Статья "Значимость развития мелкой моторики пальцев рук в дошкольном возрасте"
статья на тему

Никифорова Мария Иннокентьевна

«Источники способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В.А. Сухомлинский.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_melkoy_motoriki.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

«Источники способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В.А. Сухомлинский.

Значимость развития мелкой моторики пальцев рук в дошкольном возрасте

В жизни человека существует недолгий, но поистине уникальный период, когда детский мозг запрограммирован на интенсивное формирование и обучение. Этот период жизни ребенка не случайно называют «нежный возраст». Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитие общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание.

Российский ученый Бехтерев В.М. своими многочисленными исследованиями и работами доказал неопровержимое влияние манипуляции кистей рук на речевое развитие. При ежедневных занятиях развитием и совершенствованием мелкой моторики, можно значительно улучшить качество произношения звуков, а это значит развить речь. Совершенно простые движения рук снимают усталость, напряжение не только с рук, но и с губ, способствуют улучшению произношения звуков, то есть способствуют развитию речи. Научные работы Кольцовой М. М. доказывают, что в коре больших полушариях мозга довольно обширное представление имеет каждый палец руки.

Ученые–нейробиологи и психологи, которые занимаются активными исследованиями функций головного мозга и психического развития детей неоднократно доказали и подтвердили существование связи между моторикой руки и развитием речи. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребёнка находится в пределах возрастной нормы. Двигательные и речевые центры в коре головного мозга расположены рядом, поэтому их стимулирование путём совершенствования тонких движений руки и пальцев оказывает положительное действие на развитие речи.

Интересным фактом является, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Поэтому систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, стимулирующего развитие внимания, мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия, воображения, фантазии, зрительно-моторной интеграции, речевой деятельности.

Виды работ, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук:

  1. игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками (инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев рук ребёнка со стихотворным сопровождением);
  2. специальные упражнения без речевого сопровождения, объединенные в комплекс гимнастики для развития мелкой моторики рук, так называемая пальчиковая гимнастика;
  3. игры и действия с игрушками и предметами:
  • раскладывание пуговиц, зёрен, палочек, круп (например, фасоль и горох);
  • нанизывание бус, колечек, пуговиц на нитку;
  • пришивание, застёгивание и расстегивание пуговиц;
  • игры с мозаикой, пазлами, строительным материалом, пирамидкой, конструктором;
  • выкладывание фигурок из спичек, счётных палочек, узоров из гороха, фасоли, желудей;
  • наматывание толстых ниток в клубок, завязывание и развязывание узелков на верёвочках, тесьме разной толщины;
  • шнуровка, плетение косичек из разноцветных шнурков;
  • катание по очереди каждым пальчиком камешков, шариков, мелких бусинок;
  • вышивание;
  • упражнения с маленькими теннисными и каучуковыми шариками, грецкими орехами, небольшими резиновыми мячами и т.д.
  1. изобразительная деятельность:
  • лепка из пластилина и глины;
  • раскрашивание картинок;
  • обведение трафаретов, шаблонов, предметов по контуру;
  • штриховка в разных направлениях;
  • рисование карандашами, мелками, углём, гуашью, красками различными способами (кистью, тампоном, пальцем);
  • разнообразная работа с ножницами;
  • изготовление поделок из природного материала и т.д.

В период дошкольного детства важное значение для психического развития ребенка приобретает становление речи.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают перед школой. Это оборачивается фиксированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Понимание значимости и сущности своевременной коррекции сохранят не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и оградят его от дополнительных трудностей обучения, помогут сформировать навык письма.

Педагоги и психологи рекомендуют начинать активную тренировку пальцев ребенка уже с восьмимесячного возраста. Развивать малыша с пеленок – это не только модно, но и полезно. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для развития речи. Речевые центры головного мозга интенсивно стимулируются двигательной активностью ребенка.

На сегодняшний день существует огромное множество различных заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики, и при желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумать их можно бесконечное количество. Главное здесь – учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.

Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будет развиваться речь и мышление ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев, рук детей дошкольного возраста.

Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев, рук детей дошкольного возраста....

Развитие мелкой моторики пальцев руку детей дошкольного возраста с ТНР.

В данной презентации представлены наиболее любимые детьми упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук. Они будут способствовать  развитию умения красиво писать и улучшат речь ребенка.Кром...

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУКДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев...

СТАТЬЯ "РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его рук, кистей, речевых умений (мелкой пальцевой моторики)....

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

laquo;Источник способностей и дарование детей на        кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысл...