Развитие эмоционально-личностной сферы дошкольников средствами театральной игры
консультация (старшая группа) на тему

Галкина Мария Ивановна

Театр – это мощное средство  эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность( доброта, смелость, дружба и т. д.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie_teatr_galkina_m.i.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 77»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

Развитие

 эмоционально-личностной сферы

дошкольников средствами театральной игры

Сообщение

Галкина Мария Ивановна

Старший воспитатель

МДОУ № 77

 

2018 год

                                                         У педагога есть прекрасная возможность                                                                                                                                        

                                                                                                       научить детей:                                                                                                                        

                                                                                                               

                                                            «В одно мгновенье – видеть вечность,                                                                    

                                                             Огромный мир – в зерне песка ,                                                                            

                                                             В единой капле – бесконечность,                                                                            

                                                             И небо – в чашечке цветка».                                                                                  

                                                                                                         Уильям Блейк.                                                                                                                        

           В педагогике и психологии активно обсуждается проблема взаимосвязи личности и творчества. Ученые рассматривают личность ребенка с точки зрения её потребности в созидании себя. В этом смысле на первый  план выдвигается  деятельность,  в которой наиболее полно проявляется потребность ребенка в преобразовании.     Вся жизнь детей насыщена игрой.  Именно в игре происходит значительное развитие эмоциональной сферы, познавательных интересов, любознательности, воображения, внимания.

          Важно наблюдать за детской игрой для определения общего и интеллектуального здоровья детей. Если ребенок пассивен , не выражает интереса к играм , играет стереотипно и примитивно , то такой ребенок требует особого внимания со стороны взрослого. Современные исследователи пишут, что игра может быть диагностическим средством психического состояния ребенка, его личностного развития. Игра может выступать и методом коррекции недостатков , отставания в развитии.

      Педагогическим коллективом ДОУ разработана Концепция  развития эмоционально-личностной сферы дошкольников средствами театрального искусства.

Задачи  театрализованной деятельности :

  • Приобщение детей дошкольного возраста  к искусству: литературному, драматическому, театральному.
  • Развитие:  коммуникативных качеств личности (обучение вербальным и невербальным видам общения) развитие  памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия, развитие творческого воображения.
  • Воспитывать гуманные чувства, (формировать представления о честности, справедливости, доброте) формировать чувства сотрудничества и взаимопомощи. Воспитывать культуру речевого общения, творческую личность.

Основными  направлениями  работы с детьми являются :

  • Театрализованная  игра
  • Ритмопластика
  • Культура и техника речи
  • Основы театральной культуры
  • Работа над спектаклем

Театрализованная  игра предполагает следующие задачи:

 Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по залу, строить диалог с партнёром на заданную тему, развивать зрительное слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству.

Ритмопластика развивает умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласовано, развивать координацию движения, учить запоминать заданные позы и образно передавать их.

Культура и техника речи позволяет  развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, чёткую дикцию, интонационную выразительность,  учит сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи, пополнять словарный запас.

Основы театральной культуры знакомят детей с театральной терминологией, с основными видами театрального искусства, воспитывают культуру поведения в театре.

Работа над спектаклем развивает  навыки действий с воображаемыми предметами; умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивленно, восхищённо, жалобно и т.д.).

Формы  организации
театрализованной деятельности предусматривают

  • Совместную  театрализованную деятельность взрослых и детей, театрализованную игру , театральное действо на праздниках и развлечениях.
  • Самостоятельную  театрально-художественную  деятельность, театрализованные игры в повседневной жизни.
  • Мини-игры, театрализованные игры-спектакли, посещение детьми театров совместно с родителями, мини-сценки с куклами в ходе изучения регионального компонента с детьми.

        Учитывая требования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования,  педагоги  ДОУ используют  интеграцию театрально-игровой деятельности в образовательные области.

          Развитие творческой активности и игровых умений детей происходит под непосредственным руководством педагога. Он побуждает детей к неформальному общению в игре, творческому воспроизведению текста, к использованию средств театральной выразительности: мимике, жеста, позы, движения, интонации.

