Перспективное планирование по самообразованию «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников» 2019-2020г.
методическая разработка (подготовительная группа)

План работы по самообразованию на 2019-2020гг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_po_samoobrazovaniyu_2019-2020g.docx34.16 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ СШ №55 ДСП «Территория детства»

План работы по самообразованию  2019-2020 год

на тему:



«Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».





 Воспитатели:                                                         Лукаева Мария Игоревна                                                                                                                                      

                                                                      Федосеева Евгения Владимировна    

                                                 

г. Красноярск

Актуальность

Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека.

Игра и учеба – две разные деятельности, между ними имеются качественные различия. Справедливо замечено еще Н.К.Крупской, что «школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребенку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает организационную роль игры. Переход от игры к серьезным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы».

Значит, задача педагога  – сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности – к учебной. Решающую роль в этом играют развивающие игры.

Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс

решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.

В связи с этим нас заинтересовала проблема: можно ли повысить мотивацию дошкольников в формировании элементарных математических представлений посредством использования развивающих игр.

Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы.

Исходя из этого, мы сформулировали следующую рабочую гипотезу: развитие элементарных математических представлений у дошкольников посредством развивающих игр  будет эффективно при условии использования игровых методов и приемов в образовательном процессе.

В дошкольном возрасте, на наш взгляд, игра имеет важнейшее значение.

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.

Игры математического содержания рассматриваются нами как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя и детей по формированию элементарных математических представлений.

Научно-теоретическая база опыта

Одна из важных задач воспитателей и родителей – развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.

Понятие «математическое развитие» дошкольников трактуется в основном как формирование и накопление математических знаний и умений. (Л.А.Венгер) В настоящее время вопросы формирования познавательной деятельности дошкольников рассмотрены известными российскими и зарубежными педагогическими деятелями, такими как Л.Г. Петерсоном,, О.А. Карбановой, А.Г. Асмоловым, и другими.

«Учитесь мыслить, играя» - говорил известный психолог Е.Заика, разработавший целую серию игр, направленных на развитие мышления.

Игра и мышление – эти два понятия стали основополагающими в современной системе математического развития дошкольников.

         Известными учёными (Выготский П.С., Давыдов В.В, Запорожец) установлено, что овладение логическими операциями занимает существенное место в общем развитии ребёнка.  В настоящее время прослеживаются два подхода к определению содержания обучения. Ряд авторов (Г.А.Корнеева, Э.Ф. Николаева, Е.В. Родина) эффективность математического развития детей связывают с расширением информационной насыщенности занятий. Другие же (П.Я. Гальперин, А.Н. Федорова) стоят на позиции обогащения содержания, направленного на развитие интеллектуальных способностей и формирование содержательных, научных представлений и понятий.

Познание и отображение в представлениях общих связей и отношений дошкольники осуществляют посредством наглядно-действенного и наглядно-образного мышления (А. В. Запорожец, Л.А. Венгер, Н. Н.Поддьяков, С. Л. Новоселова и др.). Я разделяю точку зрения, согласно которой все виды мышления развиваются одновременно и имеют непреходящее значение на протяжении всей человеческой жизни. (Н.Н. Поддьяков). В практике работы дошкольных учреждений накоплен достаточный опыт использования игр и игровых упражнений при обучении детей математике. В последние годы проведены исследования игр с математическим содержанием: сюжетно-дидактические игры математического содержания (А. А. Смоленцева); обучающие игры с элементами информатики и моделирования (А. А. Столяр); игры, направленные на интеллектуальное развитие детей (А. А. Зак, 3.А. Михайлова);

Начиная работу по данной теме, мы ознакомились с существующими ныне методиками по ФЭМП. Это работы таких авторов как: Леушина, Ерофеева, Колесникова, Новикова, Соловьева, Петерсон, Никитин. Конечно же все они отличаются как по содержанию, так и по форме подачи материала, однако общее, что определяет все эти методики то, что все вышеперечисленные авторы делают упор на игру, как на средство, метод и форму организации образовательного процесса у дошкольников.

