Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по познавательному развитию "Юный эколог" для детей 5 - 6 лет
рабочая программа по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа  по познавательному развитию "Юный эколог" для детей 5 - 6 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_ekolog.docx236 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Documents and Settings\Методист\Рабочий стол\Золушка\рабочий стол\скан титульники кружки\юный эколог.jpg

СОДЕРЖАНИЕ

I.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

2

1.

Пояснительная записка

1.1.

Цели и задачи программы

4

1.2.

Принципы и подходы в организации образовательного процесса

5

1.3.  

Характеристика  особенностей   развития  детей  

7

1.4.  

Планируемые результаты освоения рабочей Программы

9

1.5.

Особенности  проведения  педагогического  мониторинга

10

II.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

10

2.

Общие положения

2.1.

Содержание дополнительной образовательной программы «Юный эколог»

11

III.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

19

3.

Условия организации образовательного процесса.

3.1.

Модель экологической предметно-развивающей среды группы.

20

Литература

21

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.Пояснительная записка.

В нашей стране охрана природы – дело государственной важности. В Конституции нашей страны записано: Граждане России обязаны беречь природу, охранять её богатства. Умение жить в согласии с природой, и с окружающей средой следует начать воспитывать как можно раньше. Известно также, что истинная красота заложена в природе, и задача состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть её, научиться ценить её. Экологическое воспитание дошкольников основывается на систематических наблюдениях за объектами и явлениями природы и их фиксации. Наша задача состоит в том, чтобы подвести к мировоззренческим выводам о единстве и разнообразии природы. Параллельно с этим идет формирование у детей способности эстетически относиться к миру, воспринимать прекрасное и оценивать, своей деятельностью умножать окружающего, побуждать задуматься над взаимоотношениями людей и природы. Дошкольный возраст – период наиболее интенсивного становления моральных установок и нравственных чувств, поэтому программа направлена на развитие чувства общности детей с природой. В экологическом воспитании малышей предпочтительно применять методы многоразового наблюдения объектов природы, обсуждения увиденного, отражение своих впечатлений в различных видах деятельности, моделирование явлений природы.

Чтобы реализовывать принципы на практике, нужны люди с новым мышлением. Именно поэтому во всем мире в последнее время все больше внимания уделяется образованию в области окружающей среды. Достичь целей, декларируемых в современной концепции устойчивого развития, можно только через экологическое образование. В «Концепции устойчивого развития России» выделен раздел «Экологическое образование, экологизация общественного сознания». В нем особо подчеркивается формирование всеми доступными средствами экологического мировоззрения граждан России, а первую очередь детей. Такой подход требует проанализировать содержание и методику экологического воспитания дошкольников.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.

Данная программа включает развитие у детей умений постановки и проведения простейших опытов. Например, выращивание рассады для цветников детского сада. Благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы, дошкольники получают экологические знания, у них развивается наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь. Воспитываются такие личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в коллективе. 

Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно.

Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком, как таблица умножения.

Диагностики экологических знаний наших дошкольников показала, что  по отдельным вопросам некоторые  дети имеют достаточно высокий  уровень знаний, некоторые моменты в работе упущены. Типовая программа воспитания и обучения детей под ред. М.А. Васильевой не раскрывает всего объема экологических знаний, умений и навыков,  необходимых современному ребенку. Разнообразие  других программ по экологии иногда вызывает у воспитателей затруднение в конкретизации задач. Проблема, зачастую еще и в том, что, работая с детьми, воспитателю порой сложно ориентироваться в тех знаниях, умениях и навыках, которые необходимо дать детям определенного возраста.

Новизна данной программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе. 

Например, для птиц, зимующих в наших краях, мы с детьми и родителями делаем кормушки, организовываем «птичью столовую» до полного схода снежного покрова; развешиваем скворечники на территории детского сада.

Чтобы помочь педагогам, я разработала Данная дополнительная программа экологического воспитания детей для старшей и подготовительной группы разработана в помощь педагогам, чтобы  разобраться в многообразии задач экологического воспитания детей. Программа разработана на основе обязательного минимума содержания по экологическому воспитанию дошкольников. Все задачи  разделены на четыре  раздела, которые в свою очередь подразделяются на блоки. Для простоты работы отдельно выделены задачи воспитания детей 5-6 лет и детей 6-7 лет. Кроме этого задачи подразделяютсяна обучающие, развивающие  и воспитательные.

В программе также представлен годовой тематический план работы по экологическому воспитанию детей старшей  и подготовительной  группы, в котором отражены все разделы и блоки программы. Занятия по экологическому воспитанию проводятся 1 раз в неделю.

 Тематический план составлен с учетом других направлений деятельности, в которые интегрируется экологическое образование:

  1. Изодеятельность, где используются произведения живописи о природе по сезонам, изготавливаются различные изделия из природного материала.
  2. Ознакомление с художественной литературой, где используются произведения о природе.
  3. Музыкальное воспитание, где разучиваются музыкальные произведения о природе, сезонных изменениях, проводятся музыкальные праздники и развлечения.
  4. Физическое воспитание, где развиваются основы здорового образа жизни, проводятся экскурсии, целевые прогулки.

Программа кружка  «Юный эколог»  разработана для детей  5-7 лет.

  1. Цели и задачи программы

Основная  цель предлагаемой программы – привитие основ экологической культуры дошкольникам, показать взаимосвязь живых организмов и неживой природы, влияние человека на окружающий мир.

Задачи программы:

  • Дать учащимся системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;
  • Научить применять на практике полученные знания;
  • Учить детей быть ответственными за свои поступки;
  • Формировать культуру поведения в природе;
  • Обогащать представления об окружающем мире;
  • Помочь ребенку осознать природу как среду своего обитания, необходимость использовать знания о природе с целью ее сохранения, предотвращения необратимого нарушения ее целостности.
  • Способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение);
  • Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей;
  • Развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;
  • Формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;
  • Развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе.
  • Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к компонентам неживой природы;
  • Прививать любовь к природе, желание о ней заботиться;
  • Прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;
  • Воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;
  • Воспитывать потребность в общении с природой;
  • Способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;
  • Способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе;
  • Воспитывать бережное, гуманное отношение ко всему живому;
  • Воспитывать трудолюбие, творческое отношение к учению, труду, жизни.

Решение обозначенных в Программе целей и задач привития основ экологического воспитания возможно только при систематической и целенаправленной поддержке педагогом различных форм детской активности и инициативы, начиная с первых дней  формирования основ экологической культуры.

 От педагогического мастерства  воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, степень прочности приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги группы совместно с семьей стремятся сделать счастливым детство каждого ребенка.

1.2. Принципы и подходы к организации к формированию программы

Программа разработана на основе  следующих принципов экологического образования:

  • Принцип научности предполагает знакомство дошкольников с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирования основ его мировоззрения.
  • Крайне важным и тесно сопряженным с принципом научности является принцип доступности материала для ребенка определенного возраста. Доступность предполагает также значимость для ребенка получаемых знаний, их эмоциональную окраску.  В обучении дошкольников не следует употреблять научные термины, хотя содержание некоторых из них может быть объяснено в доступной и привлекательной форме.
  • В работе  по ознакомлению с окружающим миром  необходимо учитывать региональный компонент (природу родного края, народные традиции, краеведение)
  • Наиболее эффективно задачи познавательного развития решаются в случае интегрированного подхода,  Для более успешного  усвоения материала целесообразно использовать такие формы работы, как интегрированные занятия, экспериментирование, просмотр видеофильмов, презентаций, чтение художественной литературы
  • Принцип гуманности. Данный принцип связан, прежде всего, с понятием экологической культуры. С позиции воспитания его применение означает формирование человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ жизни. Экологическое воспитание тесно связано и с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как братьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира, и всего ландшафта, и отдельного цветка, капли росы, маленького паучка.
  • Экологические знания должны помочь понять ребенку, что нужно сделать для того, чтобы сохранить окружающую его самого и его близких среду. Он должен обязательно принимать участие в посильных экологически ориентированных видах деятельности.

