Проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с народными традициями «Живи, родник традиций!»
проект (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Маляренко Елена Андреевна

Данный проект  направлен на возрождение семейных традиций, которые, как «кованые сундуки с приданым», будут передаваться из поколения в поколение, которые будут вспоминаться на протяжении всей жизни, как самое яркое, доброе, светлое из детства, которые будут превращать медленную реку времени в приятную дорогу с остановками и вехами. Чтобы в будущем дети, идя по этой дороге, понимали: это их мир, знакомый, понятный и любимый. В нем есть то, что никогда не уйдет, столь же незыблемое и дорогое, как мама и папа: семейные праздники, белая вязаная крючком скатерть, бабушкин сундук, семейный альбом, мамина сказка на ночь. С этого начинается жизнь, это, возможно, и останется самым дорогим, будет со временем символом идеального мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_2.docx112.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №43 «Теремок»

Проект по ознакомлению детей

старшего дошкольного возраста

с народными традициями

«Живи, родник традиций!»

Выполнил

воспитатель первой квалификационной категории

Маляренко Елена Андреевна

п.Красногорняцкий, 2018 г.

Содержание

Введение

2

Цели и задачи проекта

4

Предварительная работа

5

Основное содержание проекта

6

Ресурсы, партнеры проекта

8

Формы работы с детьми

9

Формы работы с родителями

9

Результаты проекта

10

Перспективы дальнейшего развития

11

Заключение

12

Список использованных источников

13

Приложение 1

16

Приложение 2

18

Приложение 3

22

Приложение 4

35

Введение

Происходящие изменения в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в изменениях, адекватных развитию общества и образовательной системы в целом. Основным механизмом таких перемен является поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности дошкольных образовательных учреждений.

В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края. «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколениям может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом». (С.Михалков).

Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живет ребенок, гордость за нее. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, историю своих предков, их культуру. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов.

Данный проект будет направлен на возрождение семейных традиций, которые, как «кованые сундуки с приданым», будут передаваться из поколения в поколение, которые будут вспоминаться на протяжении всей жизни, как самое яркое, доброе, светлое из детства, которые будут превращать медленную реку времени в приятную дорогу с остановками и вехами. Чтобы в будущем дети, идя по этой дороге, понимали: это их мир, знакомый, понятный и любимый. В нем есть то, что никогда не уйдет, столь же незыблемое и дорогое, как мама и папа: семейные праздники, белая вязаная крючком скатерть, бабушкин сундук, семейный альбом, мамина сказка на ночь. С этого начинается жизнь, это, возможно, и останется самым дорогим, будет со временем символом идеального мира.

Семья – это самая благородная форма существования человека. И пусть с губительной целью приходят житейские бури и неурядицы, они ничего не смогут сделать, пока все мы будем хранителями своего семейного архива, своих семейных традиций.

  1. Цели и задачи проекта

Проект: «Живи, родник традиций!» направлен на знакомство детей и родителей с устоями, обычаями каждой семьи и передачу их из поколения в поколение.

Цель проекта: создание условий для осуществления взаимодействия ДОО и семьи через приобщение к народным и семейным традициям.

Задачи проекта:

1. Выявить уровень знаний детей, педагогов, родителей о народных и семейных праздниках.

2. Сплотить детей, педагогов и родителей единой творческой мыслью через изучение семейных и народных традиций, проведение народных и семейных праздников.

3. Создать условия для совместной работы ДОО и семьи по возрождению народных и семейных традиций.

4. Воспитывать уважение к членам своей семьи, бережное отношение к своим реликвиям и обычаям.

5. Укрепить отношения между семьей и дошкольным учреждением.

Объект исследования: процесс ознакомления детей старшего дошкольного возраста с народными традициями (обычаями, обрядами)

Предмет исследования:

Содержание, формы и методы ознакомления детей с основами народных традиций с детьми старшего дошкольного возраста

Аннотация проекта:

По продолжительности – долгосрочный; детско - взрослый, при активном участии семьи;

По количеству участников - фронтальный;

По типу – информационно – практико - ориентированный;

По характеру содержания включает: ребёнка – его семью, общество, духовные и культурные ценности;

По характеру открытый: участие ребёнка в проекте – участник, от зарождения идеи и до получения результата – исполнителя.

Гипотеза: если для детей создать определённые благоприятные условия для знакомства с традициями своей семьи, то возможно, у детей накопятся знания и представления об окружающем, расширится кругозор, разовьются познавательные способности, активность, любознательность; обогатится и разовьётся речь, решатся также задачи – эстетического, умственного, экологического, трудового, патриотического, духовно - нравственного воспитания и детского творчества.

Методы и приёмы:

  1. Словесные
  2. Игровые
  3. Наглядные
  4. Практические
  5. Исследовательские
  6. Встреча с интересными людьми
  7. Опрос, анкетирование

  1. Предварительная работа
  1. Выявление проблемы.
  2. Определение темы и цели проекта.
  3. Анализ литературы, методических пособий, обсуждение с педагогами, родителями, детьми вопросов, связанных с проведением проекта.
  4. Опрос воспитанников и их родителей для выявления уровня знаний о народном творчестве.
  5. Составление тематического планирования мероприятий с детьми, родителями.
  6. Определение срока и участников проекта.
  7. Подбо источников информации.
  8. Подбор приемлемых методов и приемов работы.
  9. Разработка системы по приобщению дошкольников к русской народной культуре через праздники, народные игры.
  10. Подбор дидактического материала, литературы; изготовление костюмов, атрибутов к играм, создание календаря народных праздников.
  11. Создание предметно-развивающей среды.

  1. Основное содержание проекта

Этапы реализации проекта «Живи, родник традиций!»

I этап – «У истока» – ознакомительный.

Цель этапа: создание условий для выявления знаний педагогов, родителей, детей о семейных и народных традициях.

1. Анкетирование родителей, педагогов на тему: «Знаете ли вы русские праздники, обычаи, традиции?»

2. Собеседование с детьми об их семье, родственниках, семейных праздниках.

Диагностика на начальном этапе работы по проекту:

Начало проекта

Какие народные традиции вы знаете?

Не знают

Знают

75%

25%

Какие традиции есть в вашей семье?

91%

9%

Соблюдаете ли традиции в семье?

