ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
проект на тему

ЗОРЬКИНА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА

Проекты созданы и реализованы в соответствии с ФГОС ДОО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Снежинка»

«ВЕСНА-КРАСНА»

Проект для детей второй младшей группы детского сада

Выполнила:

Воспитатель: Зорькина Наталья Николаевна

Игрим, 2016

Название проекта: «Весна – красна»

Тип проекта: познавательно - исследовательский

Участники: дети 2 младшей группы, воспитатели, родители

Продолжительность: краткосрочный (2 недели)

Автор-разработчик: Зорькина Наталья Николаевна

Постановка проблемы:

В ходе диагностической беседы мною были выявлены следующие проблемы: дети не

называют характерные признаки весны, не умеют устанавливать простейшие связи

между сменой времени года и поведением животных, птиц, состоянием

растительности, бедный словарный запас. Чтобы устранить эти проблемы, я решила

разработать проект по теме «Весна-красна».

Цель: формирование представлений о весенних природных явлениях через разныевиды деятельности.

Задачи:

1. Расширять представления о характерных особенностях весенней природы.

2. Учить устанавливать простейшие связи между условиями наступающего весеннего

времени года и поведением животных, состоянием растительности.

3.Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе

экспериментирования.

4.Формировать представления о безопасном поведении весной.

5.Учить отражать полученные впечатления в разных непосредственно образовательных

и самостоятельных видах деятельности детей.

6.Развивать познавательную активность, внимание, мышление, воображение,

коммуникативные навыки.

7.Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, здоровью других детей.

8. Воспитывать бережное отношение к природе.

9.Воспитывать экологическую культуру, трудолюбие, и любознательность.

Ожидаемые результаты:

- знания о весне, как о времени года,

- развитие познавательного интереса к изучению природы,

- развитие интереса и желания к экспериментальной деятельности,

- развитие связной речи, обогащение словаря,

- воспитание бережного отношения к природе и животному миру.

Актуальность проблемы:

Установка на гуманизацию современного экологического образования диктует иные

подходы работы с детьми в этой области. Единственный и надёжный помощник –

культура, духовность. Вне духовного содержания любое дело – это полдела. Всянравственная направленность ребёнка должна быть ориентирована на развитие такихчувств и состояний, как любовь, волнение совести, переживание общения с природой илюдьми в качестве высшего счастья.

Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение

детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.

Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав,

пение птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется

потребность помогать жить этим творением, любить их, общаться с ними.

Установление гармонических отношений с живой и неживой природой, развивает

органы чувств, которые являются посредниками между окружающей средой и мозгом,

трансформаторами и ретрансляторами энергий природы в тело ребенка.

Этапы проекта:

I.Подготовительный

-определение проблемы, цели, задач проекта

- изучение методической литературы

- пополнение развивающей среды (иллюстрации, картинки, художественная литература,

альбомы, дидактические игры)

- составление плана проектной деятельности

II.Основной

1. Постановка проблемы, вхождение в игровую ситуацию.

Показать письмо медвежонка, в котором просит разбудить его весной.

2. Обсуждение проблемы, принятие задачи.

Как вы думаете, наступила весна? Как узнать?

Давайте вместе ответим на этот вопрос и решим, пришло время будить медвежонка

или ему можно еще поспать.

3. Выполнение проекта.

Образовательная

область

Интеграция

образовательных

областей

Формы и методы работы

Социализация Познание

Коммуникация

д/и «Сложи картинку», «Что перепутал

художник?», «Чей малыш?», «Времена года»,

«Кто где живёт?», «Что такое хорошо и что

такое плохо», «Одень куклу».

игры – забавы «Солнечные зайчики», «Плывут

– плывут кораблики».

Театрализованная игра «Заюшкина избушка»

Познание Коммуникация Наблюдения за погодой

Посадка лука, гороха

Опыты

НОД (ФЦКМ) «Прогулка в весеннем лесу»

НОД (ФЭМП) «Путешествие на полянку»

Коммуникация Познание

Чтение

художественной

литературы

Рассматривание иллюстраций, альбомов

«Весна», «Птицы», «Животные».

Рассматривание картинок: «Ледоход»;

«Познавательные рассказы «Для чего нужны

скворечники», «Первоцветы»

НОД (Коммуникация) «Весна пришла»

Чтение

художественной

литературы

Коммуникация

Познание

Заучивание стихотворений о весне.

Загадывание загадок. Использование

пословиц, поговорок о весне, объяснение их

смысла.

Л. Толстой «Пришла весна…»

Е. Карганова «Весна»

К. Льдов «Ласточка»

Л. Аграчёва «Весело аукнула»

М. Борисова «Песенка капели»

Потешка «Весна, весна красная!...»

НОД (ЧХЛ) Скребицкий Г. «Весна в лесу»

Безопасность Коммуникация

Познание

Беседы «Опасный лёд», «Ног не намочи – не

становись в ручьи!».

Продуктивная

деятельность

Коммуникация

Познание

Художественное

творчество

Труд

Аппликация «Скворечники»

Коллективная аппликация «Встречаем весну»

Лепка «Пора сажать деревья»

Рисование «Божья коровка», «Одуванчики в

траве»

Физкультурно-

оздоровительная

работа

Социализация

Коммуникация

Здоровье

Безопасность

п/и «Солнышко и дождик», «Через ручеёк»,

«Птички и птенчики», «Скворечники», «Пой-

май комара», «По ровненькой дорожке».

ф/м «Солнышко», «Капель», «Весна»,

«Одуванчик», «Птички», «Дождик».

Пал/и «Росточек», «Кораблик», «Весна»,

«Насекомые», «Подснежник».

Труд Коммуникация

Познание

Уход за комнатными растениями, рассадой

Музыка Коммуникация

Познание

Социализация

Развлечение «К нам спешит весна»

Работа с

родителями

Подбор иллюстраций по теме

Сбор коллекции семян

Консультация «Игры с ребёнком: весна идет,

весне дорогу!»

Наглядная информация «Весенние прогулки»

III. Презентация проекта

- коллективная работа «Встречаем весну»

- развлечение «К нам спешит весна»

IV. Итоги проекта

- желание детей наблюдать за природными явлениями, рассказывать о них,

- интерес детей к экспериментальной деятельности

- значительное обогащение словаря

Приложение 1

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

«Скворечники»

Цель: учить бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; ориентироваться в

пространстве; выполнять правила игры. Развивать внимание, ловкость.

Ход игры: на площадке чертятся круги: на один меньше числа играющих. Это -

скворечники.

Все дети – скворцы. Они «летают» по площадке врассыпную. На сигнал: «По домам»

- все бегут к скворечникам. Кто-то из детей остается без скворечника. Игра

повторяется несколько раз.

Заканчивая игру, воспитатель (пока дети бегают) чертит еще один кружок. Когда дети

возвращаются, у каждого оказывается скворечник.

«Солнышко и дождик»

Цель: учить выполнять движения по сигналу воспитателя, находить свое место на

площадке; упражнять в ходьбе и беге. Развивать ловкость, внимание.

Ход игры: дети сидят на стульях вдоль комнаты, это их «дом». Воспитатель

смотрит в окно и говорит «Какая хорошая погода, идите гулять!». Дети встают и

идут в любом направлении. «Дождь пошел, бегите домой!» - говорит воспитатель.

Дети бегут к стульям и занимают свои места. Воспитатель приговаривает «Кап - кап

–кап!». Постепенно дождь утихает, и воспитатель говорит «Идите гулять. Дождь

перестал!». Игра повторяется несколько раз.

«Поймай комара»

Цель: упражнять детей в прыжках (подпрыгивание на месте). Развивать умение

согласовывать движения со зрительным сигналом.

Ход игры: играющие становятся по кругу, на расстоянии вытянутых рук, лицом к

центру. Воспитатель находится в середине круга. Он держит в руках прут длиной –

1- 1,2 метра с привязанным на шнуре картонным комаром. Длина шнура – 50 см.

Воспитатель обводит прутом, «кружит комара», немного выше головы играющих.