Принцип целостности тесно связан с предыдущим и присущ именно дошкольному экологическому образованию. Он отражает, прежде всего, целостное восприятие ребенком окружающего мира и его единство с миром природы.

  • Важна последовательность усвоения знаний, когда «каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего». Принцип системности способствует и умственному развитию детей в целом.

Отличительные особенности заключаются в том, что в основе программы лежит принцип интеллектуального и эмоционального начала в экологическом образовании. Значительное место  занимает исследовательская работа – проведение простейших опытов, наблюдений. Для детей они необычны. Главным является то, что дети принимают непосредственное участие в исследовательской деятельности, а некоторые опыты проводят вполне самостоятельно.

 Исследовательская работа помогает развить познавательный интерес ребенка, его мышление, творчество, умение мыслить логически, обобщать. В структуру программы входят два образовательных блока: теория и практика. Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование практического опыта. Методика организации теоретических и практических занятий может быть представлена следующим образом: на занятиях дети знакомятся с живой и неживой природой. Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности.

Для того, чтобы подвести детей  к освоению теоретического материала предлагаются методы: работа с моделями, природоведческие конкурсы и праздники, решение проблемных ситуаций, наблюдения и эксперименты, опыты, практическая деятельность в природе. Экологическое образование ведется ненавязчиво, с удовольствием и искренней заинтересованностью, как детей, так  и педагогов.

В целом в экологическом обучении наиболее эффективным представляется интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, литературы, моделирования, т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.

Как известно, в дошкольном возрасте преобладает правополушарный тип познавательной деятельности, дети не способны самостоятельно улавливать общие закономерности природных явлений, делать выводы о месте человека в природе, о его ответственности за все живое на земле, поэтому занятия строятся с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира. Большое значение придается ведущей форме деятельности дошкольников - игре (сюжетно-ролевые, подвижные, самостоятельные игры экологического и природоведческого содержания).

Так, развить положительные эмоции по отношению к природе помогают игры-превращения, направленные на возникновение у ребенка эмпатии к животным, растениям, объектам неживой природы. В процессе обучения желательно задействовать все органы чувств ребенка, а не только слух и зрение. Для этого ребенок имеет возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно. Большое значение имеет развитие эмоциональной сферы.

1.3. Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников

Ребенок в дошкольном возрасте проявляет большой интерес к природе, для него характерно целостное восприятие окружающего мира, что очень важно для экологического образования.

У детей этого возраста  развиваются гуманные черты личности: отзывчивость, доброта, чуткость, ответственность за природу, за все живое, что делает личность духовно богатой, умеющей осознавать связь с природой и другими людьми. Непосредственное восприятие предметов природы, их разнообразие, динамика эмоционально воздействуют на детей, вызывают у них радость, восторг, удивление, совершенствуя тем самым эстетические чувства.

На первом году обучения у детей  внимание носит непроизвольный характер. Устойчивость его зависит от характера деятельности. Запоминание и воспроизведение также носят непроизвольный характер. Ребенок еще не может поставить перед собой цель запомнить или припомнить что-либо. Дети не умеют самостоятельно наблюдать, но активно принимают цель и задачи наблюдения от педагога, если они поставлены в привлекательной, игровой форме.

На втором году обученияработа несколько усложняется, продолжаются наблюдения и практическая деятельность с помощью педагога. Дети этого возраста имеют более высокий уровень знаний, оценок и установок поведения. Они овладевают довольно большим словарным запасом, что дает им возможность передавать в рассказах объективные связи и свои ощущения, свой чувственный опыт, связанный со свойствами природных явлений. Имевшиеся ранее самые общие экологические представления конкретизируются, расширяются и дополняются новым материалом.