91%

9%

II этап – «Возрождение» - просветительский

Цель этапа: создание условий для формирования знаний детей, родителей, педагогов о народных и семейных праздниках через разные формы работы.

1. Создание клуба «Берегиня», в рамках которого и будет проходить ознакомление всех участников проекта.

2. Консультации для родителей на темы:

  • «Народные праздники»
  • «Почему пекут блины в масленичную неделю?»
  • «Откуда произошла традиция красить яйца и печь куличи?»
  • «Коляда, коляда, отворяй ворота»
  • «Сказки, рассказанные на ночь»
  • «Колыбельная для малышей»
  • «Игры, хороводы наших бабушек»
  • «День рождения – только раз в году»
  • «Как удивить детей новогодними подарками?»
  • «Что вы знаете о фольклоре?»

3. Изготовление каждой семьей генеалогического древа.

4. Занятия с детьми на темы:

  • «Моя семья»;
  • «Наши имена»;
  • «Кем я могу гордиться в моей семье»;
  • «Моя родословная»;
  • «Семейные праздники и традиции»;
  • «Песни, игры, хороводы наших бабушек»;
  • «Откуда произошла моя фамилия?»;
  • «Герб моей семьи».

5. Родительские собрания:

  • «В каждой семье свои традиции»;
  • «Я, ты, он, она – вместе дружная семья!».

6. Развлечения:

  • «Широкая Масленица»;
  • «День Матери»;
  • «Звездный фейерверк».

7. Разучивание народных песен, танцев, игр, хороводов с детьми и их родителями.

8. Рисование детьми на тему:

  • «Праздник в нашей семье»;
  • «Маму свою очень люблю»;
  • «Папа и я – лучшие друзья».

III этап – «С маленького родника начинается река» - заключительный

Цель этапа: создание условий для использования традиционных форм, себя оправдавших и поиск новых наиболее эффективных.

1. Развлечения:

  • «Песни, хороводы наших бабушек»;
  • «Народные игры забавы»;
  • «Загляните в семейный альбом»;

2. Конкурс «Моя родословная»;

3. Конкурс «Бабушкин сундук»

4. Семейный праздник «Красна изба пирогами, река – берегами, а семья – традициями».

  1.  Ресурсы, партнеры проекта

Информационные ресурсы:

МБДОУ использует в работе нормативно-правовую базу:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 22.12.2012г. №2148-р;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.102013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»;
  • Постановление правительства Российской Федерации от 4.10.2000г. №751 «Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025г.»;
  • обширное программно-методическое обеспечение к программе, подписные издания «Дошкольное воспитание», «Воспитатель ДОУ», «Ребенок в детском саду», интернет-ресурсы

Социальные ресурсы: МБДОУ взаимодействует с МБОУ СОШ №82, ДК п.Красногорняцкий, краеведческим музеем г.Шахты, театральными коллективами: «Гримм-маски», «Театр-сказка».

Материальные ресурсы: в МБДОУ создана безопасная развивающая среда, имеется телевизор, музыкальный центр, интерактивная доска, медиапроектор, создан Уголок русской избы, центры по изодеятельности, центры краеведения в группах, приобретены наглядные пособия по народным промыслам, имеются различные костюмы и атрибуты для проведения русских народных праздников, предметы народного декоративно-прикладного искусства, дидактические игры, иллюстрации.

  1. Формы работы с детьми

Тематические вечера, ООД, беседы, игры, все виды творческо художественной деятельности, просмотр фильмов, мультфильмов, слушание аудио, организация выставок, организация совместных праздников.

  1. Формы работы с родителями:
  1. Родительские собрания
  2. Выставка детских поделок
  3. Индивидуальные консультации специалистов
  4. Совместные праздники
  5. Вечера вопросов и ответов
  6. Театрализованные представления
  7. Индивидуальная работа с детьми

  1. Результаты реализации проекта

 В результате реализации данного проекта все его участники – дети, педагоги, родители – приобрели определенные знания.

Дети узнали:

  • имена дедушек, бабушек минимум до третьего колена;
  • профессии бабушек и дедушек, своих родителей;
  • прошлое своей семьи;
  • происхождение своей фамилии;
  • народные игры, танцы, песни, заклички, колыбельные;
  • смогут составить рассказ о членах своей семьи,  родословной.
  • могут хорошо ориентироваться в генеалогическом древе своей семьи;
  • пополнили словарный запас ( традиция, обряд, берегиня и т.д.);
  • могут быть экскурсоводами в музее семейных коллекций;
  • приобрели представления об общечеловеческих ценностях;
  • научились проявлять уважение к своим родителям, членам семьи, людям труда;
  • у них  развито чувство гордости за свою семью.

Родители:

  • приобрели знания о семейных и народных традициях, праздниках;
  • укрепили межсемейные и внутрисемейные связи;
  • у них появилось чувство гордости за свою семью;
  • научились хранить и чтить свои семейные традиции;
  • знать свою родословную, минимум до третьего колена;
  • откуда произошли их фамилии;
  • знать народные песни, петь их на семейных праздниках;
  • научатся организовывать семейные праздники;

Педагоги:

  • расширили знания о народных праздниках, их происхождении;
  • пополнили личный репертуар народными песнями, фольклорными закличками;
  • разработали планы занятий, бесед для детей, консультации для родителей;
  • пополнили словарный запас детей;
  •  лучше узнали семьи своих воспитанников, их уклад жизни, традиции, что будет способствовать тесному сотрудничеству;
  • создали копилку народных и семейных праздников.

http://xn----htbdjd0ah9an.xn--p1ai/images/phocagallery/publikatsii/15536/image005.gif

  1. Перспективы дальнейшего развития

Педагогический коллектив решил внести разработанную в результате реализации проекта Программу в Образовательную программу МБДОУ, как часть формируемую участниками образовательных отношений. В учебном плане появилась новая дисциплина «Знакомство с народной культурой». Будет продолжена работа по реализации Программы «Ознакомление детей с традициями народной культуры».

Заключение

Главным критерием эффективности данного проекта стала активность родителей во всех мероприятиях, проводимых в рамках данного проекта, а также полнота и прочность знаний детей о реликвиях и традициях своей семьи и своего народа.