Когда комар летит над головой, ребенок подпрыгивает, стараясь его поймать. Тот,

кто схватит комара, говорит «Я поймал!». Затем воспитатель снова обводит прутом

круг.

«Птички и птенчики»

Цель: упражнять в беге в разных направлениях, не задевая друг друга. Развивать у

детей умение выполнять движения по сигналу воспитателя, запоминать свое место.

Ход игры: дети делятся на 3-4 группы по 5-6 человек, каждая группа имеет свой

домик – гнездо. Дети изображают птенчиков. У каждой группы есть птичка – мать.

По слову воспитателя «Полетели!» - птенчики вылетают из гнезда. Летают около

дома, помахивая руками – крыльями. Птички – матери улетают подальше, за

кормом. По слову воспитателя «Домой!» - птички – матери возвращаются и зовут

птенчиков домой. В гнезде птенчики усаживаются в кружок и птичка – мать кормит

их воображаемыми червячками.

«Через ручеёк»

Цель: учить детей перепрыгивать с одного места на другое, действовать по сигналу

воспитателя, ориентироваться в пространстве. Развивать ловкость, внимание,

координацию движений.

Ход игры: на площадке чертится две линии на расстоянии 1,5 – 2 м одна от другой

– это ручеёк.

Играющие стоят у черты, они должны перейти ручеёк по камешкам (четко

начерченным кружкам), не намочив ног.

Те, кто оступились – намочили ноги, идут сушить их на солнышко – садятся на

скамеечку. Затем они снова включаются в игру.

«По ровненькой дорожке»

Цель: учить выполнять движения по тексту: ходьба, прыжки, приседания;

ориентироваться в пространстве. Развивать внимание, координацию

движений.

Ход игры: дети свободно группируются или строятся в колонну и идут гулять.

Воспитатель ритмично, в определенном темпе произносит следующий текст:

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки.

Раз-два, раз- два.

По камешкам, по камешкам.

По камешкам, по камешкам...

В яму — бух!

При словах «По ровненькой дорожке» дети идут шагом. Когда воспитатель

говорит: «По камешкам, по камешкам», — они прыгают на двух ногах, слегка про-

двигаясь вперед. На слова «В яму — бух!» присаживаются на корточки. «Вылезли

из ямы»,— говорит воспитатель, и дети поднимаются. Воспитатель снова повторяет

стихотворение. После нескольких повторений он произносит другой текст:

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке,

Устали наши ножки,

Устали наши ножки.

Вот наш дом —

Здесь мы живем.

С окончанием текста дети бегут в дом (заранее договаривают, где будет дом

на скамейке, за проведенной чертой и т. д.).

Приложение 2

ИГРЫ

«Сложи картинку»

Цель: учить складывать целое из частей, называть предметы, изображенные на

картинках; развивать внимание, речь, умение доводить начатое до конца.

«Что перепутал художник?»

Цель: учить замечать несоответствия на картинках, называть их; развивать

наблюдательность, смекалку, речь.

« Что такое хорошо и что такое плохо »

Цель: уточнить представления детей об экологически правильном поведении;

развивать внимание, наблюдательность, связную речь.

«Чей малыш?»

Цель: учить называть животных и их детенышей; подбирать соответствующие

картинки; развивать речь, внимание, память.

«Времена года»

Цель: учить называть времена года по картинке; их характерные признаки;

развивать связную речь.

«Кто где живёт?»

Цель: учить называть животных, их место обитания; развивать речь, внимание,

память.

«Одень куклу»

Цель: учить называть предметы одежды; подбирать одежду по сезону; развивать

речь, внимание, память.

Игры-забавы «Солнечные зайчики»

Цель: обеспечить профилактику эмоционального перенапряжения у детей,

доставить радость.

«Плывут-плывут кораблики»

Цель: учить пускать кораблики в лужице, продолжать знакомить со свойствами

предметов (легкие предметы не тонут в воде). Расширять словарный запас

понятиями, связанными с наблюдаемыми явлениями.

«На прогулке»

Цель: развитие эмоциональной сферы, умения выражать различные эмоциональные

состояния, снятие психо-эмоционального напряжения.

Ход: педагог предлагает детям следующие игры-тренинги.

« Солнышко». Улыбнись солнышку, как котик; солнце светит ярко, котику тепло, он

потягивается, улыбается солнышку. Улыбнись, как само солнышко (эмоции: удовольствие,

блаженство).

«Теплый ветерок». Подул ветерок, он теплый, нам приятно.

«Туча». Туча закрыла солнышко, она грозная, сердитая, нахмурься, как туча.

«Дождик». Закапал дождик, ребятки радуются, смеются.

«Ветер». Налетел ветерок, дует, капельки испугались, разлетелись в разные стороны.

Приложение 3

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

«Подснежник»

Их видимо-невидимо,

Показать все пальцы на обеих руках

Не сосчитаешь ты.

Кто смог такие выдумать

Красивые цветы?

Загибать по очереди все пальчики

Должно быть, оторвали

От неба лоскуток,

Поглаживать пальцы правой, затем левой руки

Чуть-чуть поколдовали –

И сделали цветок!

Соединить руки, вместе изображая цветок

«Росточек»

Из земли торчит росточек Правая рука ладонью вверх, пальцы собраны в

щепотку

Это будущий цветочек.

Дождик, дождик, поливай!

Левая рука поднята, кисть опущена, пальцы

расслаблены. Пальцы быстро шевелятся (идет

дождь)

Ты, цветочек, подрастай! Правая рука медленно поднимается вверх

Вверх тянись, старайся!

Солнцу открывайся.

Медленно развести пальцы правой руки

(распустился цветок)

«Кораблик»

Раз – плывем на корабле,

Два – купаемся в реке,

Три – плывем на лодке,

На четыре и на пять

Мы купаемся опять.

Загибать на счет по одному пальчику на каждой

руке

«Насекомые»

Прилетела к нам вчера

Полосатая пчела.

Махать ладошками

А за нею шмель-шмелек

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза,

На каждое название насекомого загибать

пальчик

Как фонарики глаза. Сделать кружочки из пальчиков и поднести

их к глазам

Пожужжали, полетали, Махать ладошками

От усталости устали. Положить ладони на стол

«Весна»

Стучат всё громче дятлы,

Синички стали петь.

Пальцы складываем щепоткой. Качаем ими.

Встаёт пораньше солнце,

Чтоб землю нашу греть.

Ладони сомкнуты "ковшом", поднимаем

руки вверх, раскрываем ладони, боковые

части остаются прижатыми, пальцы

растопырены.

Бегут ручьи под горку,

Растаял весь снежок,

Выполняем руками волнообразные движения

А изпод старой травки Ладони сомкнуты "ковшом".

Уже глядит цветок...

Раскрылся колокольчик

Ладони раскрываются, боковые стороны

рук соединяются, пальцы раскрыты,

полусогнуты (чашечка цветка)

В тени там, где сосна, Руки стоят на столе, опираясь на локти.

Пальцы сжаты в кулак.

Динь-динь, звенит тихонько,

Динь-динь, пришла весна.

Качаем кистями рук в разные стороны,

проговаривая "динь-динь".

Динь-динь, звенит тихонько,

Динь-динь, пришла весна.

Качаем кистями рук в разные стороны,

проговаривая "динь-динь".

Приложение 4

ФИЗМИНУТКИ

«Капель» «Солнышко»

Кап-кап, я капель, Светит, светит солнышко,

У меня в апреле Мы сажаем зернышки,

На весеннем тепле Посыпаем их землей,

Капельки поспели. Поливаем их водой.

Кап-кап, на скамью, Светит, светит солнышко,

Детям на игрушки, Проросли все зернышки.

Кап-кап воробью Распустились лепесточки,

Прямо по макушке. Стали алыми цветочки.

«Весна»

Я давно весну ждала, Мягкой грядка быть должна,

У меня свои дела. Это любят семена!

Мне участок в огороде Посажу на ней цветы

Нынче мама отвела. Небывалой красоты.

Я возьму свою лопатку, Буду я их поливать,

Я пойду, вскопаю грядку. И рыхлить, и удобрять.

«Одуванчик» «Птички»

Одуванчик, одуванчик! Маленькие птички,

Стебель тоненький, как пальчик. Птички-невелички,

Если ветер быстрый-быстрый По лесу летают,

На поляну налетит, Песни распевают.

Все вокруг зашелестит. Буйный ветер налетел,

Одуванчика тычинки Птичек унести хотел.

Разлетятся хороводом Птички спрятались в дупло,

И сольются с небосводом. Там и тихо, и тепло.

«Дождик»

Капля первая упала – кап! Туфли - посмотрите

И вторая прибежала – кап! Мокрыми стали.

Мы на небо посмотрели: Плечами дружно поведем,

Капельки «кап-кап» запели. И все капельки стряхнем.

Намочили лица. От дождя убежим,

Мы их вытирали. Под кусточком посидим.

Приложение 5

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

«Весна»

Если снег повсюду тает,

День становится длинней,

Если все зазеленело

И в полях звенит ручей,

Если солнце ярче светит,

Если птицам не до сна,

Если стал теплее ветер,

Значит, к нам пришла весна.

Е. Карганова

«Весенняя песня»

Травка зеленеет,

Солнышко блестит;

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

С нею солнце краше

И весна милей…

Прощебечь с дороги

Нам привет скорей.

А. Плещеев

«Весенняя гостья» «Одуванчик»

Милая певунья, Носит одуванчик

Ласточка родная, Желтый сарафанчик.

К нам домой вернулась Подрастет - нарядится

Из чужого края. В беленькое платьице

Под окошком вьется Легкое, воздушное,

С песенкой живою: Ветерку послушное.

«Я весну и солнце (Е. Серова)

Принесла с собою...»

(И. Белоусов)

«На весенней проталинке»

На проталинке жучок

Грел на солнышке бочок,

Вскоре вылез червячок,

А за ним и паучок.

Солнце скрылось за горой,

И отправились домой

И жучок, и червячок,

И, конечно, паучок.

На проталинке опять

Завтра будут загорать

Жук, червяк и паучок…

Будут греть другой бочок.

(Татьяна Гусарова)



Весна, весна красная!

Приди, весна, с радостью,

С радостью, с радостью,

С великою милостью:



Как весна идет, земля гудит.

Как весна пришла, вся земля расцвела.

Весна, весна! Красным красна!

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебами обильными!

(русские народные потешки)

Л. Толстой «Пришла весна…»

Пришла весна, потекла вода. Дети взяли дощечки, сделали лодочку, пустили лодочку

по воде. Лодочка плыла, а дети бежали за нею, кричали, и ничего впереди себя не

видели, и в лужу упали.

В.Сухомлинский «Мальчик и колокольчики ландышей»

Наступила весна. Из земли показалась зеленая стрелочка. Она быстро разделилась на

два листочка. Листочки стали широкими. А между ними появился маленький,

тоненький росток. Он поднялся, наклонился к одному листочку и однажды утром

расцвел белыми Колокольчиками. Это были Колокольчики Ландышей.

Белые Колокольчики Ландышей увидел маленький мальчик. Его поразила красота

цветов. Он не мог оторвать глаз от Ландышей. Мальчик протянул руку, чтобы

сорвать цветы. Цветы прошептали:

— Мальчик, для чего ты хочешь нас сорвать?

— Вы мне нравитесь. Вы очень красивые, — ответил мальчик.

— Хорошо, — сказали Колокольчики Ландыш»'"' тихо вздохнув. — Срывай, но перед

тем, как сорвать, скажи, какие мы красивые.

Мальчик посмотрел на Колокольчики Ландышей. Они были прекрасны. Они были

похожи и на белое облачко, и на крыло голубя, и еще на что-то удивительно

красивое. Мальчик все это чувствовал, но сказать не мог. Он стоял возле

Колокольчиков Ландышей, зачарованный красотой цветов. Стоял и молчал.

— Растите, Колокольчики, — тихо вымолвил мальчик.

ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ

Весенний день – что ласковое слово.

Весна – цветами красна.

Солнце пригрело – все поспело.

Кто весной трудиться рад, будет осенью богат.

Приложение 6

ЗАГАДКИ

Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи.

В улей пчела

Мед принесла.

Кто скажет,

Кто знает,

Когда это бывает?

(Весной)

Старый снег на солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса –

Вот и к нам пришла…

(Весна)

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Но солнце ее припечет

Заплачет она и умрет.

(Сосулька)

Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

И зовут тебя все ... (солнце).

Я всегда со светом дружен,

Если солнышко в окне,

Я от зеркала, от лужи

Пробегаю по стене.

(солнечный луч)

Бегу я, как по лесенке,

По камушкам звеня,

Издалека по песенке

Узнаете меня.

(ручеек)

Я березку качну,

Я тебя подтолкну,

Налечу, засвищу,

Даже шапку утащу.

А меня не видать, кто я?

Можешь угадать?

(Ветер)

Пушистая вата

Плывет куда-то.

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе.

(Облака)

Меня часто зовут,

Дожидаются,

А приду - от меня

Укрываются.

(Дождь)

В летний солнечный денек

Золотой расцвел цветок.

На высокой тонкой ножке

Все дремал он у дорожки,

А проснулся

Улыбнулся:

- Вот пушистый я какой!

Ах, боюсь,

Что разлечусь.

Тише, ветер луговой!

(Одуванчик)

На откосе, на лугу,

Босиком на снегу,

Первые цветочки –

Желтые глазочки.

(мать-и-мачеха)

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел

Он вспорхнул и улетел.

(Бабочка)

На шесте - дворец,

Во дворце - певец.

(Скворец)

Приложение 7

ОПЫТЫ

Где быстрее наступит весна?

ЦЕЛЬ: установить зависимость изменений в природе от сезона.

МАТЕРИАЛ: емкости со снегом, льдом.

ХОД: взрослый вместе с детьми выносит на улицу форму, наполненную водой.

Другую форму наполняет на прогулке снегом. По окончании прогулки заносит в

помещение обе формы, оставляет в теплом месте и наблюдает в течение 1-2 часов за

происходящими изменениями. Лед тает дольше. Выясняют, где быстрее наступит

весна: на реке или на полянке (на полянке солнце быстрее растопит снег).

Зачем зайчику другая шубка?

ЦЕЛЬ: выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой

природе.

МАТЕРИАЛ: кусочки плотного и редкого меха, рукавички из тонкой, плотной ткани

и меховые.

ХОД: дети наблюдают за одеждой прохожих со сменой времени года и определяют,

что зимой она становится теплее. Выясняют, что делать животным, чтобы не за-

мерзнуть. Дети представляют, что рука - это «зайчик», и выбирают ему шубку на

лето и на зиму (рукавички). Выходят на прогулку в этих шубках и сравнивают

ощущения обеих рук. Взрослый выясняет, какую бы шубку дети хотели на зиму,

какие шубки нужны зверям зимой (теплые, плотные, с длинным мехом, пушистые).

Наблюдения зарисовывают в виде символов.

Солнечные зайчики

ЦЕЛЬ: понять причину возникновения солнечных «зайчиков».

МАТЕРИАЛ: зеркала.

ХОД: вспомнить стихотворение о солнечном «зайчике». Когда он получается?

Показать, как с помощью зеркала появляются солнечные «зайчики». Предложить

детям попробовать самим поймать его. Что нужно сделать? Поймать зеркалом луч

света и направить его в нужном направлении. Как спрятать солнечного «зайчика»?

Закрыть зеркало ладошкой.

Лужи – зеркала

ЦЕЛЬ: познакомить детей с понятием «отражение».

ХОД: подойти к луже и посмотреть в нее. Что там увидели? В лужах отражаются

предметы. Предложить аккуратно постучать лопаткой по воде, образуя волны. Что

видно? Почему нет отражения? Объяснить, что отражение бывает только в

спокойной воде.

Приложение 8

НАБЛЮДЕНИЯ

За солнцем.