У детей формируются способности эстетически относиться к миру, воспринимать прекрасное и оценивать, своей деятельностью умножать окружающее, побуждать задуматься над взаимоотношениями людей и природы.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие.

Дети старшего дошкольного возраста имеют большой багаж представлений о природе. Детям становятся доступны достаточно сложные связи и зависимости, существующие в природе. Уровень обобщенности знаний позволяет теперь переходить к понятиям. Хоть это понятие обыденного уровня, первая ступень в познании действительности, но тем самым наглядно-образное отражение действительности в форме представлений поднимается на качественно новый уровень: представления, обогатившись конкретным материалом, превращаются в понятия.

В этом возрасте формируются и эмоционально-волевые качества: ответственность, инициативность, самоорганизация, самоконтроль. Мотивированная оценка приводит к формированию аргументированности и убежденности при выборе поведения. Итак, экологические знания, трудовые умения и навыки по уходу за растениями и животными, мотивированная оценка поведения сверстников, взрослых, собственного способствуют становлению личности ребенка в целом.

Оценочная деятельность детей поднимается на высокий уровень. Они могут не согласиться с поведением и поступками положительных героев, могут отрицательно оценивать отношение к природе взрослых, в том числе и близких людей. Социально-экологические представления включают уже обобщенные правила поведения человека. Эти правила могут быть одним из важнейших регуляторов отношения ребенка к природе. Педагогу необходимо учитывать возросшие возможности детей в экологическом воспитании. 

  1. Планируемые  результаты  освоения   Программы

Воспитанники должны знать:

  • Основы экологической культуры.
  • Некоторые особенности природы своего края.
  • Основные признаки времен года.
  • Значение природы для человека.
  • Группы растений и животных.
  • Некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны.
  • Правила поведения в природе.
  • Что такое экология,  каковы ее задачи и назначение  в современном мире;
  • Начальные экологические понятия;
  • О взаимоотношениях организмов друг с другом и с человеком;
  • О единстве живой и неживой природы, необходимости бережного отношения к ней;
  • О месте и роли человека в природном сообществе, о единстве природы и человечества;
  • О причинах создания и назначении Красной книги;
  • О местных видах растений и животных, занесенных в Красную книгу;
  • О причинах и возможных последствиях экологических катастроф;
  • О ценности и уникальности каждого природного объекта;
  • О современных экологических проблемах и возможных путях  их решения;
  • О правилах поведения  человека в природе;
  • Особенности труда людей наиболее распространенных профессий.

Воспитанники должны уметь:

  • Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.
  • Выполнять правила личной гигиены.
  • Различать изученные растения, животных.
  • Вести наблюдения в природе под руководством руководителя кружка.
  • Подкармливать птиц в простейших кормушках.
  • Ухаживать за комнатными растениями и домашними животными.
  • Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством руководителя кружка.
  • Выполнять правила безопасного поведения в природе, в быту, общественных местах;
  • Применять свои   знания в обращении с живыми организмами;
  • Охранять редкие виды растений и животных;
  • Наблюдать за предметами и явлениями окружающей среды по заданной схеме;
  • Проводить простейшие экологические наблюдения в природе;
  • Формулировать и обосновывать собственное мнение по тому или иному вопросу (экологической проблеме);

  1. Особенности проведения педагогического мониторинга

Подведение итогов по результатам освоения данной программы проводится в следующих формах контроля:

1)входящая диагностика: собеседование с целью выявления образовательного уровня обучающихся, их интересов и способностей при поступлении в кружок.      

 2) текущий контроль: - наблюдение за выполнением заданий, требований педагога, правил поведения в природе;  - выставки творческих работ обучающихся.

3) итоговый контроль: - участие в выставках, праздниках: «Урожай   осени», «Вокруг живой елочки», «Природа – наш дом родной», «С днём рождения, Югра!», «Природу родную любим!» и др., - итоговая диагностика.

