«Детская агрессивность. Правила работы с агрессивными детьми»
консультация

Перминова Наталья Викторовна

Правила поведения с агрессивными детьми

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Детская агрессивность. Правила работы с агрессивными детьми»

Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров и компьютеров. В последнее время изучение проблемы агрессивного поведения ребенка стало едва ли не самым популярным направлением исследовательской деятельности психологов всего мира. С чем это связано, как бороться с проявлениями детской агрессивности? Попробуем обсудить эти вопросы.

Слово “агрессия” произошло от латинского “agressio”, что означает “нападение”, “приступ”. В психологическом словаре приведено следующее определение данного термина: “Агрессия — это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.)”.

Портрет агрессивного ребенка

Почти в каждой группе детского сада, встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения, одним словом, становится “грозой” всего детского коллектива, источником огорчений воспитателей и родителей. Этого ершистого, драчливого, грубого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять.

Вот как описывает Н.Л. Кряжева поведение этих детей: “Агрессивный ребенок, используя любую возможность, ... стремится разозлить маму, воспитателя, сверстников. Он “не успокаивается” до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку”.

Однако агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия — это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в душу ребенка уверенность, что его не любят. “Как стать любимым и нужным” — неразрешимая проблема, стоящая перед маленьким человечком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. К сожалению, эти поиски не всегда заканчиваются так, как хотелось бы нам и ребенку, но как сделать лучше — он не знает.

Родителям и педагогам не всегда понятно, чего добивается ребенок и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых — наказание.

В действительности это порой лишь отчаянная попытка завоевать свое “место под солнцем”. Ребенок не имеет представления, как другим способом можно бороться за выживание в этом странном и жестоком мире, как защитить себя.

Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их.

Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь боятся их.

Некоторые дети в группе часто являются проблемой даже для самых выдержанных и спокойных воспитателей. Но педагоги-профессионалы должны научиться справляться со своим гневом и негативными чувствами по поводу агрессивного ребёнка. Прежде всего, необходимо выявить причину агрессивного детского поведения, которая является источником его вызова окружающему миру,  конфликты и наиболее подвержены нервным срывам.

Агрессивное поведение определяется влиянием семьи и общением со сверстниками. У детей один из главных путей научения агрессивному поведению - наблюдение за чужой агрессией.

Назовем диагностические критерии определения агрессивности у детей старшего дошкольного возраста:

  1. Часто (по сравнению с поведением других детей, окружающих ребенка) теряют контроль над собой.
  2. Часто спорят, ругаются с детьми и взрослыми.
  3. Намеренно раздражают взрослых, отказываются выполнять просьбы.
  4. Часто винят других в своем «неправильном» поведении и ошибках.
  5. Завистливы и мнительны.
  6. Часто сердятся и прибегают к дракам.

О ребенке, у которого в течение 6-ти и более месяцев одновременно устойчиво проявлялись 4 критерия, можно говорить как о ребенке, обладающем агрессивностью как качеством личности. И таких детей можно называть агрессивными.

Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными.

Возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Дети, проявляющие агрессию, часто страдают какими-нибудь психическими расстройствами (эпилепсия, шизофрения, органическое поражение головного мозга) с негативными эмоциональными состояниями (тревога, страх, дисфория). Личностными чертами таких детей являются высокая тревожность, эмоциональное напряжение, склонность к возбуждению и импульсивному поведению. Внешне это проявляется чаще всего прямой вербальной и физической агрессией. Эти ребята не пытаются искать сотрудничества со сверстниками, часто сами не могут внятно объяснить причины своих поступков. Обычно агрессивными действиями они либо просто разряжают накопившееся эмоциональное напряжение, либо получают удовольствие от причинения неприятностей другим.

Повышенная агрессивность может быть обусловлена также половыми причинами. Считается, что мальчики более склонны к проявлениям агрессии, однако это не совсем так, просто агрессия у девочек выглядит несколько иначе. Как отмечает большинство ученых, сейчас разница в агрессивном поведении между девочками и мальчиками уменьшается. Мальчишеская агрессия обычно проявляется более открыто, грубо, она менее управляема и контролировать ее ребята начинают позже, чем девочки. Девочек гораздо раньше начинают учить сдерживать ее.

