Досуг «Духовные истоки русской классической музыки»   для подготовительных групп
материал на тему

Стрельникова Наталья Александровна

Досуг проведен с целью обогащения музыкальных впечатлений детей через знакомство с творчеством П.И. Чайковского, а именно «Утренней молитвой» и «В церкви» из  "Детского альбома" композитора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dosug_duhovnye_istoki_russkoy_klassicheskoy_muzyki_.doc33.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Досуг «Духовные истоки русской классической музыки»  

для подготовительных групп

музыкальный руководитель Стрельникова н.А.

МДОУ «Детскийсад комбинированного вида №5 «Журавушка»

декабрь 2017 г.

Цель: обогащение музыкальных впечатлений детей через знакомство с творчеством П.И. Чайковского, а именно «Утренней молитвой» и «В церкви».

Задачи:

- совершенствовать умение понимать настроение музыкального произведения, его изобразительный характер;

- учить различать средства выразительности в соответствии с характером пьес;

- продолжать  формировать умение вести беседу о музыке.

Оборудование: портрет композитора; ноутбук, аудиозапись «Утренняя молитва», «В церкви», мультипликационный фильм «Детский альбом».

Музыкальный руководитель приглашает детей в зал и обращает внимание на портрет композитора П.И. Чайковского.

Ребята, сейчас мы с вами попробуем шагнуть в прошлое и поможет нам в этом музыка великого русского композитора П.И. Чайковского. Сегодня мы послушаем две пьесы из «Детского альбома».

Свой альбом композитор написал для племянника Володи Давыдова, который начал учиться игре на фортепиано.

Пётр Ильич хорошо понимал детей, умел радоваться их радостям, печалиться их невзгодам. С помощью музыки он рассказал о детских радостях и печалях, забавах и играх, о родной природе, сказках, путешествиях. Всё это наполняет день ребёнка. Начинается и заканчивается день молитвами – утренней и вечерней. Может быть, кто-то знает, что такое молитва? (Ответы детей).

Слайд с фото храмов.

У нас в  городе находятся Вознесенская и Никольская церкви. Вы, наверное, многие были в храме, а служба в храме — это прежде всего молитва. А что такое молитва? (обращение к богу)

Мы с ней познакомимся через музыку Чайковского. Оказывается, самая первая пьеса в «Детском альбоме» - это «Утренняя молитва». Ведь именно с утренней молитвы начинался день каждого ребенка во времена П.И.Чайковского.

А теперь послушаем ее.  (дети слушают «Утреннюю молитву»).

Ролик «Утренняя молитва»

Какая музыка по характеру, темпу? Что происходит?

Дети: Она светлая, плавная, спокойная, потому что ребенок молится-разговаривает с богом.

Раньше день любого человека начинался и заканчивался обращениями  к Богу. В утренней молитве человек благодарил Бога за то, что наступил новый день, и просил, чтобы этот день прошёл благополучно. Вечером благодарил Бога за прожитый день и просил хорошего сна, спрашивал прощение за совершённые поступки ( например, ребёнок не слушался родителей, или капризничал, жадничал, подрался).

Заканчивается альбом пьесой «В церкви». Можно предположить, что композитор в своём альбоме хотел рассказать об одном дне ребёнка, наполненном разными событиями, играми и переживаниями.

Видео ролик пьесы «В церкви»

Эта музыка звучит как будто в самой церкви, так как слышится колокольный звон.

Если при звучании «Утреней молитвы» мы понимаем, что ребенок находится в комнате перед лампадой, иконой, то в этом сочинении такое ощущение, что поет хор, сливаясь с ударами церковного колокола. Православная церковь использует только хоровое пение без сопровождения. В нем раскрываются красота и богатство человеческого голоса.

Обе пьесы сосредоточенные, углубленные, музыка напоминает церковное хоровое пение. Молитвы в церкви поются на несколько голосов, каждый голос задаёт свою мелодию. Сливаясь вместе, они создают красивое, стройное звучание. Только «Утренняя молитва» светлая, чистая, безоблачная. День только начинается, на душе спокойно и радостно. А вечерняя молитва более сумрачная. За окном темно, ребёнок устал. День был наполнен разными переживаниями. Музыка грустная, печальная, сосредоточенная, задумчивая, просящая. Интересно, что П.И. Чайковский использовал для этой пьесы мелодию настоящей молитвы, которую поют в церкви.

Вот вы и познакомились с новыми пьесами. Как называется пьеса, которая открывает «Детский альбом»? А какая пьеса заканчивает его? (Ответы детей). Я уверена, что теперь вы будете помнить, что эти пьесы подарил     нам …  П.И. Чайковский.

Сегодня мы с вами вновь прикоснулись к прекрасной музыке. Музыке, которая дарит нам не просто приятные минуты, а делает душу человека чище и светлее. Надеюсь, вам было интересно. До новых встреч! 

Литература:

  1. Гогоберидзе А.Г. «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста». Учебное пособие для студентов высших учебных заведений – М.; Изд. Центр «Академия», 2005 г.
  2. Радынова О.П. «Настроение, чувства в музыке». Изд.Творческий центр Сфера. Серия: Музыкальные шедевры, 2010 г.


Цель: Раскрытие высокого духовного смысла русского искусства через бережное введение в художественные образы русской музыки.

Задачи:

Образовательная:

- прикосновение к высоким темам духовной жизни людей.