Можно выделить следующие особенности занимательных игр  предлагаемые детям для усвоения математических представлений:

  1. Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.
  2. Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств.
  3. Все психологические новообразования берут начало в игре.
  4. Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике.
  5. Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов.

В формировании у детей математических представлений в нашей работе широко используется занимательный математический материал. Игровой материал  включаю в ход самого мероприятия или использую в конце его, когда наблюдается снижение умственной активности детей. В непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений применяем различные дидактические игры: с цифрами, на ориентацию в пространстве, с использованием геометрических фигур, на развитие логического мышления, путешествия во времени. Чтобы уточнить и конкретизировать знания детей о числах, их назначении, геометрических формах, временных отношениях я применяю занимательные задачи, загадки. Развивать мышление детей помогают различные виды логических задач и упражнений, словесные игры, которые строятся на словах и действиях играющих. Задачи, загадки-шутки применяю при обучении решению арифметических задач, действий над числами, формировании временных представлений. Дети описывают предметы, выделяя их характерные признаки, находят характерные признаки сходства и различия, отгадывают по описанию, группируют предметы по различным признакам и свойствам. Одновременно у них формируется умение правильной форме высказываний: «я считаю, что…», «я думаю, что…», «моё мнение…», которые в повседневной жизни они используют редко. В качестве «умственной гимнастики» используем несложные занимательные задачи. Используя различные дидактические игры в работе с детьми, можно убедиться в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания, активно отвечают на  вопросы.  В работе нам помогают такие приёмы мотивации, как, общение с игровыми персонажами, которым необходима помощь. В данных ситуациях дети  из обучаемых превращаются в обучающих, они размышляют, доказывают, делают умозаключение.

Игры математического содержания рассматриваются нами как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя и детей  по формированию элементарных математических представлений.

 Многообразие занимательного материала – игр, задач, головоломок  дает основание для их классификации. Классифицировать их можно по разным признакам по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также по направленности на развитие тех или иных умений.

В группе создан центр  «Занимательная математика». В него вошли развивающие игры, которые помогают развитию познавательных способностей, формированию интереса к деятельности с числами, геометрическими фигурами, величинами. Предлагаемые настольно-печатные игры, позволяют развивать логическое мышление, навыки счета, знакомят с цифрами, способствуют развитию произвольного внимания, эмоционального контроля, усидчивости. Удачно используются игры, в которых необходимо бросать кубик и делать ход в соответствии с количеством выпавших очков. Двигаясь по схеме, трассе фишками, каждый ребенок упражняется в запоминании порядка следования чисел. В центре размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей мог выбрать себе игру по интересам. Всю работу в центре занимательной математики организовываем с учётом индивидуальных особенностей детей. Предлагаем ребёнку игру, ориентируясь на уровень его умственного и нравственно-волевого развития, проявления активности, вовлекаю в игры малоактивных, пассивных детей, заинтересовываю их. Помогаем освоить игру.

       

Тема «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

Цель и задачи:

  1. Изучение актуальности использования игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.  
  2. Активно воздействовать на всестороннее развитие детей:  

обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).

         

  Технология опыта

Месяц

Задачи обучения

Логические игры, задачи, упражнения

Сентябрь

-упражнять в умении выявлять, абстрагировать и называть свойства предметов, обозначая словами отсутствие какого-либо предмета;

-совершенствовать навыки счёта в пределах 20, называть числа в прямом и обратном порядке;

-развивать логическое мышление, внимание, память;

-продолжать развивать умение чётко и ясно излагать свои мысли.

д/з «Где чей дом»

д/з «Когда приедет мама»

д/у «Молчанка»

д/у «Сосчитай-ка»

Игровое пособие «Коврограф Воскобовича»

Октябрь - нябрь

-закреплять умение оперировать знаками +, -, =, >, <;

-закреплять умение оперировать алгоритмами;

-развивать логическое мышление, память, внимание.