Родители прониклись, «загорелись» этой идеей, у них появилось желание перенести какие-то традиции в свою семью, придумать, если не было таковых, новые. Праздник, как кульминация проекта «Живи, родник традиций!», удался на славу. И польза, и удовольствие, полученное всеми участниками проекта, вызвали искреннее желание продолжить сотрудничество в новых проектах, чтобы семьи воспитанников стали особым государством, чтобы детство малышей было намного богаче, чтобы родник семейных традиций был жив и не иссяк никогда, чтобы он питал реку традиций русского народа.


Список используемых источников

  1. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ №655 от 23.11.2009г.)
  2. Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (приказ Минобрнауки РФ №2151от 20.07. 2011г.)
  3. Александрова Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ// Волгоград: Учитель, 2007, 203 с.
  4. Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. М.: ЦГЛ, 2005, 205 с.
  5. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 144 с.
  6. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. : Просвещение, 2006.
  7. Гришина Т.Н. Приобщение детей к народной игровой культуре // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2005. – № 1. - С. 67 - 73.
  8. Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду (этнографический подход). – Барнаул: БГПУ, 2003. – 160 с.
  9. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2000. – 244 с.
  10. Игра и праздник: Тезаурус по празднично-игровой культуре. - М.: Московия, 2006. - 204 с.
  11. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт. сост. Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маханева О.А., Корепанова О.Н. и др. – СПБ.: «Детство-Пресс», 2004.
  12. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В; Есаулова Н.А.; Потапова Н.Н.учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
  13. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие – СПБ.: Детство-Пресс, 2004.
  14. Концепция патриотического воспитания граждан РФ. – Управление ДОУ. 2005 №1
  15. Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маркеева О. А., Корепанова О.Н. Приобщение детей к истокам русской культуры: Конспекты занятий и сценарии календарно – обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / 3-е издание., перераб. И дополн. – СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2003. – 400 с.
  16. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие./ М.: Айрис-пресс, 2003.
  17. Лихачёв, Д.С. Земля родная [Текст]: кн. для учащихся /Д.С.
  18. Лихачёв. — М.:Просвещение, 1983.-256 с.: ил.
  19. Новицкая М.Ю., Е.В.Мартинкова. М.: Просвещение, 2007
  20. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – М.:Мозаика-Синтез, 2005. – 208 с.
  21. С чего начинается Родина (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) /Под ред. Л.А. Кондрыкинской. М: Сфера, 2003, 192 с.
  22. Скоролупова О. А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М. : Скрипторий, 2006.
  23. Соломенникова О. А. Радость творчества. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.
  24. Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. - Киев, 1984. - 254 с.
  25. Хлынова Л. А. Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры посредством организации комплексной образовательной деятельности в ДОУ [Текст] / Л. А. Хлынова, С. В. Мещерякова, С. Ф. Шевченко // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012.

Приложение 1.

Тематический план по реализации проекта «Живи, родник традиций!»

Образовательная область

Сентябрь

Название мероприятия

Цель

Ответственные

Познавательное развитие

Беседа «Народный календарь» (о народных приметах, обычаях)

Знакомство с народными приметами, обычаями, развитие речи, познавательной деятельности ребенка

Воспитатель

Социально-коммуникативное развитие

1.Анкетирование родителей, педагогов на тему: «Знаете ли вы русские праздники, обычаи, традиции?»

2. Собеседование с детьми об их семье, родственниках, семейных праздниках.

.3. Занятие «Хозяйкины помощники»

Сбор информации об уровне знаний о народных традициях, обычаях.

Подготовка совместного праздника «В каждой семье свои традиции»

Познакомить детей с предметами обихода в русской избе: коромысло, ведра, корыто, стиральная доска. Объяснить значение этих вещей, показать, как ими пользоваться.

Воспитатель

Художественно-эстетическое развитие

1. Занятие «Что летом родится – зимой пригодится»

2.Занятие «Веснушка – осень – сноп последний косим»

3.Занятие по лепке «Гончарные мастеровые»

Закреплять знания детей о летних месяцах, явлениях природы, вспомнить летние обрядовые праздники (Троица, Семик).

Использовать устный фольклор: пословицы, поговорки.

Расширять знания детей об осенних календарных праздниках; пополнять словарный запас народных названий «сентябрь-листопадник»;

знакомить детей с народными промыслами, с древней профессией гончара. Отметить, какое значение имеет глиняная посуда в народном фольклоре, привезти примеры из сказок и песен.

Воспитатель

Художественно-эстетическое развитие (Музыка)

Музыкальное занятие «Ходит сон близ окон»

Музыкальное занятие «Никанориха»,

«Жмурки с голосом»

Познакомить детей с колыбельными песнями; учить петь колыбельные тихо, ласково; развивать память, активную речь детей.

Знакомство с народными играми, песнями, закличками.

Музык. рук-тель, воспитатель


Приложение 2.

Семейный праздник

«Красен обед пирогами, река – берегами, а семья – традициями»

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Цель: создание условий для укрепления взаимодействия между семьей и ДОО, используя разнообразные формы работы.

Задачи:

1. Сплотить детей, педагогов и родителей единой творческой мыслью, через изучение народных и семейных праздников, традиций.

2. Воспитывать уважение к членам своей семьи, бережное отношение к семейным реликвиям.

3. Укрепить семейные отношения через приобщение к семейным традициям, заложенным старшим поколением.

Предварительная работа:

1. ООД с детьми «Корни моей семьи».

2. Разучивание русских народных песен и хороводов с родителями.

3. Консультации на тему: «Почему пекут блины в масленичную неделю», «Откуда произошла традиция печь куличи и красить яйца», «Коляда, коляда – отворяй ворота», «Игры, хороводы наших бабушек», «Как удивить детей новогодними подарками».

4. Тематическая выставка на тему «Национальная кухня», «День рождения только раз в году».

5. Развлечение «Песни и хороводы наших бабушек».

Оборудование:

1. Аудиотехника, кассеты с фольклорными песнями:

«Русские народные мелодии в исполнении ансамбля русских народных инструментов», «Кадриль».

2. Выставка детских рисунков «Неразлучные друзья – взрослые и дети».

3. Грамоты, подарки.

Ход праздника

Звучит русская народная музыка. В зал входят участники праздника, садятся за столы.