Предрасполагать к агрессивному поведению может и определенный тип темперамента ребенка. Каждому человеку присущ от рождения один из четырех типов темперамента (холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик). Естественной склонностью к активной агрессии обладают холерики вследствие их крайней неуравновешенности как нервной, так и эмоциональной. Холерики чрезмерно раздражительны, вспыльчивы, их очень легко вывести из терпения. Повышенная возбудимость и быстрота ответных реакций приводят к тому, что многим детям-холерикам свойственно сначала сделать и только потом подумать, как нужно было поступать. Если что-то их увлекло, они занимаются чрезвычайно интенсивно, но быстро утомляются и не могут продолжать. Отсюда и частая смена настроения, резкие перемены интересов, нетерпеливость и неспособность к ожиданию. Нервный спад и общий упадок сил приводит к раздражению, а потому холерики чаще всего вступают в конфликт с окружающими.

В дошкольном возрасте те или иные формы агрессии характерны для большинства детей. В этот период еще не поздно избежать трансформации агрессивности в устойчивую черту характера. Если упустить благоприятный момент, в дальнейшем развитии ребенка возникнут проблемы, которые помешают полноценному становлению его личности, раскрытию индивидуального потенциала. Поэтому дети дошкольного возраста нуждаются в коррекции агрессивности.

Для коррекции агрессивного поведения детей в методическом арсенале педагога, помимо игры, имеется система неспецифических методов. Неспецифические методы можно разделить на две группы:

  1. методы изменения деятельности детей;
  2. методы изменения отношения к ребенку.

К первой группе относятся: музыкотерапия, рисование, библиотерапия, куклотерапия.

Музыкотерапия (музыкальное сочинительство, импровизации, слушание музыки, ритмические движения) эффективное средство развития личности ребенка, коррекции его поведения. Подбор музыкальных произведений осуществляется на основе темпа и лада. Оттенки гнева, волнения, тревоги передаются быстрой минорной музыкой; спокойное, элегическое настроение создает медленная мажорная мелодия; а радость, веселье, торжество - быстрая мажорная музыка. Целесообразно использовать запись звуков природы.

Библиотерапия (литература) имеет свои возможности для становления произвольного поведения, профилактики и коррекции уже закрепившихся недостатков. Литературные произведения (сказки, былины, рассказы, басни и др.) воспринимаются ребенком не как вымысел, а как особая реальность. В процессе чтения, слушания произведения дети учатся понимать не только чувства, поведение, поступки героев, но и свои собственные, получают представления об иных возможных способах поведения; имеют возможность проявить личные эмоции и сравнить их с эмоциями других детей. То есть усиливается способность ребенка анализировать и контролировать свои эмоциональные реакции, поведение. На примере работы со сказкой детям можно предложить индивидуальное или коллективное придумывание продолжения известной сказки; рисование по мотивам сказки; разыгрывание сказки, ее эпизодов с помощью кукол (куклотерапия). В сказочной куклотерапии дети «оживляют» кукол. По мере того как ребенок совершенствует взаимодействие с куклой, меняется и его поведение. В сказке, как правило, представлено множество моделей поведения в различных ситуациях, которые ребенок имеет возможность «прожить», эмоционально переработать, «присвоить» и перенести в реальную жизнь.

Рисование. В работе с агрессивными детьми дошкольного возраста показывает высокую эффективность использование элементов арт-терапии.

