Детская агрессивность
консультация (подготовительная группа) на тему

Юрикова Наталия Владимировна

Детская агрессивность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskaya_agressivnost.docx26.77 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование детской агрессивности.

В первые годы жизнь ребенка всецело зависит от родителей, особенно матери: именно она дает ему еду, защиту, обслуживает и согревает чувством любви и принятия. В этот период, больше, чем в любой другой, он ищет родительского внимания и одобрения своего поведения.

Проявления агрессивности являются одним из механизмов привлечения внимания и способом добиться своих целей. Поэтому первые проявления агрессивности видны у ребенка уже на третьем месяце его жизни: он бьет ручками, стучит ножками, хватает любые лежащие в пределах досягаемости предметы. Эта
активность носит чисто инструментальный характер, выступая средством достижения желаемого, как возможность обратить на себя внимание и избавиться от чего-либо неприятного, мешающего.

Многое зависит от реакции взрослых: они могут мгновенно выполнять все требования родного чада (особенно тревожные и неуверенные в себе мамы и бабушки), а могут и не обращать на него внимания. Интересно, что обе эти дороги приведут к одному результату - ребенок вырастет чрезвычайно агрессивным.

Первый вариант воспитания агрессивности: чрезмерно предупредительные родители. Постоянно добиваясь нужного результата с помощью агрессии, ребенок вырабатывает стереотип агрессивного поведения. При малейшем промедлении в выполнении его желаний он начинает кричать, топать ногами и проявлять другие формы вербальной, экспрессивной и, вполне вероятно, физической агрессии.

Подобное развитие событий особенно вероятно при соответствующей врожденной физиологической базе (холерический темперамент) или социальном научении (агрессивный отец). Такое поведение сначала формируется дома, затем оно переносится в общественную среду - детский сад, двор, дачу и пр. По мере взросления стереотип агрессивного поведения у такого ребенка перерастает в свойство личности, и это приносит немало хлопот и самому человеку, и всем окружающим. В характере уже выросшего существа обязательно будут отчетливо видны эгоцентризм, истероидные и возбудимые черты.

Второй вариант воспитания агрессивности: родители эмоционально отвергают ребенка, относятся к нему пренебрежительно или негативно (на мальчиков особенно влияет отсутствие внимания матери). Это рождает страх, влекущий за собой агрессию. Многочисленные истории болезней показывают, что большинство агрессивных детей в очень раннем возрасте были по разным причинам надолго оторваны от матерей. Появление агрессивности в этих случаях объясняется тем, что она приносит ребенку возможность какой-то эмоциональной разрядки и заставляет мать и/или других близких обратить на него внимание.

Альтернативный вариант развития при отвержении матерью или при оторванности от нее - замкнутый, очень тревожный, безынициативный ребенок, готовый подчиняться всем и каждому.

Однако это крайние варианты, встречающиеся относительно нечасто: большая часть агрессивности детей развивается где-то между этими двумя противоположностями, приводящими к одинаковому исходу.
Попав в ситуацию, когда его потребности не удовлетворены, ребенок (как и взрослый) реагирует на нее отрицательными эмоциями - в зависимости от темперамента и психологических особенностей это могут быть ярость, гнев, страх и тревога. Для того чтобы восстановить психологический комфорт, у него (опять же, как и у взрослого) есть только два пути:

1. совладать с событиями и изменить ситуацию в нужном ему направлении;

2. восстановить свое эмоциональное равновесие, несмотря на неблагоприятную ситуацию (в основном - с помощью механизмов психологической защиты: вытеснения, подавления, отрицания и пр.). В этом случае отрицательные эмоции
канализируются в личное бессознательное, где и накапливаются до поры.

Между тем, управляемые механизмы психологической защиты у маленьких еще не сформированы, поэтому обычно он стремится изменить ситуацию, и нередко - с помощью агрессии. Но рано или поздно проявление агрессивности перестает вызывать умилительные улыбки родителей и все чаще приводит к неодобрению, а то и наказанию, и это рождает у ребенка чувство тревоги и страха. У него вырабатывается комплекс вины, который затем будет частично превращаться в чувство совести и обрастать моральными нормами, способствуя его социализации и адаптации в окружающей среде. Дальше этот комплекс - вина, совесть и мораль - будут сопровождать подросшего ребенка всю жизнь, естественно, изменяясь и развиваясь.

Для того чтобы вызывать одобрение родителей, ребенок учится контролировать свою агрессию, причем на первых порах это достигается внешним контролем, диктуемым реакциями окружающих и его страхом. Тревога обычно двоякая: это и страх наказания, и боязнь обидеть, вызвать раздражение родителей и лишиться из-за этого их поддержки. При нормальном развитии система социальных норм и запретов постепенно интериоризируется (т.е. становится частью психики человека, по 3. Фрейду - это формирование Супер-Эго), и контроль становится внутренним. Тогда большая часть поведения, в том числе и проявления агрессивности, регулируется уже совестью и/или чувством вины, в разных пропорциях у разных личностей.