Цель: учить замечать изменения, происходящие в природе весной. Развивать речь,

мышление. Воспитывать интерес к явлениям неживой природы.

За небом.

Цель: учить детей обращать внимание на состояние неба, определять, какое оно.

Развивать фантазию, воображение. Воспитывать интерес к окружающему миру.

За ветром.

Цель: учить определять ветер и силу ветра, уточнить, какой бывает ветер весной.

Развивать речь, мышление. Воспитывать интерес к явлениям неживой природы.

За птицами.

Цель: расширять представления о птицах (внешний вид, как передвигаются, что едят,

перелетные или зимующие). Развивать внимание, наблюдательность, память.

Воспитывать интерес к природе.

За насекомыми.

Цель: расширять знания детей о жизни насекомых. Расширять словарный запас

детей. Воспитывать бережное отношение к миру природы.

За деревьями.

Цель: дать детям понятие «почки», рассказать, когда они появляются; расширять

представления детей о деревьях, об их значении в нашей жизни. Развивать речь,

мышление. Воспитывать бережное отношение к деревьям.

За первой травкой.

Цель: учить рассматривать растения. Развивать наблюдательность, речь.

Воспитывать заботливое отношение к ним: не рвать, не топтать, не мять.

За первыми цветами.

Цель: учить находить первый весенний цветок (мать-и-мачеха), узнавать по

характерным особенностям, закреплять умение правильно называть основные части

растения. Развивать речь, наблюдательность. Воспитывать умение внимательно

слушать воспитателя и сверстников.

За дождем.

Цель: формировать реалистические представления об окружающей природе.

Расширять представления и знания детей о явлениях природы весной. Развивать речь,

внимание, наблюдательность, память. Воспитывать интерес к явлениям неживой

природы.

За лужами, за ручьями.

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды. Развивать речь, внимание,

наблюдательность, память. Воспитывать интерес к явлениям неживой природы.

Приложение 9

О.о. Познание. Формирование целостной картины мира

«Прогулка в весеннем лесу»

Программное содержание: уточнить знания детей о весне, изменениях в природе,

происходящих весной. Закрепить знания детей о животных - обитателях леса и

перелетных птицах. Учить отгадывать загадки о животных. Развивать речь детей,

расширять словарный запас. Воспитывать интерес к живой природе, эмоциональную

отзывчивость.

Материал: игрушки - ежик, медведь, заяц, лиса, белка; аудиозапись звуков

природы, макеты деревьев; картинки перелетных птиц, первых весенних цветов,

чудесный мешочек для игры «Кто что ест».

Ход занятия:

Воспитатель. Ребята, я хочу вам загадать загадку.

Зажурчал ручей в овражке,

Прилетели с юга пташки,

Греет солнышко с утра,

В гости к нам пришла … (Весна)

Вы рады весне? А какое настроение возникает у вас, когда вы говорите о весне

(весёлое, хорошее, радостное)

Как вы думаете, а животные и растения ждут весну? (ответы детей)

Все ждут прихода весны и люди, и растения, и животные .

А мне ветерок нашептал на ухо, что в лесу живёт ежик, который не знает, что уже

наступила весна, поэтому у него плохое настроение. Ребята, давайте пойдём в лес,

расскажем ему, что весна уже пришла и подарим ежику хорошее настроение. Чтобы

оказаться в лесу, нужно сказать волшебные слова.

Здравствуй, лес.

Дремучий лес

Полный сказок и чудес!

(Звучит песня леса)

Мы с вами оказались в весеннем лесу. Посмотрите как красиво вокруг. Расскажите,

как вы поняли, что в лесу наступила весна. (ответы детей)

А ещё появились первые весенние цветы. Назовите, какие вы знаете весенние цветы?

(подснежник, одуванчик) А цветы можно рвать? (ответы детей) Здесь их дом. В

лесу они о живут долго, а если мы их сорвём, они быстро завянут. Мы можем только

любоваться цветами и вдыхать их аромат.

Дыхательное упражнение «Аромат цветов»

Давайте позовём ветерок, он подскажет нам, где найти ёжика.

Дыхательное упражнение «Ветерок»

Ребята, вы знаете, что весной из теплых краёв к нам возвращаются птицы

(воспитатель обращает внимание детей на макет дерева). Скажите, а в наш лес уже

вернулись птички? (ответы детей) Давайте послушаем пение птиц, как они

радуются приходу весны.

Где сидят птицы? (На дереве) Кто появляется у птиц весной? (птенцы) Ребята, птиц

можно обижать? Ломать гнёзда? (ответы детей)

Птицы наши помощники, они уничтожают вредных насекомых в садах и огородах.

Идём дальше по тропинке. Ой, ребята, дождик начался!

Физминутка «Дождик»

Закончился дождь. Посмотрите, какое больщое красивое дерево растет, кто же около

него сидит?

Д/и «Отгадай и найди»

Ребята, давайте поиграем. Я буду описывать животное, а вы должны отгадать про

кого я говорю:

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый краса!

А зовут ее ... (лиса)

Это что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной?

И стоит среди травы -

Уши больше головы.

(Заяц)

В дупле живет

Да орешки грызет.

(Белка)

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придет весна,

Просыпается от сна.

(Медведь)

Давайте спросим у медведя, не видел ли он ёжика.

Мишка, не встречал ли ты ёжика? Ребята, давайте расскажем Мишке, какой ёж

(маленький, колючий). Как голос подаёт? (фыр-фыр) Что делает ёж? (ходит, топает,

сворачивается в клубок, колется). Мишка говорит, что нам надо идти к ёлке.

Вот ёлка. А где же еж? (за ёлкой)

Ёжик спит. Надо его разбудить. Давайте угостим его.

Д/и «Чудесный мешочек»

В мешочке находятся: мёд, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т. д. Воспитатель

достаёт пищу для зверей, дети угадывают, для кого она, кто что ест. Подходят к

игрушкам и угощают их.

Ребята, давайте подарим ёжику наше хорошее настроение и улыбки. Возьмитесь за

руки, улыбнитесь друг другу и ёжику.

О.о. Чтение художественной литературы

Г. Скребицкий «Весна в лесу». Чтение рассказа

Программное содержание: познакомить детей с новым рассказом, учить следить за

развитием действия, понимать содержание. Учить отвечать на вопросы по содержанию.

Учить согласовывать прилагательные с существительным: весенний день, лесная

капель, золотисто-розовое солнышко. Развивать внимание, речь. Воспитывать любовь к

природе.

Материал: книга с иллюстрациями, гуашь, бумага, кисть, банка с водой, салфетка.

Ход занятия:

Весна, весна красная

Пришла весна ясная!

Птицы громко поют-

Долго спать не дают.

Какое время года наступило? (весна)

- Что происходит весной в лесу, я вам прочитаю в рассказе Г.Скребицкого «Весна в

лесу». Сядьте удобно, слушайте внимательно. (чтение рассказа)

- Понравился рассказ? Как он называется? Кто автор?

- Расскажите про солнышко, откуда оно выплыло, какое оно? (золотисто-розовое)

-Как светит солнышко? (теплым весенним светом)

- Зима совсем ушла или осталась? Почему не ушла?

- Как капали первые сосульки? (ответы детей)

- Это лесная капель.

— Как пела синичка в лесу? (синичка пела звонко, посвистывая привет весне)

- Как барабанил дятел в лесу? (ответы детей)

- Расскажем о птенцах. Где родились птенцы птиц? Когда родились птенцы? Что они

делали?

- Молодцы, ребятки. А теперь я вам расскажу стихотворение (читает стихотворение

3.Александровой «Капель»)

На солнышке согрелась ель,

Подтаяла сосна.

Идет апрель, звенит капель.

В лесу у нас весна.

По снегу капельки стучат:

«Подснежник, хватит спать!»

А шубки белок и зайчат с утра мокры опять. ...

Но все же март, а не апрель...

Чуть солнышко зайдет,

Смолкает звонкая капель

И вновь на ветках лед.

- Ребята, давайте нарисуем капель ( дети за столами рисуют)

Игра «Капель»

О.о. Коммуникация

«Весна пришла»

Программное содержание: учить детей отвечать на вопросы, развивать

диалогическую речь, договаривать предложения, называя действия предмета. Учить

употреблять в речи глаголы, сочетая их с существительными, словами превосходной

степени. Учить отчетливо и выразительно произносить слова стихотворения, соблюдая

умеренный темп речи. Развивать умение слушать взрослого и своих сверстников.

Воспитывать интерес к природе.

Материал: рисунки детей старшей группы, игрушка - Муравей.

Ход занятия:

Загадать загадку:

Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи.

В дом свой – улей –

Пчела первый мед принесла.

На ветках плотные комочки,

В них дремлют клейкие листочки.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

- Ребята, я принесла вам рисунки детей старшей группы. (разложить рисунки и

предложить рассмотреть их)

- Вам нравится рисунки? Почему? О чем в своих рисунках хотели рассказать дети?

Какое название можно дать всем этим рисункам? (наступила весна, весенние

деньки…)

Что изображено на рисунках? (деревья, ручьи, солнце, небо, птицы, лужи, цветы,

дети…)

Какое время года здесь изображено? Почему вы так думаете?

- А теперь немного поиграем. Я начинаю предложение, а вы, глядя на рисунки,

продолжаете.

Весною снег (что делает?)… (тает, превращается в лужи, ручьи)

Сосульки на крышах (что делают?)…

Солнце (что делает?)…

Весеннее небо (какое?)…

Птицы весной (что делают?)…

Подснежники в лесу (что делают?)…

Травка на проталинках (какая?)…

Ручьи вдоль дорог (что делают?)…

Деревья весной (что делают?)…

Листочки на деревьях (что делают?)…

Листочки весной (какие?)…

Дети весной (что делают?)…

Физминутка «Я весну давно ждала»

Раздается стук в дверь.

- Ребята, к нам пришел Муравей.

- Здравствуйте, ребятишки! Мои друзья – девчонки и мальчишки. Вы меня узнали? Я

к вам из лесу пришел и загадки вам принес. Каждый лесной житель для вас загадку

придумал. Послушайте и отгадайте:

Старый снег на солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса –

Вот и к нам пришла…

(Весна)

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Но солнце ее припечет

Заплачет она и умрет.

(Сосулька)

Бегу я, как по лесенке,

По камушкам звеня,

Издалека по песенке

Узнаете меня.

(ручеек)

Меня часто зовут,

Дожидаются,

А приду - от меня

Укрываются.

(Дождь)

- Молодцы, ребята! Все загадки отгадали. А теперь поиграйте со мной.

Игра-пантомима

по стихотворению З. Александровой:

Муравей нашел былинку.

Много было с ней хлопот.

Как бревно, взвалил на спинку

И домой ее несет.

Он сгибается под ношей,

Он ползет уже с трудом.

Но зато, какой хороший

Муравьи возводят дом!

О.о. Познание. Формирование элементарных математических представлений.

«Как сорока весну искала»

Программное содержание: продолжать учить сравнивать две группы предметов

путем наложения, отвечать на вопрос «Сколько?»; называть геометрические фигуры и

выкладывать из них предмет (птицу); закреплять понятия «один – много», «большой –

маленький», «длинный – короткий». Развивать мелкую моторику, память,

воображение. Создать радостное настроение; вызвать у детей чувство отзывчивости,

желание помогать близким. Подвести к мысли бережно и внимательно относится к

объектам природы.

Материал: демонстрационный – макеты ручейков, емкость с водой и льдинками,

набор геометрических фигур, солнышко и тучи (из бумаги), запись с голосами птиц,

шумом дождя

раздаточный - набор геометрических фигур, подносы с манной крупой, изображения

бабочек и цветов.

Ход занятия:

- Ребята, давайте поприветствуем друг друга!

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Здравствуй, утро! Здравствуй, день!

Нам здороваться не лень!

Теперь у нас хорошее настроение! Я хочу спросить у вас, ребята, любите ли вы

сказки?

Тогда хочу пригласить вас в свою сказку. Для того чтобы попасть в неё, закройте

глаза. Глазки закрываются, сказка начинается!

Звучит сказочная музыка.

- А теперь посмотрите на меня!

Я сорока-белобока!

По полям летала

Весело щебетала

Новости собирала

И гостей поджидала!

Вот вас и дождалась. Я кругом летаю и всё слышу. Вокруг все только о весне и

говорят! Что за весна такая, какие у неё приметы не пойму! Помогите мне о ней

узнать! Давайте вместе приметы весны искать, тогда я уж всем про них расскажу!

Руки в крылья мы превратим и весну искать полетим!

- Посмотрите, ручейки! Отчего они образовались? (снег растаял и потекли ручьи)

Какого они цвета? Они одинаковые или разные по длине? (ответы детей)

Как они весело журчат! Наверное, радуются солнышку! А тут лужа! Давайте

потрогаем воду и узнаем, какая на ощупь вода в ней! (холодная) А это что в ней

плавает? Да, это льдинки ! Откуда они в луже? Какие они на ощупь? (они холодные,

гладкие). А теперь погрейте ручки о моё крылышко! Какое оно на ощупь? (мягкое,

тёплое). Посмотрите, я что-то нашла. Эта картинка изображает примету весны! Вот

мы и нашли первую примету! Солнышко стало пригревать, снег растаял и ручейки

побежали. Попрощаемся с ручейками.

Раздаётся пение птиц.

- Ребята, что вы слышите? Кто поёт? Правильно, птички радостно щебечут. Как вы

думаете, чему они радуются? Да, они прилетели из дальних стран.

Вы знаете, как мне скучно без подруг! Помогите мне, пожалуйста! Соберите птичек-

подружек.

Воспитатель демонстрирует геометрические фигуры.

Они вам хорошо знакомы. Как они называются? Давайте выложим из них птичек и

они будут радоваться со мной весне.

Дети выполняют задание «Собери птицу»

- Молодцы, ребята! Я так рада новым подругам! Они такие красивые! Но пусть они

меня подождут! Я очень хочу узнать о других приметах весны! Вот и ещё одна

примета весны нашлась! Птицы прилетают к нам из дальних стран. Ну, полетели,

полетели! Я ещё с вами полетаю и приметы весны узнаю!

Раздается шум дождя.

Что это за звук? Да, вы правы, это дождь пошёл! А ведь только что солнышко

светило! Весной ведь погода такая капризная! Быстрее ко мне под крылышко!

Воспитатель обращает внимание детей на тучи.

- Какого цвета тучи? Они одинаковые или разные по величине? Сколько туч?

(много)

А что может прогнать тучи? Правильно, ветер! Давайте подуем на тучки и они

улетят!

1-2-3-ну-ка ,ветер,тучи прогони ! (дети дуют)

Вот и солнышко появилось. Как оно греет наши щёчки! Какое оно весной тёплое

или холодное?Какого оно цвета? Какой оно формы? А давайте нарисуем его на

волшебных тарелочках пальчиком! Я хочу вам пожелать, ребята, чтобы оно грело

вас всю весну и радовало своими лучами.

Дети рисуют солнце на манной крупе.

Ну, вот и ещё одна примета весны. Весной солнце становится теплее.

Физминутка «Солнышко»

Воспитатель обращает внимание детей на цветы.

Ребята, посмотрите, какие красивые цветы после дождя выросли! Сколько их?

(много) Давайте с ними поиграем! У меня есть чудесные бабочки. Каждая бабочка

должна сесть на цветок того же цвета, что и сама.

Игра «Посади бабочку на цветок»

Ребята, бабочке какого цвета не хватило цветочка? Что надо сделать, чтобы бабочек

и цветов стало поровну? Не расстраивайся, бабочка, весной цветы очень быстро

растут! Вот и расцвёл ещё один цветок! А теперь всем бабочкам хватает цветов?

Что мы можем сказать о количестве бабочек и цветов? (их поровну)

Мы нашли много примет весны. Давайте их вспомним (воспитатель ставит

картинки с приметами на доску, дети называют их)

1.Солнышко светит,

2.Тает снег, текут ручьи,

3.Прилетают птицы,

4.Появляются цветы и бабочки.