д/у «Узнай код»

д/и «Выращивание дерева»

д/у «Счётная машинка»

Декабрь

-учить детей решать кроссворды;

-закреплять знания о цифрах, буквах;

-закреплять умение ориентироваться на плоскости листа;

-развивать быстроту мышления.

Кроссворды, ребусы, лабиринты

Конструктор «Cuboro»

Январь

-закреплять умение классифицировать по трём признакам: цвет, форма, размер;

-закреплять умение группировать по цвету, форме, размеру;

-развивать внимание, логическое мышление.

д/и «Наведи порядок»

д/и «Игра с тремя обручами»

д/у «Помоги Вини Пуху»

д/и «Трамвай»

счетные палочки Кюизенера

Февраль - март

-закреплять знание о геометрических фигурах (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник), познакомить с ромбом;

-упражнять в преобразовании геометрических фигур;

-упражнять в счёте предметов в разных направлениях, в любом расположении;

-развивать смекалку, комбинаторные представления, воображение, конструктивное мышление, сообразительность, находчивость, целенаправленность в решении практических задач.

д/и «Вьетнамская игра»

д/и «Листик»

д/и «Сфинкс»

д/и «Гексамино»

Апрель

-закрепить умение ориентироваться в пространстве;

-развить графические навыки.

«Графические диктанты»

д/и «Найди все дороги»

Май

-учить анализировать и сравнивать две группы фигур;

-развивать мыслительные операции.

Задачи на поиск признака отличия одной группы фигур от другой

Блоки Дьенеша

Диагностика

  1. Восприятие, выделение, выбор форм (квадрат, прямоугольник, треугольник), воссоздание их из элементов (частей).

Низкий уровень. Выделяет, называет фигуры (путает названия). Воссозданием не владеет. Называет отдельные слова.

Средний уровень. Выделяет, называет фигуры. Способом воссоздания не владеет (делает определённые попытки). Действия поясняет схематически.

Высокий уровень. Выбирает, называет фигуры, объясняет действия. Воссоздаёт из частей геометрические фигуры.

  1. Умение определять количество, пользуясь числами; практически устанавливать равенство, различать, называть цифры, их последовательность.

Низкий уровень. Определяет количество, ошибается в использовании чисел после четырёх, различает цифры. Равенство не устанавливает.

Средний уровень. Пользуется числами безошибочно, различает и частично называет цифры, равенство не устанавливает, Объяснения отрывочные.

Высокий уровень. Безошибочно пользуется числами, владеет последовательностью цифр, уравнивает, объясняет действия.

  1. Ориентировка от себя при определении направления движения (со сменой) по лабиринту.

Низкий уровень. Ведёт карандашом, направление не называет. Делает несколько попыток.

Средний уровень. Называет изменения в направлении движения, допускает ошибки. Объясняет свои действия.

Высокий уровень. Безошибочно определяет и называет направления.

  1. Умение чередовать, распределять предметы (по цвету, форме, количеству); практически ориентироваться на алгоритм, заданный вербально, с выполнением действий по наглядной основе (рисунку).

Низкий уровень. Цель действия не осознаёт. Выполняет хаотические действия.

Средний уровень. Осуществляет действия по картинке, придерживается цели, объясняет. Результата достигает лишь частично.

Высокий уровень. Решает задачи правильно, предлагает варианты. Объясняет.

  1. Проявление догадки, сообразительности при решении логических задач включённых в ситуацию-игру.

Низкий уровень. Отражает бытовое понимание ситуации.

Средний уровень. Предлагает догадку, рассказывает, допускает ошибки.

Высокий уровень. Выполняет задание мысленно, доказывает правильность решения.

  1. Эмоциональное отношение к предложенным заданиям. Вешнее проявление интереса.

Низкий уровень. Безразличен, интересуется картинками.

Средний уровень. Радуется успеху.