У многих людей, особенно агрессивных по природе, внутренний контроль в силу разных причин формируется неважно, и внешний контроль остается ведущим на всю жизнь. Тогда подросток (а затем и взрослый человек), если и подчиняется законам и общественным требованиям, то не по велению совести, а из-за страха наказания или угрозы материальных и моральных потерь. Поэтому когда путы страха сбрасываются (ослабление власти, смута, пребывание в толпе), а внутреннего контроля - совести - нет, человек позволяет себе делать все, что угодно ему или толпе, или тому, кто этой толпой руководит. И не нужно удивляться поведению наших юных футбольных и хоккейных фанатов после неудачных выступлений их любимых команд.

Развитие внутреннего контроля у детей и подростков идет с помощью процесса идентификации - стремления поступать как значимый человек. В раннем возрасте это имитация родительского поведения - ведь именно подражая поведению родителей мы добиваемся одобрения своего поведения. А "исправляя ошибки" после родительского осуждения мы получаем, опять же, вожделенное родительское одобрение. Правда, здесь есть одна сложность.

Дети в разговорах, играх и пр. стараются копировать поведение взрослых, считая его образцовым, но вот самим родителям в собственном поведении нравится далеко не все. Причем взрослые не всегда осознают непринимаемые формы своего поведения, зато когда видят его со стороны - сразу же напрягаются и реагируют очень бурно. В наших детях мы больше всего не любим те черты, которые нам не нравятся в нас самих! Страдают же, как водится, несчастные ребятишки, которые старательно копируют родительское поведение, а получают за это неодобрительные замечания, а то и угрозы наказания.

В подростковом возрасте дети, как известно, стараются избавиться от зависимости от родителей и вести себя максимально самостоятельно. В своем поведении они идентифицируются уже не с отцом или матерью, а с другими значимыми для них людьми - старшими друзьями, авторитетными педагогами, киногероями и пр. И здесь агрессивный ребенок ведет себя не так, как более спокойные дети: он противостоит родителям гораздо больше.

Эти ребята чаще и лучше общаются со сверстниками, даже с малознакомыми
мужчинами, чем с отцами, к которым стараются не обращаться за помощью без особой необходимости. А если жизнь заставляет прибегнуть к родительской поддержке, то это вызывает у них раздражение и неудовольствие.

Чего добиваются дети и особенно подростки своей агрессивностью? Они хотят, чтобы от них отстали, и, в конце концов, получают свое: от них не ждут больших достижений и реже требуют выполнения обязанностей. Имея двоих или более детей, замученная мать нередко взваливает больше дел на менее агрессивного ребенка (он называется "послушным"), вызывая у того чувство неудовольствия и комплекс неполноценности, но так ей поступить легче. Более агрессивного ребенка оставляют в покое и дают больше свободы. Однако и агрессивные дети платят за это свою цену: они хуже социализируются, поскольку не усваивают опыт взрослых и не участвуют в разных способствующих взрослению делах.  

Особенности проявления детской агрессивности в дошкольном возрасте.

Маленький ребенок, находясь в группе сверстников (в детском саду, во дворе и т. п.), старается стать в этой среде популярным или авторитетным. Этим он удовлетворяет свое желание быть признанным и защищенным, пользоваться вниманием.

Коммуникативные навыки в этом возрасте обычно недостаточно развиты, процессы возбуждения превалируют над торможением, а моральные нормы еще не сформированы, поэтому маленький человечек часто старается занять лидерские позиции с помощью агрессивных методов.

Особенно легко и быстро агрессия возникает у детей, имеющих резидуально-органические поражения головного мозга, социально запущенных, отвергаемых родителями, умственно отсталых. К повышенной агрессивности располагают и некоторые родительские приемы воспитания, например, когда отец наставляет ребенка: "Хочешь, чтобы тебя уважали и боялись - бей всех подряд".

В дошкольном возрасте инициаторами агрессии чаще становятся отдельные дети (обычно из вышеперечисленной группы). Она проявляется в виде отдельных вспышек ярости и гнева и обычно носит инструментальный характер - дети просто не умеют добиваться авторитета и популярности конструктивно.

При этом младшие дети плохо осознают свое агрессивное поведение: при расспросах они бойко повторяют не раз слышанные от взрослых сентенции о том, что "кричать и драться нехорошо", но при случае не задумываясь делают и то, и другое. Маленькие дети вообще переходят от вербальной агрессии к физической гораздо легче, чем более старшие и, тем более, взрослые люди, но отличается агрессия младших от подростковой не только этим.

