Песочная терапия
статья (младшая группа) на тему
Игра в песок для малышей является самым доступным и естественным способом самотерапии. Родители и воспитатели младших групп могут использовать игры с песком в качестве психопрофилактического средства в период адаптации детей в жизни в детском саду. Взрослый через игру с ребенком в песочнице может ненавязчиво сообщить ему нормы и правила поведения в группе. В свою очередь для малыша, еще слабо владеющего речью, песочница становится своеобразным театром одного актера, сценой для его внутреннего Я.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pesochnaya_terapiya.docx | 17.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Песочная терапия
Игра в песок для малышей является самым доступным и естественным способом самотерапии. Родители и воспитатели младших групп могут использовать игры с песком в качестве психопрофилактического средства в период адаптации детей в жизни в детском саду.
Взрослый через игру с ребенком в песочнице может ненавязчиво сообщить ему нормы и правила поведения в группе. В свою очередь для малыша, еще слабо владеющего речью, песочница становится своеобразным театром одного актера, сценой для его внутреннего Я. Через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности, а также рождаются следующие задачи:
- В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения между воспитателем и ребенком. Для ребенка роль воспитателя становится понятной, предсказуемой и значимой, что укрепляет его доверие к миру.
- В песочнице взаимодействие со взрослым и сверстниками ребенок более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и общения в группе.
- В песочных играх с миниатюрными фигурками ребенок с помощью взрослого проигрывает психотравмирующую ситуацию расставания с родителями, встречу с неизвестным, осваивает позитивные способы поведения.
- Воспитатель становится для ребенка проводником в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире.
Общие рекомендации по подготовке и проведению адаптационных игр и занятий.
- Игры проводятся с подгруппой детей, особое внимание при этом взрослый уделяет вновь прибывшему ребенку. Желательно, чтобы в данной подгруппе уже были дети, адаптированные в детском саду, т.к. много игр новичок будет выполнять по подражанию или из любопытства.
- При проведении первых адаптационных игр или занятий не обязательно придерживаться жесткой структуры занятия, возможно продление по времени игры в песке, если это хорошо стабилизирует психофизическое состояние ребенка.
- Взрослый вначале показывает способы действия, а затем ребенок “рука в руке” или самостоятельно выполняет их. Не стоит настаивать на четком выполнении инструкции, взрослый должен на первых порах подстраиваться под ребенка.
- Для начала и окончания игр занятий вырабатывается особый ритуал приветствия и прощания (это может быть определенная музыка, песочные часы).
- На первых двух-трех занятиях ребенку не показывают весь набор игрушек, он должен освоить достаточно широкий спектр простых манипуляций с песком при помощи рук, лопатки, кисточки. Желательно чтобы ребенок принес из дома одну из самых любимых игрушек (высотой не более 10-15 см., она должна хорошо обрабатываться), но ребенок может и выбрать игрушку из предложенных взрослым. Она становится посредником в играх ребенка с песком.
Правила поведения, запреты, поощрения осуществляются взрослым через игрушку-посредника (“Песочного человечка”). Взрослый знакомит детей со своей игрушкой (“Песочным человечком”).
Упражнение “Здравствуй, песок!”.
Педагог. Песочный человечек хочет показать детками и их игрушкам много интересных игр в песочном мире. Давайте поздороваемся с нашим новым другом – песком.
Правила игры в песочнице для малышей:
На этом этапе целесообразно познакомить ребенка с правилами поведения в песочнице. Т.к. часть песка при игре обычно высыпается из песочницы, нужно обратить внимание ребенка на этот факт.
Педагог. Песочный человечек загрустил, поэтому его друзья-песчинки потерялись и не смогли вернуться к своим друзьям в песочницу. Песочный человек просит тебя, малыш:
- Береги песчинки – не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался, покажи это взрослому, и он поможет ему вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.
- Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других людей. Нельзя брать песок в рот и бросаться им в других людей.