Ведущий: Приветствуем Вас, гости дорогие, на нашем семейном празднике! Русская пословица гласит: «Красен обед пирогами, река – берегами», так и хочется добавить «а семья – традициями».

Традиции семьи – это вдохновение и игра, радость, это творчество и искусство.

«Традиция» переводится с латинского, как «передача», «преемственность». В каждом роду, семье свои сокровищницы традиций, которые как «кованые сундуки с приданым» передаются из поколения в поколение.

Среди этих «фамильных драгоценностей» - слова, действия, вкус, запах, цвет, форма. Именно поэтому Новый год пахнет мандаринами и хвоей, а в День рождения мы загадываем желания, задувая свечи на торте.

Вся наша жизнь состоит из традиций, заложенных нашими предками. В средние века всякий рыцарь, желавший вступить в рыцарский союз, должен был доказать свое дворянское происхождение. Главным доказательством этого служило рыцарское родословное древо.

Во многих семьях на Руси тоже интересовались своими корнями и происхождением своего рода, составляя родословное древо.

Что же такое «родословная»? Это перечень поколений одного рода. Род – ряд поколений, происходящих от одного предка. Предок – это древний предшественник по роду. Для того, чтобы составить родословное древо, нужно хорошо знать своих предков. А можете ли вы назвать имя своей прабабушки? Знаете, откуда произошел ваш род?

Вы свои генеалогические древа уже приготовили. И пусть в них не 500 исторических имен, как у А.С. Пушкина, а всего 10 – 12 листочков, но и они говорят о большой проделанной работе вашей семьей.

Итак, первый конкурс «Моя родословная». Каждой семье вместе с ребенком нужно представить свое родословное древо и рассказать о нем.

Со времен средневековья зародилась еще и традиция изображать свой семейный герб. По сей день многие английские, испанские, итальянские семьи придерживаются этой традиции. Хочется, чтобы и в нашей стране каждая семья имела символ своей семьи – герб. И начнем мы с ваших семей.

У каждой семьи было домашнее задание: придумать и нарисовать герб своей семьи.

Переходим к следующему конкурсу «Герб моей семьи».

(Участники по очереди представляют герб своей семьи)

Звучит веселая народная мелодия

Ведущий: Веселей берись за дело,

Так, чтоб все вокруг запело,

Пусть никто не усидит,

И немножко подсобит.

Издавна на Руси люди в любом городе, деревне, семье, во время работы и после нее пели русские народные песни. Это тоже было традицией. Давайте и мы не будем скучать и последуем этой традиции, вспомним песни, которые пели наши бабушки и дедушки, которые могут петь все присутствующие.

Переходим к следующему конкурсу, который называется «Музыкальный аукцион».

Участникам этого конкурса нужно вспомнить как можно больше русских народных песен и спеть их.

Ведущий: Наряду с традиционными народными праздниками, которые отмечают в России - Масленица, Пасха, Рождество, Крещение, у каждой семьи есть свои собственные, которые принадлежат только этой семье, и никому больше в целом мире, например, Праздник первого шага ребенка, первого снега, праздник чудесной покупки и т.д.

Итак, следующий конкурс «Презентация семейных праздников».

Мы предлагаем каждой семье рассказать о своей находке, своей изюминке – семейном празднике.

Всем сегодня будет жарко,

Хоть не очень жарко днем.

Здесь аукцион подарков

Мы сейчас для вас начнем.

Просим участников нашего праздника раскрыть «секреты» преподнесения подарков своим детям, близким людям, друзьям ко Дню рождения, Новому году.

Конкурс «Секреты семейных подарков».

Ведущий: Народная мудрость гласит: «Не красна изба углами, а красна пирогами». Этот главный принцип семейного благополучия действителен и сейчас. И по русскому обычаю наши хлебосольные семьи угостят всех присутствующих своими традиционными семейными блюдами.

Следующий конкурс: презентация-дегустация «Любимое блюдо моей семьи».

Нужно не только угостить присутствующих, но и рассказать о своем блюде как можно интереснее.

Ведущий (на фоне спокойной музыки): Сегодня мы много говорили о разных семейных традициях. Традиции помогают хранить историю семьи своих предков. Очень важно следовать семейным традициям, чтить их, передавать из поколения в поколение, чтобы родник семейных традиций был жив и не иссяк никогда, чтобы он питал реку традиций русского народа! Наш детский сад – тоже семья. И у нас тоже сложилась своя традиция – любое мероприятие заканчивать чаепитием. И сегодня мы не будем ее нарушать.

Мы - хозяева, а вы – наши гости. Гостеприимство – это тоже добрая традиция на Руси и в каждой семье. Дорогие гости, отведайте наше угощение.

Пока идет чаепитие, проводится тайное голосование, в ходе которого определяется семья – победитель, главный хранитель семейных традиций.


Приложение 3.

Сценарий родительского собрания «В каждой семье свои традиции»

Задачи:

1. Способствовать соблюдению имеющихся семейных традиций и появлению новых;

2. Обмен опытом семейного воспитания и традиций;

3. Повышение педагогической культуры родителей;

4. Поиск новых форм взаимодействия педагогов с родителями.

План проведения:

1. Вступительное слово воспитателя.

2. Разминка «Предмет моего детства»; «Объединить объекты в систему»; «Интересный вопрос».

3. Беседа о семье. Пословицы, поговорки о семье.

4. Анализ результатов анкетирования родителей.

5. Сообщение педагога на тему «Семейные традиции».

6. Подведение итогов собрания. Принятие решения.

Ход мероприятия

I. Подготовительный этап

Накануне проведения собрания родители вместе с детьми выполняют следующие задания:

1. Конкурс рисунков «Самая лучшая семья». Воспитатель предлагает родителям вместе с детьми нарисовать портрет своей семьи - самой лучшей семьи на свете, а на обратной стороне рисунка написать рассказ о своей семье. Из рисунков оформляется групповая книга. Если в дошкольном учреждении есть психолог, то он может поработать с отдельными рисунками (по рисунку можно много узнать о самом малыше и об обстановке в семье).

2. Подготовить рассказ о традиции своей семьи (описать в любом жанре).

