Использование художественной литературы в духовно - нравственном воспитании.
статья (старшая группа) на тему

Толстихина Нина Сергеевна

Статья может быть полезна  как педагогами, так и родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon d_-n_vospitanie_doc.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

Н.С.Толстихина

Воспитатель, МБДОУ «Детский сад «Зоренька», г. Абакан, республика Хакасия

«Использование художественной литературы в духовно – нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста».

«Воспитывать человека - значит определять судьбу нации»

 Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II

      Актуальной задачей в настоящее время является духовно-нравственное воспитание детей. От того как будет воспитан дошкольник в нравственном отношении зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции.

    Давно признано огромное значение литературных произведений для  воспитания и образования дошкольников. Эти произведения несут в себе большой потенциал положительных и нравственных поучений. Дети без постороннего вмешательства легко улавливают идейную направленность: добро побеждает зло. В педагогической практике можно использовать как народные или известные авторские (Г.Х.Андерсона, К.Луиса, Ш.Перро и др.), так и специально сочиненные сказки. Народные и авторские сказки, потешки, поговорки, пословицы, рассказы воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно – нравственных народных воззрениях видение жизни.

     Как же приобщить ребенка к книге, как реализовать ее нравственный потенциал?

С целью реализации богатейших воспитательных возможностей художественной литературы стараемся использовать разные методы:  

Наглядный:   чтения педагогом рассказов,  наблюдений,  показа сказок (педагогом, детьми),

 рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов, проведения дидактических игр,

экскурсий по городу, целевых прогулок.

 Словесный метод  представляется наиболее эффективным в процессе:  чтения литературных произведений воспитателем;  бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;

ответов на вопросы педагога, детей; проведения разнообразных игр; сообщения дополнительного материала воспитателем; загадывания загадок; рассматривания наглядного материала;  рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;  разбора житейских ситуаций;  проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров.    

Практический метод используется, когда необходимо: организовывать продуктивную деятельность; провести игры, оформить коллекцию семян для занятия; сшить кукол к сказкам;

организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины; провести экскурсии различной направленности;

организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников; изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.

Чтобы дети усвоили не только содержание литературного произведения, но и нормы поведения его использовали: как материал игры, инсценировки, рисования, лепки, формирования умений  и навыков основных движений. Художественные произведения включали в процесс формирования культурно-гигиенических навыков у  детей. Использовали и такие приемы, как подбор близких по содержанию художественных произведений, иногда вели беседу сразу по двум произведениям для формирования у детей сравнительной оценки поступков героев.

     Один из приемов работы  - это постановка вопросов с нравственной направленностью. Читая детям художественные произведения, стремимся показать слушателям, в чем главные жизненные ценности. Так, например, знакомя детей со сказкой «Лиса и журавль» подводили детей к размышлению, что такое жадность и хитрость, каким нужно быть, чтобы тебя любили, ждали в гости, радовались твоему приходу. Проанализировав художественную литературу, выделили произведения направленные на воспитание духовно-нравственных качеств старших дошкольников.

Проблема:

  • Трусость - Э.Успенский «Академик Иванов»,С.Маршак «Чего боялся Петя», О.Григорьев «Дрожащие стихи».
  • Жадность - Венгерская сказка «Два жадных медвежонка», Народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко», А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»,  Я.Аким «Жадина».
  • Привычка брать без разрешения - Л.Толстой «Косточка», Н.Носов «Огурцы», С.Михалков «Находка».
  • Хитрость - хакасская народная сказка «Лягушка и журавль», русская народная сказка «Лисичка-сестричка и серый волк», Н.Носов «На горке», В.Драгунский «Он живой и светится», румынская сказка «Сапожки борзой собаки».
  • Трудолюбие и лень, грубость, капризы – С.Маршак «Двенадцать месяцев», В.Губарев «Королевство кривых зеркал», Б.Заходер «Серая звёздочка», В.Осеева «Волшебное слово»,  Г.Остер «Вредные советы», В.Драгунский «Хитрый способ», Э.Успенский «Если бы я был девчонкой», «про Сидорова Вову», Мексиканская сказка «Вежливый кролик»,  А.Барто «Вовка – добрая душа», В.А. Сухомлинский «Каждый человек должен», В. Осеева «Своими руками», В. Мусатов «Как хлеб на стол пришел», В. Осеева «Сыновья», П. Поляков «О трудолюбии», И. Рутенин «Три сестрицы».
  • Агрессивность - Э.Мошковская «Человек бесчеловечный»,  Е.Пермяк «Самое страшное», Е.Серова «Нехорошая история».
  • Жестокость - Х.К.Андерсен «Гадкий утёнок»,  Р.Погодин «Жаба»,  Н.Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка», русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Хаврошечка»,  В.Солоухин «Бишка», Ф.М. Достоевский «Дорогая копеечка», З. Тонелиус «Три ржаных колоска», Е. Кошевая «Мой сын», И. Рутенин «Премудрый царь», «Два дара» (народная сказка).
  • Эгоизм - Е.Пермяк «Сила не право»,  Д.Лукич «Четыре девочки»,  Л.Толстой «Птичка»,  Уолтер «Мальчик - звезда»,  В.Осеева «Печенье».
  • Непослушание - К.Ушинский «Умей обождать»,  М.Горький «Воробьишко».
  • Правда и ложь - Н.Носов «Карасик», «Фантазёры»,  В.Осеева «Почему», В.А. Сухомлинский «Даже цветы покраснели от стыда», «Как мальчики съели мед», «Почему Сереже стало стыдно», «Я больше не буду».

     Художественные произведения помогали нам установить с детьми тесный эмоциональный контакт, доверительные, доброжелательные отношения через ласковые обращения, которые в них содержаться. Благодаря целенаправленному использованию художественной литературы в духовно-нравственном воспитании детей, мы с каждым годом убеждаемся, что наши дети становятся добрее, более участливы друг к другу, контролируют свои поступки, приобретают нравственные качества. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства - способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность.

Список литературы

  1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /  Т.И.Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др.  - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
  2. Комарова Т.С. «Художественная культура с детьми 5-7 лет»
  3. Ушакова О.С. «Знакомим дошкольников с литературой»
  4. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И., Пирадова В.И. Ребёнок и книга: Пособие для воспитателя детского сада \ СПб.: Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1999.
  5. Гербова В.В., Ильчук Н.П. Хрестоматия для дошкольников 4-5лет. Пособие для воспитателей детского сада и родителей \ М.,АСТ,1998.
  6. Гербова В.В. Книга для чтения в детском саду и дома: 4-5лет: Пособие для воспитателей детского сада и родителей \ сост. В.В. Гербова и др. – М.: Издательство ОНИКС, 2007.
  7. Жуковская Р.И., Пеньевская. О.А. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. М., 1981

Проблема

Литература

Трусость

Э.Успенский «Академик Иванов»

С.Маршак «Чего боялся Петя»

О.Григорьев «Дрожащие стихи»

Жадность

Венгерская сказка «Два жадных медвежонка»

Народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко»

А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Я.Аким «Жадина»

Привычка брать без разрешения

Л.Толстой «Косточка»

Н.Носов «Огурцы»

С.Михалков «Находка»

Хитрость

Хакасская народная сказка «Лягушка и журавль»

Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и серый волк»

Н.Носов «На горке»

В.Драгунский «Он живой и светится»

Румынская сказка «Сапожки борзой собаки»

Лень, грубость, капризы

«Двенадцать месяцев»

В.Губарев «Королевство кривых зеркал»

Б.Заходер «Серая звёздочка»

В.Осеева «Волшебное слово»

Г.Остер «Вредные советы»

В.Драгунский «Хитрый способ»

Э.Успенский «Если бы я был девчонкой», «про Сидорова Вову»

Мексиканская сказка «Вежливый кролик»

А.Барто «Вовка – добрая душа»

В.Железников «Рыцарь»

Агрессивность

Э.Мошковская «Человек бесчеловечный»

Е.Пермяк «Самое страшное»

Е.Серова «Нехорошая история»

Жестокость

Х.К.Андерсен «Гадкий утёнок»

Р.Погодин «Жаба»

Н.Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка»

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Хаврошечка»

В.Солоухин «Бишка»

Эгоизм

Е.Пермяк «Сила не право»

Д.Лукич «Четыре девочки»

Л.Толстой «Птичка»

Уолтер «Мальчик - звезда»

В.Осеева «печенье»

Непослушание

К.Ушинский «Умей обождать»

М.Горький «Воробьишко»

Лживость

Н.Носов «Карасик», «Фантазёры»

В.Осеева «Почему»

Художественные произведения помогали нам установить с детьми тесный эмоциональный контакт, доверительные, доброжелательные отношения через ласковые обращения, которые в них содержаться.

Благодаря целенаправленному использованию художественной литературы в духовно-нравственном воспитании детей, мы с каждым годом убеждаемся, что наши дети становятся добрее, более участливы друг к другу, контролируют свои поступки, приобретают нравственные качества.

Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства - способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность.

Наглядный метод используется во время:

 чтения педагогом рассказов;

 наблюдений;  

 показа сказок (педагогом, детьми);

 рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;

проведения дидактических игр;

экскурсий по городу, целевых прогулок;

Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:

 чтения литературных произведений воспитателем;

 бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;

ответов на вопросы педагога, детей;

проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);

сообщения дополнительного материала воспитателем;

загадывания загадок;

рассматривания наглядного материала;

рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;

разбора житейских ситуаций;

проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;

чтения литературных произведений родителями.

Практический метод используется, когда необходимо:

организовывать продуктивную деятельность;

провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);

оформить коллекцию семян для занятия;

сшить кукол к сказкам;

организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины;

провести экскурсии различной направленности;

организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;

изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.

С помощью стихов, потешек в бытовые процессы вводили персонажи, создавали воображаемую ситуацию, чтобы побуждать детей к активной деятельности, к хорошим поступкам: быть добрыми, любить близких.

Один из приемов работы по художественным произведениям, которые используем в своей работе, это постановка вопросов с нравственной направленностью. Читая детям художественные произведения, стремились показать маленьким слушателям, в чем главные жизненные ценности. Так, например, знакомя детей со сказкой «Лиса и журавль» подводили детей к размышлению, что такое жадность и хитрость, каким нужно быть, чтобы тебя любили, ждали в гости, радовались твоему приходу. Детям очень нравится дидактическая игра «Книжный базар», варианты которой импровизировались в зависимости от поставленной цели. Так, например, на книжном базаре предлагается детям выбрать книги, в которых прославляется дружба или честность, а потом еще и рассказать о поступках героев. Таким образом, привлекая к анализу поступков героев книги, мы постепенно переносим нравственные позиции художественного произведения на поступки и поведения самих детей.

Художественные произведения помогали нам установить с детьми тесный эмоциональный контакт, доверительные, доброжелательные отношения через ласковые обращения, которые в них содержаться.

Благодаря целенаправленному использованию художественной литературы в духовно-нравственном воспитании детей, мы с каждым годом убеждаемся, что наши дети становятся добрее, более участливы друг к другу, контролируют свои поступки, приобретают нравственные качества.

Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества - потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка - особенности этих фольклорных произведений-миниатюр. Наконец, малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему. В воспитании дошкольников успешно применяется фольклорная проза, слагаемое духовной культуры народа, это пословицы, поговорки, сказки.

^ Основные задачи работы педагогов по духовно–нравственному воспитанию детей:

1. Воспитывать уважение к нравственным нормам морали. Учить различать добро и зло, быть в состоянии творить добро. Пресекать (в разных формах) безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребенка.

2. Создать условия для воспитания целостной картины мира.

3. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.

4. Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.

5. Развивать музыкальную культуру, приобщать к классической, духовной и народной музыке.

6. Осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию, укреплению воли и выносливости.

7. Прививать трудовые навыки, учить выполнять простые бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.

Содержание и формы работы следующие:

1. Занятия по познавательному развитию на тему духовно–нравственного воспитания детей.

2. Экскурсии, целевые прогулки по городу.

3. Тематические вечера досуга эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).

4. Беседы с детьми о правилах поведения.

5. Слушание духовной музыки, колокольных звонов, колыбельных песен, знакомство с творчеством и биографией русских композиторов.

6. Этические беседы.

7. Встречи с семьями (рассказы о семейных традициях, реликвиях, оформление наглядно–иллюстративного материала «Моя семья». Совместные творческие работы детей и родителей).

8. Чтение художественной литературы по духовно–нравственной тематике.

9. Посещение музея, библиотеки с целью знакомства с духовными ценностями и историей Отечества.

10. Выставки фотоматериалов, семейных стенгазет, совместных творческих работ детей и родителей.

11. Проведение совместных с родителями праздников.

 Работая по направлению духовно–нравственного воспитания дошкольников, мы помогаем детям найти гармонию во взаимоотношениях с другими людьми, формируем умение понять другого человека, принять его таким, какой он есть, учим жить в согласии с собой и совестью, развиваем чувство собственного достоинства.

Вопрос духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться окружающей природе, бережно относиться к ней.

    Давно признано огромное значение литературных произведений для  воспитания и образования дошкольников. Эти произведения несут в себе большой потенциал положительных и нравственных поучений. Дети без постороннего вмешательства легко улавливают идейную направленность: добро побеждает зло. В педагогической практике можно использовать как народные или известные авторские (Г.Х.Андерсона, К.Луиса, Ш.Перро и др.), так и специально сочиненные сказки. Народные и авторские сказки, потешки, поговорки, пословицы, рассказы воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно – нравственных народных воззрениях видение жизни.

Что читать детям и о чем с ними беседовать

Судьба – это характер

 Посеешь привычку - характер пожнешь.

 Что станешь искать, то и найдешь.

Добро

 Добро – гуманное благодеяние,

 Оно великодушно, бескорыстно, благородно,

 его мы чувствуем в заботе и вниманье,

 явление это благотворно.

Зло

 Зло – это беды, ужасы, страдания,

 И часто в них повинен человек,

Причина – в недопонимании,

Что он прожить достойно должен век.

О труде

 Как в сказке, кое – кто порой

 Надеется на рыбку золотую,

 Она им счастье принесет, покой

 И радость светлую, земную…

 Наша обязанность святая:

 Затратить нервы, пот и кровь,

 Земные блага создавая,

 Вот в этом истина – не новь.

Любовь

Любовь объединяет и сближает,

 Друг к другу нас зовет, влечет,

 Чувства симпатии и дружбы выражает,

 И счастье каждому несет.

 Но счастлив тот, кто ею дорожит.

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

«Детский сад «Зоренька»

Творческая группа «Школа молодого воспитателя»

«Художественная литература как средство формирования  нравственных представлений у детей дошкольного возраста».

                                                                                  Подготовила: Толстихина Н.С.,

                                                                                                  воспитатель,   1кв.кт.

 

Абакан - 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Педагогические основы использования художественной литературы в социально-нравственном воспитании дошкольников".

Представляю Вам свой прект по теме: "Педагогические основы использования художественной литературы в социально-нравственном воспитании среднего дошкольного возраста"...

Роль художественной литературы в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Роль художественной литературы в духовно-нравственном воспитании дошкольниковАвтор: Синельникова Павлина Алексеевна В современном мире мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости...

Мастер-класс " Использования художественной литературы в духовно- нравственном воспитании".

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у...

Консультация для родителей и педагогов "Роль художественной литературы в духовно - нравственном воспитании"

Книга – добрый и мудрый советчик, друг и учитель. Для нас, педагогов, эти слова звучат как непреложная истина. А наши воспитанники только открывают для себя удивительный мир чтения, книжных чуде...

«Использование художественной литературы в духовно – нравственном воспитании детей дошкольного возраста».

Главной задачей в наше время является духовно-нравственное воспитание детей. От того как мы воспитаем дошкольников в нравственном отношении зависит не только его успешное...

Использование художественной литературы в духовно – нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста

laquo;Воспитывать человека - значит определять судьбу нации»                                      ...