Технологии здоровьесбережения на музыкальных занятиях
консультация на тему

Варенникова Татьяна Федоровна

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesber._tehnolog._konsult._dlya_vospitateley.doc214 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологии здоровьесбережения на музыкальных занятиях (НОД).

  Сегодня перед нами стоит важная задача - создание условий для сохранения здоровья детей, т.е. разработка мер по здоровьесбережению, внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать как   характеристику любой образовательной технологии,  и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения. 
     Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения –
обеспечить  возможность сохранения здоровья детей, сформировать у него необходимые знания и навыки, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Занятия музыкой сами по себе – здоровьесберегающая технология. Особенностью занятия музыкой является организация разных форм музыкальной деятельности дошкольников. Каждое занятие музыки содержит в себе оздоровительный эффект, препятствует развитию переутомления, не ухудшает здоровье, а способствует его сохранению, укреплению и развитию. Применение на занятиях различных видов деятельности: пение, слушание музыки, игра на детских музыкальных  инструментах, музыкально - ритмические движения, танцы - способствует развитию познавательного интереса. Давно известно, что пение является одним из лучших дыхательных упражнений: тренируется дыхательная мускулатура, диафрагмальное дыхание, улучшается дренаж бронхов, увеличивается жизненная емкость легких. Известный венгерский композитор З. Кодай в 1929 году писал: «Чудесное средство ритма – дисциплинирование нервов, тренировка гортани и легких. Все это ставит пение рядом с физической культурой. То и другое нужно ежедневно – не в меньшей степени, чем пища». 
   Свойства голоса выражать чувства и эмоции наилучшим образом проявляются в искусстве пения. Петь в любом случае полезно, даже если нет ни слуха, ни голоса. Научившись выражать свое состояние голосом, человек получает эффективнейшее средство для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения.                                                                                                          Опираясь в своей работе на здоровьесберегающие технологии,  на занятиях музыки, особое внимание я уделяю вокальной работе, которая помогает формированию  оптимистического и жизнеутверждающего мировоззрения. 
Исполнение песен несет в себе начало следующих видов тренинга: интонационный, дыхательный, дикционный, образно-визуальный, ритмический, двигательный. 
Музыкальное приветствие:  с него начинаются занятия: поступенное движение мелодии вверх и вниз “Здравствуйте, ребята!”, «Здравствуйте!» -выполняет несколько функций: физиологическая подготовка певческого аппарата к работе, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии.                                                                                                                                                      Дыхательные упражнения: комплекс упражнений на основе дыхательной гимнастики Е.Емельянова: упражнения   –  «вдох аромата цветка». «надуваем и сдуваем шарик». «подули на одуванчик».Кровь начинает активнее циркулировать, легкие насыщаются кислородом, работают активно, организм ребенка полон сил и бодрости. Для выработки более глубокого дыхания  у старших дошкольников использую элементы дыхательной гимнастики А.Стрельниковой.  

Дикция, речевые упражнения. Использую  скороговорки, упражнения по К.Орфу, артикуляционную гимнастику. Цель - выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции. Артикуляционная гимнастика - способствует тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве. В результате повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание. 

Музыкально-ритмические движения: Музыка, движение – это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребёнка. Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движение и танец, помогают ребёнку подружиться с другими детьми, даёт определённый психотерапевтический эффект. На занятиях музыки используются движения:        

- марширование; ходьба разных видов;                                                                                                                                                      - движение рук;                                                                                                                                 - элементарные танцевальные движения;                                                                                                             - игра на воображаемых музыкальных инструментах;                                                                                        

    Такие незатейливые, сюжетные упражнения очень нравятся детям. Данная работа поможет  в решении одной из основных задач  - снимать нервно- психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально- энергетический тонус детей. Немаловажным здесь также является создание доброжелательной атмосферы во время занятий и в коллективе в целом. Улыбкотерапия!

Слушание музыки: Учёным давно известно целебное воздействие музыки на человека. Музыка И.С.Баха, В.А.Моцарта, Л.Бетховена оказывают антистрессовое воздействие, нормализует настроение.                                                                                                                                                                             “Болеро” М.Равеля обладает колоссальным возбуждающим действием в работе с вялыми детьми.                                                                                                                                          “Каприз № 24” Н.Паганини повышает тонус организма, настроение.                                                       Пьесы из цикла “ Времена года” П.И. Чайковского «Баркарола», «Осенняя песнь» уравновешивают нервную систему.                                                                                                                                                  Лунная соната” Л.Бетховена (Соната № 14) снимает раздражение и успокаивает.                                

 Для снятия чувства тревожности рекомендуется прослушивание “Вальсов” И. Штрауса.  От головной боли в Институте традиционной медицины и музыкальной терапии, руководитель – академик С.Шушарджан рекомендуют прослушивание произведений А.Хачатуряна из Сюиты “Маскарад” Галоп, Вальс.                                                                                                                                          

В качестве тонизирующего средства рекомендуется прослушивание “Венгерской рапсодии” Ф.Листа, “Маленькой ночной серенады” В.Моцарта.                                                                     Энергетической направленностью отличается “Революционный этюд № 12” Ф.Шопена.     Своеобразным успокоительным средством могут быть произведения Ф.Шуберта “Аве Мария” (вокальный и инструментальный варианты) и “Мелодия” Х.Глюка.                                                                    

Итак, применение здоровьесберегающих технологий на занятиях музыки даёт возможность решать одну из важных задач, стоящих перед современной педагогикой  -  создание условий для сохранения здоровья детей.

 С уважением музыкальный руководитель Варенникова Т.Ф.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии здоровьесбережения в музыкальной деятельности дошкольника

Технологии здоровьесбережения в музыкальной деятельности дошкольника...

Методы и приемы здоровьесбережения на музыкальных занятиях в ДОУ

       Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, слабая память, низкая работоспособность. От здоровья, жизнерадо...

Здоровьесбережение на музыкальном занятиии

Здоровьесбережение на музыкальных занятиях...

Проект «Здоровый малыш» по здоровьесбережению на музыкальных занятиях для детей раннего возраста.

Проект «Здоровый малыш» по здоровьесбережению на музыкальных занятиях для детей раннего возраста....

Проект «Здоровый малыш» по здоровьесбережению на музыкальных занятиях для детей раннего возраста.

Проект «Здоровый малыш» по здоровьесбережению на музыкальных занятиях для детей раннего возраста....