Перспективное планирование по самообразованию «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».
методическая разработка (средняя группа) на тему

Федосеева Евгения Владимировна

Перспективный план работы по Формированию элементарных математических представлений 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_po_samoobrazovaniyu_2017.docx28.63 КБ

Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию на тему:



«Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».





 Воспитатели:                                                                 Федосеева Евгения Владимировна

                                                                                         Мамлеева Алина Юрьевна

2017

Тема: Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.

Цель: Формировать у детей логические приемы мыслительной деятельности, а также умение понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умение выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи.

Задачи:

  • Развитие воображения и креативного мышления (умение гибко, оригинально мыслить)
  • Формирование символической функции сознания.
  • Развитие у детей эмоционально-образного и логического мышления.
  • Развитие интереса к играм, требующим умственного напряжения и интеллектуального усилия.
  • Способствовать стремлению к достижению положительного результата, настойчивости и находчивости.
  • Формирование базисных математических представлений и речевых умений.
  • С помощью родителей воспитанников изготовить математические  дидактические игры и пособия, соответствующие возрасту и  интересам детей, и использовать их  в учебно-педагогическом процессе;

Темы к изучению

Формы обучения

Способ демонстрации результата проделанной работы

Сентябрь

Формирование элементарных математических представлений у детей 4-5 лет:

- Количество и счет до 5

- Величина и цвет

- Форма

- Ориентировка в пространстве

- Ориентировка во времени

- Сенсорное развитие

- Внимание, память, мышление

1. Подобрать литературу по ФЭМП.

2. Мониторинг по ФЭМП.

4. Разработка плана работы.

1. Изучение  литературы по ФЭМП.

2. Анализ результатов мониторинга за прошлый учебный год.

Октябрь

Количество и счет до 5

Учить считать до 5 (на основе наглядности), пользуясь правильными приемами счета: называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы; относить последнее числительное ко всем пересчитанным предметам.

Формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счета.

Формировать умение уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один (недостающий) предмет или убирая из большей группы один (лишний) предмет зайчиков меньше (2).

Развивать умение отсчитывать предметы из большего количества;

1. Создание развивающей среды в группе по ФЭМП

2. Методические пособия.

3. Чтение, обсуждение.

4. Консультации для родителей.

1. Комплекты раздаточного и демонстрационного матерала по ФЭМП:

- природный материал.

- счетные палочки.

2. Дидактические средства и игры:

Настольные  развивающие игры:

- вкладыши цифры.

- цифры

Книги:

- умные книжки “Цифры и числа”

Цель: закреплять навыки колличественного счета, повторение цифр.

3. Чтение и разучивание стихотворений.

 Пособие “Математика для малышей в стихах”

4.. Папка –пердвижка для родителей.

Ноябрь

Величина и цвет

Совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине (длинне. ширине, высоте), а также сравнивать два предмета по толщине путем непосредственного наложения или приложения их друг к другу; отражать результаты сравнения в речи, используя прилагательные: длиннее — короче, лире — уже, выше — ниже, толще — тоньше или равные (одинаковые) по :.шне, ширине, высоте, толщине.

Развивать умение детей сравнивать предметы по двум признакам величины (красная лента длиннее и шире зеленой, желтый шарфик короче, уже синего).

Формировать умение устанавливать размерные отношения между 3-5 предметами разной длины (ширины, высоты), толщины, располагать их в определенной последовательности — в порядке убывания или нарастания величины; вводить в активную речь детей понятия, обозначающие размерные отношения предметов («эта (красная) башенка — самая высокая, эта (оранжевая) — пониже, эта (розовая) — еще ниже, а эта (желтая) — самая низкая» и т. д.).

1. Создание развивающей среды в группе по ФЭМП.

2. Методические пособия.

3. Беседы.

Чтение, обсуждение.

4.  Консультации для родителей.

Дидактические средства и игры:

“Развивающие игры и занятия с палочками Кюзинера”В.П. Новикова, Л.И. Тихонова.:

- “Змейка”- учить детей составлять группы из отдельных предметов,  учить сравнивать предметы по длине.

- “Разноцветные вагончики” – учить классифицировать предметы по цвету и длине, работать по алгоритму.

