюденийзаповедениемносителейнормы.

Методсравнения.Детимогутсравнить: огоньэтохорошоилиогоньэтоплохо. Прииспользованииэтогометоданеобходимоопределить, скакогосравненияначинать - сосравненияпосходствуилисравненияпоконтрасту. Сравнениепоконтрастудаётсядетямлегче, чемпоподобию. Методсравненияпомогаетдетямвыполнятьзаданиянагруппировкуиклассификацию. Длятогочтобыгруппировать, классифицироватьпредметы, явления, требуютсяуменияанализировать, обобщать, выделятьсущественныепризнаки. Всеэтоспособствуетосознанномуусвоениюматериалаивызываетинтерескнему. Например: детямпредлагаюизображениянакартинках, даетсязаданиеотобратьпредметы, которыебудутнужныпожарномупритушениипожараиотобратьпредметы, которыегорят. Приемклассификацииспособствуетпознавательнойактивности, еслииспользуетсянекаксамоцель, авконтекстеблизкойипонятнойдляребенказадачи: отобратьпредметыдлятематическойвыставки, картинкидляальбомаит.д.

Методмоделированияситуаций.Моделированиетакихситуаций: дымвгруппе, дымизсоседнегодома, прорваловодопровод, чтотыбудешьделать, подайножницыправильно, нашелтаблеткувгруппе, твоидействия. Моделированиеситуацийдаетребенкупрактическиеуменияприменитьполученныезнаниянаделеиразвиваетмышление, воображениеиготовитребенкакумениювыбратьсяизэкстремальныхситуацийвжизни. Дляразвитиявоображенияитворческогоначалаважноставитьдетейвситуациюпоискарешениялогическихипрактическихзадач. Вмладшейгруппепредлагаютсяэлементарныепроблемныеситуации, новсякийразусложняядлядетейзадачу. Детейстаршегодошкольноговозрастацелесообразнонаучитьсоставлятьплан - картугруппы, участкадошкольногоучреждения, дорогивдетскийсадидажемодельмикрорайона. Детиучатсярасполагатьпредметывпространстве, соотноситьих, «читать»картувпроцессезаданийтипа«Составимплан - картугрупповойкомнатыиотметимопасныеместакраснымикружочками».

Методповторения.Важнейшийдидактическийпринцип, безприменениякоторогонельзяговоритьопрочностиусвоениязнанийивоспитаниичувств. Назанятиионможетвыступатькакведущийметодилиметодическийприём. Отдетейтребуетсяумениеопределятьто, чтоониусвоили. Повторениеприводиткпоявлениюобобщений, способствуетсамостоятельномуформулированиювыводов, повышаетпознавательнуюактивность.

Игровыеприемы.Повышаюткачествоусвоенияпознавательногоматериалаиспособствуютзакреплениючувств. Однимизприемовможетбытьвоображаемаяситуация: воображаемоепутешествиевлес, какая-нибудьнестандартнаяситуациявкоторуюпопалиперсонажи. «КнамвгостипришелНезнайка, давайтеемурасскажемобопасныхситуацияхвгруппеидома». Игроваяситуацияраскрепощаетдетей, снимаетобязательностьизученияиделаетэтотпроцессестественнымиинтересным. Например: «Какбудтобыкнамвгородприехалчеловек, которыйникогдаздесьнебыл. Чтомыемупокажемвгрупповойкомнате, какрасскажемобосновахбезопасностивгруппе, научасткеПовышениюэмоциональнойактивностипомогаютигры-драматизации, которыеможновключатьвзанятия (послепрочтенияхудожественногопроизведения, приподготовкеконцерта). Придумываниесказокиисторийнаразныетемы. Придумаемсказку«Какябылсветофоромнаперекрестке…». Повышениюактивностидетейпомогаютигры-драматизации, которыеможновключатьвзанятия (послепрочтенияхудожественногопроизведения«Кошкиндом», приподготовкеразвлечения). Сильноевоздействиеначувстваоказываетсочетаниеразнообразныхсредствнаодномзанятии. Например: чтениехудожественногопроизведенияспоследующимрассматриваниемиллюстрацийиликартин; чтениеипоследующаяизобразительнаядеятельность. Взависимостиотцелизанятия, возрастныхособенностейдетейвоспитательотбирает 3 художественныесредстваипродумываетприемы, усиливающиевоздействиеэтихсредствнаэмоциональнуюсферуребенка.

