Консультация для педагогов «Реализация технологий социального партнёрства с родителями: из опыта работы музыкального руководителя»
статья на тему

Шишкина Елена Игоревна

В воспитании маленького ребенка многое строится на формировании положительных привычек, навыков поведения, рациональных способах деятельности. Все это возможно, если воспитывающие ребенка взрослые будут договариваться о требованиях к нему, методах воздействия, способах обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotsialnoe_partnerstvo_s_roditelyami.doc80.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 «Реализация технологий социального партнёрства с родителями: из опыта работы музыкального руководителя»

Роль семьи в формировании ребёнка.

      Мы знаем две стороны, участвующие в воспитании подрастающего поколения: семейная и общественная. Каждая сторона представляет собой определённый социальный институт воспитания со своими специфическими возможностями. Уроки семьи – без перемен в расписании, без выходных и каникул. Чем осмысленнее и взрослее становится ребёнок, тем шире круг родительских забот. Особенность детского развития  в том, что оно основано на подражании, и именно поэтому семья учит делом. Ребёнок видит пример поведения родителей, их взаимоотношений, взаимодействия с окружающим социумом. Поэтому родителям сложно привить ребёнку те качества, которыми они сами не обладают – ребёнок строит своё поведение на основе подражания.

        Таким образом, очевиден приоритет семьи в воспитании ребёнка, проявляющийся в разнообразии форм воздействия, в непрерывности и длительности общения, в диапазоне  ценностей, которые осваивает маленький человек. Современный педагог, опираясь на данные различных исследований, сознаёт, что основы личности человека закладываются в семье, которую нельзя заменить  пребыванием пусть даже в очень квалифицированном образовательном учреждении.

Роль и задачи педагога в ДОУ.

         Воспитатель или педагог ДОУ участвует в прогрессивном развитии общества, формируя и воспитывая человека как созидателя  материальных и духовных ценностей. А цель воспитания – разностороннее развитие ребёнка – у многих воспитателей ДОУ трактуется как подготовка к школе, развитие физических навыков и творческих способностей. Педагог, трудясь в настоящем, «растит будущее». Духовное «воспроизводство» человека, сотворение личности –таково назначение педагога в обществе.

Воспитание ребёнка – коллективное дело.

           Педагогическая деятельность организует и корректирует работу всех, кто участвует в воспитательном процессе (детей, родителей, коллег и др.) Забота об успешных результатах требует единения, а инициатор такого единения – педагог как лицо, профессионально подготовленное.

Именно поэтому педагогу необходимо знать особенности и возможности семьи: отношение к воспитанию ребёнка, меру участия обоих родителей, других членов семьи и пр.

Взаимное сотрудничество.

           В воспитании маленького ребёнка многое строится на формировании положительных привычек, навыков поведения, рациональных способах деятельности. Всё это возможно, если воспитывающие ребёнка взрослые будут договариваться  о требованиях к нему, методах воздействия, способах обучения.

  В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед ДОУ является «взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития личности». Почему возникла необходимость в специальном формулировании этой задачи?

         Из личного опыта:  Некоторые, особенно молодые специалисты рассуждали примерно так: «Меня учили разным наукам, как понимать ребёнка, как его обучать, воспитывать. Поэтому не страшно, если родители воспитывают его не совсем правильно: они и видят-то его  считанные часы». Нередко почти так же  думают и родители: «Ребёнок мой, я знаю его лучше всех, значит, и воспитываю правильно. А в детском саду – лишь бы  был цел и невредим».

        Теперь же  педагог осознаёт, что сотрудничество требуется в интересах ребёнка и что в этом необходимо убедить и родителей. Родители и педагог должны доверять друг другу. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребёнку; чувствовали компетентность педагога в вопросах воспитания, ценили его личностные качества (доброту, заботливость, внимание). Такое доверие само по себе не приходит: воспитатель завоёвывает его неравнодушным отношением к ребёнку. Картина психологии доверия дополнится такими качествами как культура общения, тактичность и взаимопонимание.