Детям нравится играть с водой, с глиной. Необходимо использовать различные способы рисования: пальцами, ладошками, ступнями. Участие ребенка в изобразительной деятельности в рамках коррекционной работы направлено не столько на то, чтобы научить его рисовать, сколько на то, чтобы помочь ему преодолеть недостатки в поведении, научиться управлять им. Поэтому интересны особенности поведения ребенка в процессе рисования: выбор темы, сюжета рисунка; принятие задачи, сохранение или трансформация ее на протяжении рисования; последовательность выполнения отдельных частей рисунка, собственная оценка; спонтанные речевые высказывания ребенка, характер эмоциональных реакций, особенности взаимодействия с соавтором рисунка. В рисунках детей с агрессивным поведением поначалу, как правило, преобладает «кровожадная» тематика. Постепенно содержание агрессивных сюжетов переводится в «мирное русло». Закрашенный зеленой краской лист вызовет, возможно, у ребенка иные ассоциации (созидательные, умиротворенные), что позволит изменить его первоначальные намерения. Эффективно, например, совместное рисование, когда агрессивные дети создают общий рисунок. Развивается единый сюжет, состоящий из отдельных историй: у каждого ребенка она своя. Переживание совместного творчества, полноты эмоционального общения, дружеского участия и понимания могут вызвать ряд изменений во внутренней жизни ребенка, его поведении. Помимо рисования целесообразно использовать игры и упражнения с красками, бумагой, пластилином, мелом, глиной.

Ко второй группе - методам изменения отношения к ребенку - относятся: личный пример взрослого и сверстника, игнорирование поведения ребенка, «разрешение» на поведение, изменение статуса ребенка в коллективе.

Личный пример взрослого и сверстника. Помня, что слово лишь карлик, а пример - великан, взрослые должны реализовать произвольное, социально одобряемое поведение как в общении с детьми, так и друг с другом.

Игнорирование поведения ребенка. Часто лучший способ прекратить нежелательное поведение - перестать на них реагировать.

Разрешение на поведение. Этот прием противоположен предыдущему. Эффект заключается в том, что неконструктивное поведение, став разрешенными доступным детям, утрачивает свою былую привлекательность, ценность и ребенок отказывается от него.

Изменение статуса ребенка в коллективе. На ребенка возлагается действительно ответственное поручение. Оно может быть разовое - помочь воспитателю подготовить пособия к занятию, или постоянное - проводить физминутки.

Таким образом, работа с агрессивными детьми должна носить комплексный, системный характер, сочетать в себе элементы приемов и упражнений из разных направлений коррекционной работы.

Различайте наказание и дисциплину

Одна из значимых задач педагогов – научить детей тому, какое поведение приемлемо в вашей группе, а какое недопустимо. Если нашей целью является заставить детей вести себя хорошо, то задача это решается довольно просто. Взрослые старше, чем дети, и могут заставить детей вести себя хорошо. Но дети, которых принуждают к правильному поведению, стыдят иди ругают, скорее всего будут думать о себе:

«Я плохой (плохая)»

«Мне нужно остерегаться взрослых»

«Мне лучше бы не попасться »

Эти дети ведут себя хорошо только тогда, когда за ними следят, потому что они не хотят быть наказанными. Они не учатся тому, какое поведение приемлемо, и почему поведение нетерпимо. Наказание может временно приостановить

определённое негативное поведение детей, но оно не поможет развить у них навыки самодисциплины.

Вместо этого наказание может усилить их негативные чувства о себе.

Хотя слова «дисциплина» и «наказание» часто используются в одном контексте, но они имеют очень большое различие. «Дисциплина» означает направление детей в русло приемлемого поведения. Самая важная цель установления дисциплины – помочь детям развить самоконтроль. Педагоги, стремясь установить дисциплину, помогают детям понять и усвоить последствия их действий, поступков и поведения.

Что могут сделать педагоги

Чтобы научить детей контролировать своё поведение, воспитатели должны предлагать детям выбор и возможности принимать самостоятельные решения, зная о логических последствиях того или иного их действия. Педагоги должны заранее предложить детям выбор, чтобы дети подумали и о его последствиях. Например, они могут сказать:

«Саша! Если ты будешь разрушать Светину постройку из кубиков, то ты покинешь Центр Строительства. Ты можешь построить свою башню и ломать её, если хочешь. Или делать что-либо ещё».

Этот тип сообщения поможет детей в развитии самоконтроля, потому что он устанавливает ограничения и предлагает выбор. В отличие от наказания, в этом случае меньше борьбы за власть и агрессии, гнева.

