Статья из опыта работы по проекту "Семья.Родословная." "Семья. Родословная. Каждый ребенок имеет право..."
статья (средняя группа) на тему

Морозова Ирина Алексеевна

В статье подводится итог работы над проектом и результаты работы с родителями и детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_novaya_rodoslovnaya_2018_goda.docx30.23 КБ

Предварительный просмотр:

«Семья. Родословная. Каждый ребенок имеет право…»         

 В дошкольном детстве закладываются основы формирования чувства ответственности перед памятью своих предков, имеющих существенное педагогическое значение и несущего в себе огромный нравственный потенциал для дальнейшего развития ребёнка.

За время реализации проекта « Моя семья . Родословная.»  Мы планируем повысить уровень знаний детей о семье. Дети узнают больше о своей семье, о родственных отношениях, о том, что такое семья, что у семьи есть истории и традиции, будут иметь представление о родословной, как истории семьи.

Совместная деятельность детей и родителей:  Поиск необходимой информации для составления родословных своих семей. Беседы детей с родителями об истории своей семьи. Составление детьми совместно с родителями генеалогического древа  показало сплочение и творческий подход  в выполнении  домашнего задания.                                                  

    Мы считаем, что наш  проект – это идеальный способ поразмышлять о роли семьи в жизни каждого ребенка. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепления и развития детско-родительских отношений. Каждому человеку интересно узнать ,откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая «малая Родина». Откуда я родом? Интерес к своему прошлому, к своим корням, знанию того, откуда ты родом, это в крови у каждого нормального человека. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его, как гражданина. Семья - источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.
Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому.                                                                       

 Мы  выбрали эту тему, так как актуальность её очевидна. Незнание своей  родословной – это неуважение к своим корням. Еще А.С. Пушкин писал: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности ». Изучение фамилий и имен ценно для науки. Оно позволяет полнее представить исторические события  последних столетий, равно как и историю науки, литературы, искусства. Исследуя именования и их судьбу в разные века, можно установить связи русского населения с другими народами, выяснить, как шло заселение тех или иных районов нашей страны, носители каких говоров русского языка: северных, южных или центральных – среднерусских -  приходили на земли Урала, Сибири. С помощью слов, легших в основу многих современных фамилий, можно изучать особенности быта русских людей, живших в отдаленные эпохи, можно установить, чем питались, во что одевались, чем занимались крестьяне и ремесленники.

Фамилии – своего рода живая история. В прошлом генеалогии (родословные) были достоянием только привилегированной горстки аристократов. А всей массе простого народа «предков не полагалось». Но как раз именно миллионы людей вправе гордиться своими предками, трудом которых создано богатство Родины.  

Ребёнок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь целиком и полностью находится в руках взрослых.

   Наше будущее и будущее России зависит от того, какое воспитание, образование и развитие получат дети, как они будут подготовлены к жизни в быстроменяющемся мире. С наступлением ХХI века во всём мире эта проблема стоит особенно остро и объединяется рядом причин: социально-экономическая ситуация современного мира отражается, прежде всего на детях. Дети - самое дорогое, что есть в любом обществе, вне зависимости от политического строя и религиозного вероисповедания, взрослые стоят перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ребёнка, сохранив тем самым генофонд нации?

   С раннего детства в малышах нужно воспитывать чувство уверенности в себе и социальной терпимости. Самоуважение и уважение к другим. Всё это является основой правового воспитания дошкольников. На доступном уровне дети приобретают навыки того, как выражать себя, общаться между собой и заботиться об окружающих. Чрезвычайно важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от негативных ситуаций.

     Дети – будущее каждого народа, каждого государства. От того, как государство заботится о своем подрастающем поколении, зависит завтрашний день общества.  

В рамках нашего проекта и с поставленной годовой задачей «Правовое воспитание дошкольника « мы добавили в наш проект несколько задач:

  1. Ознакомление детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав человека.
  2. Формирование чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, ответственности.
  3. Воспитание уважения к достоинству и  личным правам другого человека, формирование основ толерантности.

     При отборе материала по правовому воспитанию нами учитывались возрастные особенности дошкольников, в частности, их особую восприимчивость, желание и умение играть, что способствует эффективному познанию окружающего мира. Учитывать то, что ребенок руководствуется в отношении к действительности эмоциями и бессознательными стремлениями. Глубина и устойчивость впечатлений обеспечивается яркостью и чистотой эмоциональных реакций, получаемых ребенком. Переработав и адаптировав  материал на детей среднего дошкольного возраста в своей группе. Разрабатывая концептуальную модель педагогического процесса в нашей  группе, мы исходил из следующих принципов, которые считаем  важными:   

1.  Правовое воспитание должно осуществляться в разнообразных видах детской деятельности: познавательной, игровой, художественно-творческой, трудовой, музыкальной;

2.  Правовое сознание и поведение детей нельзя формировать обособленно, отдельно от других форм сознания, он требует сочетания различных знаний об обществе, включая правовые, и использования доступных форм их донесения до ребенка. Кроме того, он предполагает комбинацию нескольких видов детской деятельности, например, речевой и изобразительной деятельности, художественной и конструктивной в рамках одного образовательного мероприятия;

  

3. Принцип взаимодействия воспитателя с родителями своих воспитанников предполагает их активное участие в педагогическом процессе образовательного учреждения, просвещение их в области прав человека.

