Развитие речи "Моя семья"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Борисова Елена Геннадьевна

Для использования на занятиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_semya.docx17.89 КБ

Предварительный просмотр:

Речевое развитие (рассказывание из личного опыта)

 

«Моя семья»

Цель: Развивать речевую деятельность. Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.

Задачи:

Обучающие: продолжать учить составлять рассказ из личного опыта на тему «Моя семья», используя в рассказе прилагательные, учить понимать смысл пословиц о семье, активизировать словарь детей (семья, родственники, генеалогическое древо, родословные), совершенствовать речевые навыки, формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе.

Развивающие: продолжать развивать связную, диалогическую речь, память, внимание, познавательный интерес, логическое мышление.

Воспитывающие: воспитывать чувство гордости за свою семью и желание заботиться о них.

Интегрируемые образовательные области:

-речевое развитие (загадка, пальчиковая гимнастика, стих)

-физическое развитие (физ. минутка)

- художественно-эстетическое (аппликация)

Предварительная работа:

- Рисунки детей «Моя мама»                                                                                             - Дети и родители изготавливали дома семейные генеалогические древа.

- Выставка семейных фотографий.                                                                                     - «Раскроем  тайну пословиц» - совместное обсуждение смысла пословиц о маме, о   семье.

- Сюжетно - ролевые игры: «Семья», «Детский сад».

- Беседа: «Я и мой дом», «Если бы у меня была волшебная палочка», «Моя семья»

- Рассматривание семейных фотографий детей группы, с целью побуждения к рассказу о людях, с которыми они живут.

Материал и оборудование: колокольчик, картинки – семья, рисунки генеологическое древо, для аппликации: раздаточный материал- шаблон дерева, клей, картинки с изображением: мама, папа, дедушка, бабушка, дети; салфетки.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, давайте, поздороваемся необычным способом!

Скажем «Здравствуйте» руками!

Скажем « Здравствуйте»   ногами!

Скажем «Здравствуйте» глазами!

Скажем «Здравствуйте» мы ртом – Станет радостно кругом! 

Ребятки, я вижу, что не у всех еще язычок проснулся, давайте ему поможем, я позвоню в маленький колокольчик, слышите, как нежно звучит, как ласково он просит вас проснуться.

Воспитатель: Я проверю, действительно помог нам колокольчик, или он старался зря.

Речевая разминка:  

Ра- ра- ра- начинай играть с утра.

Ро - ро- ро-солнце светит нам в окно.

Ре- ре- ре- живём дружно во дворе.

Ри- ри- ри- сосчитались раз, два, три.

Ры- ры- ры –не заметили жары.

Воспитатель: Да действительно, мой помощник -колокольчик, старался не зря.

А теперь присаживайтесь на стульчики. А о чём мы сегодня поговорим, вы узнаете, когда отгадаете загадку:

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная... (семья)

Воспитатель: Правильно.  Издавна семья на Руси почиталась, семью оберегали, с любовью и почтением относились к отцу и матери. Поэтому до нас дошло много пословиц и поговорок. А какие пословицы и поговорки знаете вы?

    Дети:

    -Земля без воды мертва, человек без семьи пустоват.

    -Когда нет семьи, так и дома нет.

    -Семья сильна, когда над ней крыша одна.

    -Семья без детей, что цветок без запаха.

    -В семье и каша гуще.

    -Не будет добра, коли в семье вражда.

    -В гостях хорошо,   а дома лучше.

    -Мой дом -   моя крепость.

Воспитатель: Молодцы, много знаете пословиц. Сегодня будете составлять рассказ из личного опыта о своей семье. Давайте вспомним правило, как надо рассказывать:

1. Каждый день всегда, везде,

На занятиях в игре,

Громко, четко, говорим,

Никуда мы не спешим.

2. Если хочешь ответитьне шуми,

Только руку подними.

Воспитатель: Кто является членом семьи?

Дети: Мама, папа, бабушка, дедушка.

Воспитатель: Какие же они, родные и дорогие нам люди? (Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.)

Мама (какая?) - добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная:

Папа - строгий, умный, сильный:

Бабушка - старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая:

Дедушка - старый, мудрый, седой:

Сестра - весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая:

Брат - сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший

А семья (какая?) - дружная, счастливая, трудолюбивая, хозяйственная, спортивная.

Воспитатель: А как живут члены одной семьи?

Дети: Вместе, бабушка и дедушка могут жить отдельно.

Воспитатель: Какие бывают семьи? 

Дети: Маленькие и большие, дружные и гостеприимные, счастливые и веселые, трудолюбивые. 

     Физминутка  

Воспитатель: Молодцы. Настало время рассказать о ваших семьях. (Дети рассказывают о своих семьях, рассказы сопровождаются показом семейных фотографий на экране проектора)                            

 План рассказа: 1. Фамилия семьи.

                              2. Назовите членов  семьи (перечисление).

                              3.  И.О. членов семьи, где работают, чем занимаются.

                              4. Увлечения семьи.

5. Свое отношение к семье (моя семья самая лучшая, я горжусь своей           семьей и т. д.)

Я вижу, ребята, что вы много можете рассказать о семьеЗапомните: что мамы, папы, братья, сёстры, дедушки, бабушки – это ваши близкие родственники, ваши родные, ваша семья.

      Воспитатель: Мы знаем, что люди с давних пор старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. Как память о семье, родственниках мы сохраняем сейчас, в наше время?

Дети: Фотографиями, видиозаписями.

Воспитатель: Каким образом память о родных сохраняли в давние времена, когда не было фотоаппаратов, видиокамер?

Дети: Семью рисовали.

Воспитатель: Как назывались такие зарисовки? 

Дети: Родословные.

Воспитатель: Родословную обычно изображают в виде дерева. А ещё оно называется  генеологическое древо.

Толстые ветки – поколение бабушек и дедушек,  мам и пап ваших родителей.

Ветки потоньше – поколение мам и пап.

Тонкие веточки – поколение детей, то есть вас.

Воспитатель: Каждый из вас сейчас составит свою родословную.

Дидактическое упражнение «Составь генеологическое древо»  (дети на силуэт дерева раскладывают карточки с изображением членов семьи по «ярусам»)

Кто располагается на нижнем ярусе древа? - бабушка и дедушка

Кто располагается на среднем ярусе древа? – мама и папа.

Кто располагается на верхнем ярусе древа? – дети.

Итог занятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

познавательно-речевое развитие "Моя семья"

конспект занятия по гендерному развитию детей 2 младшей группы....

Педагогические методы музыкального развития в семье.

Родители - лучшие педагоги. Как помочь родителям научить детей музицировать....

Родительское собрание на тему: «Специфика обучения и воспитания в коррекционной группе детского сада для детей с задержкой психического развития. Роль семьи в коррекции дефектов и нарушений развития детей».

Родительское собрание на тему: "Специфика обучения и воспитания в корекционной группе детского сада для детей с задержкой психического развития. Роль семьи в коррекции дефектов и нарушений развития у ...

Консультация для родителей «Стимуляция речевого развития ребенка с задержкой речевого развития в семье»

Если вашему ребенку невролог написал заключение: задержка темпа развития экспрессивной речи, не нужно паниковать, необходимо проконсультироваться у учителя-логопеда, учителя-дефектолога. На основ...

Консультация для родителей «Стимуляция речевого развития ребенка с задержкой речевого развития в семье»

Если вашему ребенку невролог написал заключение: задержка темпа развития экспрессивной речи, не нужно паниковать, необходимо проконсультироваться у учителя-логопеда, учителя-дефектолога.На основ...