3. Принести интересные фотографии из жизни своей семьи, придумать к ним интересные названия или четверостишия. Далее все фотографии объединяются в несколько групп и создаются фотогазеты на темы: «Наша дружная семья», «Творческая семья», «Спортивная семья», «Знающая правила дорожного движения семья», «Любящая домашних животных семья» и т.п. Можно предложить родителям самим оформить фотографии в виде небольшой фотогазеты.

4. Сделать поделку на выставку «Наши увлечения».

II. Организационный этап

1. Разместить плакат с названием темы собрания.

2. Разложить тексты с афоризмами для изучения родителями:

  • «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» (Лев Николаевич Толстой);
  • «Быть другом своего сына или дочери значительно труднее, чем прокормить и одеть их»;
  • «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения» (Антуан де Сент-Экзюпери);
  • «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете. Вы воспитываете его в каждый момент его жизни» (Антон Семенович Макаренко);
  • «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости» (Александр Сергеевич Пушкин);

3. Оформить тематическую выставку о семье и семейном воспитании (фотогазеты; выставки поделок «Наши увлечения»; «Семейные традиции»).

III. Вступительное слово воспитателя

Воспитатель: Уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о семье, о семейных традициях и их значении в воспитании и развитии ребенка-дошкольника.

Перед началом нашего разговора я предлагаю вам провести традиционную разминку, немного расслабиться и поиграть.

IV. Разминка

«Предмет моего детства».

На столе раскладывают различные предметы. Это могут быть мячик, кукла, мягкая игрушка, записка и др. Каждый выбирает для себя тот предмет, который связан с его детством, и по желанию рассказывает соответствующий эпизод из своей жизни.

«Объединить объекты в систему».

Вырезать из газет различные заголовки, связанные со словом «семья» и раздать каждой группе участников по 3-4 заголовка. Дается задание составить рассказ, используя имеющиеся заголовки, и связать его с обсуждаемой проблемой родительского собрания.

«Интересный вопрос».

Воспитатель предлагает родителям поговорить о том, какая семья им больше нравится. Он внимательно слушает, поддерживает участников, повторяет некоторые из названных качеств, переспрашивает и уточняет: как должна выглядеть эта суперсемья? Как должны говорить члены этой семьи, и какое у них всегда должно быть настроение?

Воспитатель: Давайте пофантазируем. Случилось чудо! Все наши семьи стали такими, какими мы их хотели бы видеть!

- Что бы вы делали по-другому?

- Какие новые слова и фразы появятся в вашей речи?

- Какое у вас будет настроение?

- Как вы будете выглядеть?

В заключение воспитатель просит родителей поделиться впечатлениями: было бы полезным данное упражнение, какие открытия они для себя сделали, выполняя его.

V. Этап проведения беседы

Воспитатель: Как вы думаете, что означает слово «семья»? (Ответы)

По определению Владимира Ивановича Даля, «семья – это совокупность близких родственников, живущих вместе: родители с детьми».

С давних пор о доме и семье всегда говорили с любовью и уважением. Из далеких времен до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки о семье.

Давайте попробуем их вспомнить. Я начинаю, а вы – заканчиваете.

  • В гостях хорошо, а … (дома лучше).
  • Не красна изба углами, … (красна пирогами).
  • Каково на дому, таково и … (самому).
  • Дети не в тягость, а … (в радость).
  • Когда семья вместе, и …(сердце на месте).
  • Всякой матери свое … (дитя мило).
  • На свете все найдешь, кроме … (отца и матери).
  • Мать кормит детей, как … (земля людей).
  • Нет человека добрее… (отца с матерью).
  • Нет дороже… (отца с матерью).
  • Семья – это …(семь я).

А теперь домашнее задание для вас! Предложите объяснить смысл этих пословиц и поговорок.

Как говорил философ Иван Александрович Ильин, первичное лоно человеческой культуры. Здесь пробуждаются и начинают развертываться дремлющие силы детской, ребенок научается любить, верить и жертвовать, здесь слагаются первые основы его характера, здесь открываются в душе главные источники его будущего счастья и ненастья, здесь становится маленьким человеком, из которого впоследствии разовьется великая личность или, может быть, низкий проходимец».

Чешский психолог Зденек Матейчик отметил: «Семья – это среда, в которой удовлетворяется фундаментальная потребность маленького ребенка быть принятым всерьез и быть уважаемым в дальнейшем. В семье дети с первых дней жизни получают ценный опыт прощения, уступчивости, обожания, поддержки от близких, чувствуют внимание, восхищение и преданность со стороны близких людей».

В книге «Нестандартный ребенок» психолог Владимир Леви раскрывает «образ дома» во всем его многообразии:

«Дом был для меня адом. Скандалы и обвинения, запреты, недоверие, слежка… Постоянное насилие над волей, связанность… равнодушие, одиночество, скука… Дом сломал меня…».

«Дом был для меня раем, и за это я поплатился. К реальной жизни оказался, неприспособленным – сплошные разочарования. Тоска по несбыточному, поиск невозможного, в конце концов, атрофия воли…».

Нет! Ни адом, ни раем не должен быть дом для ребенка – но местом, где можно жить. Местом, где жить хочется.

Безусловно, психологическую обстановку в доме главным образом определяют взрослые. От их умения, такта, терпения зависит характер отношений с сыном или дочерью.

А как вы считаете, кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка - семье или детскому саду? (Ответы родителей.)

Приоритет в воспитании ребенка, бесспорно, принадлежит семье. «Детские сады являются помощниками семьи в воспитании ребенка» (Закон РФ «Об образовании»).

Уважаемые папы и мамы, дедушки и бабушки! Вы – первые и самые важные учителя своего ребенка. Первая его школа – ваш дом – окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей.

Сколько бы мы не прожили, мы все равно постоянно обращаемся к опыту детства, к жизни в семье: даже убеленный сединами ветеран продолжает ссылаться на «то, чему меня учили дома», «чему учила моя мать», «что мне показал отец».

Семья дает ребенку главное – то, что не может дать никакой другой социальный институт: личностную связь и единство с родными.

Социальная функция семьи - психологический тыл, защита, убежище. Мать - главная воспитательница дошкольника. Функция матери, родителей - научить ребенка жить. Но в то же время любимая мама не должна дублировать государственное учреждение и выступать в роли учительницы, тем самым травмируя малыша.