         Из личного опыта: Нередко возникают проблемные ситуации во взаимоотношении педагога и родителей из-за претензий родителей к педагогу по некоторым вопросам. Родители не всегда способны объективно оценить возможности своего ребёнка. Тогда педагогу приходится разъяснять, что каждый ребёнок индивидуален, у него могут быть особенности в развитии (например, из-за логопедических проблем ребёнок не может «блистать» на утреннике в той роли, в какой его хотела бы видеть мама). Педагога в свою очередь может огорчать пассивность родителей к его рекомендациям.

            Поэтому очень важно психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры. Я считаю, что очень наглядны для этой цели совместные  мастер-классы, когда, показывая на детях приёмы развития музыкальных способностей, тут же привлекаю к творчеству и родителей. Отрадно наблюдать, когда родители являются не просто наблюдателями, а становятся непосредственными участниками педагогического процесса. Привлечение родителей (и других членов семьи) к образовательной работе детского сада очень важно для самих детей. С каким уважением, любовью и благодарностью смотрят дети на своих пап, мам, дедушек и бабушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно говорят, у которых такие золотые руки! А сами бабушки и дедушки увидят, что они  очень нужны своим внукам, интересны окружающим людям!

            Очень любима всеми такая форма коллективного творчества как ролевые игры. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть  следующие: «Утро в вашем доме», «Собираемся на дачу», «Выходной с папой». Методика проведения ролевой игры предусматривает определение темы, состава участников, распределение ролей между ними. Педагог имеет возможность лучше узнать семью каждого воспитанника, понять её сильную и слабую сторону в воспитании детей, определить характер и меру своей помощи в воспитании детей.

           Интересна и такая форма взаимодействия между родителями и ДОУ как практикум.

Практикум – это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих воспитательных ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей. В ходе практикума педагог предлагает найти выход из какой-либо ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и ДОУ и т.д., объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или возникшей ситуации. Практикум помогает родителям  понять, что детский сад – это модель общества, которое существует по своим правилам. Педагог же в результате такой формы общения может получить информацию о психологическом климате в семье, об интересах и способностях её членов, сможет учитывать социальный статус семьи, степень заинтересованности родителей в контактах с ДОУ.

         На мой взгляд, в аспекте взаимодействия родителей и ДОУ очень важна театрализованная деятельность. Эта область музыкального воспитания способствует развитию и накоплению эмоционально-чувственного опыта  как у детей, так и у их родителей. Кроме того, что родители готовы помочь при изготовлении декораций и создании костюмов, они часто являются соавторами текста, прекрасно справляются с исполнением ролей. Родители отмечают, что в процессе совместной подготовки к празднику,  взрослые и дети лучше узнают друг друга. По моему мнению это прекрасный способ выстраивания личных отношений между воспитателем, родителями и детьми.

           В результате проведённого среди родителей анкетирования  и на основе личного опыта наблюдений за родителями и семьёй, прослеживаются несколько вариантов отношения родителей к музыкальному воспитанию детей:

- интересуются  музыкальным воспитанием, но испытывают определённые трудности,

- большое внимание уделяют созданию материальных условий без особой целенаправленности,

- не ориентируются в особенностях музыкального репертуара для детей,

- проявляют пассивность к рекомендациям педагога-воспитателя.

           Не очень радует результат опроса родителей по поводу их мнения насчёт роли музыкального руководителя в воспитании и формировании духовно-эмоциональных качеств ребёнка. Выяснилось, что некоторая часть родителей считает, что музыкальный руководитель развлекает детей. Другие видят в нём лишь аккомпаниатора на праздниках, и всего лишь треть родителей считает, что музыкальный руководитель занимается музыкальным воспитанием детей. Поэтому не удивительно, что в последнее время произошло снижение авторитета педагога, нивелирование  высокой миссии воспитателя до уровня обслуживающего персонала. Я не считаю эту формулировку преувеличением, т.к. этому способствовало то, что теперешние родители наших воспитанников относятся к так называемому «потерянному поколению». Это именно та молодёжь, которая выросла на обломках  - в нашем случае – больших реформ 90-х годов. В одночасье эти молодые люди оказались в новом мире, где были обесценены многие духовные понятия, а политическими и общественными процессами стали править деньги.

