"Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников посредством театрализованной деятельности"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Из опыта работы воспитателя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_pedsovet_teatr.docx21.78 КБ

Предварительный просмотр:

«Социально-коммуникативное развитие дошкольников  через      

                      театрализованную деятельность»            

               

                                                                         

       «Театр – это волшебный мир. Он даёт уроки красоты,      

                       морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет  

                       развитие духовного мира детей…»

                                                                                              Б.М. Теплов

                                 

Актуальность. С первых дней жизни ребенок является существом социальным, поскольку любая его потребность не может быть удовлетворена без помощи и участия другого человека.      

       Именно недостаточное взаимопонимание служит причиной конфликтов, ссор и даже драк между детьми. Ещё сложнее не просто понять другого человека, представить себе его переживания, но и эмоционально откликнуться на них. Анализируя, из-за чего возникают конфликты среди воспитанников группы и «вскрывая» их причины, мы решили, что значительно важнее профилактика конфликтных ситуаций  с использованием театрализованной деятельности, которая способствует развитию у детей социальной восприимчивости и в которой дети смогут  принимать  на себя разные роли, понять потребность друг в друге, значение взаимопомощи и дружбы.

         Для этого нами была определена цель работы: создание условий для реализации социальных и коммуникативных потребностей детей  через театрализованную деятельность в едином педагогическом процессе с участием  родителей воспитанников.

Сформулированы задачи:

1.повысить собственный уровень знаний в области социально-коммуникативного развития через  театрализованную деятельность детей подготовительной к школе группе (изучение методической литературы, посещение консультаций, семинаров, педагогических советов)

2. включить театрализованную деятельность в образовательный процесс путём игр-драматизаций, мини-сценок, имитационных упражнений, мимических этюдов, а также через реализацию проектной деятельности и другие формы работы. 

3.познакомить детей с видами театрального искусства, театральными профессиями, с устройством театра, воспитывать культуру поведения в театре;

4. развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности, коммуникативные качества личности и социальные навыки поведения, создавать творческую атмосферу, психологический комфорт, эмоциональный подъём, акцентировать внимание на развитие всех видов памяти, фантазии, воображения, художественно-речевого, игрового, сценического творчества.

5. учитывать  индивидуальные интересы детей, их наклонности, потребности и предпочтения; включить  каждого ребёнка в различные виды, формы театрализованной деятельности.

6. создать условия для совместной деятельности детей и взрослых, с привлечением  родителей и специалистов ДОУ в театрализованные постановки  и организации их показа для воспитанников других групп.

         Работу мы начали с изучения  методической литературы по социально-коммуникативному и художественно-эстетическому развитию дошкольников.

         Пересмотрели, пополнили и разнообразили развивающую предметно-пространственную среду в театральном центре  в соответствии с требованиями ФГОС  Д О, старались сделать её содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной для  воспитанников. В центре имеются  следующие виды театров, приобретённые и  созданные педагогами, родителями и воспитанниками: театр теней, плоскостной театр, театр кукол «би-ба-бо», пальчиковый,  носочный, театр на палочках, на ложках, театр - «топотушек», магнитный, театр на фланелеграфе, театр «бегающих магнитиков».  Изготовлены театральные куклы на гапите, платочные, куклы – марионетки, куклы  «дергунчики». Имеются различные виды ширм, театральные костюмы, маски, украшения. Изготовлены  лэпбук «Дошколятам о театре», часы «Эмоции», дидактические игры «Узнай сказочного героя», «Расскажи сказку», «Загадки и отгадки», имеются  наборы карточек «Герои русских народных сказок», «Герои зарубежных сказок», подобрана картотека  сюжетно - ролевых игр, игр – драматизаций, пластических, релаксационных этюдов, сценариев праздников и развлеений, театральных постановок.

           Для достижения цели и задач решили использовать метод «проекта», составили план работы с детьми, план взаимодействия с семьями воспитанников, разработали для себя правила ведение театрализованной деятельности:

 -  каждый ребенок должен иметь возможность проявить себя  в        

     какой – либо роли;

  - выбор роли по желанию ребенка;

  - назначение на роли более робких, застенчивых, неуверенных в себе детей;    

  - проигрывание ролей в парах.

          Работу проводим в утренние и вечерние часы, в свободное время в течение дня через разные виды детской  деятельности.      

       В  ходе совместной деятельности взрослого и детей, мы вводим различные ритуалы приветствия, используя приём вербального и невербального общения. Проводим игры и упражнения с элементами театрализации, направленные на развитие эмоциональной отзывчивости  и навыков общения дошкольников  («Иван – царевич»,  «Волшебная палочка»), нравственные беседы  с элементами  психогимнастики  («Злой язычок», «Шаловливые игры). В комплекс утренней гимнастики включаем ритмические, пластические этюды, вводим персонажей животных или сказочных героев.  С помощью лэпбука и мультимедийных презентаций знакомим ребят с  известными театрами и  самыми необыкновенными театрами мира, с устройством театра, с театральными профессиями, с разными жанрами театрального искусства, с культурой поведения в театре.  

        В ходе режимных моментов от лица сказочного персонажа проводим различные ситуации общения.