Педагоги могут использовать разные подходы и способы, направляя поведение детей. Ни один из способов не срабатывает на 100 процентов во всех ситуациях и со всеми детьми. Всё зависит от конкретного ребёнка и конкретной ситуации. Педагоги должны знать детей и их проблемы.

Позитивное руководство включает следующие рекомендации для педагогов:

Ожидайте заранее и планируйте то, что может явиться проблемой:

«Эта новая игрушка станет очень востребованной. Все захотят в неё играть. Прежде чем я её представлю детям, я установлю систему очередности, чтобы дети могли играть с ней по очереди».

Ищите причины плохого поведения детей. Обсудите ситуации с коллегой:

«Машина мама сейчас в больнице. Возможно, девочка переживает за неё». Фокусируйтесь на поведении ребёнка, а не делайте акцент на личности ребёнка: «Мне нравится, как ты вытираешь стол, Лена». Это лучше, чем оценочная похвала «Ты хорошая девочка, потому что ты вытираешь стол».

Помогите детям понять последствия их действий:

«Анна и Лариса, кукла сломалась, потому что вы обе тянули её за руки. Теперь вы должны подождать, пока её починят, тогда вы сможете играть с неё снова».

Объясните имеющийся выбор детям: 

«Если ты хочешь играть с машиной, ты должна возить её по ковру, а не под мольбертами».

Помогите детям развивать навыки решения проблем:

«Я вижу, Серёжа, что тебе трудно делиться с детьми твоим медвежонком. Куда ты его положишь до твоего ухода домой?»

Помогите детям обращать внимание на свои ошибки, чтобы они могли самостоятельно исправлять их:

«Твоя краска в баночке разлилась. Давай найдём губку, чтобы вытереть её».

Наблюдайте, нужна ли детям физическая разрядка. Предоставьте детям, которым нужно выплеснуть свою энергию и гнев, место, где они смогут сделать это:

«Ирина, мне кажется, что ты выглядишь обеспокоено сегодня. Почему бы тебе и Кириллу не полазить сейчас. А я понаблюдаю, как вы это делаете».

Очень важно, чтобы высказывания педагогов были ясными, твёрдыми и позитивными. Разработайте простые, но чёткие правила и ограничения для детей и дайте детям возможность самим контролировать их соблюдение. Не должно быть слишком много правил, они обескуражат детей. Дети научатся следовать правилам, если они понимают, для чего вводятся эти правила, и сами принимают участие в их обсуждении и формулировании. Например, чтобы объяснить детям, что с водой нужно играть только в Центре «Вода и песок», вы можете спросить их: «Что случится, если вы забрызгаете пол водой?» Вероятно, что дети ответят: «Когда вода прольётся, пол станет скользким, кто-нибудь упадёт и ударится». Затем можно подумать о правиле «Вода должна находиться в Центре «Вода и песок». Дети могут также предложить вам, что губки и полотенца должны находиться рядом с водой, чтобы любой из детей, кто пролил воду, мог бы вытереть её за собой.

Формулируйте правило твёрдо и позитивно, чем жёстко и осуждающе.

Детская агрессивность в дошкольном возрасте почти всегда носит временный, ситуативный характер, легко поддается коррекции и при правильной организации жизни в детском саду и в семье не закрепляется как черта личности, а сглаживается и исчезает.

Однако это происходит только при терпеливой и согласованной работе педагога и родителей.

Работая с агрессивными детьми, воспитатель должен прежде всего наладить контакт семьей. Он может либо сам дать рекомендации родителям, либо в тактичной форме предложить им обратиться за помощью к психологам.

Бывают ситуации, когда контакт с матерью или отцом установить не удается. В таких случаях рекомендуется использовать наглядную информацию, которую можно разместить в уголке для родителей.

Стили родительского воспитания (в ответ на агрессивные действия ребенка)

Почему ребенок так поступает

1. Резкое подавление агрессивного поведения ребенка

“Прекрати!”