             Из личного опыта: Многие родители самоустранились от воспитания своих детей. Большинство из них занято заботой лишь о материальном благополучии, поэтому у таких родителей (вспомним о ведущей роли влияния семьи на ребёнка в первые  годы жизни) вырастают сытые, хорошо одетые дети, имеющие низкие моральные запросы, подчас жестокие к окружающим.     Выражение «дети –зеркало семьи» при всей своей кажущейся банальности удивительно точно передаёт смысл ориентации ребёнка на те духовные и моральные ценности, которые исповедует его семья. В каждой семье свои представления о добре и зле, свои приоритеты и нравственные ценности: в одной во главу угла ставят доброту, милосердие, в другой же могут быть совсем иные ориентиры. Подражая близким, следуя их «урокам жизненной философии», ребёнок овладевает формами поведения, способами общения и взаимодействия с окружающим миром. Педагоги сейчас сталкиваются с низкой компетентностью родительского поведения, часто с установкой на потребительское отношение к образовательному процессу. Далеко не все родители имеют достаточный уровень общей культуры и педагогических знаний, необходимых для воспитания ребёнка.

             Поэтому так важно убедить родителей в объединении усилий с ДОУ для развития и воспитания  ребёнка, установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника. И так необходим авторитет воспитателя, опирающийся на своё педагогическое мастерство, осуществляющий личностно-ориентированный подход к каждой семье.

             Так, например, очень часто родители считают, что ребёнка не стоит приобщать к музыке, если он сам не проявляет к ней особого интереса. Это не совсем верно. Ведь ранние музыкальные впечатления запоминаются порой на всю жизнь. А музыка – это самый благоприятный фон, на котором возникает духовная общность между родителем и ребёнком. Детская душа одинаково восприимчива и к родному слову и к музыкальной мелодии. Каждому родителю нужно помнить, что детей невосприимчивых к музыке нет.

             Необходимо также учитывать, в решении  каких задач воспитания может быть сильнее одна сторона (ДОУ или семья). Например, в эмоциональном развитии, в приобщении ребёнка к спорту возможности семьи значительно выше, чем возможности детского сада. Зато детский сад квалифицированно осуществляет обучение, развитие творческих способностей.

             Условия доверительного взаимодействия между ДОУ и семьёй.

- оценка семьи каждого ребёнка (уровень образования, взгляды на воспитание, характер семейных отношений),

- открытость ДОУ для родителей (транслирование педагогом положительного отношения к ребёнку, сотрудничество, а не наставничество),

- создание активной развивающей среды для развития личности ребёнка,

- единство ДОУ и родителей в направлении развития и решения задач воспитания,

- поощрения родителей (грамоты, благодарности, дипломы).

            Помощь родителям в воспитании детей со стороны ДОУ.

- научить прислушиваться к своим детям, стараться установить доверительные отношения со своим ребёнком,

- обучить родителей играм, упражнениям, развивающим познавательный интерес у детей,

- помогать разобраться в частных проблемах развития ребёнка,

- в случае необходимости направлять родителей в другие общественные и медицинские организации города.

              При этом  детский сад должен постоянно находиться в развитии, быстро реагировать на образовательные потребности и воспитательные запросы родителей. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьёй.

           Способы взаимодействия ДОУ с семьёй (обобщение).

- наглядно-информационный (папки-передвижки, стенды с короткой информацией),

- информационно-аналитический (анкетирование, «почтовый ящик»)

- познавательные (экскурсии, родительские собрания)

- досуговые (детские праздники, конкурсы, оздоровительные развлечения),

- выставки-коллекции (для развития познавательной сферы)

- регулярные фотовыставки о проведённых мероприятиях,

- занятия по развитию основных качеств для подготовки к школе (проводит педагог-психолог),

- выставки коллективного творчества (воспитание и развитие эстетического вкуса),

- мастер-классы с участием родителей,

- день открытых дверей.

Литература:

Байкова Л.А., Гребёнкина Л.К. «Методика воспитательной работы» под ред.                            Сластёнина В.А.- М. Издательский центр «Академия», 2002;

Доронова Т.Н. «Вместе с семьёй» - М. Просвещение, 2006;

Зацепина М.Б. «Развитие ребёнка в музыкальной деятельности» - М. Творческий центр, 2010;

Загик Л.В.,Куликова Т.А. «Воспитателю о работе с семьёй» - Просвещение, 1989;

Козлова С.А., Куликова Т.А. «Дошкольная педагогика», 5-е издание,- М. Издательский центр «Академия», 2000.