В отличие от старших, маленькие легко вовлекают в свои конфликты взрослых - родителей, воспитателей, учителей. Они делятся с ними своими переживаниями и тайнами, часто просят вмешаться в споры и конфликты со сверстниками, иногда настойчиво требуют поддержки, а нередко даже доносят на приятелей и сибсов.

Грамотные воспитатели, учителя и родители с заступничеством обычно не торопятся, а предлагают малышам попробовать разобраться самим. И это правильно, потому что решение проблем за ребенка взрослыми помешает его развитию: он не научится грамотно выходить из конфликтных ситуаций, справляться и со своей агрессией, и с агрессией, проявляемой другими в его адрес.  

Коррекционная работа с агрессивными детьми.

Психологическая коррекция - метод комплексного психологического воздействия на ребенка (подростка) для изменения его жизненных установок, взглядов, навыков поведения, а также развития таких психических функций, как память, внимание, мышление.

Психологическая коррекция агрессивных форм поведения проводится различными методами по следующим направлениям:

1. Игра (наиболее широко используется в работе с детьми младшего возраста).
2. Изъятие из привычного окружения и помещение в корригирующую среду или группу (если установлена связь между агрессивным поведением ребенка/подростка и его ближайшим окружением).
3. Творческое самовыражение (рисование, конструирование, занятия музыкой и другими видами творческой деятельности).
4. Сублимирование агрессии в социально-одобряемую деятельность (труд, общественная работа, социальная работа – уход за больными, стариками и пр.).
5. Сублимирование агрессии в спорт: подростков целесообразно приобщать к групповым видам спорта (футбол, баскетбол и пр.), требующим навыков сотрудничества, в то время как высокоагрессивные индивидуальные виды спорта, например, бокс или карате, нежелательны.
6. Участие в тренинговой группе с целью формирования навыков конструктивного взаимодействия и более адаптивного поведения.

Практически коррекция агрессивных детей проводится в форме индивидуальной или групповой работы, нередко в виде семейной терапии. Обычно имеет место комплексная коррекция, когда используется сочетание приемов рациональной, поведенческой и суггестивной психотерапии, а также игровой и арт-терапии.

Отношения между специалистом и пациентом.

На всех этапах совместной работы поведение специалиста является ведущим источником подкрепления позитивных изменений в поведении ребенка, а его личность - основным "инструментом" его профессиональной деятельности. Считается, что медики и психологи, проявляющие высокий уровень таких профессионально важных качеств, как эмпатия, внимание, бескорыстная сердечность и искренность, работают более эффективно.

С первого же этапа специалист должен стремиться создать атмосферу доброжелательности, оптимизма, непосредственности, искренности и доверия. Наивысшее профессиональное искусство состоит в том, что он должен наладить с ребенком теплые, дружественные (с подростком - партнерские) отношения, но при этом сохранить определенную дистанцию с ним. Это позволяет избежать зависимости ребенка от умного старшего товарища и повысить ответственность маленького пациента за свое поведение и терапию. Очень важно соблюсти меру и не освобождать ребенка от ответственности за агрессивные реакции, непослушание или невыполнение порученных заданий, не дать свалить на специалиста решение всех проблем.

Наиболее легко устанавливается контакт с детьми 6-11 лет, у которых все еще сильны свойственные этому возрастному периоду механизмы внушаемости и идентификации. У более младших детей (до 6 лет) контакт затрудняет чувство страха перед специалистами - они приравнивают их к врачам, с которыми обычно связаны далеко не самые приятные переживания.

Подростки старше 12 лет относятся к специалистам, как и ко всем взрослым людям, настороженно, и потому требуется больше времени, чтобы завоевать их расположение.

Трудности начинаются с момента обращения: дети (а тем более подростки) редко идут на прием добровольно, часто считают это наказанием и поэтому переносят на специалиста враждебность, страх и недоверие, которые чувствуют ко всем окружающим взрослым. Кстати, именно поэтому часто более положительно воспринимаются студенты - люди, по возрасту (а иногда и по некоторым взглядам) близкие к юным пациентам.

Затруднения в общении возникают не только из-за того, что ребенок недополучил в раннем детстве родительской любви. Обычно к моменту обращения за помощью у него уже выработались негативные взгляды на отношение взрослых к детям. Поэтому проявление положительных эмоций со стороны взрослых вызывает тревогу и страх перед зависимостью, что очень осложняет коррекцию. Яркий пример тому - поведение марктвеновского Гека Финна, попавшего в качестве воспитанника в дом богатой вдовы Дуглас.