Вершиной становления родителей выступает благополучие детей. И если мера всех вещей - человек, то «мера» родителей – ребенок.

Характер эмоционального благополучия или неблагополучия ребенка определяется его эмоциональными отношениями со взрослыми в семье. Общение со взрослыми является одним из важнейших факторов, которые влияют на развитие ребенка.

Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения.

- Как считаете, умеем ли мы пользоваться этой роскошью в своих семьях, учим ли этому своих детей? (Ответы.) Давайте сегодня поговорим о семейных традициях:

Семья

Очень люблю, когда все собираются.

Белою скатертью стол накрывается.

Бабушка с мамою,

Папа и я,

Мы называемся вместе – семья. (О. Высотская)

VI. Анализ результатов анкетирования

1. Мини-анкеты.

Воспитатель: Пожалуйста, ответьте на вопросы мини-анкеты «В каждом доме свои традиции»:

- Что, по-вашему, входит в понятие «семейные традиции»?

- Какие семейные традиции есть в вашей семье?

- Оказывают ли семейные традиции влияние на воспитание ребенка?

- Какие положительные черты характера они воспитывают у ребенка?

2. Ознакомление с традициями семей.

Родители рассказывают о своих семейных традициях.

3. Рассказы детей о праздниках.

Итоги опроса детей.

VII. Сообщение воспитателя на тему «Семейные традиции»

Семейные традиции - это, в первую очередь, праздники, которые отмечаются всеми членами семьи и, конечно же, день рождения ребенка; торжественные обеды по выходным, когда вся семья в сборе и достается праздничный сервиз. Это может быть традиция сажать деревце или под Новый год выезжать за город, чтобы украсить живую елку. Это традиция вместе с ребенком посещать выставки, театры, музеи. Это и совместные игры. Поздравление родственников. Традиционные походы, прогулки и пикники на природу. Составление своей родословной и семейных альбомов. Коллекционирование и проведение семейных концертов.

Традиция 1. Семейные праздники.

- Как вы считаете, нужны ли праздники для детей в семье? (Ответы)

Да, ребенку для полноценного развития праздник необходим как воздух. Праздник для ребенка не то, что для нас, взрослых. Праздник - это событие в детской жизни, и ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как и мы, свои годы от о важного события до другого. И наоборот, «тускло и серо было бы это детство, если бы из него выбросить праздники», – писал Константин Ушинский.

- Как вы устраиваете детские праздники в своей семье? (Ответы)

Как это ни странно, но и детские праздники часто взрослые устраивают для самих себя. У взрослых свои интересы и разговоры, а ребенку на таком празднике скучно и обидно, о нем все забыли. Однако же если ребенка оставляют за общим столом, он становится свидетелем и участником взрослых разговоров, тогда он привыкает быть в центре внимания, что развивает в нем нескромность и развязность.

Следует помнить и о том, что не следует против воли ребенка ставить его выступать: петь или рассказывать стихи. Ребенок сам выразит желание спеть или станцевать, если это выпадет игре или по фанту.

- Как думаете, нужно ли оформлять квартиру или комнату к празднику? Что это дает ребенку? (Ответы)

Да, желательно украшать. Это создает определенное настроение. И в этом важно принимать участие и взрослым, и детям.

В дни рождения, на праздники принято дарить детям подарки, они их любят и ждут.

- Какие подарки вы дарите своим детям? (Ответы)

Подарки должны быть немного на вырост, но в меру. Каждая игрушка должна развивать мышление ребенка, внимание, память. Хорошо дарить детям спортивные игрушки: мячи, скакалки. Для развития мелкой моторики – карандаши, пластилин. При этом следует обращать внимание на то, как ребенок принимает подарок и как благодарит за него.

Хорошо в день рождения ребенка сфотографировать его одного или в кругу семьи.

Во многих семьях существует традиция отмечать рост ребенка на косяке двери – пусть он видит, на сколько он подрос за год.

Чтобы день рождения запомнился ребенку, нужно заранее продумать программу: игры, развлечения, аттракционы, конкурсы, концерт. Украсят праздник и сюрпризы, и сказочные персонажи, в костюмы которых могут нарядиться взрослые. От выдумки и фантазии взрослых зависит успех детского торжества.

Отмечая праздники в семье, мы показываем детям образец своего отдыха и проведения досуга. Повзрослев, так же как мы, будут наши дети. Пусть в вашем доме никто не чувствует себя одиноким и ненужным. Привлекайте ребенка к изготовлению подарков для родственников. Это посеет семена доброты у вашего ребенка.

А сейчас небольшая разминка. Попробуйте сосчитать, сколько в семье человек.

Послушай, вот моя семья:

Дедуля, бабушка и брат.

У нас порядок в доме, лад

И чистота, а почему?

Две мамы есть у нас в дому,

Два папы, два сыночка,

Сестра, невеста, дочка,

А самый младший – я,

Какая же у нас семья?

(6 человек: брат и сестра, их родители, бабушка и дедушка)

С помощью этой шуточной задачки мы коснулись интересной темы – темы родственных отношений. Вокруг каждого из нас много людей, родственников с которыми мы связаны в истории рода человеческого одной кровью. И каждый из нас – продолжатель своего рода. И корни каждого рода, как корни дерева, уходят далеко в старину. И тот род силен, кто предков своих помнит и бережет.

Традиция 2. Составление родословной своей семьи.

В качестве примера показывается чья-либо родословная в готовом виде.

- Попробуйте сейчас составить родословную своей семьи. Начните с себя (время на выполнение задания – 5 минут).

- У кого получился самый многочисленный род?

- Знаете ли вы, откуда родом ваши родители, дедушки, бабушки?

- Кто придумал имя, которое вы носите?

- Кто придумал имя вашему ребенку? Знает ли он об этом?

(Родителям можно предложить познакомиться с материалами «О чем говорят ваши инициалы?»)

Будет очень хорошо, если в семье вы начнете собирать историю своего рода. Это будет своеобразный мостик между поколениями ваших предков и потомков. Посадите свое семейное дерево вашего рода. Это станет самой драгоценной частицей наследства, которое мы можем и должны оставить после себя. Это будет ваша биография, просто и доходчиво пересказанная для внуков. И в этом может оказать хорошую помощь семейная книга «Это я, твоя бабушка».

