Перспективное планирование по самообразованию «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».
методическая разработка (средняя группа) на тему
Перспективный план работы по Формированию элементарных математических представлений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_po_samoobrazovaniyu_2017.docx | 28.63 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы по самообразованию на тему:
«Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».
Воспитатели: Федосеева Евгения Владимировна
Мамлеева Алина Юрьевна
2017
Тема: Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.
Цель: Формировать у детей логические приемы мыслительной деятельности, а также умение понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умение выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи.
Задачи:
- Развитие воображения и креативного мышления (умение гибко, оригинально мыслить)
- Формирование символической функции сознания.
- Развитие у детей эмоционально-образного и логического мышления.
- Развитие интереса к играм, требующим умственного напряжения и интеллектуального усилия.
- Способствовать стремлению к достижению положительного результата, настойчивости и находчивости.
- Формирование базисных математических представлений и речевых умений.
- С помощью родителей воспитанников изготовить математические дидактические игры и пособия, соответствующие возрасту и интересам детей, и использовать их в учебно-педагогическом процессе;
Темы к изучению | Формы обучения | Способ демонстрации результата проделанной работы | |
Сентябрь | |||
Формирование элементарных математических представлений у детей 4-5 лет: - Количество и счет до 5 - Величина и цвет - Форма - Ориентировка в пространстве - Ориентировка во времени - Сенсорное развитие - Внимание, память, мышление | 1. Подобрать литературу по ФЭМП. 2. Мониторинг по ФЭМП. 4. Разработка плана работы. | 1. Изучение литературы по ФЭМП. 2. Анализ результатов мониторинга за прошлый учебный год. | |
Октябрь | |||
Количество и счет до 5 Учить считать до 5 (на основе наглядности), пользуясь правильными приемами счета: называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы; относить последнее числительное ко всем пересчитанным предметам. Формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счета. Формировать умение уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один (недостающий) предмет или убирая из большей группы один (лишний) предмет зайчиков меньше (2). Развивать умение отсчитывать предметы из большего количества; | 1. Создание развивающей среды в группе по ФЭМП 2. Методические пособия. 3. Чтение, обсуждение. 4. Консультации для родителей. | 1. Комплекты раздаточного и демонстрационного матерала по ФЭМП: - природный материал. - счетные палочки. 2. Дидактические средства и игры: Настольные развивающие игры: - вкладыши цифры. - цифры Книги: - умные книжки “Цифры и числа” Цель: закреплять навыки колличественного счета, повторение цифр. 3. Чтение и разучивание стихотворений. Пособие “Математика для малышей в стихах” 4.. Папка –пердвижка для родителей. | |
Ноябрь | |||
Величина и цвет Совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине (длинне. ширине, высоте), а также сравнивать два предмета по толщине путем непосредственного наложения или приложения их друг к другу; отражать результаты сравнения в речи, используя прилагательные: длиннее — короче, лире — уже, выше — ниже, толще — тоньше или равные (одинаковые) по :.шне, ширине, высоте, толщине. Развивать умение детей сравнивать предметы по двум признакам величины (красная лента длиннее и шире зеленой, желтый шарфик короче, уже синего). Формировать умение устанавливать размерные отношения между 3-5 предметами разной длины (ширины, высоты), толщины, располагать их в определенной последовательности — в порядке убывания или нарастания величины; вводить в активную речь детей понятия, обозначающие размерные отношения предметов («эта (красная) башенка — самая высокая, эта (оранжевая) — пониже, эта (розовая) — еще ниже, а эта (желтая) — самая низкая» и т. д.). | 1. Создание развивающей среды в группе по ФЭМП. 2. Методические пособия. 3. Беседы. Чтение, обсуждение. 4. Консультации для родителей. | Дидактические средства и игры: “Развивающие игры и занятия с палочками Кюзинера”В.П. Новикова, Л.И. Тихонова.: - “Змейка”- учить детей составлять группы из отдельных предметов, учить сравнивать предметы по длине. - “Разноцветные вагончики” – учить классифицировать предметы по цвету и длине, работать по алгоритму. - “Сулья для семьи” – учить сравнивать предметы по величине, обозначать словами результат сравнения (выше-ниже, шире-уже, больше-меньше) Занимательные игры. - “Обед для матрешек”(упорядочивание предметов по величине) - “Построим дом”(упорядочивание предметов по величине) Стенгазета “Математика для малышей” | |
