Статья " Элементарное музицирование как средство развития музыкально- творческих способностей детей дошкольного возраста".
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Шульц Юлия Александровна

Статья " Элементарное музицирование как средство развития музыкально- творческих способностей детей дошкольного возраста".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc51.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Элементарное музицирование как средство развития музыкально- творческих способностей детей дошкольного возраста.

                 Музыкальный руководитель ГБДОУ детский сад №80

Московского района  Санкт — Петербурга Шульц Юлия Александровна

           Проблема развития музыкально-творческих способностей – одна из самых сложных в педагогике. С одной стороны сегодняшние условия общественной жизни предъявляют особые требования к творческим возможностям личности. Чтобы решить социальные, экологические, экономические и культурные проблемы, характерные для нашей действительности, требуются активные, творчески мыслящие люди. 

 С другой стороны становится очевидным, что развитие воображения дошкольников происходит под воздействием телевидения, компьютерных игр, рекламы, что ограничивает возможности детей, заставляет их мыслить шаблонами. Современному ребенку очень трудно представить отвлеченные предметы и необыкновенные явления. Чаще всего, воображаемых героев они копируют с экранов телевизоров.

Еще большие трудности испытывают дети с общим недоразвитием речи. Помимо того, что у них страдают высшие психические функции: память, внимание, мышление, задета и эмоционально-личностная сфера: недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний, небольшой объём мимических и  пантомимических средств, слабость артикуляции и тонкой моторики. Всё это затрудняет возможность проявить себя, раскрыть свою индивидуальность.

Поэтому целью моей работы стало развитие музыкально-творческих способностей детей. Были определены и задачи по реализации цели:

  • обучение дошкольников простейшим элементам музыкального языка
  • развитие импровизационного обращения детей со знакомым материалом и умения использовать его по-своему;
  • формирование навыков сотрудничества и сотворчества в детском коллективе.

Чтобы ребенок мог сочинить мелодию, создать музыкальный образ, у него необходимо развить основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества требуется воображение, фантазия, свободная ориентировка в непривычных ситуациях. Идеальным способом решения данной проблемы стало  элементарное музицирование - система музыкального воспитания детей, созданная современным немецким композитором Карлом Орфом и адаптированная как технология Т.Э. Тютюнниковой. Суть этой технологии в неразрывном единстве речи, пения, движения, игры на детских музыкальных инструментах при свободном импровизационном и радостном общении с музыкой.

Элементарное музицирование –  это уникальная возможность:

  • развивать индивидуальность детей, их способность к импровизации, творчеству, умение фантазировать;
  • воспитывать и развивать музыкальные способности в увлекательной эстетической игре с инструментами;
  • проявить внимание к эмоциональному миру детей, их способности к сопереживанию;
  • воспитывать навыки общения и сотрудничества в группе;
  • тренировки различных видов внимания, точной и быстрой реакции, умения слушать, активно воспринимать.

На  музыкальных занятиях для творческих заданий отводится немного времени.  Поэтому основную работу по обучению элементарному музицированию осуществляю на кружковых занятиях. Танцевальные задания  заменяю   коммуникативными  играми,  позволяющими проявить спонтанные индивидуальные движения, препятствующие формированию штампов, помогающие выразить свои эмоции.

Каждое занятие включает в себя следующие элементы:

  • Ознакомление со звучащими самодельными и фабричными инструментами
  • Творческое исследование тембро-динамических возможностей инструментов
  • Разучивание музыкальных произведений с опорой на музыкально-слуховые представления детей о средствах выразительности
  • Поэтическое музицирование
  • Координационно-подвижные игры и упражнения
  •      Пальчиковые игры
  •      Коммуникативные игры
  •      Создание детьми собственных произведений и музыкальных образов

Теперь я расскажу подробней о некоторых специфических  элементах занятия.

Поэтическое музицирование

Это озвучивание стихотворений, дополнение и украшение их звучанием инструментов.

Благодаря такому способу подачи поэтического и музыкального материала, детям легко прочувствовать и пережить настроение музыки и стихотворения, понять образный музыкальный язык.  Сначала дети вовлекаются в звукокрасочную игру, а впоследствии – в импровизацию. Здесь соблюдается триединство  «слышу, говорю, играю».

    Координационно-подвижные игры и упражнения

Это ритмизованная речь с движениями. Они оказывают влияние на характер восприятия образов в музыке. Использование двигательных упражнений учит ребенка изображать звуки и настроения с помощью элементарных движений (хлопки, щелчки, шлепки, притопы), при этом у детей вырабатывается быстрота реакции, умение ждать, находить момент вступления.