(Обращает внимание на слова А.С. Пушкина: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости»).

Традиция 3. Семейные архивы.

Это не прошлое, это всегда завтрашнее. Семья должна иметь свой архив – почетные грамоты дедов и отцов, историю их заслуг, их труда, историю рода и фамилии. Ведь с годами и наши внуки захотят знать, как мы жили. А ведь жизнь, отпущенная нам, по природе своей коротка, но в наших силах оставить память о ней.

- Скажите, что может помочь нам сохранить историю семейного рода? (Семейный альбом)

- Есть ли в вашем доме семейный альбом?

Традиция 4. Семейный альбом.

Это огромное осмысленное пространство жизни, с одной стороны, простое и понятное ребенку, с другой – загадочное и удивительное.

- Когда листали его в последний раз?

Отбор фотографий, оформление страниц фотоальбома – именно то общение, которое необходимо старшему дошкольнику в его совместной деятельности с родителями. Конкретный образ на фотографии ассоциируется с тем или иным рассказом из жизни членов семьи, что вызывает живой интерес ребенка и стимулирует его запоминание.

Традиция 5. Семейный отдых на природе.

- Скажите, у кого из вас в семье есть традиция выезжать за город, на дачу вместе с ребенком? (Ответы)

Ни для кого не секрет, то природа оказывает огромное влияние на развитие личности дошкольника, дает возможность хорошего общения с ребенком, а прогулки в природу благоприятно влияют на здоровье человека. Как хорошо собраться вместе и поехать всей семьей за города, на дачу, где вместе с ребенком побродить по лесным тропинкам, послушать голоса птиц, понаблюдать за жизнью насекомых, полюбоваться красотой окружающей живой природы, провести с ребенком игры природного содержания («Кто где живет», «Угадай дерево по описанию», «С какого дерева лист», «Что где растет»). Можно предложить ребенку нарисовать с натуры интересное в природе, приспособив для этого фанерку и присев на пенек. Как хорошо на природе прочитать подходящие к месту стихотворные строки, собрать с детьми природный материал: шишки, желуди, веточки, коряги, а дома изготовить забавные поделки. И просто великолепно перекусить на лесной полянке (уходя не забыть забрать свой мусор, приучая ребенка правильно вести себя на природе, беречь и охранять наш общий дом – лес).

Традиция 6. Семейное посещение музея, выставок.

- Кто из вас постоянно ходит с детьми в музей, кинотеатр? (Ответы)

Человеку всегда было свойственно стремление к красоте. Каждый народ имеет свою культуру, свои обычаи, свои традиции. Мы, взрослые, должны способствовать приобщению детей к большому и сложному миру красоты, природы, искусству. Посещение музеев должно стать праздником для всей семьи.

Традиция 7. Коллекционирование.

Очень хорошо, если в семье есть традиция, если же нет, то можно предложить собирать какие-либо коллекции у себя дома, особенно после посещения музеев. В результате этого у ребенка пробуждается потребность к созидательной деятельности, умение ценить красивое и уважать труд людей.

Да, конечно, можно посадить ребенка за стол и учить писать буквы и цифры, но мы должны при этом помнить, что обучение – это задача начальной школы, что раннее обучение ведет к ухудшению психического развития детей (интеллектуального и личностного), что проявилось в массовой неготовности дошкольников к школьному обучению. Наша задача – помочь ребенку успешно войти в современный мир, занять достойное место в системе отношений с окружающими людьми. И здесь огромное значение имеет эмоциональное общение ребенка с родителями, совместные игры и различные мероприятия, организованные в семье, в том числе и коллекционирование.

- Что можно коллекционировать в семье? (Ответы)

Самые различные природные коллекции увлекут и заинтересуют ребенка. Это шишки и камешки, ракушки и коряги, различные стекляшки. Хорошо собирать марки, фантики, бусинки и т.д. Посещение различных выставок и музеев может дать вам толчок в этом виде деятельности.

Традиция 8. Игры ребенком.

- Скажите, в какие игры и как часто вы играете с ребенком? Какой вид деятельности является ведущим в дошкольном детстве?

Мы с уверенностью можем сказать: детство – это игра, игра – это детство. Детство дано для того, чтобы мы подготовили ребенка к вхождению в довольно сложную социальную жизнь, чтобы ребенок почувствовал себя человеком среди людей, наполнился социальными эмоциями, переживаниями, представлениями, чтобы духовная жизни начала свое движение. И в этом нам помогает игра. В настоящее время серьезное внимание уделяется игровой деятельности детей, так как именно игра создает благоприятные условия для развития личности.

Мы, взрослые, должны очень внимательно подходить к вопросу детской игры и уделять ей серьезное внимание, выделять в режиме дня место для игры, не должны нарушать свободу игры ребенка, менять свою позицию во время игры в соответствии со взятой на себя ролью.

Игра – это жизнь ребенка, а не подготовка к жизни. Игра должна стать традиционной в каждой семье.

Игр и игрушек очень много. Следует осторожно и вдумчиво подходить к их подбору. Играть надо в различные игры: настольные, подвижные, шахматы. Советуем вам обязательно играть с ребенком в игры с природным и бросовым материалом. Например: «Угадай, с какого растения семена», «Кто кем будет», «Кто кем был», «Что может летать», «Найди похожее на яблоко» и т.д.

VIII. Подведение итогов собрания

Воспитатель: В наших с вами руках – вырастить детей грамотными и образованными, воспитанными, любящими и почитающими родителей, знающими свою родословную.

Берегите друг друга

Берегите друг друга,

Добротой согревайте.

Берегите друг друга,

Обижать не давайте.

Берегите друг друга,

Ссоры все позабудьте

И в свободную минуту

Рядом друг с другом побудьте.(О. Высотская)

В заключение собрания используется прием «Чудесная сумка». Участникам родительского собрания предлагается ответить, что они хотели бы положить в сумку и взять с собой в будущее из приобретенных сегодня знаний.

Решение родительского собрания

1. Продумать, какие из предложенных детских садом мероприятий можно сделать традиционными в семье.

2. Составить родословную своей семьи и провести ее презентацию на следующем родительском собрании.

3. Принести в группу семейную фотографию для оформления фотоальбома «Семьи наших воспитанников».

4. Начать собирать коллекцию.