Для этого используем этюды, тренинги и упражнения которые развивают навыки театрально-игровой деятельности. Этюды - это эмоционально - игровые ситуации, в которых ребенок по предложенной взрослым  теме создает определенные художественные образы («Расцветает цветок», «Котята просыпаются»). Такие этюды можно назвать играми - этюдами, так как в них на первый план выступает игровая составляющая. Упражнения служат для оттачивания какого-либо навыка, но и здесь художественно - игровая задача выходит на первый план. Так для тренировки движений рук используем образные сравнения: «Машем ручками, как бабочка крылышками: еще мягче, легче».

        В ходе этюдов и упражнений подбирается музыка, соответствующая определенному движению, настроению. Слушая музыку, дети могут сами фантазировать «увиденные» при помощи воображения образы: под вальс цветов из балета «Щелкунчик» представлять танцы разных сказочных существ (фей, эльфов, волшебниц) и изображать их в танцевальной импровизации.

     Использование  игр, этюдов и упражнений позволяет развивать  интонацию, мимику, движения детей. Это достигается при помощи выразительных показов взрослого, когда он использует игровой материал. Для вовлечения детей в ролевое взаимодействие  используем диалоги. Для этого предлагаем  стихи с ясно выраженной формой диалога. При обучении детей средствам речевой выразительности, используем, знакомые и любимые сказки, которые представляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Кроме того, именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться выразительными средствами в сочетании (речь, напев, мимика, движения)

       В группах ДОУ организованы центры для   театрализованных   представлений, спектаклей. В них отводится место для режиссёрских   игр с пальчиковым, настольным  театром. В центре  располагаются:

  • различные виды театров: бибабо, настольный, театр на фланелеграфе, книжка-театр, театр масок, пальчиковый театр, перчаточный театр, планшетные  ростовые куклы и др.;
  • реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, маски;
  • атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, декорации, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, афиши, касса, билеты, карандаши, краски, клей, бумага разной текстуры, природный материал.

          С целью развития  сценического творчества детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованных игр и представлений в дошкольном учреждении  разработана  программа   «Театр-творчество- дети».   Много лет  функционирует  театральная студия  «Сказка»

            Дети, занимающиеся в студии, с удовольствием разыгрывают небольшие этюды, сценки из знакомых сказок, участвуют в создании декораций, оформлении сцены. Учатся накладывать грим: подрисовывают усы, веснушки, румянят щеки, причем делают это с откровенным удовольствием. Включить малышей в театральную деятельность не сложно, ведь они любят наряжаться, изображать каких-то героев.

         В репертуаре театральной студии «Сказка»  - музыкальные спектакли «Красная Шапочка», «Муха- Цокотуха», «Кот в сапогах», «Путешествие по сказкам»-  по страницам Конвенции о правах ребенка» и др. спектакли. Очень нравятся малышам , спектакли с участием взрослых: «Колобок», «Теремок».

       Выбор спектакля – серьезная задача для детей. Детям дается право свободного выбора и добровольного участия в спектакле,  ни один ребенок не остался в стороне от решения этой проблемы. Предлагаем детям обсудить количество ролей, назначить актеров, продумать  декорации, озвучивание.

       Таким образом воспитанники учатся  решать вопросы на основе диалога и демократического общения,  правильно оценивать свои возможности, возможности товарищей, удовлетворяют потребности в личностном общении со взрослыми.  Очень важно  сделать так, чтобы каждый ребенок чувствовал себя нужным и значительным в этой работе.

Подготовку спектаклей  обычно строим по следующей схеме:

• мы вместе читаем сказку-сценарий, обсуждаем его, выбираем, кто кем бы хотел быть;

• рисуем персонажей сказки, эскизы предполагаемых костюмов, декораций;

• слушаем музыку и вместе выбираем фрагменты для озвучивания сцен, при необходимости подбираем шумовые инструменты;

• по возможности создаем необходимые костюмы или элементы костюмов, делаем декорации, украшаем помещение (музыкальный зал) ;

• репетируем, играем, слушаем музыку для создания нужного настроя, необходимой атмосферы.