- У детей должны быть чистые ручки и носики. Поиграл с песком – помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу.
Игра-занятие “Песочный детский сад”
В данной игре поэтапно обыгрывается целый день в настоящем детском саду, с соблюдением последовательности выполнения основных режимных моментов (приход ребенка в садик, зарядка, завтрак, занятия, прогулка и т.д.), а также все доступные ребенку навыки самообслуживания. Особое внимание необходимо уделить в игре с фигурками в реальных проблемных ситуациях, например расставание с родителями или прием пищи.
Игрушка-посредник, выбранная ребенком, выполняет роль его самого. Ребенок при желании доступным для него способом может озвучивать действия своей игрушки. Песочный человечек выполняет роль педагога. Он объясняет правила поведения игрушек-“детей” в группе и демонстрирует положительное отношение к игрушке ребенка.
Среди больших игрушек в группе выбирается такая, которая в понимании ребенка может символизировать родителя. От имени игрушки-родителя воспитатель несколько раз говорит и демонстрирует необходимость расставания: мама или папа уходят на работу, а игрушка-малыш на некоторое время остается в песочном детском саду.
Игра с игрушкой-“родители” и игрушкой-“ребенок”.
“Родители” приводят “ребенка” в песочный детский сад, где их уже ждет песочный человечек -- педагог.
Педагог показывает малышу место, где он будет переодеваться, и помогает ему переодеться. Родители целуют малыша и оставляют ему в кармашке кусочек конфетки или печенья. Затем родители уходят (взрослые уносят игрушку из комнаты). Песочный человечек-педагог вместе с малышом машут родителям и идут в группу-песочницу, где уже приготовлено место для игровой комнаты: там стоит игрушечный столик с посудой, спальня с игрушечкой кроваткой. Часть песочницы может быть засажена веточками-деревьями – это игровой участок для прогулки на свежем воздухе. Далее игровой сюжет развивается в соответствии с реальной жизнью ребенка в детском саду.
При многократном проживании в игре, например расставание с родителями, у ребенка наступает своего рода снижение чувствительности и страха в реальной стрессовой ситуации, т.к. его песочный опыт будет показывать предсказуемость и благополучный исход реальных событий: “каждое утро ты идешь в детский сад”, “на некоторое время ты остаешься с другими детьми и взрослыми без родителей”, “воспитатель всегда поможет тебе”, “родители всегда придут за тобой, они любят тебя”.
Таким образом любую психотравмирующую или конфликтную ситуацию можно проиграть в песочнице. Не сразу, но постепенно “песочный опыт” проживания разных событий станет жизненным опытом самого ребенка, который он начнет активно использовать в реальной жизни.
Игры с песком одна из форм естественной деятельности ребенка. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт. Игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых и является прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального коррекционного занятия с использованием песочной терапии "Путешествие в песочную страну" (Автоматизация и дифференциация звуков С и Ш)
В конспекте представлена структура занятия с использованием песочницы...
«Путешествию в «песочную» сказку. Интеграция песочной терапии и сказкотерапии в работе педагога-психолога.
«Путешествию в «песочную» сказку.Интеграция песочной терапии и сказкотерапии в работе педагога-психолога.Сказка на песке – это прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, справи...
Занятие по песочной терапии для детей раннего возраста на тему "Песочная поляна".
учить детей определять на ощупь свойства песка, активизировать в речи слова шершавый,твёрдый,мягкий....
Программа по песочной терапии "Песочная фантазия"
Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы, быть сухим и легким, или ускользающим и влажным, или плотным и пл...
Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии, игровой терапии и песочной терапии.
Современным подходом к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является: партнерский подход -- более сложный многообразный способ организации совместной деятельности родит...
« Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии – песочной терапии – игровой терапии»
Статья о гармонизации детско - родительских отношений с использованием разных методов терапии...
« Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии – песочной терапии – игровой терапии»
Взаимодействие с родителями - важное направление в деятельности дошкольного учреждения...