Следуетсказатьосредствахознакомлениядетейсосновамибезопасности:Впервуюочередьэто - самасоциальнаядействительность. Онанетолькообъектизучения, ноисредство, воздействующеенаребенка, питающееегоумидушу. Поэтомуважнымизадачамиявляютсяанализиотборизсоциальногоокружениятакогосодержания, котороенесетвсеберазвивающийпотенциалиможетстатьсредствомприобщенияребенкаксоциальномумиру. Вовремяэкскурсийобращаетсявниманиедетейна«социальныйпортрет»окружения, вкоторомнаходитсядошкольноеучреждение. Втакой«социальныйпортрет»входят: описаниесоциальныхобъектовближайшегоокружения (школа, магазин, библиотека, детскаяполиклиника); переченьулиц.Предметырукотворногомира. Мирразнообразен, поэтомуипредметы, окружающиеребёнка, должныбытьразнообразнымипосвойствам, качествам, функциям. Детимогутнезамечатьпредметы, неинтересоватьсяимидотехпор, покавынеукажетенаних, несоздавусловиядлядействийспредметами. Лишьвэтомслучаепредметсубъективно - дляданногоребенка - станетсредствомпознаниямира. Вгруппеестьпредметы, которыемогутоказатьсяопаснымидляжизнидетей: электрическиерозетки, иголки, ножницы, нож, вилки, лекарства, пылесос.Померепознанияпредметногомираребеноковладеваетумениемразличатьопасныеибезопасныедлянегопредметы, выделятьполезныеиинтересные, осваиваетспособыдействиясними, умениеориентироватьсявмирепредметов. Поповодуэтихпредметовведутсябеседы, рассуждения. Какиеещеопасностиспрятанывгруппедопорыдовремени?

Художественнаялитература.Вгруппахотбираютсялитературныепроизведенияразныхжанров: сказки, рассказы, стихи, пословицы, загадки. Особоеместоуделяетсясказке. Сказкаспособствуетразвитиюсердечныхчувств, благородствудуши, желаниедоставлятьлюдямрадость. Картинкивкнигахтожемогутстатьсредствомприобщениядетейкознакомлениюосновбезопасности, таккакконкретизируютегочерезнаглядность, образность.

Игра.Даётребёнку«доступныедлянегоспособымоделированияокружающейжизни, которыеделаютвозможнымосвоение, казалосьбы, недосягаемойдлянегодействительности». Отсодержанияигрызависятпоступкидетейвтехилииныхситуациях, их поведения, отношения друг к другу. Так как в игре дети в основном отображают то, что их особенно поразило, то неудивительно, что темой детских игр может стать яркое, но отрицательное явление или факт.

И з о б р а з и т е л ь н а я  д е я т е л ь н о с т ь ( р и с о в а н и е , л е п к а , аппликация). Дети сознательно отражают окружающую действительность в рисунке, лепке, конструировании. Отражение, котороепостроенонаработевоображения, наотображениисвоихнаблюдений, атакжевпечатлений, полученныхчерезслово, картинкуидругиевидыискусства. Мальчики, рисуяпожарных, изображаютсебяпожарными. Оттого, какребёноквоспринималсоциальныеявления, какоеунегосложилосьотношение, будетзависетьхарактеризображенияэтихявлений, выборцвета, расположениепредметовналисте, ихвзаимосвязь. Ковторойгруппеотносятсявидыдеятельности, которыедаютвозможностьребенкуприобщатьсякмирулюдейвреальномплане.

Предметнаядеятельность, труд, наблюдения.Предметнаядеятельностьудовлетворяетвопределенныйпериодразвитияребенкаегопознавательныеинтересы, помогаеториентироватьсявокружающеммире. Вгруппедолжныбытьпредметы, спомощьюкоторыхребенокзнакомитсясправиламибезопасногообращениясними. Этоколюще-режущиепредметы (иголки, ножницы, нож); электроприборы (магнитофон, проигрыватель, утюг, пылесос).Труд.Ребёнокначинаетподражатьвзрослым, делаяпопыткиподместипол, постиратькукольноебельё, протеретьпыль. Помереприобретениятрудовыхумений, ребёнокприобретаетчувствоуверенности.

Досуговыемероприятия - этовсегдапраздникдлядетей, используютсяразличныеформы: праздники, викторины, спортивно-игровыепрограммы, досуги, развлечения. Учебнаядеятельность. Впроцессеобученияназанятияхребенокимеетвозможностьприобретатьзнанияподруководствомвзрослогочеловека, которыйорганизуетсообщениезнаний, иконтролируетихусвоениедетьми, вноситнеобходимуюкоррекцию.