Знакомство детей с их правами мы  осуществляли в трех  направлениях: "Я  и моя семья", «Я и мои права»,  "Я и права других людей". Это способствует  пониманию таких простых и одновременно сложных истин, как: "Мои права – это мои возможности, мои свободы", "Мои права заканчиваются там, где начинаются права другого человека».                                                                                                      

 Непосредственно организованная нами деятельность на тему "Я и моя семья" включал  цикл  мероприятий:  «Мое право на имя», «Мое право на имя, отчество и фамилию», «Я имею право жить и воспитываться в семье», «Моя семья»,  направленные  на элементарное ознакомление  с правом ребенка, как общечеловеческой ценностью, условием жизнедеятельности и регулятором общественных отношений. Цикл  включал непосредственно организованную деятельность, беседы-размышления, игры-путешествия, проблемно-поисковую деятельность, индивидуальные образовательные мероприятия с детьми.  Воспитательно-образовательный процесс     проходил в форме игровых и познавательных ситуаций, способствующих осмыслению детьми прав ребенка, развитию у них чувства собственного достоинства, терпимости и уважения ко всем людям. Учитывая возрастные особенности детей,    мы  проводили ознакомление с правами ребенка  на примере хорошо знакомых литературных произведений, подобрали  знакомые детям сказки, в которых сюжет отражает определенные социальные явления. Этим требованиям отвечают многие произведения,  например,  «Три поросенка» - право на жильё,  «Красная Шапочка», «Волк и семеро козлят» - право на жизнь, «Буратино» - право на образование, «Заюшькина избушка» - право на неприкосновенность жилища,  «Золушка» - право на отдых, «Доктор Айболит» - право на медицинскую помощь и т.д.

   Проводили  сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Путешествие»,  т.п., дидактические игры: "Я имею право», Чьи права нарушены?", "Назови права героев", "Выбери право".

Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков: «Обратись по имени», «Назови имя девочки (мальчика)», «Мои друзья, мои родственники», «Поможем Золушке» и т.п.

 

   При организации  самостоятельной  деятельности  детей подготовили задания для самостоятельных наблюдений: где детям предлагалось понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких. Этот прием способствовал развитию эмпатии и эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу, внимание, заботу.

  Продуктивными видами  деятельности стали  работы  «Что в имени моем?», «Моя семья», «Наши правила», «Наши права и обязанности»;  «Ребенок имеет право», «История имени»; символ «Имя», изготовление плакатов, эмблем ,картотека игр по правовому воспитанию .Изготовление коллективной газеты «Права детей нашей группы «Солнышко»  обращение к родителям «.

     В организацию воспитательно-образовательного процесса по данной теме были вовлечены не только дети, но и их родители.

  Современные психолого-педагогические исследования показывают, что родители испытывают серьезные трудности в обучении и воспитании детей. Их беспокоят непослушание, конфликтность, неуравновешенность, агрессивность, вызывают отчаяние слабое развитие,  пассивность, плохие успехи на занятиях в детском саду, но родители не знают, как вести себя в трудных ситуациях.

   Установлено, что родители при воспитании своих детей используют телесные наказания, угрожают, запугивают и проявляют чрезмерную строгость. При этом большинство родителей не придают значения переживаниям детей, не стремятся установить их причину, считая их беспредметными и немотивированными.

   Подобная ситуация очень опасна как для здоровья ребенка, так и для развития его личности. Жестокое обращение с детьми влияет на их дальнейшую жизнь, меняется психика: они иначе воспринимают окружающую действительность, иначе думают, ведут себя.

  Правовая и педагогическая культура большинства родителей находится на низком уровне. Даже в обычной, нормальной российской семье, в которой социальная ситуация жизни не является критической, нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства – вполне распространенное явление.

    С целью изучения проблемы формирования представлений о правах человека у детей дошкольного возраста мы разработали  анкету  для родителей, позволяющую определить необходимость изучения прав ребенка и проблемы в формировании правового воспитания детей в дошкольном возрасте.

  Анализ анкет родителей показал, что из всего количества опрошенных?:

  1. знакомы с правами человека и документами, в которых прописаны эти права 35%;
  2. согласны со всеми перечисленными правами – 20%;
  3. 45% отмечают, что детям необходимо знать свои права;
  4.  20% считают это необязательным;
  5. 15% воздержались;
  6. в 65% случаев родители согласны оказывать помощь в процессе изучения прав ребенка при соответствующей помощи со стороны воспитателей.