            Образовательную деятельность проводим в игровой форме с обязательным включением героя, с использованием эмоционального фонирования (звуковые фоны, музыку разную по ритму и окрасу). На занятиях по речевому развитию проигрываем небольшие диалоги, сочиняем сказки,  у знакомых произведений изменяем финал, используем элементы артикуляционной гимнастики, скороговорки, чистоговорки, речь с движением. В занятия по познавательному развитию включаем функциональное упражнение, релаксационные этюды. На занятиях по художественно-эстетическому развитию и конструированию рисуем, лепим образы сказочных персонажей, передаем свои впечатления о просмотренных театральных постановках.  Изготавливаем театр, театральные атрибуты, афишу, билеты на театральное представление. На занятиях по физическому развитию используем подвижные игры с элементами театральной деятельности («Бабка – Ёжка»,  «Вокруг домика хожу», «Гуси – лебеди»).

        В ходе самостоятельной деятельности дети активно принимают участие в режиссерских играх, играх – драматизациях, мини - спектаклях. Используют театрализованные куклы и  различные виды театров. Самостоятельно воспроизводят сюжеты  знакомых сказок, придумывают и разыгрывают свои.      

          Особое внимание уделяем индивидуальной работе. В ходе, которой помогаем ребенку запомнить текст роли, работаем над дикцией, интонацией, мимикой и жестами.  

         Активное сотрудничество ведем со специалистами ДОУ. Совместно с музыкальным руководителем была организована агитбригада из воспитанников группы «Межпланетный дорожный патруль», которая принимала участие в конкурсе  по правилам дорожного движения среди детских садов  района. Выступление, которой вы могли увидеть на семинаре – практикуме  в ДОУ. Для детей старших и подготовительных групп было организовано театрализованное представление «Осенние истории», в котором дети выступали не только в качестве артистов, но и оформителей, костюмеров, кассиров, билетёров, администраторов зала.  В организации и проведении этого мероприятия нам помогли воспитатель

 гр. № 4 Масленникова Н.Н., муз. руководитель Мишина Д.С. и родители воспитанников. Для воспитанников группы № 11 проводили  показ театра теней. Для детей ясельного возраста показывали пальчиковый театр «Как снеговик друзей искал», играли в подвижные игры. Также ребята принимали участие в проведении осеннего утренника в группе младшего возраста. Совместно с педагогом – психологом работали над созданием мультфильма «Про слонёнка». Изготавливали декорации, героев, проводили съёмку, озвучивали героев.

        Активными участниками в реализации проекта являются семьи воспитанников. Для заинтересованности и повышения степени родительского участия  было проведено родительское собрание, в ходе которого обсуждался вопрос  о социально-коммуникативном развитии старших дошкольников через театрализованную деятельность. Проведено анкетирование «Определение отношения родителей к организации театрализованной деятельности в ДОУ»,  «Организация театрализованной деятельности в семье», с помощью которого мы учли все пожелания родителей, консультация  «Домашний кукольный театр». Организован  «Абонемент выходного дня «Всей семьёй в театр» и совместный выход в театр музыкально-пластической драмы «Преображение». Начала свою работу  «Театральная гостиная», «Творческая мастерская» Большую помощь родители оказывают в изготовлении театральных атрибутов и костюмов.

             Проект наш продолжается. Наши планы на будущее – это оформление фойе «Театральной витриной» и постановка мюзикла по сказке Г.Х Андерсена «Огниво» с участием воспитанников, родителей и педагогов группы.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ППО "Развитие коммуникативных способностей у старших дошкольников посредством театрализованной деятельности"

ППО "Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников посредством театрализованной деятельности" ориетирован для воспитателей дошкольных учреждений. Опыт раскрывает ключевые точки взаимодейс...

ППО "Развитие коммуникативных способностей у старших дошкольников посредством театрализованной деятельности"

Тема опыта обусловленна актуальными вопросами дошкольного образования. В работе собранны методические материалы и практические разработки, позволяющие развивать коммуникативные способности дошкольнико...

Статья "Развитие связной речи у старших дошкольников посредством театрализованной деятельности"

Материал о том, как влияет театрализованная деятельность влияет на речь детей...

"Развитие социально-коммуникативных навыков детей младшего возраста посредством театрализованной деятельности"

В развитии общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, в процессе совместной деятельности детей младшего дошкольного возраста играет огромную роль театрализованная деятельность....

Развитие речи старших дошкольников посредством театрализованной деятельности.

Дошкольный возраст период активного усвоения разговорного языка, становления и развития всех сторон речи (фонетической, лексической, грамматической). Овладение грамотной речью является необходимым усл...

Развитие речи старших дошкольников посредством театрализованной деятельности.

  Речь -  величайшее богатство, данное человеку.  И её, как и любое богатство, можно либо приумножить, либо незаметно растерять.  Чем богаче и правильней речь ребенка, ...

Программа саморазвития педагога по теме"Развитие диалогической речи старших дошкольников посредством театрализованной деятельности"

Повышение уровня знаний  по теме: «Развитие диалогической речи старших дошкольников посредством театрализованной деятельности»...