Такимобразом, ребенокзнакомитсясосновамибезопасностиспомощьюразнообразныхсредств, через  интеграцию всех образовательных областей.Именноонистановятсяисточникамипознаниямира. Каждоесредствоважносамопосебе, ивовзаимосвязисдругимисредствами, организованнымивединыйпедагогическийпроцесс. Однойизосновныхзадач, которыедолженрешитьпедагог, ставящийпередсобойцельюформированиеосновбезопасногоповеденияудошкольников, этосозданиеопределенныхусловий. Врешенииданнойзадачиболееактуалендеятельностиподход - какусловиепоознакомлениюдетейсосновамибезопасности. Именнодеятельностиподходявляетсяодновременноусловиемисредством, обеспечивающимребёнкувозможностьактивнопознаватьокружающийегомирисамомустановитьсячастьюэтогомира. Деятельность, особенносовместная, являетсясвоегородашколойпередачисоциальногоопыта. Ненасловах, анаделеребёноквидитипонимает, какиеопасностиокружаютеговокруг, какиеправилаирекомендациинеобходимовыполнять. Деятельностьобеспечиваетусловиедляформированиямногихличностныхкачеств. Ребёнокучитсясопереживанию, переживанию, овладеваетумениемпроявлятьсвоёотношениеиотражатьэтовпоступкахинаделевразныхопасныхситуациях. Всвоюочередьнеобходимоиспользоватькаждуювозможность, чтобыпохвалитьдетейзахорошийпоступок, засоблюдениезапретов. Пространственно - предметноеокружение. Вгруппесоздаетсяпространство, гдедетимогутпознакомитьсясразнымматериаломпоосновамбезопасности: разныеальбомынаданнуютему, детскиерисунки, настольно-печатныеигры, картины, наборыиллюстраций, разныевидытеатра, художественнаялитература, видеофильмы, сборникистихов, загадок, пословиц, атрибутыксюжетно-ролевойигре«Юныепожарные»ит.д. Проводясистемнуюработупоознакомлениюдетейсосновамибезопасности, можнодобитьсятого, чтодетипродемонстрируютвысокийуровеньзнанийиуменийврешениипоставленныхзадач. Удетейпоявитсястремлениерасширятьсвойкругозорподаннойтеме, желаниевыявлятьивникатьвсуществующиевнашеммиресвязииотношения. Онинаучатсявыделятьосновнойкругопасныхпредметовдомашнегообихода, будутиметьполные, точныепредставленияомерахпредосторожности, пониматьиаргументироватьзначимостьихсоблюдения; будутзнать, какизбежатьопасностиивыйтиизсложившейсяситуации. Появитсяпотребностьутвердитьсявсвоемотношениикокружающейдействительности, следоватьправиламповедениявопределенныхситуациях. Этимсамыммысохраняемжизньиздоровьедетей, способствуемформированиюосознанногоповедениявопасныхситуациях.

На сегодняшний день, работая с детьми младшего возраста 3-4 года,  мы начали и будем продолжать  в дальнейшем реализовывать поставленные задачи и добиваться положительных результатов в сохранении и укреплении физического и эмоционально- психического здоровья детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования 2018-2019 года «Средства и методы формирования у дошкольников навыков безопасной жизнедеятельности» Воспитатель МКДОУ «Краснянский детский сад» Клюева Светлана Александровна

Актуальность:Проблема безопасности человека в дорожном движении возникла с появлением колеса и созданием транспортных средств, для перевозки людей и грузов. В современных условиях, в св...

Мастер -класс для педагогов «Эффективные формы и методы формирования у дошкольников навыков безопасной жизнедеятельности»

Мастер- класс посвящен практическим вопросам формирования навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста. Ведь чем раньше мы начнем прививать навыки безопасного поведени...

«Средства и методы формирования у дошкольников навыков безопасной жизнедеятельности»

Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью ...

Конспект по теме самообразования в старшей группе № 11 «Средства и методы формирования у дошкольников навыков безопасной жизнедеятельности»

Одним из главных условий пребывания детей в детском саду является их безопасность.Цель: Формирование у воспитанников обеспечения безопасности жизнедеятельности.В течение года во время проводимых мероп...

Средства и методы формирования у дошкольников навыков безопасной жизнедеятельности в условиях реализации ФГОС ДО.

Средства и методы формирования у дошкольников навыков безопасной жизнедеятельности в условиях реализации ФГОС ДО....

« Средства и методы формирования у дошкольников навыков безопасной жизнедеятельности

Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения....

Консультация для педагогов «Средства и методы формирования у дошкольников навыков безопасной жизнедеятельности в условиях реализации ФГОС ДО»

Современная система образования определяет ребенка как активного участника образовательного процесса, который должен иметь возможность свободу самовыражения, выбора приоритетных направлений развития и...