Приложение 4.

Конспект ООД "Традиции русских народных праздников"

Тип ООД: комплексное применение знаний.

Дидактические цели:

1. познавательный аспект:

а) уточнить знания детей о традициях русских народных праздниках;

б) создать условия для применения детьми знаний и навыков в самостоятельной творческой деятельности;

в) дать представления о традициях праздника "Именины".

2. развивающий аспект:

а) ввести в словарь детей новое слово "традиция";

б) учить детей объяснять понятия о вещах, предметах, действиях, используемых в народных праздниках;

в) формировать коммуникативные навыки в инсценировании;

г) учить выделять различия в традициях народных праздников.

3. воспитательный аспект:

а) формировать у детей ответственность, учитывать мнение товарищей; умение работать в группах;

б) учить проявлять инициативность, дисциплинированность в коллективной деятельности;

в) воспитывать любовь к народной культуре.

Формы организации познавательной деятельности - фронтальная, групповая.

Методы обучения.

  1. По источникам знаний: словесные, наглядные, практические.
  2. По степени взаимодействия воспитателя и детей - беседа, самостоятельная творческая деятельность: инсценирование.
  3. По характеру познавательной деятельности детей и участию воспитателя - объяснительный , проблемный.
  4. От зависимости конкретных дидактических задач - подготовка к восприятию нового материала и закрепление старого.

Предварительная работа: слушание рассказов о русских народных праздниках, знакомство с народными играми, пение колядок, оформление календарных альбомов.

Материал: сарафаны, костюмы и атрибуты для ряженья, аудиокассеты с русскими мелодиями, календарные альбомы.

Ход ООД.

Дети встречают гостей с хлебом и солью: "Здравствуйте гости дорогие! Милости просим к нам! Примите наш хлеб соль. Гость на порог - хозяевам радость!"

(Дети одеты в русские сарафаны)

Предлагаю всем сесть на стульчики, обращаюсь к детям:

- Сегодня мы поговорим о русских народных праздниках. Скажите, ребята, как называется страна в которой мы живём?" (Ответы детей)

-Россия- богатая и красивая страна. В ней живет много разных народов. У каждого народа есть свои традиции. Как ,вы, понимаете это слово? Что такое традиция? (Ответы детей).

- Традиция - слово не русское, оно переводиться, как слово "передача", т.е. это-то, что передается от одного поколения к другому (от старших к младшим). Есть традиции семейные, традиции приготовления различных блюд, традиции изготовления одежды, посуды, роспись, вышивки. Сегодня мы с вами вспомним и поговорим о традициях проведения известных вам праздников: "Капустница", "Кузьминки", "Рождество".

Давайте вспомним какие традиционные моменты вы помните в празднике "Капустница?" ( Дети отвечают, добавляют ответы ).

А теперь, что вы можете рассказать о традиции проведения праздника "Кузьминки?" (Ответы, рассказы детей)

- Недавно мы с вами отмечали Рождество. Расскажите о традиции проведения этого праздника? (Ответы детей).

- А сейчас я предлагаю Вам показать один момент из традиций каждого праздника. Давайте разделимся на три группы.(Дети делятся на три группы, даю задание каждой группе: первая группа показывает элемент праздника " Капустница", вторая - "Кузьминки", третья - "Рождество")

После каждого выступления дети отвечают: Какой традиционный момент они увидели и из какого народного праздника?

Затем спрашиваю: "Ребята, сегодня Вы вспомнили, показали и посмотрели игру, хоровод, колядование. Как можно это назвать одним словом? ( Ответы детей)

Продолжаю.

- Сегодня я познакомлю Вас с традицией ещё одного праздника - Именин. Когда рождается ребёнок ему дают имя. Раньше на Руси выбору имени придавали большое значение т.к. думали что от этого зависит судьба человека. Существовала такая традиция, когда рождался ребёнок один из родителей выходил за ворота и спрашивал первого встречного как его имя и это имя давали ребёнку. Если ребёнок рождался в день рождение какого - нибудь святого ему давали имя этого святого. А ещё была традиция садить именинника в круг и разламывать над его головой пирог с кашей. Считалось, чем больше высыплется ему на голову каши, тем счастливее будет его жизнь. Мы с вами тоже знаем одну традицию из этого праздника - на именины водят хоровод. " Как он называется?" ( Каравай )

Давайте все вместе исполним его. ( Проводится игра - "Каравай")

После игры задаю вопрос: - Что новое вы услышали и узнали на занятии? ( слова "Традиция", "праздник", "именины" - дети отвечает каждый за себя)

Кому из вас было интересно на занятии, а кому нет? Почему? ( Ответы детей)

В конце занятия дети прощаются с гостями.

Размещено на Allbest.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по ознакомлению детей с русским народным устным творчеством

В проекте прописана актуальность, цель и задачи. Также дана мини диагностика: по ней диагностируем в начале и конце проекта. В приложении даны примерные литературные произведения для ознакомления дете...

Проект по ознакомлению с социальным миром "Народная культура и традиции" (старшая группа)

Актуальность проекта: Народная культура и традиции являются мощным эмоциональным фактором воспитания, саморазвития и познания ребёнка. Но с уверенностью можно сказать, что большинство взрослых и детей...

Проект по ознакомлению с социальным миром "Народная культура и традиции" (старшая группа)

Актуальность проекта: Народная культура и традиции являются мощным эмоциональным фактором воспитания, саморазвития и познания ребёнка. Но с уверенностью можно сказать, что большинство взрослых и детей...

Проект «Приобщение детей среднего дошкольного возраста к истокам культуры и традициям тувинского народа»

Проект «Приобщение детей среднего дошкольного возраста к истокам культуры и традициям тувинского народа»...

Проект по ознакомлению с социальным миром "Народные подвижные игры" (подготовительная группа)

Актуальность проекта:В играх испокон веков дети проявляли и закрепляли ту деятельность, которая сопровождала их в кругу семьи. Именно через игру дети знакомились с основными приемами того или иного ре...

Проект по ознакомлению с социальным миром "Народные подвижные игры" (подготовительная группа)

Актуальность проекта:В играх испокон веков дети проявляли и закрепляли ту деятельность, которая сопровождала их в кругу семьи. Именно через игру дети знакомились с основными приемами того или иного ре...