Оценка эффективности программы:

Проводится путем сопоставления результатов входящей (вначале работы) и итоговой диагностик.

II.  СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.Общие положения

Реализация Программы осуществляется в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме общения, игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие - сквозных механизмах развития ребенка (ФГОС ДО п.2.7):

Организация образовательной деятельности строится на основе интереса и содержит проблемно-игровые ситуации, для того, чтобы развивать у ребенка любознательность, познавательную активность, самостоятельность. Основная форма организации работы с детьми – организованная деятельность с осуществлением дифференцированного подхода при выборе методов обучения в зависимости от возможностей каждого ребенка. Учебный материал подается в игровой форме, не утомительной для ребенка. Различные творческие задания будут способствовать развитию воображения и помогут лучше усвоить пройденный материал на занятии. Большинство теоретических занятий проводятся в форме дидактических игр с использованием игровых обучающих ситуаций. Начиная со старшей группы проводятся элементарные опыты с объектами неживой природы.

Проводятся совместно с психологом детского сада релаксационные упражнения. Идет прослушивание музыки. Наблюдения, итоги бесед с детьми оформляются совместно с педагогом.

2.1.Содержание дополнительной образовательной программы « Юный эколог»:

  • Сфера естественнонаучных представлений, экологической культуры 
  • Растительный и животный мир. Многообразие 
  • Взаимодействие растений и животных. 
  • Домашние животные. 
  • Окультуренная природа, декоративные растения.
  • Экосистемы. 
  • Дикая природа (дикие животные и дикорастущие растения). 
  • Связь живых и неживых объектов природы.
  • Различия живого и неживого.
  • Времена года. Ритмичность, цикличность времен года, частей суток, дней недели, месяцев года. 
  • Нарушение связей в природе – причина экологических проблем, гибели природного явления, объекта.
  •  Физические свойства окружающего мира: различные свойства веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость); основные виды и характеристики движения: скорость, направление. 

(СТАРШАЯ ГРУППА)

Тематика

1.Вводное занятие

2.Осень в природе и практическая деятельность на участке

3.Обитатели живого уголка, работа в живом уголке

4.Экскурсии

5.Зима в природе

6.Работа в живом уголке в зимнее время

7.Лес – многоэтажный дом

8.Экскурсии

9.Весна в природе

10.Весенние работы в живом уголке

11.Экскурсии

 