«Музыка Весны»

Встреча с родителями в Музыкальной гостиной.

Задачи:

- развивать эмоциональную отзывчивость на музыку,

- обогащать представления о художественных образах, отражающих мир природы в искусстве,

- развивать образное мышление,

- побуждать высказываться о характере музыкальных образов,

- развивать музыкальную любознательность,

- воспитывать интерес к искусству,

- развивать способность выявлять средства музыкальной выразительности,

- побуждать к художественному творчеству,

- развивать творческие способности в изобразительной деятельности,

- формировать основы музыкально-эстетической культуры у детей и родителей,

- знакомить с творчеством композиторов А.Вивальди, Э.Грига;

- побуждать к творческому взаимодействию взрослых и детей, основанному на совместном восприятии музыки и произведений искусства.

Музыкальные произведения:

А.Вивальди «Весна», ч.1 «Март» и ч.2 «Май»,

Э.Григ «Утро»

(О.П. Радынова. Слушаем музыку: Учебное пособие к авторской программе «Музыкальные шедевры». М.,2009. CD №7 и 8)

Художественные произведения:

А.Н. Островский «Снегурочка»; В.В. Бианки «Синичкин календарь»; И.С. Соколов-Микитов «Весна в лесу», «Как весна на север пришла», «Весна-красна».

Стихотворения:

Е.А. Баратынский «Весна»; А.Н. Плещеев «Уж тает снег»; Ф.И. Тютчев «Весенние воды».

Предварительная работа:

- рассматривание репродукций картин о весне;

- слушание музыкальных произведений;

- чтение художественной литературы;

- разучивание стихотворений.

Содержание музыкально-эстетической деятельности.

(Звучит А.Вивальди «Весна», ч.1 «Март». Дети и родители заходят в зал, их встречает музыкальный руководитель)

Муз. р.: Здравствуйте, дорогие гости! Сегодня хозяйкой нашего вечера будет музыка весны. А вы узнали музыку, которая сейчас звучала?

(Дети вместе со взрослыми вспоминают название прозвучавшего произведения)

Муз.р.: В музыке композитор изобразил картины весны. Расскажите, какой вы её видите, постарайтесь описать, что вам представлялось во время звучания музыки.

(Дети и родители советуются, высказывают варианты ответов)

Примерные варианты ответов: Природа рада весне. Слышится пение птиц.Настроение в музыке радостное, торжественное. Музыка по-весеннему праздничная и светлая, в ней слышны звуки природы: журчание ручейков, первый дождь с грозой, гомон лесных птиц)

Муз.р.: Антонио Вивальди также писал и стихи. Он помещал их перед своими концертами. О весне он написал так…

Весна грядёт! И радостною песней

Полна природа. Солнце и тепло,

Журчат ручьи. И праздничные вести

Зефир разносит, точно волшебство.

Муз.р.: Настроение этого стихотворения созвучно музыке композитора. А какие стихи о весне знаете вы?

(Ребёнок читает стихотворение Е.А. Баратынского «Весна»)

Весна! Весна! Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

Весна! Весна! Как высоко

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака…

Под солнце самое взвился

И в яркой вышине

Незримый жаворонок поёт

Заздравный гимн весне.

Муз.р.: Настроения в музыке и в этом стихотворении также схожи: они радостные и весенне-ликующие. А теперь я приглашаю вас познакомиться с творчеством художника Станислава Юлиановича Жуковского. Давайте рассмотрим его картины и выберем ту, о которой бы вам хотелось рассказать. Рассказать о сюжете, о красках и настроении этой картины.

(Звучит А. Вивальди «Весна», ч.1 «Март»)

Муз.р.: Художник писал пейзажи с натуры, предпочитая яркие, насыщенные цвета. Он стремился передать неповторимость каждого момента весны.

