Развитие музыкальных способностей дошкольников по средством музыкально-дидактических игр
консультация на тему

Козырева Жанна Витальевна

Содержание музыкального воспитания в ДОУ создает благоприятные условия для развития потенциальных возможностей ребенка, его музыкальных способностей. Большую помощь в обучении, сенсорном воспитании детей, в решении задач их гармоничного развития оказывают музыкально-дидактические игры. Они формируют у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помогают детям разобраться в соотношении звуков по высоте, развивают у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, умение слышать силу и длительность звука.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие музыкальных способностей дошкольников по средством музыкально-дидактических игр.

Содержание музыкального воспитания в ДОУ создает благоприятные условия для развития потенциальных возможностей ребенка, его музыкальных способностей. Большую помощь в обучении, сенсорном воспитании детей, в решении задач их гармоничного развития оказывают музыкально-дидактические игры. Они формируют у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помогают детям разобраться в соотношении звуков по высоте, развивают у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, умение слышать силу и длительность звука.

Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативуспособность к восприятию, и требуют не только умственных, но и волевых усилий – организованности, выдержки, умения соблюдать правила игрыразвивают внимание, находчивость.

Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным стимулом для желания у детей петь, слушать, играть и танцевать.

Дидактическая игра «Поэтическое музицирование»

Рано утром в тёмном небе

Вдруг раздался сильный гром(Тарелки)

Капли стукали по крыше

Отчего запел весь дом(Треугольник)

Тут поднялся сильный ветер,

Зашумел в листве, в саду(Дудочка, фольга)

С веток яблоки срывались,

Падали на землю – Бум! (Бубен)

А сороки от испуга

Растрещались по округе(Ксилофоны)

Гром ударил ещё раз(Тарелки)

И затихло всё тот час.

Музыкально- дидактические игры всегда содержат развитие дей-ствия, в котором сочетаются элементы занимательности, соревнования с сенсорными заданиями. Цель игровых действий заключается в том, чтобы помочь ребенку услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыкальных звуков, а именно: их высоту, силу, длительность, тембр. Игровые правила и действия регулярно проводимых с детьми музыкально- дидактических игр помогают планомерному и систематическому развитию музыкального слуха, вырабатывают умение не просто слышать музыкальные произведения, а вслушиваться в них, различать смену регистра, динамики, ритма в одном и том же произведении. Кроме того, музыкально- дидактические упражнения и игры, особенно с применением настольно-печатного материала, позволяют детям самостоятельно упражняться в усвоении способов сенсорных действий. Известно, что совершенствование музыкального слуха находится в прямой зависимости от систематичности проводимых упражнений. В дошкольных учреждениях они включаются в работу с детьми самого раннего возраста.

Виды музыкально- дидактических игр и методика их проведения.

В зависимости от дидактической задачи и развертывания игровых действий музыкально- дидактические игры принято подразделять на три вида:

1. Спокойное музицирование.

2. Игры типа подвижных, где элемент соревнования в увертливости, ловкости отодвинут по времени от момента выполнения музыкальных заданий.

3. Игры, построенные по типу хороводных.

В играх первого вида предусматривается статичное поведение детей, разделенных на подгруппы. Соревновательный элемент заключается в умении быстрее и точнее определить на слух музыкальное произведение.

Эти игры часто проводятся с пособиями. За лучшее выполнение задания подгруппа детей или ребенок, если игра проводится с 2-3 детьми, награждается фишкой, флажком. В процессе игры дети выполняют ее правила, показывая ту или иную картинку, поднимая в соответствии со звучанием произведения флажки разных цветов и т. д.

Особенности психического развития старших дошкольников свидетельствуют: в этом возрасте появляется реальная возможность для обогащения их музыкального и жизненного опыта. Согласно современным исследованиям, к семи годам ребенка:

- складывается полный комплекс музыкальных способностей;

музыкальное восприятие – мышление развивается в единстве и взаимодействии интонационного восприятия, осознание музыки и ее индивидуальной интерпретации;

- более явно, чем ранее, проявляется интерес к музыке: дети не только предпочитают тот или иной вид деятельности, но и избирательно относятся к различным ее видам;

- формируется оценочное отношение к музыке и исполнительской деятельности;

- на основе опыта восприятия музыки развивается способность к обобщению несложных музыкальных явлений, обогащается эмоциональная сфера, активизируется творческий потенциал.

Эффективность музыкального развития ребенка в процессе музыкальной игры обеспечивается адекватностью переживания ребенком музыкально-игрового образа, активным восприятием музыки, выступающей важнейшим составным компонентом музыкальной игры, который обуславливает характер действий ребенка. Овладевая игровыми умениями, старший дошкольник участвует в создании игровой ситуации и выполнении игровых правил действий, способствующих решению поставленных в игре задач.

Музыкальные игры старших дошкольников, сохраняя преемственность с играми детей младшего возраста, имеют ряд особенностей, проявляющихся в следующих показателях:

- усложнение задач и способов познавательной деятельности;

- обогащение содержания представлений о свойствах и качествах чувственно воспринимаемых явлений;

- изменение характера игрового общения детей и педагога (появление направленности на сверстника как на партнера по игровой деятельности; более активное использование таких моделей взаимодействия педагога ребенка, как взрослый – ведомый, взрослый – консультант, взрослый – наблюдатель).