Высокий уровень. Пытается анализировать свои действия, утверждает их правильность. Радуется успеху.

Планирования деятельности

по теме самообразования.

Модуль

Направления деятельности по теме

Мероприятия

Сроки

Научно-методическое обеспечение

Обучение по теме самообразования

- изучение опыта других педагогов по данной теме

сентябрь-май

Ознакомление с  научной и методической литературой по теме

- посещение библиотеки, книжных магазинов;

- поиск литературы в сети Интернет

сентябрь-октябрь

Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса

разработка:

-  учебно-методических комплексов;

-  дидактических игр, упражнений, образовательных ситуаций;

- конспектов непосредственно образовательной деятельности;

-  проектов, развлечений;

- рекомендаций, консультаций;

- папок-передвижек

октябрь-ноябрь

Проектирование деятельности

- разработка перспективных и тематических планов;

- составление программы деятельности по теме

сентябрь

Мониторинг деятельности

- проведение диагностических наблюдений;

- обработка полученных данных;

- отслеживание промежуточных результатов;

- соотнесение полученных результатов с планируемыми результатами

октябрь

май

Психолого-педагогическое обеспечение

Формирование личностных качеств воспитанников

в процессе реализации темы по самообразованию

- проведение ситуаций позитивного общения;

- оказание недирективной помощи в процессе совместной и самостоятельной деятельности воспитанников;

- поддерживание

доброжелательных отношений воспитанников  друг к другу;

-  поддерживание взаимодействия воспитанников  друг с другом в разных видах деятельности;

- ориентировка на интересы и возможности каждого ребенка;
- поддерживание инициативы и самостоятельности воспитанников;

- применение в образовательной деятельности форм и методов работы, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей

сентябрь-май

Вовлечение родителей в образовательную деятельность по теме самообразования

Проведение консультации для родителей детей подготовительной группы на тему «Роль развивающих игр в воспитании детей дошкольного возраста»;

Проведение индивидуальных бесед с родителями.

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного  материала.

Памятка для родителей «Нам пора в школу»

сентябрь-май

Условия

реализации методической темы

Создание развивающей предметно-пространственной среды

- оформление отдельных помещений или развивающих зон в группе;

- оснащение пространства группы новыми играми;

- создание объектов и предметов, обеспечивающих разнообразную деятельность детей по методической теме

сентябрь-май

Обобщение результатов

Описание и обобщение деятельности по теме самообразования

представление опыта в форме:

- презентаций;

- проектов;

- выставок;

- непосредственно образовательной деятельности;

- публикаций

март-май

Результативность

         Считаем, что наша педагогическая работа имеет положительный результат. У детей появился познавательный интерес к математике: они с удовольствием играют в математические игры, ждут с нетерпением НОД «ФЭМП».

Дети стали более самостоятельны, активны, коммуникабельны, умеют строить простые умозаключения, делать выводы. У них стали более развиты мыслительные операции: способность анализировать, вычленять, обобщать, сравнивать, классифицировать, а также проявляется логическое мышление и развивается речь. Благодаря созданию РППС, насыщенной игровым материалом математического содержания и использованию продуманной системы развивающих игр в регламентированных и нерегламентированных формах работы, у детей возник  познавательный интерес  к математике, дошкольники осваивали математические знания и умения по программе без перегрузок и утомительных занятий.

Таким образом, регулярное использование системы специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор дошкольников; способствует математическому развитию; повышает качество математической подготовленности к школе; позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Адресная направленность

        Опыт адресуется творческим педагогам и родителям, интересующимся темой формированию элементарных математических представлений через игру у детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат по самообразованию и консультация для педагогов на тему: "Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников"

Реферат по самообразованию, консультация для педагогов на тему: «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»....

План по самообразованию на тему: «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».

Индивидуальный план самообразованияНа 20...-20.... учебный год Тема: «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников». Цель и за...

Перспективное планирование по самообразованию «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников» 2020-2021г.

Планирование по самообразованию "Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников"...