  1. Вводное занятие. Воспоминание о лете.
  2. Осень в природе. Практические работы на участке детского сада. Осенние явления в природе. Знакомство с новым календарем наблюдений. Работа с ним. Знакомство с распространенными растениями нашего села. Разнообразие однолетних цветочно-декоративных растений на участке детского сада (ноготки, бархатцы, душистый горошек). Наблюдение за продолжительностью их цветения, созреванием семян. Сбор семян 2-3 культурных растений. Засушивание листьев и отдельных цветков растений для составления композиций, панно. Овощные культуры, их значение в жизни человека. Подготовка животных к зиме. Осмотр деревьев, выявление поломанных, больных. Опыты с песком. Работа по проекту «Наше дерево-рябинка»
  1. Обитатели живого уголка природы. Работа в живом уголке. Знакомство с растениями, имеющими видоизмененные стебли, листья. Истории их происхождений. Посадка однолетних цветущих растений для наблюдений в группе. Особенности комнатных растений, содержание их осенью и уход за ними. Животные в уголке природы. Кормление и уход в связи со средой обитания, образом жизни.
  2. Экскурсии. Экскурсии в парк в период золотой осени, на водоем, в весенний лес.
  3. Зима в природе. Зимние явления в жизни растений, животных. Значение снегового покрова для растений и диких животных. Условия обитания домашних животных в зимнее время. Разнообразия домашних животных, их связь с человеком. Охрана природы зимой. Наблюдение и знакомство с новой зимующей птицей – Свиристель. Изготовление (самостоятельное) простейших кормушек, подкормка зимующих птиц; определение толщины снегового покрова на открытых пространствах и в местах защищенности деревьями и кустарниками. Опыты со снегом и льдом. Работа по проекту.
  4. Работа в живом уголке в зимнее время. Знакомство с различными видами аквариумных рыб: приспособленность обитания к водной среде. Особенности содержания комнатных растений в связи с недостатком тепла и света (дополнительное освещение). Уход за обитателями уголка природы. Выращивание выгоночных культур – лука и постановка опыта над ним (нехватка тепла). Выращивание злаковых культур.
  5. Лес – многоэтажный дом. Роль леса в природе и жизни человека. Кто охраняет лес положительное и отрицательное влияние деятельности человека на лес. Работа по проекту.
  6. Экскурсии в природу: парк, водоем, лес, луг и т. д.
  7. Весна в природе. Весенние явления в жизни растений и животных. Изменение внешнего вида растений, поведение животных, прилет птиц, появление насекомых. Знакомство с 2-мя перелетными птицами: грач, кукушка. Наблюдение за прилетом и поведением перелетных птиц. Ведение сезонного дневника фенологических наблюдений за рябинкой. (Работа по проекту «Наше дерево – рябинка». Наблюдение за появлением всходов декоративных растений на клумбах д/сада. Уход за всходами. Опыты с воздухом.
  8. Весенние работы в живом уголке. Изменения в жизни комнатных растений и животных в связи с изменением светового и теплового режима. Наблюдение за ростом и развитием комнатных растений. Их пересадка, деление куста. Знакомство с размножением комнатных растений. Выращивание земных культур.
  1. Экскурсии в природу: в парк, на водоем с целью изучения весенних явлений.

Большинство теоретических занятий проводятся в форме дидактических игр с использованием игровых обучающих ситуаций. Начиная со старшей группы, проводятся элементарные опыты с объектами неживой природы.

Идет прослушивание музыки. Наблюдения, итоги бесед с детьми оформляются по изобразительной деятельности.

Тематический план кружка «Юный эколог»

Месяц

Тема занятия

Цель занятия

Октябрь

«Я и природа»

«Планета Земля в опасности»

Дать детям представление, что планета Земля имеет форму шара. Познакомить детей с глобусом и картой.

«Человек и природа»

Дать детям представление о значении природы в жизни человека, воспитывать интерес к природе.

«Значение природы в жизни человека»

Дать детям представление о значении природы в жизни человека.

Ноябрь

«Лес»

«Живая и неживая природа»

Показать детям взаимосвязь живой и неживой природы.

Учить отличать природные объекты от тех, которые создал человек.

«Лесные растения ХМАО. Красная книга – сигнал опасности».

Расширить представления детей об охраняемых видах растений ХМАО.

«Птицы нашего края»

Расширить представления детей о птицах нашего края

«Птицы нашего края»

(продолжение)

Углубить представления детей о роли птиц в природе и жизни человека.

Декабрь

«Воздух»

«Понятие воздуха»

Дать детям представление о воздухе, как  газообразном веществе.

«Свойства воздуха»

Опытным путём показать значение воздуха для человека и всего живого на земле.

«Распространение семян»

Формировать знания детей о влиянии воздуха на распространение семян в природе.

«Растения и чистота воздуха»

Познакомить детей с ролью растений и поддержании чистоты воздуха.

Январь

«Вода»

«Свойства воды, состояние воды»

Расширять знания детей о свойствах и состоянии воды

«Круговорот воды в природе. Вода вокруг нас»

Показать и рассказать детям о круговороте воды в окружающей среде.

«Кто живёт в воде»

Показать детям роль воды в жизни растений (опытным путём) и водных животных.

«Использование воды человеком»

Показать детям, как человек использует воду.

Февраль

«Царство комнатных растений»

«Растения - наши друзья»

Закреплять знания детей о том, что растения живые; способствовать обобщению представлений о растениях.