В исполнении координационно-подвижных игр и упражнений не столько важна передача ребенком образа, сколько согласованность метроритма текста с движениями.

Использование координационно-подвижных игр способствует накоплению детьми двигательного опыта, показывает ребенку, что любое движение может быть различным по форме, силе, интенсивности, настроению, выразительности поз и жестов. Ребенок начинает осознавать музыку через движение. Это создает предпосылки творческого самовыражения.

      Игры с инструментами

Именно инструменты занимают центральное место на занятиях по элементарному музицированию. Инструменты должны быть простыми в освоении, ребенок должен понять, как играть на них в результате несложных манипуляций. Такими свойствами обладают шумовые инструменты. С помощью них возможно творческое музицирование детей независимо от уровня способностей.

 Всё начинается со знакомства с инструментом, его составными частями, способами игры. Далее исследуется звук инструмента, сравнение его с другими. После этого звучание инструмента отождествляется с предметами или явлениями из жизни. Только тогда становится возможной творческая деятельность: сочинение мелодий, озвучивание сказок, аранжировка произведений. Последовательность действий можно проследит в следующих ключевых фразах данного раздела:

  • Поиграй на своем инструменте, изучи, какие звуки в нем живут
  • Сыграй музыку на инструменте – как ты хочешь
  • Будь дирижером, покажи музыкантам, как сыграть музыку, какую ты хочешь
  • Подумай, какие инструменты подойдут, чтобы сыграть «музыку дождя», «солнечный свет», «твое сегодняшнее настроение»…
  • Попробуй  озвучить стихотворение, сказку и т.д.

Музыкальные инструменты могут быть не только промышленного производства, но и изготавливаться из бросового материала. Привлечение родителей и воспитателей к изготовлению самодельных инструментов пробуждает их интерес к элементарному музицированию и побуждает к активному участию в творческом процессе.

       При проведении данных занятий необходимо было определить, происходит ли положительная динамика в развитии музыкально-творческих способностей дошкольников. Критериями успешности детского музыкального творчества является не художественная ценность музыкального образа, созданного ребенком, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощения, вариативности, оригинальности. Важно, чтобы дети понимали, что создавая какой-либо образ, необходимо выразить настроение, характер музыки.

       Поэтому, исходя из задач и критериев программ «Детство» и «Бим-бам-бом», для диагностики были выбраны следующие показатели:

  • Увлеченность творческой деятельностью
  • Инициатива и самостоятельность творческого поиска
  • Оригинальность в воплощении творческого замысла
  • Адекватность творческих проявлений характеру музыкального образа
  • Умение привлекать к творческому процессу музыкальный и жизненный опыт

Результаты показали, что 83% (10 из 12) детей увлечены творческим процессом в той или иной степени. Инициативу и полную самостоятельность в творческом поиске проявляет 41% (5 из 12). Оригинальностью отличается 25% (3 из 12). Адекватность творческих проявлений у 83%. Привлекают в полной мере свой музыкальный и жизненный опыт 58% (7 из 12).

Таким образом, полученные цифры подтверждают, что  наши усилия не пропадают  даром. Помимо того, что у детей развиваются  музыкальные способности, умение мыслить творчески, они становятся раскованней, общительней, эмоциональней. А значит, подобные занятия необходимо продолжать.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элементарное музицирование как средство развития музыкально- творческих способностей детей логопедической группы

Проблема развития музыкально-творческих способностей – одна из самых сложных в педагогике. С одной стороны сегодняшние условия общественной жизни предъявляют особые требования к творческим возмо...

Мастер класс "Импровизация как средство развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста"

Мастер-класс для педагогов и музыкальных руководителей "Импровизация как средство развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста"...

Доклад "Элементарное музицирование, как средство развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста"

Музыка является одним из важнейших средств воспитания духовности человека. Основы музыкальной культуры закладываются в детстве. Именно в дошкольном возрасте формирую...

Элементарное музицирование как средство развития музыкально- творческих способностей детей (из опыта работы)

«Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок, задача педагогов воспитывать в нем творческое начало, творческое мышление… Привитые желание и умение творит...

Статья «Классическая музыка как средство развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста»

В статье представлен опыт работы музыкального руководителя по слушанию музыкальных произведений, предложены авторские игры, новые методические приемы....