“Не смей так говорить”

Родители наказывают ребенка

2. Агрессивный  Ребенок может прекратить сейчас, но выплеснет свои отрицательные эмоции в другое время и в другом месте.

3. Ребенок копирует родителей и учится у них агрессивным формам  поведения

4. Игнорирование агрессивных вспышек ребенка.

Родители делают вид, что не замечают агрессии ребенка или считают, что ребенок еще мал.

5. Агрессивный ребенок продолжает действовать агрессивно, потому что Ребенок думает, что делает все правильно, и агрессивные формы поведения закрепляются в черту характера.

6. Родители дают возможность ребенку выплеснуть агрессию приемлемым способом и в тактичной форме запрещают вести себя агрессивно по отношению к другим.

7. Если родители видят, что ребенок разгневан, они могут вовлечь его в игру, которая снимет его гнев. Родители объясняют ребенку, как надо вести себя в определенных ситуациях. Скорее всего ребенок научится управлять своим гневом.

8. Ребенок учится анализировать различные ситуации и берет пример со своих тактичных родителей

Подобная таблица или другая наглядная информация может стать отправным пунктом для размышления родителей о своем ребенке, о причинах возникновения негативного поведения. А эти размышления, в свою очередь, возможно, приведут к сотрудничеству с воспитателями и с учителем.

Социолог М. Мид доказала, что в тех случаях, когда ребенка резко отлучают от груди и общение с матерью сводят к минимуму, у детей формируются такие качества как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоизм. И наоборот, когда в общении с ребенком присутствуют мягкость, ребенок окружен заботой и вниманием, эти качества не вырабатываются.

На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего чада. В таких ситуациях могут быть использованы два полярных метода воздействия: либо снисходительность, либо строгость. Как это ни парадоксально, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у чрезмерно строгих.

Исследования показали, что родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям” не устраняют это качество, а напротив, взращивают его, развивая в своем сыне или дочери чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы. Ведь всем известно, что зло порождает только зло, а агрессия — агрессию.

Если же родители вовсе не обращают внимания на агрессивные реакции своего ребенка, то он очень скоро начинает считать, что такое поведение дозволено, и одиночные вспышки гнева незаметно перерастают в привычку действовать агрессивно.

Только родители, которые умеют находить разумный компромисс, “золотую середину”, могут научить своих детей справляться с агрессией.

Шпаргалка для взрослых или правила работы с агрессивными детьми

1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.

2. Демонстрировать модель неагрессивного поведения.

3. Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки.

4. Наказания не должны унижать ребенка.

5. Обучать приемлемым способам выражения гнева.

6.Давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.

7. Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.

8. Развивать способность к эмпатии.

9. Расширять поведенческий репертуар ребенка.

10. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.

11. Учить брать ответственность на себя.

Однако все перечисленные способы и приемы не приведут к положительным изменениям, если будут иметь разовый характер. Непоследовательность поведения родителей может привести к ухудшению поведения ребенка. Терпение и внимание к ребенку, его нуждам и потребностям, постоянная отработка навыков общения с окружающими — вот что поможет родителям наладить взаимоотношения с сыном или дочерью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила работы с агрессивными детьми

1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.2. Демонстрировать модель неагрессивного поведения.3. Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки.4. Наказания не...

Консультация "Правила работы с агрессивными детьми"

правила работы с агрессивными детьми...

Публикация«Детская агрессивность. Правила работы с агрессивными детьми»

Консультация на тему «Детская агрессивность. Правила работы с агрессивными детьми»...

«Детская агрессивность. Правила работы с агрессивными детьми»

Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров и компьютеров. В последнее время изучение проблемы агрессивного пов...

Консультация: «Детская агрессивность. Правила работы с агрессивными детьми»

Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров и компьютеров. В последнее время изучение проблемы агрессивного пов...

Правила работы с агрессивными детьми в ДОУ

В статье описаны причины и портрет агрессивного поведения, способы выявления агрессивного ребенка, анкета для выявления агрессивности ребенка в группе детского сада, работа педагогов с агрессивными де...