Декабрь | |||
Форма Развивать представление детей о геометрических фигурах: круге, квадрата, треугольнике, а также шаре, кубе. Формировать умение выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов (наличие или отсутствие углов, устойчивость, подвижность и др.). Познакомить детей с прямоугольником, сравнивая его с кругом, квадратом, треугольником. Учить различать и называть прямоугольник, его элементы: углы и стороны. Формировать представление о том, что фигуры могут быть разных размеров: большой — маленький куб (шар, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Развивать умение соотносить форму предметов с известными детям геометрическими фигурами: тарелка — круг, платок — квадрат, мяч — шар, окно, дверь — прямоугольник и др. | 1.Создание развивающей среды в группе по ФЭМП. 2. Методические пособия. 3. Беседы, чтение, обсуждение. 4.Подвижные игры. | Дидактические средства и игры: Настольные развивающие игры: - Кубики Никитина «Кирпичики»; «Сложи узор». Цель: развивать восприятие формы , способность выделять фигуры из фона, зрительный глазомер, анализ, синтез, воображение) - Игры наматематическом планшете: “Узоры”, “Геометрия”, “Симметрия”, - Палочки “Сложи форму из палочек” - Палочки Кюизерена. - “Фигуры” Цель: познакомить с основными геометрическими фигурами, находить предметы схожей формы. - “Найди пару” Цель:формирование геометрической зоркости в умении соотносить форму предметов с изображениями геометрических фигуры. - Домино-пазл: “Веселый гараж”, “ Спецтехника”. Цель: способствуют развитию структуры логического мышления, цвето-восприятия, мелк. моторике. Рассматривание картинок, обсуждение и рассказ: Пособие для детей 4-5 лет Т.И. Ерофеева “Математические сказки”. Подвижные игры: “Найди свою фигуру”, “Найди свой домик” | |
Январь | |||
Ориентировка в пространстве Развивать умение определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед — назад, направо — налево, вверх — вниз); обозначать словами положение предметов по отношению к себе (передо мной стол, справа от меня дверь, слева — окно, сзади на полках — игрушки). Познакомить с пространственными отношениями: далеко — близко (дом стоит близко, а березка растет далеко). | 1.Создание развивающей среды в группе по ФЭМП. 2. Методические пособия. 3. Беседа, ситуативный разговор. 4. Чтение, обсуждение. | Комплекты раздаточного и демонстрационного матерала по ФЭМП: - сюжетные картинки (вверху, внизу, влево, вправо, на, под, далеко, длизко и т.д.) Дидактические средства и игры: Настольные развивающие игры: - головоломки - лабиринт - разрезные картинки - чудесный мешочек - разложи по образцу. - составь пейзаж. - конструирование из кубиков. - узнай, что изменилось - Где Маша? Цель: развитие восприятия и пространственных представлений. Ситуативный разговор . - покажи правильно - выполни команду - рассматривание картинки - составь рассказ по картинке -обсуждение и рассказ о том, кто(что) нарисовано. - уточнение места нахождения предмета, побуждение ребенка употреблять выделенные слова (предлоги) Чтение и разучивание стихотворений. - альбом стихотворений “Ориентирование” | |
Февраль | |||
Ориентировка во времени Расширять представления детей о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро —день —вечер —ночь). Объяснить значение слов: вчера, сегодня, завтра. | 1.Создание развивающей среды в группе по ФЭМП. 2. Методические пособия. 3. Беседа, ситуативный разговор. 4. Консультации для родителей | Комплекты раздаточного и демонстрационного матерала по ФЭМП: - карточки (утро, день, вечер. ночь) - сюжетные картиники (вчера, сегодня, завтра) - настенный цветок “Дни недели” Дидактические средства и игры: Настольные развивающие игры: - пособие – утро, день, вечер, ночь. Беседы по картинке: - “Режим дня”, “Мы дружим с режимом дня” ,“Утро в раздевальной комнате”, “На зарядку по порядку”. - Загадки и задачки про дни недели. Консультация: «Развитие математических способностей у дошкольников» | |