Наблюдения за игровой деятельностью детей старшего дошкольного возраста свидетельствуют: в отличие от младших дошкольников они могут самостоятельно играть друг с другом в музыкально-дидактические игры, составлять их, придумывать последовательность действий, формулировать правила игры. Наличие у детей определенного музыкального и жизненного опыта позволяет им быть достаточно активными в ходе игры и самостоятельно использовать умения, полученные в повседневной жизни.

Следует отметить полу функциональный характер музыкально-дидактических игр, которые можно рассматривать как игровой метод обучения, направленный на усвоение, закрепление и систематизацию знаний о музыке; как одну из игровых форм обучения; как самостоятельную игровую деятельность; как средство музыкального общения и развития ребенка.

Музыкально-дидактические игры, используемые в процессе пения, помогают нам научить детей петь выразительно, непринужденно, учат брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы, правильно передавать ритмический рисунок песен.

В старших группах дети учатся определять направление мелодии, находить длинные и короткие звуки, выкладывать ритмический рисунок, ритмично исполнять его на музыкальных инструментах. Для этого можно использовать такие игры, ка «Музыкальные лесенки»«Бубенчики»«Где мои детки?»«Ритмическое лото»«Узнай по ритму»«Учитесь танцевать» и другие.

В процессе слушания музыки дети знакомятся с вокальной, инструментальной, оркестровой музыкой разного характера, учатся различать жанры, звучание музыкальных инструментов, высказываться о прослушанном произведении, иметь представление о средствах музыкальной выразительности (регистр, динамика, длительность, темп, ритм).

Применение музыкально-дидактических игр в процессе слушания дает возможность детям несколько раз слушать одно и то же произведение в ненавязчивой форме. В игре «Слушаем музыку» дети подбирают картинки к прослушанным произведениям, в игре «Назови композитора» называют автора музыки, в игре «Какая музыка с помощью импровизированных движений передают характер музыки.

Одним из видов музыкальной деятельности детей являются ритмические движения. На занятии значительная часть времени отводится разучиванию различных движений под музыку. Дети учатся ускорять и замедлять движения, непринужденно двигаясь с музыкальными образами, разнообразным характером, динамикой музыки. В процессе систематических занятий по движению у ребят развивается музыкально-слуховое восприятие, что необходимо им в дальнейшем в самостоятельной музыкальной деятельности. Детям приходится постоянно вслушиваться в музыку для того, чтобы одновременно точно выполнять движение. В старшем дошкольном возрасте большое внимание уделяется умению самостоятельно действовать под музыку: выполнять различные перестроения, запомнить последовательность движений пляски, придумать свой танец, используя плясовые движения.

Большую помощь в активном развитии двигательной реакции детей оказывают музыкально-дидактические игры. Например, в игре «Кто из лесу вышел» дети 6 лет должны не только определить по характеру музыки, кто вышел из леса, но и передать движением того или иного персонажа. Игры «Песня – танец – марш»«Чей марш»«Три танца» помогают детям освоить жанры. А игра «Концерт» обобщает знания детей. В ней каждый ребенок может сам выбрать, в чем он хочет себя проявить: в танце, музыкальном этюде, инсценировании песни, хоровой или подвижной игре. Для этого нужно выбрать элемент костюма или необходимый атрибут.

Таким образом, правильно продуманные и интересно организованные музыкально-дидактические игры расширяют музыкальные представления детейразвивают их музыкальные способностиспособствуют воспитанию чувства товарищества и дружбы, развитию творческих способностей.

Предлагаю музыкально-дидактические игры:

     1. «Угадай на чём играю?»

     2. «Солнышко и тучка»

     3. «Музыкальные узоры»

     4. «Песня танец марш»

     5. «Бубенчики»

     6. «Я – композитор»

     7. «Пляшущие цифры»

     8. «Музыкальная копилка»

    9. «Ветер - музыкант»

  10. «Птенчики и птицы»

  11. «Музыкальное лото»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальных способностей дошкольников"

Ведущая педагогическая идея - показать возможности и роль использования музыкально – дидактических игр и упражнений в формировании музыкально – творческих способностей в процессе целенаправленной педа...

Конспект НОД «Колобок в гостях у ребят», «Музыкально - дидактические игры, как средство развития музыкальных способностей дошкольников» средней группы

Использование музыкально – дидактических игр для развития музыкальных способностей детей. Задачи:- Развивать чувство ритма, звуковысотный, тембровый слух,  используя музыкально- дидакт...

«Музыкально - дидактические игры, как средство развития музыкальных способностей дошкольника».

laquo;Музыкально - дидактические игры,  как средство развития музыкальных  способностей   дошкольника»....

Статья "Развитие творческих способностей дошкольника с помощью музыкально-дидактических игр по системе Н.А. Зиминой"

А.Н. Зимина опираясь на основные виды игр разработала свою группу игр, где проигрывается одна игра в трех вариантах, которая способствует развитию детского творчества, и внесла некоторые изменения: сн...

Опыт работы музыкального руководителя высшей квалификационной категории Т. И. Яковенко по теме "Развитие музыкальных способностей дошкольников, посредством интерактивных музыкально-дидактических игр»

https://yadi.sk/i/U_meZdLX06fNrg  ссылка на видео-презентацию  Опыта работы музыкального руководителя  высшей квалификационной категории Т. И. Яковенко по теме "Развитие музык...

"Музыкально- дидактические игры как средство развития музыкальных способностей дошкольников"

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития музыкально-сенсорных способностей ребенка. Развитие у каждого ребенка этих способностей должно быть постоянно в поле зрения у воспитателя, музыкальног...