Памятка для родителей « Рекомендации родителям по развитию познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста».
учебно-методический материал (старшая группа) по теме

Еленёва Виктория Юрьевна

В памятке даны рекомендации по развитию познавательной сферы дошкольников, представлены игры и упражнения по развитию памяти, внимания, мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям по развитию познавательной деятельности у детей

Развивать слуховое восприятие с помощью дидактических игр.

  • Часто менять формы деятельности.
  • Использовать во время занятий элементы игры.
  • Приучать проговаривать инструкцию несколько раз.
  • Почаще наблюдать и обсуждать с детьми услышанное и увиденное.
  • Учить сознательно направлять внимание на определённые предметы и явления.
  • Учить управлять вниманием в соответствии с целью.
  • Учить сосредоточиваться на деятельности, концентрировать своё внимание на ней, не отвлекаясь.
  • Для развития внимания использовать игры с правилами и игры-драматизации.

Игры и упражнения для развития внимания у детей

  • «Да и нет не говорите, чёрный с белым не носите». Взрослый задаёт ребёнку вопросы. Ребёнок отвечает на них, при этом не должен называть запрещённые цвета и не говорить слова «да» и «нет».
  • Всевозможные игры-головоломки.
  • Загадки.
  • «Найди отличия». Ребенок должен сравнить две похожие картинки.
  • «Найди два одинаковых предмета».
  • «Будь внимателен». Выполнение гимнастических упражнений по словесной команде.
  • «Волшебное слово». Взрослый показывает упражнения, а ребёнок их повторяет только в том случае, если взрослый говорит: «Пожалуйста!».
  • «Где что было?». Ребёнок запоминает предметы на столе, затем отворачивается. Взрослый передвигает предметы, а ребёнок указывает, что изменилось.
  • «Назови, что ты видишь». Ребёнок за 1 мин должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате.

Рекомендации родителям по развитию памяти у детей

  • Развивать умение произвольно вызывать необходимые воспоминания.
  • Учить вспоминать последовательность событий.
  • Учить использовать при запоминании мнемотехнические приёмы.
  • Учить повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании.
  • Способствовать овладению умением использовать для запоминания вспомогательного средства.

Игры и упражнения для развития памяти у детей

  • «Запомни предметы». Учить запоминать и воспроизводить информацию.
  • «Детектив». Развивать произвольное запоминание; ребёнок в течение 5 мин рассматривает 15 картинок, после чего картинки убирают; ребёнок должен назвать картинки, которые запомнил.
  • «Пирамида». Развивать кратковременную механическую память. Взрослый называет ребёнку сначала одно слово, ребёнок должен сразу же повторить его; затем взрослый называет два слова, ребёнок повторяет их; затем взрослый называет три слова, ребёнок повторяет и т.д.
  • «Что ты видел в отпуске?» Взрослый задаёт ребёнку вопросы о происходивших в отпуске событиях.
  • «Следопыт». Взрослый показывает ребёнку игрушку и говорит, что сейчас её спрячет в комнате; ребёнок отворачивается или выходит; взрослый прячет игрушку, а ребёнок должен её найти.
  • «Что ты ел на обед?». Ребёнок должен перечислить, всё что ел.
  • «Одежда». Ребёнок должен вспомнить, в каком порядке он надевал предметы одежды утром.
  •  «Что в мешке?» Взрослый на глазах у ребёнка кладёт в мешок разные предметы; ребёнок должен вспомнить, что лежит в мешке.
  • «Короткий рассказ». Взрослый читает короткий рассказ, затем ребёнок пересказывает.

«Фигурка из палочек». Взрослый выкладывает фигурку, или показывает картинку-образец. Ребёнок запоминает и по памяти выкладывает такую же.

Рекомендации родителям по развитию восприятия  у детей

  • Учить детей различать предметы на ощупь.
  • Формировать умение выделять признаки в предмете.
  • Учить соотносить предметы по величине.
  • Учить способам распознающего наблюдения.
  • Развивать наблюдательность; учить внимательно и последовательно рассматривать предмет или явление.
  • Формировать умение составлять из частей целое.
  • Различать основные признаки разных времен года.
  • Закреплять пространственные представления по картине: слева, справа, вверху, внизу, перед, за, между.
  • Способствовать развитию умения анализировать предмет, выделять в нем мелкие детали.

Игры и упражнения для развития восприятия у детей

  • «Перевертыши». Превратить круг, треугольник, квадрат в любой рисунок.
  • «Звезды в небе». Соотносить схематическое изображение созвездий «Орел», «Лебедь»  с художественным.
  • «Узнай форму». Узнать в окружающих предметах форму геометрической фигуры.
  • «Найди отличия». Учить находить отличия у похожих предметов.
  • «Построй по росту». Построить предметы в ряд соответственно их высоте.
  • «Сложи картинку». Составить их частей целую картинку.
  • «О чем я говорю?» Взрослый описывает какой-либо предмет, а ребенок должен угадать, о каком предмете идет речь.
  • «Какое время года?» Взрослый называет время года, а ребенок называет его признаки.

Рекомендации по развитию мышления  у детей

  • Учить составлять группу из отдельных предметов.
  • Учить выделять предметы по назначению и характерным признакам.
  • Учить классифицировать предметы и обобщать их по характерным признакам или назначению.
  • Учить понимать смысл литературного произведения; воспроизводить в правильной последовательности содержание текста с помощью вопросов.
  • Учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами.
  • Развивать быстроту мышления через дидактические игры.
  • Учить отвечать на вопросы, делать умозаключения.
  • Развивать мышление, используя сказки, поговорки, метафоры, образные сравнения.

Игры и упражнения для развития мышления у детей

  • «Разложи картинки». Учить учитывать последовательность событий.
  • «Закончи слово». Учить заканчивать слово по начальному слогу.
  • «Найди лишний предмет», «Найди в ряду лишнюю фигуру». Учить классифицировать предметы по признакам и назначению.
  • «Творческий подход». Ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения; ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет.
  • «Антонимы». Ребенку называют слово, а он должен назвать противоположное по смыслу. Например: «тяжелый – легкий», «сильный – слабый», «твердый – мягкий» и др.
  • «Лото», «Домино», мозаики, конструкторы.
  • Загадки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект "Индивидуальная работа по развитию познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР"

Цель: формирование представлений о расположении предметов в пространстве.Задачи: развивать пространственное восприятие: умение воспроизводить пространственные отношения между предметами по нагляд...

Рекомендации для родителей по развитию познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста «Ступеньки к школе»

  Сегодня мы поговорим о старшем дошкольном возрасте. Ведущей деятельностью данного возраста является сюжетно-ролевая игра, в ней ребёнок отражает взрослую жизнь, в которой хотел бы принят...

"Ступеньки" Рекомендации для родителей по развитию познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста.

Рекомендации для родителей по развитию познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста....

Рекомендации "Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи"

Рекомендации "Развитие  познавательной  активности    у  детей  старшего  дошкольного  возраста  в  условиях  семьи"...

«Методические рекомендации по развитию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством современных педагогических технологий»

Одним из принципов дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательн...

Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности Игры на развитие познавательных процессов у детей 5-7 лет

О богатстве окружающего мира — предметах, явлениях, связях между ними, звуках, красках, запахах, температуре и т. д. человек узнает благодаря познавательным процессам: восприятию, вниманию, памя...