(Педагог предлагает родителям рассказать об одной из картин художника. Предлагаются для просмотра картины С. Жуковского. Первая картина- «Кусты сирени». Здесь мы видим одевающиеся в зелень кусты сирени. Звонкое голубое небо мелодично и прозрачно, с лёгкими облаками. Второй пейзаж - «Старая усадьба – написан чистыми, светлыми красками, передающими прозрачность и хрупкость весенней природы. Картина полна оптимизма и радости. Третья картина - «Мартовский вечер». Колорит картины образуется из тонких оттенков голубого, жёлтого и зелёного. Настроение этой картины передаёт тихую радость весеннего вечера. Картина «Весенний вечер» выполнена в спокойной гамме холодных оттенков серого и фиолетового. Чувствуется холод ещё не ушедшей зимы)

Муз.р.: А теперь давайте почувствуем  себя художниками и сами попробуем нарисовать картину о весне, весенней природе или же выразим весеннее настроение при помощи красок.

(Звучит музыка А.Вивальди «Весна», ч.3 «Май». Дети и родители рисуют «музыку весны», а затем рассказывают о своих работах)

Звучит фрагмент произведения Э.Грига «Утро».В зал заходит Весна.

Весна: Здравствуйте, дети и взрослые! Я – Весна-красна! Услышав, как вы радуетесь встрече со мной, я решила навестить вас. Я хочу поиграть с вами в музыкальную игру! Сейчас мы ещё раз услышим музыку, которая только что прозвучала: это фрагмент пьесы Эдварда Грига «Утро».

Музыкальный руководитель помогает детям и родителям выбрать атрибуты,

дети готовятся к исполнению.

Весна: Наступила весна. Яркие лучи солнца осветили верхушки деревьев спящего леса. Сонный лес оживает и просыпается.

(Звучит Э.Григ «Утро», мальчик в костюме солнца исполняет музыкально-ритмическую композицию)

Весна: Лесную поляну окружали большие красивые деревья.Я предлагаю родителям подвигаться под музыку и изобразить эту картину.

(Звучит Э.Григ «Утро», родители изображают деревья, выполняя движения под музыку)

Весна: На поляне роли цветы, радуя всех своей красотой.

(Звучит Э.Григ «Утро», девочки в костюмах цветов импровизируют танец)

Весна: Птицы порхают в листве и нежно щебечут.

(Звучит Э.Григ «Утро», дети исполняют ритмическую импровизацию)

Весна: Над поляной в танце закружились бабочки.

(Звучит Э.Григ «Утро, танцуют  дети в костюмах бабочек)

Весна: Вот какая замечательная музыкальная картина у нас получилась! Мне приятно видеть, что музыка вас вдохновляет на творчество так же, как поэтов и художников! Сегодня я подарила вам музыку весны, слушайте её и наслаждайтесь! А мне пора возвращаться. До свидания, друзья, до новых встреч!

Муз.р.: Спасибо тебе, Весна, за подарок!

Музыкальный руководитель завершает встречу, предлагает чаепитие. Взрослые и дети обмениваются впечатлениями.

         

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект реализации технологии социального партнёрства с родителями. "Учимся вместе правильно говорить".

В последнее ввремя отмечается неуклонный рост речевой патологии у детей. Появляется всё меньше малышей, речь которых развивается без особых отклонений от нормы. Важной причиной снижения уровня речевог...

Проект реализации технологии социального партнёрства с родителями в ДОУ. Методические рекомендации.

Проект реализации технологии социального партнёрства с родителями в ДОУ. Методические рекомендации....

Реализация технологии социального партнёрства с родителями

Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности, необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и с...

Обобщение опыта работы музыкального руководителя Шапкиной Анастасии Сергеевны Тема: «Исследование роли коммуникативных танцев – игр в музыкальном воспитании и социально-личностном развитии детей старшего дошкольного возраста.»

Обобщение опыта работы музыкального руководителя Шапкиной Анастасии Сергеевны   Тема: «Исследование роли коммуникативных танцев – игр в музыкальном воспитании и социально-личност...

Обобщение опыта по соцпартнерству ДОУ, родителей и Детской школой искусств в области музыкального воспитания: из опыта работы музыкального руководителя

В настоящее время в дошкольном образовании происходят существенные изменения. Связано это прежде всего с введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, кот...