- “Сулья для семьи” – учить сравнивать предметы по величине, обозначать словами результат сравнения (выше-ниже, шире-уже, больше-меньше)

Занимательные игры.
 - “Спортсмены строятся “ (упорядочивание предметов по величине)

- “Обед для матрешек”(упорядочивание предметов по величине)

-  “Построим дом”(упорядочивание предметов по величине)

 Стенгазета  “Математика для малышей”

Декабрь

Форма

Развивать представление детей о геометрических фигурах: круге, квадрата, треугольнике, а также шаре, кубе. Формировать умение выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов (наличие или отсутствие углов, устойчивость, подвижность и др.).

Познакомить детей с прямоугольником, сравнивая его с кругом, квадратом, треугольником.

Учить различать и называть прямоугольник, его элементы: углы и стороны.

Формировать представление о том, что фигуры могут быть разных размеров: большой — маленький куб (шар, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

Развивать умение соотносить форму предметов с известными детям геометрическими фигурами: тарелка — круг, платок — квадрат, мяч — шар, окно, дверь — прямоугольник и др.

1.Создание развивающей среды в группе по ФЭМП.

2. Методические пособия.

3. Беседы,

чтение, обсуждение.

4.Подвижные игры.

Дидактические средства и игры:

Настольные  развивающие игры:

-  Кубики Никитина «Кирпичики»; «Сложи узор».

Цель: развивать восприятие формы , способность выделять фигуры из фона, зрительный глазомер, анализ, синтез, воображение)

-  Игры наматематическом  планшете: “Узоры”, “Геометрия”, “Симметрия”,

- Палочки “Сложи форму из палочек”

- Палочки Кюизерена.

-  “Фигуры”

Цель: познакомить с основными геометрическими фигурами, находить предметы схожей формы.

- “Найди пару”

Цель:формирование геометрической зоркости в умении соотносить форму предметов с изображениями геометрических фигуры.

- Домино-пазл: “Веселый гараж”, “ Спецтехника”.

Цель: способствуют развитию структуры логического мышления, цвето-восприятия, мелк. моторике.

Рассматривание картинок, обсуждение и рассказ:

Пособие для детей 4-5 лет Т.И. Ерофеева

“Математические сказки”. Подвижные игры:

“Найди свою фигуру”,  “Найди свой домик”

Январь

Ориентировка в пространстве

Развивать умение определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед — назад, направо — налево, вверх — вниз); обозначать словами положение предметов по отношению к себе (передо мной стол, справа от меня дверь, слева — окно, сзади на полках — игрушки).

Познакомить с пространственными отношениями: далеко — близко (дом стоит близко, а березка растет далеко).

1.Создание развивающей среды в группе по ФЭМП.

2. Методические пособия.

3. Беседа, ситуативный разговор.

4. Чтение, обсуждение.

Комплекты раздаточного и демонстрационного матерала по ФЭМП:

-  сюжетные картинки  (вверху, внизу, влево, вправо, на, под, далеко, длизко и т.д.)  Дидактические средства и игры:

Настольные  развивающие игры:

- головоломки

- лабиринт

- разрезные картинки

- чудесный мешочек

- разложи по образцу.

- составь пейзаж.

- конструирование  из кубиков.

- узнай, что изменилось

- Где Маша?

Цель: развитие восприятия и пространственных представлений.

Ситуативный разговор .

- покажи правильно

- выполни команду

- рассматривание картинки

- составь рассказ по картинке

-обсуждение и рассказ о том, кто(что) нарисовано.

- уточнение места нахождения предмета, побуждение ребенка употреблять выделенные слова (предлоги)

Чтение и разучивание стихотворений.

- альбом стихотворений “Ориентирование”

Февраль

Ориентировка во времени

Расширять представления детей о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро —день —вечер —ночь). Объяснить значение слов: вчера, сегодня, завтра.

1.Создание развивающей среды в группе по ФЭМП.

2. Методические пособия.

3. Беседа, ситуативный разговор.

4. Консультации для родителей

Комплекты раздаточного и демонстрационного матерала по ФЭМП:

- карточки (утро, день, вечер. ночь)

- сюжетные картиники (вчера, сегодня, завтра)

- настенный цветок “Дни недели”

Дидактические средства и игры:

Настольные  развивающие игры:

- пособие – утро, день, вечер, ночь.