«Что в нашей комнате растёт?»

Уточнить и систематизировать знания детей о комнатных растениях.

«Посадка комнатных растений»

Практическим путём дать детям представление о том, для чего и как делается пересадка комнатных растений.

«Комнатные растения лечат!»

Познакомить детей с лечебными свойствами комнатных растений

Март

«Животные»

«Разнообразие животных ХМАО»

Познакомить с животными нашего края, их разнообразием.

«Питание животных»

Уточнять знания детей о питании домашних и диких животных.

«Размножение»

Расширять знания о том, как размножаются животные в природе.

«Мой край родной – заповедные места ХМАО»

Формировать знания детей об охраняемых видах животных нашего края.

Апрель

«Растения»

«Виды растений»

Формировать знания о разнообразии видов растений.

«Части растений»

Расширять знания детей о том, из каких частей состоит растение.

«Развитие растений»

Формировать знания о том, как растение растёт развивается. Опыт «Тень и солнце»

«Связь растений с насекомыми»

Формировать знания о взаимосвязи растений и насекомых

Май

«Что было раньше?»

«Древние люди и природа»

Расширять знания о том, кто населял нашу планету в древности.

«Вымершие животные»

Формировать знания детей о том, отчего и почему вымерли животные, населявшие планету в древние времена.

  1. Организационный раздел

3.Условия организации образовательного процесса

Организация образовательного процесса предусматривает:

- игровую деятельность (развивающие игры: настольно-печатные, динамические, словесные; театрализованные и режиссерские игры);

- творческие задания, предполагающие организацию разных видов художественно-творческой деятельности детей (изобразительной, музыкально-исполнительской, театрально-игровой, двигательной, речевой);

- экскурсии;

- исследование, экспериментирование (игровое экспериментирование и опыты с предметами и материалами);

- прогулки в природу в разные сезоны (на различные городские и сельские объекты;

- развлечения;

 - проектирование решения проблемы;

 - познавательные беседы (с использованием разнообразного наглядно-иллюстративного материала, музыкального сопровождения, художественного слова, развивающих игр упражнений, заданий);

- чтение, просмотр познавательной, энциклопедической и художественной литературы;

 - трудовую деятельность (труд в природе и хозяйственно-бытовой труд)

3.1.Модель экологической предметно-развивающей среды

  группы.

Литература:

С.Н.Николаева «Юный эколог» - М. Мозаика – синтез, 2010.

С.Н.Николаева «Экологическое воспитание дошкольников» – 1998.

Л.П.Молодова «Игровые экологические занятия с детьми» - Минск, «Асвар», 2001.

Л.П.Молодова «Экологические праздники  с детьми» - Минск, «Асвар», 2001.

Н.А.Рыжова «Не просто сказки» - М. «Линка - пресс», 2002.

Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6 – 7 лет - Воронеж». «Учитель», 2002.

Интернет – ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста по приобщению детей к истокам русской народной культуры кружок « В Горнице» для детей 5 – 6 лет

Дополнительная образовательная программа «В Горнице» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое и ху...

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)

Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...

Дополнительная образовательная программа студии познавательно-речевого развития детей старшей группы по работе с игрой "Блоки Дьенеша"

В Программе представлена последовательность ознакомления детей старшего дошкольного возраста с игрой "Блоки Дьенеша". Опыт могут использовать педагоги, работающие по любой дошкольной образов...

Дополнительная образовательная программа по познавательному развитию детей (развитие познавательно-исследовательской деятельности «Почему, зачем и как?” (опыты и эксперименты с веществами и материалами)

Дополнительная образовательная программапо познавательному развитию детей (развитие познавательно-исследовательской деятельности   «Почему, зачем и как?&rdquo...

Дополнительная образовательная программа по познавательному развитию для детей младшего дошкольного возраста «Песочная фантазия»

- Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности. - Развитие воображения, творческого мышления. - Развитие высших психических функций. - Развитие двух полушарий головного мозга...