Март | |||
Сенсорное развитие Продолжать работу по сенсорному развитию в разных видах деятельности. Обогащать сенсорный опыт, знакомя детей с широким кругом предметов и объектов, новыми способами их обследования. Закреплять полученные ранее навыки их обследования. | 1.Создание развивающей среды в группе по ФЭМП. | Дидактические средства и игры: Настольные развивающие игры: - умные книжки ля детей 4-5 лет “Послушный карандаш” Цель: развать мелкую моторику рук и координацию движений руки. - “Геометрический город”, “Кто быстрее”, “ Сравни дома”, “Что изменилось?”. Цель: формирование сенсорных эталонов. - “Трудные виражи”, “Фотограф и заяц” Цель: развитие точности движений. - мозайка - шнуровки - геометрическая мозайка - математический планшет, - пирамидки - пазлы вкладыши | |
Апрель | |||
Внимание, память, мышление , Мышление Цель: - развивать мышление, умение группировать предметы по общему признаку - развивать аналитическое мышление, умение сравнивать и рассуждать. память, Цель: - развивать наблюдательность и умение запоминать и припоминать. - развивать умение запоминать слова на слух и припоминать их при рассматривании картинок - развивать зрительную память. Внимание Цель: - развивать концентрацию внимания, зрительное восприятие. - развивать умение сосредоточивать внимание. | 1. Создание развивающей среды в группе по ФЭМП. 2. Беседа, ситуативный разговор. 3. Методические пособия. | Дидактические средства и игры: Настольные развивающие игры: - Умные книжки для детей 4-5 лет: Внимание: “Нади отличия” Цель: сравнивание между собой картинки, указав признаки, сходства и различия. Память: “Запомни картинки” Цель: научить запоминать, развивать зрительное восприятие и произвольное внимание. Мышление: “Мышление, логика” Цель: обучение детей классифицировать предметы по внешним и функциональным признакам, находить сходства и различия между предметами. - Лото на математическом планшете: “Четвертый лишний”, “ Назови предмет по функции” Цель:развивать логического и функционального мышления. - “Противоположности” – развитие памяти, внимания. - чудо-кубики 2 “Сложи узор” Цель: способствуют развитию у ребенка внимание, памяти, мышление, творческого воображения, графических навыков. - что изменилась?. - повторяй друг за другом. - запомни картинку - куда залетела пчела? - найди игрушку - что лишнее? Цель: развитие внимания, мышления, воображения. | |
Май | |||
Закрепление пройденного материала. | 1.Консультации для родителей. 2. Мониторинг по ФЭМП 3. Консультация для педагогов. | Папка передвижка: “Математика для дошколят” Проведение мониторинга по ФЭМП. Презентациия о проделанной работе для педагогов. |
Ожидаемые результаты:
- Математический уголок пополнится новыми самодельными математическими и дидактическими играми и пособиями;
- Умения детей использовать графические средства, логические умения в занимательной математике.
- Развитие у детей мелкой моторики рук, творческого воображения, композиционных умений, цветовосприятия и зрительной координации.
- Развитие у детей интереса к математическим знаниям, самостоятельности и творческого воображения, гибкости мышления, умение доказывать правильность суждений.
- Родители проявят интерес к данной теме, примут активное участие в изготовлении самодельных математических дидактических игр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реферат по самообразованию и консультация для педагогов на тему: "Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников"
Реферат по самообразованию, консультация для педагогов на тему: «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»....
План по самообразованию на тему: «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».
Индивидуальный план самообразованияНа 20...-20.... учебный год Тема: «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников». Цель и за...
Самообразование:«Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».
самообразование...
Перспективное планирование по самообразованию «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников» 2020-2021г.
Планирование по самообразованию "Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников"...
Перспективное планирование по самообразованию «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников» 2019-2020г.
План работы по самообразованию на 2019-2020гг....