Потому не нужно удивляться, что в ответ на сердечность, доброжелательность и заинтересованность специалиста, агрессивный ребенок ответит тревогой, недоверием и даже гневом. Частично его враждебное и/или провокационное поведение является сознательной или бессознательной проверкой искренности отношения взрослого человека. Дети могут хамить, агрессировать, проявлять раздражительность и сарказм, выдвигать нереалистические требования и т. п.

Если они встречают ответную жесткость, они повышают градус агрессивности все больше и больше. При этом срабатывает механизм проекции: свою агрессию младшие воспринимают как самозащиту от нападок и давления старших. После периода неистовой агрессии у них появляется чувство признательности и привязанности к взрослым, которые терпели их разнузданность, возрастает чувство ответственности за свое поведение (то есть самоконтроль) и начинается процесс социализации.

При грамотной работе можно увидеть, как у маленького пациента уменьшается чувство тревоги и недоверия, и он сам начинает делать настойчивые попытки укрепить контакт и добиться признания. Специалист достигает большего успеха, если он не давит на ребенка, не выясняет, что и почему произошло, не требует от него самоанализа и информации о поведении других.

Можно (в рамках разумного) заступиться за пациента перед родителями или учителями, решить какие-нибудь проблемы, но при этом нельзя ставить никаких условий типа: "Я скажу, чтобы мама сделала так... если ты...". Это будет проинтерпретировано ребенком как хитрость и манипуляция, а не истинный интерес к маленькой личности. В то же время нельзя, чтобы ребенок принял специалиста за слабого и уступчивого человека, которым можно манипулировать. Для младших детей на этапе знакомства хороши тридцатиминутные сеансы арт-терапии или игротерапии, для более старших - сорокаминутные беседы о хобби, музыке, автомобилях, киноартистах и т. п.

После установления хорошего контакта проводится коррекционная работа, в ходе которой происходит формирование системы самоограничений и самодисциплины, то есть внутреннего контроля. Ее следует начинать с момента, когда фигура специалиста |становится для ребенка значимой. Это проявляется в том, что он начинает обращаться к психологу за советом, помощью или с предложениями по своим проблемам.

В процессе бесед и других коррекционных процедур пациент усваивает нормы и ценности, предлагаемые специалистом, и они становятся частью его личности. Свидетельством становления внутреннего контроля становится то, что ребенок/подросток начинает руководствоваться самоодобрением или самоосуждением.

Специалисту категорически запрещается:

1. Навязывать свое мнение и оценки ребенку и его родителям.
2. Не учитывать психофизиологические и характерологические особенности ребенка: пытаться изменить его темперамент, "переделывать" на свой вкус черты характера, сензитивность, эмоциональность и пр.
3. Делать ребенка единственным ответственным за результаты коррекции (хотя он, разумеется, должен нести свою долю ответственности).

Организация индивидуальной психокоррекционной работы.

Принципы индивидуальной терапии:

1. Выявление причин агрессивности ребенка
2. Согласование необходимости проведения коррекции с родителями ребенка, обеспечение необходимой помощи с их стороны
3. Выбор техник в зависимости от возраста и возможностей пациента, клинических проявлений агрессивности и умения специалиста пользоваться теми или иными методами работы
4. Построение работы с маленьким пациентом на паритетности отношений, независимо от его возраста

Алгоритм психокоррекционной работы с агрессивными детьми и подростками:

1. Вхождение в контакт с пациентом, и создание у него чувства доверия к специалисту
2. Достижение эмоционального отреагирования агрессии и успокоение пациента
3. Устранение патологических стереотипов реагирования, повышение самооценки, принятие себя и других
4. Выработка и закрепление навыков адаптивного поведения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детская агрессивность. Психологическая коррекция агрессивности у дошкольников

Особенности психологического развития детей дошкольного возрастаПонятия «агрессия» и «агрессивность». Классификация видов агрессии Причины возникновения агрессивности и особенности ее проявл...

Публикация«Детская агрессивность. Правила работы с агрессивными детьми»

Консультация на тему «Детская агрессивность. Правила работы с агрессивными детьми»...

«Детская агрессивность. Правила работы с агрессивными детьми»

Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров и компьютеров. В последнее время изучение проблемы агрессивного пов...

Коррекционная работа с агрессивными детьми. Детская агрессивность -как с ней работать.

Детская агрессивность. Психологическая коррекция агрессивности у дошкольниковЧасть 1.Особенности психологического развития детей дошкольного возрастаДошкольное детство – это возраст от 3 до...

Детская агрессивность. Причины и выявление детской агрессии. Методы и способы снятия агрессии.

Детская агрессивность встречается очень часто. Как узнать в чем причина? Как помочь ребенку с правиться со своим гневом? Об этом эта статья....