Методическая разработка «Сказкотерапия для детей. Духовно- нравственное обучение сказкой».
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Щёголева Алиса Зурабовна

«Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир, может одарить его воображение и научить не воспринимать окружающее». Д. Родари.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrab_skazkoterapiya.odt31.98 КБ

Предварительный просмотр:

        Методическая разработка «Сказкотерапия для детей. Духовно- нравственное обучение сказкой».

        «Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир, может одарить его воображение и научить не воспринимать окружающее». Д. Родари.

        Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их в жизни сложными задачами, я считаю, что необходимо позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это - основное условие успешного обучения. Всякая задержка в ходе развития речи затрудняет общение ребёнка с другими детьми и взрослыми, в какой-то мере исключает их из игр, занятий.

Что же следует делать для того, чтобы речь ребёнка развивалась правильно? Воспитание и обучение детей дошкольного возраста должно быть комплексным. Одним из путей создания оптимальных условий для гармоничного развития детей является совмещение общеобразовательных и коррекционных задач.

        Развитие чистой речи у детей дошкольного возраста - задача большой общественной значимости, и её серьёзность должны осознавать и родители и педагоги.

По моему мнению, организация специальной совместной деятельности по развитию речи в дошкольном учреждении будет более успешной в том случае, когда у большей части детей будет достаточно развито зрительно-слуховое сосредоточение на речи, и не менее половины детей группы будут владеть активной речью.

        Актуальность данной темы связана с тем, что к сожалению, сегодня у многих детей, по результатам мониторинга, уровень речевого развития ниже положенной нормы. В силу возрастных особенностей развития, у дошкольников уровень передачи эмоциональных состояний героев недоразвит, интонирование, восприятие различных оттенков речи не соответствует возрасту.

        В настоящее время изучению проблемы речевого развития дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Исследователи отмечают, что, постоянное совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком являются необходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем.

        Важными источниками развития речевого развития являются художественная литература и фольклорные произведения: сказки, былины, потешки. Особенность сказки состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии, согласованности, с успешным овладением грамотной и связной речью. Воспитательные и обучающие свойства сказки, как педагогического средства, известны с давних времен. Сказка формирует и поддерживает у детей дошкольного возраста созидательную систему ценностей человека, воспитывает, решает проблемы, успокаивает, и, являясь языком ребенка, помогает педагогам многому его научить.

        Огромную роль в этом призван сыграть родной русский язык, богатство и многообразие которого отражено в русских народных сказках. А так же высший психический процесс — воображение. К сожалению, сегодня дети воспитываются не столько на русских народных сказках, сколько на диснеевских мультфильмах. Детские психологи считает это большим упущением родителей в деле воспитания детей. Многие малыши не слышали ни о Колобке, ни о Красной Шапочке, ни о Репке, и очень жаль. Потому что дети, которым читают сказки, быстрее начинают говорить, и не просто выдают набор слов, а выражаются целыми предложениями на хорошем литературном языке. Очень многим детям родители не читают сказки.

        Сказка - незаменимый инструмент формирования личности ребенка. То, что ребенок видит и слышит, является первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строиться его фантазия. Поэтому сказки способствуют развитию в ребенке творческого мышления и воображения. В настоящее время нередки ошибки, когда сказка подбирается без учета возраста ребенка, рассказчик не пользуется приемами эмоционального подкрепления, что нарушает эстетическую ценность восприятия. Не менее важен и способ преподнесения сказки. Таким образом, сказка является составляющей субкультуры детей дошкольного возраста, в то же время она теряет свою значимость, т. к. теряется культура ознакомления с ней. Чтение сказки было особым ритуалом, который тщательно хранили и передавали из поколения в поколение.

        Мною были поставлены такие основные цели и задачи обучения дошкольников сказкой:

Цели:организовать работу по развитию речи детей, обучению импровизации по содержанию знакомых сказок и их драматизации.

Задачи:

  1. Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи.
  2. Развивать умение поддерживать непринуждённую беседу; связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки.
  3. Работать над звукопроизношением, звуковой культурой речи детей, обогащать словарь.
  4. Обучать детей построению полных и выразительных ответов по содержанию прочитанной сказки.
  5. Формировать понимание сказки на основе построения наглядной модели; умение использовать заместители при пересказе не только всей сказки, но и отдельных эпизодов;
  6. Воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных.

Работу со сказкой я строю следующим образом:

  1. Чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Причем, в обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, все, что он ни говорит не должно подвергаться осуждению.
  2. Рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;
  3. Драматизация, проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя "исцеляющую" роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны.