      Для того,  чтобы работа с семьей оказалась эффективной,  мы разработали   план мероприятий  по организационно - просветительской работе с родителями.     Для родителей  создали  папки – передвижки с нормативно – правовыми документами,   создали газету « Права наших детей «, изготовили буклеты и памятки, консультации на темы: 

  1. Конвенция о правах ребёнка
  2. «Семь правил для взрослых» (наказывая детей, подумай «Зачем?»)
  3. «Джентльмен» или последний бойскаут (Правила для мальчиков)»
  4. «Василиса Премудрая» или «Золушка» (как воспитать девочку, чтобы стала прекрасной женщиной)
  5. «Как развивать у ребёнка чувство ответственности»
  6. «Игрушки для мальчиков» (какими должны быть игрушки)
  7. «Пять рецептов избавления от родительского гнева»
  8. «Четыре заповеди мудрого родителя».
  9. «Почитайте  детям о правах» (подбор литературы, дети без прав - Россия без будущего)

     Нами в группе запланировано  родительское  собрание на тему: «Права ребенка».

     Все родители приняли активное участие в выполнении домашних заданий, они вместе с детьми оформляли альбомы: «Как мы отдыхаем», «Ребенок имеет право», «История имени». Также родители приняли активное участие в подборе материала  по правам, совместно с детьми подбирали иллюстрации к статьям Конвенции по правам ребенка. 

       Подготовка проекта «Генеалогическое древо», по словам родителей, подарило много радости и удовольствия от общения со своими детьми и другими членами семьи. «Верим, что именно наш ребенок станет веточкой, которая будет развиваться, укрепляться, неся мир, добро и процветание нашему семейному древу. Ведь народная мудрость гласит: «Без прошлого нет будущего». 

    В результате проводимой работы видны  позитивные  изменения в поведении, как взрослых, так и детей,  в том числе осознание своих прав, развитие самооценки;  дети приобрели  устойчивые представления о своих правах  (на любовь, заботу и внимание со стороны взрослых, на приемлемый уровень жизни,  на отдых, на защиту от всех форм насилия и пр.).  Дети научились относить  свои поступки и поступки  других людей  к хорошим или плохим, усвоили оценки  поступков , которые дают взрослые и сами начали правильно оценивать их и правильно поступать;  дети переживают случаи нарушения прав героев сказок или реальных детей (например, в случаях, когда дети остаются без родителей или подвергаются жестокому обращению),  помнят о них, стремятся сами быть лучше. Дети говорят теперь: "Я имею право на семью", "Я имею право на отдых" и т.д. Чувство достоинства и уважения друг к другу стало доминирующим в общении детей.

        Особенно хотелось отметить, что совместная работа  с семьями воспитанников по проблеме правового воспитания дошкольников, помогла взрослым и детям стать ближе, научила прислушиваться друг к другу и понимать друг друга.

    В заключение хотелось бы отметить, что данная работа является недостаточной по объему времени, отводимого на знакомство детей со своими правами, определении форм и методов работы, включению всех субъектов образовательного процесса в изучение прав ребенка и не позволяет решить всех задач по правовому воспитанию дошкольников. Тем не менее практические наблюдения доказывают эффективность проведенной работы и необходимость ее проведения, т.к. знание ребенком своих прав позволяет нам с детских лет формировать правовую грамотную личность и наметить дальнейшие пути эффективного изучения прав ребенка с  использованием разработанных и представленных в работе материалов.

 

За время реализации проекта  повысился  уровень знаний детей о семье. Дети узнают больше о своей семье, о родственных отношениях, о том, что такое семья, что у семьи есть истории и традиции, будут иметь представление о родословной как истории семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

информационно-практико ориентированный проект "Каждый ребенок имеет право"

«Права ребенка» заключается в необходимости разъяснения правового статуса личности ребенка, т. к. они обладая всеми основными правами и свободами человека, требуют по отношению к себе особой пра...

Каждый ребенок имеет право

праздник для подготовительной группы...

Конспект занятия по правовому воспитанию «Каждый ребенок имеет право на медицинскую помощь и лечение»

Формировать у детей представление об условиях, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья каждого ребенка, личное положительное отношение каждого ребенка к здоровью, способность к выработке потре...

Каждый ребенок имеет право на семью

Коспект образовательной деятельности по правовому воспитанию (Образовательная область "Познавательное развитие")...

"Каждый ребенок имеет право..."

«Каждый ребенок имеет право…»Цель: способствовать формированию у подростков основ правовой культуры, общечеловеческих ценностей. Ход беседы I Организационный моментДобрый день! Я о...

конспект непосредственно образовательной деятельности: "Каждый ребенок имеет право на имя" в средней группе.

Главной целью этого занятия является, дать детям представление о важности права на  имя, учить умению называть полностью по имени родителей....

Конспект занятия по правам ребенка в подготовительной группе "Каждый ребенок имеет право..."

составила воспитатель Переверзова Елена АлександровнаЦель. Способствовать социальной адаптации ребенка через  формирование основ правовых знаний.Задачи:Образовательные: закрепить з...