Мы нашли все приметы весны. Я поняла, что весна наступила. Спасибо, ребята!

Мне пора лететь! Ведь меня ждут подружки! До свидания! Веселой вам весны!

О.о. Художественное творчество. Аппликация

«Скворечники»

Программное содержание: учить детей изображать в аппликации предметы,

состоящие из нескольких частей; определять форму частей (прямоугольная, круглая,

треугольная). Уточнить знание цветов. Развивать цветовое восприятие. Продолжать

знакомить детей с перелетными птицами, называть знакомых птиц. Воспитывать

чувства доброты и любви к птицам.

Материал: картинки к стихотворению, игрушка - скворец, изображения перелетных

птиц, ½ альбомного белого листа с изображением дерева, геометрические фигуры из

цветной бумаги, клей, кисть, клеенка, салфетка, диск с записью птичьих голосов.

Ход занятия:

- Ребята, какое у нас сегодня замечательное утро. Посмотрите в окно. Какое яркое

солнышко! Почему так ярко светит солнышко? (ответы детей). Какое время года

наступило? (Весна)

Я расскажу вам стихотворение. Слушайте и смотрите.

(Стихотворение С. Сахаровой, сопровождается показом на магнитной доске)

Утром солнышко проснулось, (Солнышко без лучиков)

Потянулось, улыбнулось. (Лучики)

Стало солнце припекать,

И вокруг все согревать.

Начал таять вдруг снежок, (Ручеек, лужицы)

Превратился в ручеек.

Весело он зажурчал,

По дорожке побежал.

Травка стала зеленеть, (Травка)

Птички стали громко петь. (2-3 птички)

Превратились почки (Веточка с листочками)

В зеленые листочки.

Рады звери, рады птицы, (Медведь, серый заяц, ёжик)

Рада вся детвора. (Дети)

Весна идет, (Девушка-весна в венке из цветов)

Всех гулять зовет.

Дети рассматривают получившуюся картинку и отвечают на вопросы воспитателя.

Какое время года наступило? Какие признаки весны вы видите на картинке? (Солнце

пригревает, тает снежок, побежали ручейки, прилетели птицы, дети одели легкую

одежду, проснулись звери (медведь, ёжик), появилась травка, на деревьях

распустились листочки и др.)

Звучит фонограмма птичьих голосов.

- Ребята, что вы слышите? (Птицы поют.) Как поют птицы? (радостно, весело,

громко). Птицы радуются, что закончилась долгая зима, и они вернулись из теплых

стран в свой лес.

В групповую комнату «влетает» птица. Воспитатель озвучивает «гостью»,

приветствует детей.

- Посмотрите-ка, у нас гость. Это перелетная птица – скворец. Весной появляется

травка, распускаются почки, просыпаются после зимней спячки насекомые. Для птиц

появляется привычная пища, и они возвращаются к нам из теплых стран. Давайте

посмотрим, какие еще птицы скоро прилетят, вернутся к нам.

Воспитатель показывает картинки с изображением перелетных птиц и

перечисляет их, дети называют знакомых птиц, проговаривают названия птиц

вместе с воспитателем.

Физминутка «Птички»

- Ребята, для того, чтобы отложить яйца и высиживать птенцов, скворцу нужен

домик. Он называется скворечник. Посмотрите, какие скворечники люди делают для

птиц. Их крепят к деревьям повыше, чтобы коты не подкрались к птичьему домику и

не разорили гнездо.

Дети рассматривают картинки с изображением скворечников.

- Скоро прилетит много скворцов. И каждому будет нужен домик. Давайте мы с вами

сделаем для нашего скворца и его друзей скворечники.

Воспитатель предлагает детям пройти за столы. Показывает картинку с

изображением скворечника и называет части, из которых он состоит, обращая

внимание, что эти части похожи на геометрические фигуры. Сам скворечник - на

прямоугольник, крыша – на треугольник, а окошко – на круг. Объясняет, в какой

последовательности нужно приклеивать его составные части, показывая это на

ватмане. Вместе с детьми проговаривает цвет составных частей скворечника.

Дети выполняют аппликацию.

Педагог к большому скворечнику приклеивает жердочку, на которую «прилетела и

села» птица-гостья.

- Ребята посмотрите, а вот и первая птичка прилетела в скворечник! Послушайте, она

говорит нам «спасибо.

О.о. Художественное творчество. Рисование.

«Божья коровка»

Программное содержание: продолжать учить рисовать округлую форму, дополняя

ее деталями. Закреплять навыки рисования гуашевыми красками. Развивать чувство

формы и цвета. Вызвать у детей эмоциональный отклик на содержание

стихотворения о божьей коровке. Воспитывать умение видеть красоту природы,

понимать ее хрупкость, вызвать желание оберегать.

Материал: тонированная бумага в форме листочка, гуашь, кисть, банка с водой,

салфетка; картинка с изображением божьей коровки.

Ход занятия:

Загадать загадку:

Сидит в траве коровка –

Черная головка.

Спинка красная в горошек,

Нет хвоста, копыт и рожек.

Молока нам не дает,

Му-у-узыкально не поет.

Почему же там и тут

Ее коровкою зовут?

Что это за коровка? (ответы детей)

Правильно. Это божья коровка.

Мы часто встречались с божьими коровками во время прогулок. Как нужно вести

себя при встрече с этим насекомым? К сожалению, не все люди стараются оберегать

божьих коровок.

Послушайте стихотворение, написанное Андреем Усачевым. В нем рассказывается

история одной божьей коровки.

«Божья коровка»

Гуляла за городом Божья коровка,

По стеблям травинок карабкалась ловко,

Глядела, как в небе плывут облака.

И вдруг опустилась Большая Рука.

И мирно гулявшую Божью коровку

Засунула в спичечную коробку.

Ах, как тосковала в коробке бедняжка!

Ей снилась лужайка. И клевер, и кашка.

Неужто в неволе остаться навек?

Коровка решила готовить побег!

О, Боже! взмолилась несчастная крошка

И вдруг увидала за шторой окошко.

А там, за окном, все от солнца светло.

Но к свету ее не пускает стекло.

Однако коровка на редкость упряма:

Нашла, где неплотно захлопнута рама,

И вот вылезает она из окна.

Ура!

Наконец на свободе она!

- Ребята, можно ли трогать насекомых, ловить их, сажать в банки или коробки?

(ответы детей)

Я уверена, ребята, что никто из вас никогда не обидит маленького жучка. Ведь по

сравнению с ними вы – настоящие великаны. А большие и сильные должны

защищать маленьких и слабых, а не обижать.

А вот и наша божья коровка. Посмотрите на нее.

Какого цвета божья коровка? Какой формы туловище? Что у неё есть на спинке? Что

еще есть у божьей коровки?

Ребята, давайте нарисуем нашей божьей коровке подружек, чтобы ей не было скучно.

Напомнить детям приемы рисования. Работа детей.

Какие красивые коровки у вас получились! Молодцы!

О.о. Художественное творчество. Рисование.

«Одуванчик»

Программное содержание: познакомить детей с растением –

одуванчиком, его строением; продолжать учить рисовать округлые

предметы, прямые линии. Закрепить умение правильно держать кисть, хорошо

промывать кисточку при смене краски. Развивать интерес к рисованию.

Воспитывать бережное отношение к живой природе.

Материал: картинка с изображением одуванчика – желтого и белого, зеленая,

желтая, белая гуашь, тонированные зеленым цветом листы бумаги, кисть, банка с

водой, салфетка.

Ход занятия:

- Ребята, отгадайте загадку:

Есть один такой цветок,

Не вплетешь его в венок.

На него подуй слегка,

Был цветок – и нет цветка.

- Что это за цветок? Правильно, одуванчик. Одуванчик одним из первых появляется

весной, словно желтое солнышко в молодой зеленой травке.

Воспитатель предлагает рассмотреть одуванчик на картинке, дети называют

части растений, их цвет, размер, форму.