             В  постановке спектакля   с каждым ребенком занимаемся  индивидуально, а для этого продумывается режим детской деятельности, подбирается для каждого оптимальный вариант сложности, чтобы не было перегрузок.

          Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлению перед аудиторией. Здесь большую роль играют показы отрывков из сказок, где присутствуют любимые сказочные персонажи: Баба- Яга, Кощей, старик Годовик, Кикимора, а так же выступления перед большой аудиторией, например на конкурсе «Ступеньки творчества», фестивале «Театральный калейдоскоп». Для развития выразительности речи детей в своей работе использую артикуляционную гимнастику, упражнения для губ и языка, дыхательную гимнастику, звукоподражание голосам птиц, животных. Это служит хорошим тренингом для развития речевого аппарата, мышц лица, а самое главное, - дети любят эти упражнения, что способствует положительному эмоциональному настрою на занятия.   

               При подготовке спектаклей эффективно используем один из методов активизации мышления – эмпатию  (личную аналогию т.е. отожествление себя с воображаемым объектом). Ребята с удовольствием вживаются в образ объекта, пытаясь при этом выяснить чувства и ощущения Мухи-Цокотухи, Комара, Цветка, Бабочки, Листика, Мышки и т.д. Развивая творческие способности дошкольников средствами театрального искусства, педагоги обучают малышей основам актерского мастерства,  приемам кукловождения, основным принципам драматизации.

         При организации работы с родителями  по театрализованной деятельности в ДОУ применяем  разнообразные формы :

  • консультация «Кукольный спектакль в семье»;
  • «День открытых дверей»;
  • развлечение «КВН»;
  • фото стенд «Театр – творчество – дети»;
  • презентации
  • Выставка  различных видов кукольного театра «Кукольная педагогика»
  • фестиваль «Ступеньки творчества», «Театральный калейдоскоп»,
  • Концертные программы:  «Покровские звездочки», «Чудеса в цветочном городе»

   Родители принимают активное участие в подготовке декораций, костюмов, с удовольствием исполняют роли Бабы-Яги, кота Базилио, лисы Алисы  и др.в различных театрализованных постановках, праздниках и развлечениях.  Такая совместная деятельность позволяет взрослым лучше узнать детей, особенности их характера, темперамента, мечты, желания. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, доверительные отношения между взрослыми и детьми.

Театр – это мощное средство  эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность( доброта, смелость, дружба и т. д.)

    Детский спектакль- это  одна из самых замечательных возможностей остановить прекрасные мгновения жизни. Причем уловить счастливые моменты радости могут все: родители, наблюдающие за игрой своих детей на сцене, педагоги, знающие цену труда и сценического успеха, и воспитанники, игра которых помогает созидать большие личности маленьких исполнителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоциональной сферы дошкольника средствами театрализованной деятельности

Эмоциональная сфера дошкольника Из опыта моей работы Театрализованная деятельность в детском саду, как коррекция эмоциональных проблем....

Развитие эмоциональной сферы дошкольника средствами театрализованной деятельности

Эмоциональная сфера дошкольника Из опыта моей работы Театрализованная деятельность в детском саду, как коррекция эмоциональных проблем....

Занятие по развитию эмоциональной сферы по средством театральной деятельности В гостях у Белоснежки и семи гномов. (старшая группа)

Цель:  познакомить детей с разными проявлениями эмоций, учить детей различать эмоции по карточкам.Задачи:- закреплять знания об эмоциях, учить изображать их с помощью мимики и жестов;- вызв...

Развитие эмоциональной сферы дошкольников средствами театральных игр

Развитие эмоциональной сферы дошкольников средствами театральных игр...

Развитие речи и эмоциональной сферы дошкольников через театральную деятельность

Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная  деятельность. По утверждению К.С. Станиславского , театр, - это средство для общения людей, для по...

Занятие по развитию эмоциональной сферы по средством театральной деятельности В гостях у Белоснежки и семи гномов. (старшая группа)

Цель:  познакомить детей с разными проявлениями эмоций, учить детей различать эмоции по карточкам.Задачи:- закреплять знания об эмоциях, учить изображать их с помощью мимики и жестов;- вызвать эм...