Консультация: «Детская агрессивность. Правила работы с агрессивными детьми»
консультация по психологии

Королёва Марина Игоревна

Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров и компьютеров. В последнее время изучение проблемы агрессивного поведения ребенка стало едва ли не самым популярным направлением исследовательской деятельности психологов всего мира. С чем это связано, как бороться с проявлениями детской агрессивности? Попробуем обсудить эти вопросы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_7.docx23.76 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация: «Детская агрессивность. Правила работы с агрессивными детьми»

«Детская агрессивность. Правила работы с агрессивными детьми»

Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров и компьютеров. В последнее время изучение проблемы агрессивного поведения ребенка стало едва ли не самым популярным направлением исследовательской деятельности психологов всего мира. С чем это связано, как бороться с проявлениями детской агрессивности? Попробуем обсудить эти вопросы.

“Агрессия — это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.)”.

Портрет агрессивного ребенка

Почти в каждой группе детского сада, встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения, одним словом, становится “грозой” всего детского коллектива, источником огорчений воспитателей и родителей. Этого ершистого, драчливого, грубого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять.

Вот как описывает Н.Л. Кряжева поведение этих детей: “Агрессивный ребенок, используя любую возможность, стремится разозлить маму, воспитателя, сверстников. Он “не успокаивается” до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку”.

Однако агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия — это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в душу ребенка уверенность, что его не любят. “Как стать любимым и нужным” — неразрешимая проблема, стоящая перед маленьким человечком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. К сожалению, эти поиски не всегда заканчиваются так, как хотелось бы нам и ребенку, но как сделать лучше — он не знает.

Родителям и педагогам не всегда понятно, чего добивается ребенок и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых — наказание.

В действительности это порой лишь отчаянная попытка завоевать свое “место под солнцем”. Ребенок не имеет представления, как другим способом можно бороться за выживание в этом странном и жестоком мире, как защитить себя.

Дети дошкольного возраста нуждаются в коррекции агрессивности.

Для коррекции агрессивного поведения детей в методическом арсенале педагога, помимо игры, имеется система неспецифических методов. Неспецифические методы можно разделить на две группы:

  1. методы изменения деятельности детей;
  2. методы изменения отношения к ребенку.

К первой группе относятся: музыкотерапия, рисование, библиотерапия, куклотерапия.

Музыкотерапия (музыкальное сочинительство, импровизации, слушание музыки, ритмические движения) эффективное средство развития личности ребенка, коррекции его поведения. Подбор музыкальных произведений осуществляется на основе темпа и лада. Оттенки гнева, волнения, тревоги передаются быстрой минорной музыкой; спокойное, элегическое настроение создает медленная мажорная мелодия; а радость, веселье, торжество - быстрая мажорная музыка. Целесообразно использовать запись звуков природы.

Библиотерапия (литература) имеет свои возможности для становления произвольного поведения, профилактики и коррекции уже закрепившихся недостатков. Литературные произведения (сказки, былины, рассказы, басни и др.) воспринимаются ребенком не как вымысел, а как особая реальность. В процессе чтения, слушания произведения дети учатся понимать не только чувства, поведение, поступки героев, но и свои собственные, получают представления об иных возможных способах поведения; имеют возможность проявить личные эмоции и сравнить их с эмоциями других детей. То есть усиливается способность ребенка анализировать и контролировать свои эмоциональные реакции, поведение. На примере работы со сказкой детям можно предложить индивидуальное или коллективное придумывание продолжения известной сказки; рисование по мотивам сказки; разыгрывание сказки, ее эпизодов с помощью кукол (куклотерапия). В сказочной куклотерапии дети «оживляют» кукол. По мере того как ребенок совершенствует взаимодействие с куклой, меняется и его поведение. В сказке, как правило, представлено множество моделей поведения в различных ситуациях, которые ребенок имеет возможность «прожить», эмоционально переработать, «присвоить» и перенести в реальную жизнь.

Рисование. В работе с агрессивными детьми дошкольного возраста показывает высокую эффективность использование элементов арт-терапии.

Детям нравится играть с водой, с глиной. Необходимо использовать различные способы рисования: пальцами, ладошками, ступнями. Участие ребенка в изобразительной деятельности в рамках коррекционной работы направлено не столько на то, чтобы научить его рисовать, сколько на то, чтобы помочь ему преодолеть недостатки в поведении, научиться управлять им. Поэтому интересны особенности поведения ребенка в процессе рисования: выбор темы, сюжета рисунка; принятие задачи, сохранение или трансформация ее на протяжении рисования; последовательность выполнения отдельных частей рисунка, собственная оценка; спонтанные речевые высказывания ребенка, характер эмоциональных реакций, особенности взаимодействия с соавтором рисунка. В рисунках детей с агрессивным поведением поначалу, как правило, преобладает «кровожадная» тематика. Постепенно содержание агрессивных сюжетов переводится в «мирное русло». Закрашенный зеленой краской лист вызовет, возможно, у ребенка иные ассоциации (созидательные, умиротворенные), что позволит изменить его первоначальные намерения. Эффективно, например, совместное рисование, когда агрессивные дети создают общий рисунок. Развивается единый сюжет, состоящий из отдельных историй: у каждого ребенка она своя. Переживание совместного творчества, полноты эмоционального общения, дружеского участия и понимания могут вызвать ряд изменений во внутренней жизни ребенка, его поведении. Помимо рисования целесообразно использовать игры и упражнения с красками, бумагой, пластилином, мелом, глиной.

Ко второй группе - методам изменения отношения к ребенку - относятся: личный пример взрослого и сверстника, игнорирование поведения ребенка, «разрешение» на поведение, изменение статуса ребенка в коллективе.

Личный пример взрослого и сверстника. Помня, что слово лишь карлик, а пример - великан, взрослые должны реализовать произвольное, социально одобряемое поведение как в общении с детьми, так и друг с другом.

Игнорирование поведения ребенка. Часто лучший способ прекратить нежелательное поведение - перестать на них реагировать.

Разрешение на поведение. Этот прием противоположен предыдущему. Эффект заключается в том, что неконструктивное поведение, став разрешенными доступным детям, утрачивает свою былую привлекательность, ценность и ребенок отказывается от него.

Изменение статуса ребенка в коллективе. На ребенка возлагается действительно ответственное поручение. Оно может быть разовое - помочь воспитателю подготовить пособия к занятию, или постоянное - проводить физминутки.

Таким образом, работа с агрессивными детьми должна носить комплексный, системный характер, сочетать в себе элементы приемов и упражнений из разных направлений коррекционной работы.

Различайте наказание и дисциплину

Одна из значимых задач педагогов – научить детей тому, какое поведение приемлемо в вашей группе, а какое недопустимо. Если нашей целью является заставить детей вести себя хорошо, то задача это решается довольно просто. Взрослые старше, чем дети, и могут заставить детей вести себя хорошо. Но дети, которых принуждают к правильному поведению, стыдят иди ругают, скорее всего будут думать о себе:

«Я плохой (плохая)»

«Мне нужно остерегаться взрослых»

«Мне лучше бы не попасться »

Эти дети ведут себя хорошо только тогда, когда за ними следят, потому что они не хотят быть наказанными. Они не учатся тому, какое поведение приемлемо, и почему поведение нетерпимо. Наказание может временно приостановить

определённое негативное поведение детей, но оно не поможет развить у них навыки самодисциплины.

Вместо этого наказание может усилить их негативные чувства о себе.

Хотя слова «дисциплина» и «наказание» часто используются в одном контексте, но они имеют очень большое различие. «Дисциплина» означает направление детей в русло приемлемого поведения. Самая важная цель установления дисциплины – помочь детям развить самоконтроль. Педагоги, стремясь установить дисциплину, помогают детям понять и усвоить последствия их действий, поступков и поведения.

Что могут сделать педагоги

Чтобы научить детей контролировать своё поведение, воспитатели должны предлагать детям выбор и возможности принимать самостоятельные решения, зная о логических последствиях того или иного их действия. Педагоги должны заранее предложить детям выбор, чтобы дети подумали и о его последствиях. Например, они могут сказать:

«Саша! Если ты будешь разрушать Светину постройку из кубиков, то ты покинешь Центр Строительства. Ты можешь построить свою башню и ломать её, если хочешь. Или делать что-либо ещё».

Этот тип сообщения поможет детей в развитии самоконтроля, потому что он устанавливает ограничения и предлагает выбор. В отличие от наказания, в этом случае меньше борьбы за власть и агрессии, гнева.

Педагоги могут использовать разные подходы и способы, направляя поведение детей. Ни один из способов не срабатывает на 100 процентов во всех ситуациях и со всеми детьми. Всё зависит от конкретного ребёнка и конкретной ситуации. Педагоги должны знать детей и их проблемы.

Позитивное руководство включает следующие рекомендации для педагогов:

Ожидайте заранее и планируйте то, что может явиться проблемой:

«Эта новая игрушка станет очень востребованной. Все захотят в неё играть. Прежде чем я её представлю детям, я установлю систему очередности, чтобы дети могли играть с ней по очереди».

Ищите причины плохого поведения детей. Обсудите ситуации с коллегой:

«Машина мама сейчас в больнице. Возможно, девочка переживает за неё». Фокусируйтесь на поведении ребёнка, а не делайте акцент на личности ребёнка: «Мне нравится, как ты вытираешь стол, Лена». Это лучше, чем оценочная похвала «Ты хорошая девочка, потому что ты вытираешь стол».

Помогите детям понять последствия их действий:

«Анна и Лариса, кукла сломалась, потому что вы обе тянули её за руки. Теперь вы должны подождать, пока её починят, тогда вы сможете играть с неё снова».

Объясните имеющийся выбор детям: 

«Если ты хочешь играть с машиной, ты должна возить её по ковру, а не под мольбертами».

Помогите детям развивать навыки решения проблем:

«Я вижу, Серёжа, что тебе трудно делиться с детьми твоим медвежонком. Куда ты его положишь до твоего ухода домой?»

Помогите детям обращать внимание на свои ошибки, чтобы они могли самостоятельно исправлять их:

«Твоя краска в баночке разлилась. Давай найдём губку, чтобы вытереть её».

Наблюдайте, нужна ли детям физическая разрядка. Предоставьте детям, которым нужно выплеснуть свою энергию и гнев, место, где они смогут сделать это:

«Ирина, мне кажется, что ты выглядишь обеспокоено сегодня. Почему бы тебе и Кириллу не полазить сейчас. А я понаблюдаю, как вы это делаете».

Очень важно, чтобы высказывания педагогов были ясными, твёрдыми и позитивными. Разработайте простые, но чёткие правила и ограничения для детей и дайте детям возможность самим контролировать их соблюдение. Не должно быть слишком много правил, они обескуражат детей. Дети научатся следовать правилам, если они понимают, для чего вводятся эти правила, и сами принимают участие в их обсуждении и формулировании. Например, чтобы объяснить детям, что с водой нужно играть только в Центре «Вода и песок», вы можете спросить их: «Что случится, если вы забрызгаете пол водой?» Вероятно, что дети ответят: «Когда вода прольётся, пол станет скользким, кто-нибудь упадёт и ударится». Затем можно подумать о правиле «Вода должна находиться в Центре «Вода и песок». Дети могут также предложить вам, что губки и полотенца должны находиться рядом с водой, чтобы любой из детей, кто пролил воду, мог бы вытереть её за собой.

Формулируйте правило твёрдо и позитивно, чем жёстко и осуждающе.

Детская агрессивность в дошкольном возрасте почти всегда носит временный, ситуативный характер, легко поддается коррекции и при правильной организации жизни в детском саду и в семье не закрепляется как черта личности, а сглаживается и исчезает.

Однако это происходит только при терпеливой и согласованной работе педагога и родителей.

Работая с агрессивными детьми, воспитатель должен прежде всего наладить контакт семьей. Он может либо сам дать рекомендации родителям, либо в тактичной форме предложить им обратиться за помощью к психологам.

Бывают ситуации, когда контакт с матерью или отцом установить не удается. В таких случаях рекомендуется использовать наглядную информацию, которую можно разместить в уголке для родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила работы с агрессивными детьми

1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.2. Демонстрировать модель неагрессивного поведения.3. Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки.4. Наказания не...

Консультация "Правила работы с агрессивными детьми"

правила работы с агрессивными детьми...

Публикация«Детская агрессивность. Правила работы с агрессивными детьми»

Консультация на тему «Детская агрессивность. Правила работы с агрессивными детьми»...

«Детская агрессивность. Правила работы с агрессивными детьми»

Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров и компьютеров. В последнее время изучение проблемы агрессивного пов...