Дидактическая игра «Подбери слово»

Желтый, как солнышко. Круглый, как… Мягкий, как… Белый, как… Пушистый,

как… Хрупкий, как… Вот какой удивительный цветок!

Физминутка «Одуванчик»

- Но не всегда одуванчики желтые, похожие на солнышко. Проходит время, и

желтые лепестки сменяют белые пушинки (показать картинку).

Золотой и молодой

За неделю стал седой.

А денечка через два

Облысела голова.

Белые пушинки – это семена. Дует ветер, разлетаются семена далеко-далеко в

разные стороны. И прорастают новые одуванчики.

Ну, а мы что же, останемся без одуванчиков? Конечно же, нет! Мы же умеем с вами

рисовать.

Давайте нарисуем поляну с одуванчиками.

Воспитатель показывает приемы рисования одуванчика.

Дети выполняют рисунок. Работы выставляются на стенде.

- Какие красивые одуванчики у вас получились! Нашим одуванчикам ветер не

страшен. Мы сможем любоваться ими всегда.

Стали красками вдруг – цветами,

Озарили все вокруг!

В новом желтом сарафане

Одуванчиковый луг.

О.о. Художественное творчество. Лепка.

«Весна. Пора сажать деревья»

Программное содержание: продолжать учить раскатывать пластилин прямыми и

круговыми движениями, расплющивать его; передавать форму деревьев. Закрепить

названия деревьев. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать бережное

отношение к природе.

Материал: пластилин зеленого, коричневого, белого цветов, доски для лепки,

салфетка; иллюстрации с изображением деревьев.

Ход занятия:

- Ребята! Мы так долго ждали весну. Ждем, когда к нам вернутся птицы. А знаете ли

вы, где птицы строят свои домики? (ответы детей) Правильно, на деревьях. Но

некоторые деревья замерзли зимой. Вы видели, что у них засохли ветки, они легко

ломаются. А мы ведь хотим, чтобы у нас было много птиц! Где же они будут жить?

Что нам делать? (ответы детей) Конечно, мы можем посадить новые, молодые

деревца.

Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрации с изображением деревьев.

- Какие деревья? (высокие и низкие)

- Деревья имеют разную форму. Есть деревья, похожие на шар, на пирамиду, на овал.

Давайте подготовим саженцы тех деревьев, которые вам понравились и посадим их в

нашем саду.

Вспомнить приемы лепки. Дети показывают приемы в воздухе. Обратить внимание

на цвета, которые необходимо использовать для лепки березки, елочки, рябинки.

- Вылепите дерево, которое вам больше всего понравилось.

Работа детей.

Готовые деревья расставляют на картон.

- Посмотрите, сколько деревьев мы посадили. Скоро у нас вырастет сад.

Расти, наш сад, и хорошей,

И распускайся в срок!

Расти, чтоб было где

Нам поиграть потом.

Игра «Посадим сад» (дети выкапывают ямку, сажают деревья, приносят воду,

поливают, рыхлят землю)

- Вот видите, сколько сил надо приложить, чтобы вырастить большое дерево.

Поэтому берегите их. Не ломайте ветки!

Приложение 10

РАЗВЛЕЧЕНИЕ «В ГОСТИ К НАМ СПЕШИТ ВЕСНА»

Дети входят в зал за воспитателем, встают в круг.

Ведущий. Солнышко весеннее жарко пригревает,

От тепла весеннего снег повсюду тает.

Мы весной быстрей поем,

Солнцу песенку поем!

Песня «Весной»

Ведущий. И для солнышка у нас - развеселый, дружный пляс!

«Пляска зверят»

Ведущий. Наконец-то кончилась долгая зима,

Выглянуло солнышко, к нам спешит весна!

Под музыку входит Весна.

Весна. Здравствуйте, мои друзья,

Это я - Весна-красна!

Буду солнышком сиять и земельку согревать!

Ведущий и дети. Ты весна, весна-красна, что с собою принесла?

Весна. Принесла я для лугов покрывало из цветов.

Зеленейте стебельки, расцветайте все цветы!

Ведущий и дети. Ты весна, весна-красна, что еще ты принесла?

Весна. Принесла с собой ручьи, солнца жаркие лучи.

Будут лучики сиять и земельку согревать.

Ведущий и дети. Ты весна, весна-красна, что еще ты принесла?

Весна. Принесла я пенье птиц, звонкие капели,

А для деток дорогих - игры да веселье!

Ведущий. Весне рады малыши, ты для нас, Весна, спляши!

Весна пляшет, дети хлопают в ладоши.

Весна. Ну а вы со мной скорей

Спойте песню веселей!

Песня «Капель»

Ведущий. Мы весну встречаем, ей стихи читаем.

Ребенок. Весной снег быстро тает и птички прилетают.

Ребенок. Весной тепло бывает, цветочки зацветают!

Ребенок. Воробушки летают, они весну встречают!

Ведущий. Мы у стульчиков встаем, про воробушка споем!

Песня «Воробей»

Ведущий. Воробей, ты не зевай, ты с дороги улетай!

Там машины быстро мчат, и гудят, гудят, гудят!

Игра «Воробушки и автомобили»

Весна. Возле деток я хожу, на ребяток я гляжу.

Ну к кому же подойду и на пляску приглашу?

(выбирает ребенка, выводит за руку в центр, кружится с ним, дети хлопают)

Я........приглашу, с ним я весело спляшу!

(играет 3-4 раза с разными детьми)

Весна. А теперь за мной шагайте на полянку малыши,

На весенней на полянке вместе спляшем от души!

«Полька малышей»

Ведущий. Пока солнышко светило, дети все плясали,

А как дождик зазвенел - быстро убежали! -

Под музыку «Капель дождя» дети убегают на стульчики.

Весна. А сейчас, мои ребятки, вас хочу я удивить.

Попрошу вас крепко - крепко глазки ручками закрыть!

Дети закрывают глаза, Весна раскладывает на ковре цветы с приклеенными на

обороте конфетами

Весна. 1-2-3-4-5, можно глазки открывать!

Ведущий. Распустились тут цветы небывалой красоты!

Весна. Как цветок перевернете, угощенье там найдете.

Ведущий. Вы тихонечко идите, по цветочку все возьмите.

Дети берут угощение.

Весна. Мне пришла пора прощаться, но не надо огорчаться

В гости к вам приду опять.

Ведущий. До свиданья! Будем ждать!

Весна уходит.

Ведущий. Как хорошо, что солнце светит, что весело смеются дети,

А мы наш праздник завершаем и всем здоровья вам желаем!

Приложение 11

Консультация для родителей

«Игры с ребёнком: весна идет, весне дорогу!»

Для того чтобы Вы и Ваши дети лучше почувствовали приближение

весны, мы предлагаем Вам вместе с детьми заняться изготовлением

весенних поделок и провести простые эксперименты с растениями,

описание которых мы приводим ниже.

Радуга

Для создания радуги из бумаги Вам

потребуются:

- Красный круг диаметром 23 см.

- Оранжевый круг диаметром 20 см.

- Желтый круг диаметром 18 см.

- Зеленый круг диаметром 15 см.

- Синий круг диаметром 13 см.

- Фиолетовый круг диаметром 10 см.

Наклейте оранжевый круг на красный,

желтый на оранжевый, зеленый на желтый и т.д. Когда клей высохнет,

разрежьте круги пополам, склейте их тыльными сторонами, предусмотрев

при этом петельку из веревки, и повесьте. Поскольку дети приклеивают

круги не точно по центру, то радуга каждого ребенка будет чем-то

отличаться от других, и детям будет интересно их рассматривать и

сравнивать.

Облака

Чтобы смастерить бумажные облака, вырежьте две одинаковые

заготовки в форме облаков из плотной белой глянцевой бумаги. Склейте

края заготовок, оставив только небольшое отверстие. Дети набивают

облака мягкой туалетной бумагой, затем заклеивают отверстие. Когда

облака высохнут, их можно подвесить, продев с помощью иглы нитку

через край бумаги. Получатся объемные белые облака.