Беседы по картинке:

  - “Режим дня”, “Мы дружим с режимом дня” ,“Утро в раздевальной комнате”, “На зарядку по порядку”.

- Загадки  и задачки про дни недели.

Консультация:

«Развитие математических способностей у дошкольников»

Март

Сенсорное развитие

Продолжать работу по сенсорному развитию в разных видах деятельности. Обогащать сенсорный опыт, знакомя детей с широким кругом предметов и объектов, новыми способами их обследования. Закреплять полученные ранее навыки их обследования.

1.Создание развивающей среды в группе по ФЭМП.

Дидактические средства и игры:

Настольные  развивающие игры:

- умные книжки ля детей 4-5 лет “Послушный карандаш”

Цель: развать мелкую моторику рук и координацию движений руки.

- “Геометрический город”, “Кто быстрее”, “ Сравни дома”, “Что изменилось?”.

Цель: формирование сенсорных эталонов.

- “Трудные виражи”, “Фотограф и заяц”

Цель: развитие точности движений.

- мозайка

-  шнуровки

- геометрическая мозайка

- математический планшет,

- пирамидки

- пазлы вкладыши

Апрель

Внимание, память, мышление ,

Мышление

Цель:

- развивать мышление, умение группировать предметы по общему признаку

- развивать аналитическое мышление, умение сравнивать и рассуждать.

память,

Цель:

-  развивать наблюдательность и умение запоминать и припоминать.

- развивать умение запоминать  слова на слух и припоминать их при рассматривании картинок

- развивать зрительную память.

Внимание

Цель:

- развивать концентрацию внимания, зрительное восприятие.

- развивать умение сосредоточивать внимание.

1. Создание развивающей среды в группе по ФЭМП.

2. Беседа, ситуативный разговор.

3. Методические пособия.

Дидактические средства и игры:

Настольные  развивающие игры:

- Умные книжки для детей 4-5 лет:

Внимание: “Нади отличия”

Цель: сравнивание между собой картинки, указав признаки, сходства и различия.

Память: “Запомни картинки”

Цель: научить запоминать, развивать зрительное восприятие и произвольное внимание.

Мышление: “Мышление, логика”

Цель: обучение детей классифицировать предметы по внешним и функциональным признакам, находить сходства и различия между предметами.

- Лото на математическом планшете:

“Четвертый лишний”, “ Назови предмет по функции”

 Цель:развивать логического и функционального мышления.

- “Противоположности” – развитие памяти, внимания.

- чудо-кубики 2  “Сложи узор”

Цель: способствуют развитию у ребенка внимание, памяти, мышление, творческого воображения, графических навыков.

- что изменилась?.

-  повторяй друг за другом.

- запомни картинку

- куда залетела пчела?

-  найди игрушку

- что лишнее?

Цель: развитие внимания, мышления, воображения.

Май

Закрепление пройденного материала.

1.Консультации для родителей.

2. Мониторинг по ФЭМП

3. Консультация для педагогов.

Папка передвижка:

“Математика для дошколят”

Проведение мониторинга  по ФЭМП.

 Презентациия о проделанной работе для педагогов.

Ожидаемые результаты:

  • Математический уголок пополнится новыми самодельными  математическими и дидактическими играми и пособиями;
  • Умения детей использовать графические средства, логические умения в занимательной математике.
  • Развитие у детей мелкой моторики рук, творческого воображения, композиционных умений, цветовосприятия и зрительной координации.
  • Развитие у детей интереса к математическим знаниям, самостоятельности и творческого воображения, гибкости мышления, умение доказывать правильность суждений.
  • Родители проявят интерес к данной теме, примут активное участие в изготовлении самодельных математических  дидактических игр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат по самообразованию и консультация для педагогов на тему: "Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников"

Реферат по самообразованию, консультация для педагогов на тему: «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»....

План по самообразованию на тему: «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».

Индивидуальный план самообразованияНа 20...-20.... учебный год Тема: «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников». Цель и за...

Перспективное планирование по самообразованию «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников» 2020-2021г.

Планирование по самообразованию "Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников"...