Каждый этап обсуждается,потому что важны чувства ребенка.

Знакомство с новой сказкой в нашей группе происходит еженедельно, весь воспитательный и обучающий материал распределен на неделю. Работа проводиться в виде занятий, а также в процессе образовательной деятельности в рамка режимных моментов.

В ходе непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию я осуществляю следующие основные виды деятельности детей:

  1. Слушание и запоминание сказок.
  2. Пересказывание сказки одним ребёнком или поочерёдно группой детей.
  3. Придумывание продолжения к известной сказке или другого конца сказки.
  4. Придумывание сказок.
  5. Рисование сказок.
  6. Разыгрывание сказок.
  7. Развивающие игры на основе сказочных образов и сюжетов, связанных с природой и животными.

        Прежде чем приступить к работе над сказкой, я определяю на каком уровне находятся мои воспитанники и выбираю конкретные способы реализации материала, намечаю последовательность чтения сказок в течение года, определяемую усложнением содержания и соответствием временам года. Во время непосредственной деятельности, я наблюдаю, как ребенок реагирует на те или иные поступки героев, для того, чтобы выявить ценностные представления, страхи; отследить позы ребенка, движения, мимику. Духовный мир ребенка может обогащаться в том случае, если он это богатство воспитывает через чувства сопереживания, радости, гордости, через познавательный интерес. Обращаю внимание на шутки и смех ребенка, на тревогу, на те моменты, которые вызывают особый интерес или, наоборот, не привлекли внимания ребенка, на его комментарии по ходу рассказа. Хочу отметить, что с кем из героев сказки себя идентифицировал ребенок; догадаться об этом нетрудно по личностным реакциям, то есть проявляемым эмоциям.

        Я прошу ребенка рассказать любимую сказку или рассказ, или наиболее запомнившуюся. Любимая сказка, чаще всего, представляет собой грубо упрощенный жизненный сценарий и, выявив, с кем из героев - Героем или Неудачником идентифицирует себя ребенок, можно определить его "программу" на всю взрослую жизнь.

Вывод: Таким образом, в процессе планового, систематического обучения и воспитания дошкольников через сказку можно добиться положительных результатов диагностики: дети станут лучше, эмоционально - выразительнее рассказывать сказки, находить в них эпитеты, сравнивать и активно их использовать; строить развернутые ответы на вопросы по содержанию знакомой сказки и делать попытки сочинять собственные, используя наглядные модели. Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка не только повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, но и побуждает ребенка анализировать, рассуждать, делать выводы. Применение сказки в процессе обучения детей дошкольного возраста не только возможно, но и необходимо в силу эффективности этого средства обучения. То есть, знакомство дошкольника со сказкой, разнообразные дидактические игры на ее основе, последующая инсценировка сказочного сюжета способствуют получению новых знаний, развитию прежде всего речи, а также всех психических функций и творческих способностей маленького рассказчика, художника, артиста.

        Сказка-то самое зерно, которое даёт росток любви к чтению. Именно она способна разбудить в сердцах детей радость, восторг, сформировать их словарный запас, речь, обогатить их духовно и нравственно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказкотерапия для детей «Духовно-нравственное обучение сказкой»

Организация работы по развитию речи детей,обучение основам драматизации....

«Духовно-нравственное обучение сказкой».(Сказкотерапия для детей).Консультация для родителей. / составлена воспитателем Карсаковой М.Г./.

Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их в жизни сложными задачами, необходимо позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это - основное условие успешного обучен...

Методическая разработка вечера досуга по духовно-нравственному воспитанию детей младшего дошкольного возраста.

В разработке представлены области интеграции , цели, задачи, оборудование; план проведения досуга с названиями игр, аудиозаписей....

методическая разработка Сказкотерапия для детей «Духовно-нравственное обучение сказкой»

Сказка - незаменимый инструмент формирования личности ребенка. То, что ребенок видит и слышит, является первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого ...

«Духовно-нравственное обучение сказкой». (Сказкотерапия для детей).

laquo;Духовно-нравственное обучение сказкой».           (Сказкотерапия для детей)....

Методическая разработка мероприятия в области духовно-нравственного воспитания «Санкт-Петербург — жемчужина России»

Данная методическая разработка рассчитана для детей 4-5 лет, является мероприятием в рамках проекта «Моя малая родина». Проведение предлагаемой методической разработки воспитывает гражданина и патриот...