Цветы в форме ладошек

Пусть ребенок положит свою ручку на бумагу, обведите его ладошку

карандашом. Вырежьте получившуюся форму. С помощью карандаша

закатите лепестки в форме пальчиков. Сверните форму таким образом,

чтобы у вас получилась цилиндрическая форма в виде лилии, при этом

завитки лепестков должны быть завернуты к наружной стороне.

Степлером закрепите цветок и вырезанные листики на соломинке для

коктейля. Если вы сделаете пять или семь таких цветочков, у вас

получится симпатичный букетик.

Весенняя веточка

Ранней весною соберите только, что сломанные веточки, на которых

имеются набухшие почки, и поставьте их в вазу с водой. Это прекрасный

способ создать атмосферу весны в Вашем доме (может, весенняя зелень

вдохновит Вас сделать генеральную уборку после зимы)?

Уроки огородничества в детской комнате

Отрежьте верхнюю часть моркови и поместите ее в блюдечко с

камушками и водой, вода должна закрывать только срез. Поставьте

блюдечко в темное место, где нет прямых солнечных лучей. Через

несколько дней на моркови начнут появляться ростки, и она превратится

в зеленые растения.

Деревья с листьями из частей пазла

Наверняка у вас есть пазлы, собрать которые уже невозможно, потому

что ребенок растерял большую часть их компонентов. Вы можете

использовать такие пазлы для следующей поделки. Вырежьте из бумаги

ствол и ветви дерева, приклейте или даже закрепите эту форму степлером

на листе бумаги (желтый, например, был бы отличным фоном) и наклейте

части пазла на ветви дерева таким образом, чтобы оно все покрылось

густой листвой. Подобная идея хороша и для осенних поделок.

Птичье гнездо

Необходимые материалы:

плотная цветная бумага, клей, картон, пряжа, маркеры.

При помощи ножниц вырежьте из картона заготовки в форме яйца.

Наклейте яйца на картон. Приклейте кусочки пряжи таким образом,

чтобы получились гнезда, подождите, пока высохнет клей. Маркером

нарисуйте ветви дерева вокруг гнезд, а также крапинки на яйцах. Листья

на ветках можно нарисовать, а можно прикрепить живые листья, или

изготовить и наклеить листья из бумаги. Расскажите детям о том, какие

птицы обитают в вашей местности. Обсудите, как они отличаются друг от

друга по размеру и окрасу. На прогулке попытайтесь увидеть птичьи

гнезда на деревьях. Обсудите, из чего птицы делают гнезда, и как высоко

они их размещают на деревьях.

Надеемся, что наши рекомендации помогут

Вам интересно провести время с

Вашими детьми этой весной и пополнить знания

Ваших детей о весне как о времени года!

ЛИТЕРАТУРА

Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом: опыты,

эксперименты для дошкольников», - М.: ТЦ Сфера, 2010 г.

Елисеева Л. Н. «Хрестоматия для маленьких и постарше», - М.: Знание, 1996 г.

Ёлкина Н. В., Тарабарина Т. И. «1000 загадок. Популярное пособие для родителей и

педагогов», - Ярославль: «Академия развития», 1997 г.

Затулина Г. Я. «Конспекты комплексных занятий по развитию речи (вторая младшая

групп). Учебное пособие, - М.: Центр педагогического образования, 2007 г.

Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности во 2 младшей группе

детского сада. Конспекты занятий», - М.: Москва – Синтез, 2007 г.

Лаптева Г. В. «Развивающие прогулки для детей 3-4 лет. Программа для детского

сада и не только», - Спб.: Речь; М.: Сфера, 2010 г.

Павлова О.В. «Изобразительная деятельность и художественный труд. Вторая

младшая группа: конспекты занятий», Волгоград: Учитель, 2010 г.

Тимофеева Е. А., Сагайдачная Е. А., Кондратьева Н. Л. «Подвижные игры:

хрестоматия и рекомендации: Методическое пособие. Часть 1», - М.: Издательский

дом «Воспитание дошкольника», 2008 г.

Хабарова Т. В. «Наблюдения за объектами живой и неживой природы с детьми 3-7

лет». Методическое пособие, - Сыктывкар, 2008 г.

Журнал «Дошкольное воспитание» № 4/2005 г.__


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогический проект «Городецкие узоры»

Слайд 2

Тип проекта: Творческий Срок проведения проекта ноябрь– декабрь

Слайд 3

Актуальность обусловлена: В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно-прикладного искусства и с народными традициями. В основной общеобразовательной программе дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой недостаточно раскрыты условия формирования творческого воображения у детей с использованием народного промысла «Городца». Поэтому необходима практическая разработка условий, оптимизирующих процесс развития художественных способностей и творческого воображения у детей среднего возраста с использованием приёмов Городецкого промысла.

Слайд 4

Участники проекта: дети средней группы; родители; педагоги группы.

Слайд 5

Цель проекта: Познакомить детей с народным промыслом «Городецкая роспись».

Слайд 6

Задачи проекта: 1. Формировать у детей интерес к народно-прикладному искусству «Городецкой росписи». 2. Знакомить с характерными особенностями городецкой техники росписи дерева. 3. Освоение детьми основных приёмов и элементов Городецкой росписи.

Слайд 7

Ожидаемый результат: Сформированный интерес у детей к народно-прикладному искусству «Городецкая роспись»; Знания характерных особенностей «Городецкой росписи»; Умение создавать выразительные узоры на бумаге.

Слайд 8

Подготовительный этап Донести до участников проекта важность данной темы. Создать развивающую среду: подобрать материалы, игрушки, дидактические игры; организация в группе выставки предметов Городецкого промысла;

Слайд 9

Подготовительный этап. подбор предметов по Городецкому промыслу, альбомов, художественной литературы; тематическая выставка: «Городецкая роспись»; выставки работ, выполненные детьми и родителями.

Слайд 10

Основной этап Формы и методы работы: Игровая деятельность; Познавательное развитие; Продуктивная деятельность; Работа с родителями.

Слайд 11

Игровая деятельность Сюжетно-ролевые игры: «Экскурсия по городецкому музею» «Семья ремесленников из Городца» Дидактические игры: «Составь узор» «Обведи и раскрась» «Узнай элементы узора» «Найди пару»

Слайд 12

Познавательное развитие «Знакомство с Городецкой росписью», посещение выставки. Беседа «В гостях у городецких мастеров», - рассказ об истории промысла. Рассматривание иллюстраций об истории промысла. Разучивание песен, стихов, потешек, сочинение сказок по теме: «Наш весёлый Городец»

Слайд 13

Продуктивная деятельность Пластилинография «Узор на полосе из бутонов и листьев» Рисование «Узор на панно из бутонов и листьев» Аппликация «Узор на коне-качалке». Рисование «Роспись Городецкой уточки» Рисование «Узор на кухонной доске»

Слайд 14

Работа с родителями: Доклад на родительском собрании «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста» Консультации для родителей «Народные игры в семье» Рекомендации родителям «Закрепление дома освоенных элементов росписи Городца» Выставка работ, выполненных совместно с детьми

Слайд 15

Презентация проекта: Развлечение «Как в волшебном Городце»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект для детей дошкольного возраста «Наша планета Земля»

Направление деятельности:        образовательные области программы дошкольного образования «Познание», «Социализация».Интеграция образовательных областей: Образовательные области «...

Педагогический проект для детей дошкольного возраста «Растения нашего детского сада» в условиях реализации ФГОС

   Большинство современных детей редко общается с природой.  Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается ...

Педагогический проект для детей дошкольного возраста «Дети-герои» Великой Отечественной воины

Педагогический проектдля детей дошкольного  возраста«Дети-герои»Великой Отечественной воины...

Педагогический проект для детей дошкольного возраста "Здоровье - всему голова, всего дороже"

Свой дар - здоровье нужно беречь и всеми доступными средствами укреплять его с раннего детства. Ведение здорового образа жизни поможет младшим дошкольникам, своевременно и гармонично развиваться и сох...

Педагогический проект ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ –"Вернемся к истокам нашим"

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени....