«Практика взаимодействия педагога и детей по преобразованию образовательного пространства в соответствие с темой дня"
статья на тему

Потапенко Каролина Витальевна

В сентябре 2017 года наш детский сад стал участником лонгитюдного исследования ECERS-R. Федеральный государственный образовательный стандарт дошколь­ ного образования Российской Федерации (далее - ФГОС ДО), опре­ деливший новую парадигму управления образовательным процессом, вызывает множество вопросов у педагогов и руководителей орга­ низаций, осуществляющих образовательную деятельность в сфере дошкольного образования (далее - дошкольных организаций). Одним из таких вопросов был и продолжает оставаться вопрос о том, почему во ФГОС ДО отсутствуют нормативы развития. Почему планируемые результаты даны в виде целевых ориентиров, а не точных итоговых и промежуточных характеристик развития? Почему стандарт так настоятельно запрещает оценивание результатов образования детей с целью их использования для оценки качества образовательной дея­ тельности дошкольных организаций? Второй вопрос, волнующий участников образовательных отноше­ ний в сфере дошкольного образования, - как же оценивать каче­ ство работы образовательной организации, реализующей программу дошкольного уровня образования, если оценивать детей запрещается? Третий наиболее часто задаваемый вопрос - как оценивать работу дошкольной организации в условиях существования вариативных образовательных программ? Во время существования единой и един­ ственной типовой образовательной программы, оценивать организа­ ции и сравнивать их результаты между собой было легко. Но теперь, когда ФГОС ДО утверждает вариативность и многообразие в качестве базовых ценностей, то как - и возможно ли вообще - объективно оценить качество работы организации независимо от того, какую про­ грамму она реализует? В такой ситуации неопределенности существует реальная опасность распространения той привычной практики, при которой органы управ­ ления и надзора российского образования ради упрощения процедуры контроля будут возвращаться к оцениванию качества на основе типо­ вых форм, привычных и знакомых им со времен действия типовой программы. В этих условиях основные идеи и базовые ценности ФГОС ДО не смогут быть реализованы и пострадает инновационное развитие всей системы в целом. Нельзя забывать, что одной из основных задач ФГОС ДО является обеспечение вариативности и разнообразия содер­ жания Программ, организационных форм дошкольного образования (пункт 1.6. 7 ФГОС ДО). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_pedagoga_i_detey.docx22.48 КБ

Предварительный просмотр:

            Под образовательной средой мы понимаем естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами, эстетически оформленной. В такой среде возможно одновременное включение в различную деятельность всех детей группы в соответствии с их потребностями и интересами.

             В детском саду ребёнок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни.

          Образовательная среда должна быть достаточно связанной с тем, чтобы ребёнок, переходящий от одного вида деятельности к другому, ощущал их как взаимосвязанные жизненные моменты, и вместе с тем должна быть достаточно гибкой и управляемой как со стороны ребёнка, так и со стороны педагога. Под гибкостью и управляемостью среды мы подразумеваем то, что дети, выходя за рамки того или иного центра продолжают в последующем постройки дальше после смены деятельности. В продуктивной деятельности нет четкого регламента по времени выполнения задания, требования строго одновременно выполнить работу вместе с группой. Ребенок по каким-либо причинам не успевающий доделать работу в течении дня может завершить ее.

         ФГОС ДО исходит из философии образования, понимающей ребенка как активного участника образовательных отношений. И стандарт поддерживает идею сообщества детей и взрослых, на равных правах, включенных в образовательный процесс. Качество социальных отношений и процессов взаимодействия между всеми их участниками, их личностно развивающий характер - играют в образовательном процессе ключевую роль.      На передний план выходят активность ребенка как полноценного участника образовательных отношений, создание социальных и материальных условий для индивидуализации его развития, поддержки его инициативы, обогащения образовательного процесса за счет создания развивающей предметно - пространственной среды, активного включения в него семьи, образовательных ресурсов окружения. Из дома ребенок может принести, например, овощи и фрукты для занятий, коллаж изготовленный совместно с родителями, материалы для экспериментирования. Эти установки предполагают отказ от традиционной организации педагогической работы, заранее жестко регламентирующей содержание и форму ежедневной деятельности и предписывающей детям, когда, чем и с кем они должны заниматься, и переход к гибкому планированию с активным участием детей.  Этот подход фокусирует внимание на качестве педагогической работы, т. е. на качестве педагогических процессов и созданных для них условий: какие возможности для развития предоставляются детям, как персонал организации осуществляет коммуникацию и взаимодействие с ними, какая эмоциональная атмосфера создается, как дети общаются друг с другом, - словом, вся совокупность возможностей, позитивного опыта и стимулов для развития, которые получают дети в организации.  Педагог формирует умение ребенка активно взаимодействовать с детьми и взрослыми, проявлять любознательность, интересоваться причинно-следственными связями, наблюдать, экспериментировать. Дети добровольно присоединяются к деятельности без принуждения, каждый из детей работает в своем темпе, свободно перемещаются во время деятельности. Педагог всегда готов к импровизации, к встречной активности ребенка.

      В ходе подготовки к преобразованию образовательного пространства соответствующей теме дня, нужно учесть следующие этапы:

  1. Демонстративные материалы должны соответствовать возрасту группы, тематике недели.
  2. В группе должны быть представлены фотографии детей, организованы выставки детских работ (на выставке работ приветствуются индивидуальные, не шаблонные работы детей). К примеру, в нашей группе оформлен уголок «Наша неделька», где демонстрируются фотографии, на которых отображены режимные моменты данной тематической недели. В математическом центре организована выставка геометрических фигур, вырезанных и цветного картона. В центре творческой деятельности представлены рисунки детей, соответствующие тематике дня. В книжном центре представлены книги, сделанные руками детей при помощи родителей или воспитателей.
  3.  Приветствуется выставка детских фотографий с недавних занятий соответствующих тематике предыдущего дня. В нашей группе такая выставка представлена в приемной. На фотографиях дети запечатлены в деятельности соответствующей тематике недели.
  4. Большая часть материала для образовательной деятельности создана руками детей (30% представленного материала должно быть оформлено детской рукой), или с помощью педагога.
  5. Так же стоит позаботиться о том, чтобы демонстрируемые материалы были расположены на уровне глаз детей, все материалы должны быть в доступе.
  6.  Демонстрируются как трехмерные детские работы (пластилин, глина, дерево), так и работы на плоскости. В ходе деятельности работы обсуждаются с детьми, поощряется индивидуальность. К примеру, если тема дня предполагает изучение посуды, возможно в центре художественного творчества разместить посуду, сделанную из глины, пластилина.
  1.  Важно так же, наличие связи между демонстрируемыми материалами и текущей деятельностью данной группы детей, тем, что они испытали сами, о чем узнали на собственном опыте. Замысел состоит в том, чтобы педагог использовал выставку для детей как инструмент обуче –ния , изменяющийся вместе со сменой тем интересов и представ- ляющий больше возможностей для приобретения опыта детьми. Например, если группа обсуждает фрукты, реализует научный проект на эту тему или планирует сюжетно – ролевую игру то соответствующие материалы должны быть представлены в оформлении пространства.
  2. Предметно – пространственная среда меняется в зависимости о некоторых особенностей, например, если в группе на данный день больше мальчиков, то мы оборудуем игровую зону конструкторами (схемы конструирования готовит воспитатель, накануне с детьми можно их разукрасить), кубиками, машинами плюс предметы, отражающие тему текущего дня, к примеру – овощи, фрукты. Если больше девочек, то выставляем контейнеры с играми «Семья», «Больница», «Магазин» и материал по текущей тематике, который так же изготавливается вместе с детьми (разукрашиваем, лепим из глины, пластилина). Перед началом НОД дети сами выстраивают пространство, например, самостоятельно мастерят из модулей машину, добавляют не достающие детали.

          Немаловажно чтобы дети себя сами представляли в оформлении пространства. Нужно обратить внимание, на представление в групповом помещении фото детей, центры идентификации детей. Фотографии детей не являются обязательными, но оформление пространства должно иметь отношение к детям в группе (например, рассказы, надиктованные детьми, схемы последовательности одевания одежды и т. п., сделанные с участием детей). В нашей группе имеется ростомер с указанием имен детей, так же уголок настроения, в котором каждое утро ребенок может обозначить себя.

        В заключении хочу сказать, если соотношение оформления детьми и педагогом составляет 50 на 50 или близко к этому, считайте, что пространство создано во взаимодействии педагога и детей.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение -  детский сад № 23 г. Балаково Саратовской области.

Тема : «Практика взаимодействия педагога и детей по преобразованию образовательного пространства в соответствие с темой дня »

                                                                                Подготовила :

                                                                                 Потапенко К.В

                                                                                 

                                        Балаково 2017г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие педагогов и специалистов в коррекционно-образовательном пространстве ДОУ.

Создание ребенку с ОВЗ условий для коррекции имеющихся нарушений через разработанную систему взаимодействия специалистов ДОУ с воспитателями  и    семьей воспитанника....

взаимодействие с семьей в вопросе построения единого образовательного пространства в соответствии с фгос до

Воспитательные функции семьи и ДОУ различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие.Важным условием преемственности является установление доверительного делового к...

Памятка для педагогов ДОУ "Содержание воспитательно-образовательной работы по направлениям развития и образования детей дошкольного возраста (образовательным областям) в соответствии с ФГОС ДО"

Содержание воспитательно-образовательной работы по направлениям развития и образования детей дошкольного возраста (образовательным областям) в соответствии с ФГОС ДО...

«Говорящие стены» или творческое преобразование образовательного пространства ДОУ.

Добрый день коллеги! Тема моего проекта «Говорящие стены» или творческое преобразование образовательного пространства ДОУ   Современный этап развития дошкольного образо...

Аналитическая справка по результатам тематического контроля по теме «Взаимодействие с родителями в едином воспитательно-образовательном пространстве ДОУ» в МБДОУ «Детский сад № 11»

Целью тематического контроля было, оценить  готовность ДОУ к работе с детьми на разном возрастном этапе детей в соответствии с требованиями типовой программы воспитания и обучения в детском саду ...

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА по результатам тематического контроля по теме «Взаимодействие с родителями в едином воспитательно-образовательном пространстве ДОУ» в МБДОУ «Детский сад № 91»

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКАпо результатам тематического контроля по теме «Взаимодействие с родителями в едином воспитательно-образовательном пространстве ДОУ» в МБДОУ «Детский сад № 91&raq...

вебинар "Применение эффективных техник взаимодействия педагогов с родителями в современном образовательном пространстве в соответствии с ФГОС ДО"

вебинар "Применение эффективных техник взаимодействия педагогов с родителями в современном образовательном пространстве в соответствии с ФГОС ДО"...