Развивающая:

- развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие слуха, памяти, внимания.

Воспитательная:

- формирование уважения к традициям своего народа. 
- нравственные подвиги святых земли Русской, их почитание;
- церковные и народные традиции.

Оборудование: презентация с изображениями храма, клироса,  музыки П.И. Чайковского из «Детского альбома»-две пьесы «Утренняя молитва», «В церкви».

Ход мастер-класса

1. Слушание П.И.Чайковский «Утренняя молитва» из Детского альбома.

Вопрос: Где могла звучать эта музыка? Как вы догадались, как музыка вам это подсказывает?  В храме, церкви? Как вы понимаете слово «храм»?

(Дети объясняют значение этого слова.)

Храм

У нас в городе и Пермском крае много храмов, святых мест? (Дети вступают в диалог с учителем и смотрят иллюстрации на экране). У нас в  городе находятся Троицкий собор и церковь иконы Казанской божьей матери.

2. Что это? (молитва)

Молись, дитя, мужай с годами,

И пусть на склоне долгих лет

Такими ж светлыми очами

Тебе глядеть на белый свет.

Вы, наверное, многие были в храме, а служба в храме — это прежде всего молитва. А что такое молитва?

Мы с ней познакомимся через музыку Чайковского. Оказывается, самая первая пьеса в «Детском альбоме» - это «Утренняя молитва». Ведь именно с утренней молитвы начинался день каждого ребенка во времена П.И.Чайковского.

А теперь послушаем ее  (дети слушают «Утреннюю молитву»).

Какая музыка по характеру, темпу? Что происходит?

Дети: Она светлая, плавная, спокойная, потому что ребенок молится-разговаривает с богом.

Учитель: Да, он обращается к Богу. День еще только начинается, что ждет его впереди? Надо привести свои мысли в порядок, вслушаться в себя.

Мелодия молитвы была заимствована Чайковским из церковного обихода, а в наши дни А. Лунин написал прекрасный текст на эту мелодию, который мы постараемся сейчас пропеть.

3. Господи Боже, грешных спаси.

Сделай, чтоб лучше жилось на Руси.

Сделай, чтоб стало тепло и светло.

И чтобы весеннее  солнце   взошло.

Людей, и птиц, и зверей,
Прошу тебя, обогрей. Прошу, боже мой.

Где могут звучать молитвы?

Чем отличается молитва от песни?

Молитва — это обращение человека к Богу

4. Послушаем еще одну пьесу П.И. Чайковского — «В церкви» из «Детского альбома» и подумаем: в чем ее отличие от предыдущего сочинения?

Дети. Эта музыка звучит как будто в самой церкви, так как слышится колокольный звон.

Учитель. Действительно, если при звучании «Утреней молитвы» мы понимаем, что ребенок находится в комнате перед лампадой, иконой, то в этом сочинении такое ощущение, что поет хор, сливаясь с ударами церковного колокола. Православная церковь использует только хоровое пение а капелла ( a cappella), то есть пение без сопровождения. В нем раскрываются красота и богатство человеческого голоса. (Дети записывают в тетрадь новое для них понятие.)

Прежде чем еще раз прослушать и представить, как звучит мужской хор, посмотрите иллюстрацию в учебнике. Это иконостас — важнейший художественный элемент внутреннего оформления русских храмов, самое главное место в церкви. Слово «икона» по-гречески — образ. Образы святых людей сопровождали человека всюду — в храме, в доме, в дороге...

(Еще раз звучит пьеса «В церкви» со словами.)

Какими словами можно передать ваши настроения, чувства после слушания этих двух произведений? Используйте и слова, которые обозначают «чувства» из таблицы на экране.

(Красота, простота, доброта, тишина, спокойствие, радость и др.)

 А можно ли вот этой музыкой завершить урок? Звучит пьеса «В церкви» из «Детского альбома»? Дети. Да, потому что всё как будто заканчивается: садится солнце, кончается и день.

Учитель: Ребята, вы, наверное, обратили внимание, что вся музыка, которая сегодня прозвучала - светлая, она как будто устремлена ввысь, подобно линиям собора.

Как вы думаете,  может ли на нас повлиять эта музыка? А как? Сделать добрее, терпимее, лучше и т.д.

Дети: Да, мы должны быть добрыми, послушными, любить всех: и людей, и животных, учиться понимать хорошую музыку.

Итог урока

Учитель: Музыка в храме учит любить себя и ближнего, ценить душевную красоту, она возвышает и очищает наши души, человек живет с верой, надеждой и любовью. Вы были прекрасными и слушателями, и исполнителями, молодцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Старшая-подготовительная группа.

Конспект НОД по Региональному компоненту для детей подготовительной (старшей) группы.. Приобщение к истокам русской народной культуры....

Музыкальный салон "Соприкосновение семьи с традициями воспитания культуры ребенка через русскую классическую музыку П.И. Чайковского"

Сценарий досуга по творчеству П.И.Чайковского с участием детей и родителей подготовительной группы....

Приобщение детей дошкольного возраста к лучшим образцам русской классической музыки композиторов 19в в процессе патриотического воспитания в ДОО

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №69»ЭМР Саратовской области      Статья на тему«Приобщение детей дошкольного возраста к лучшим образцам русской классической музы...

Перспективный план по приобщению детей к истокам русской народной культуры в подготовительной группе

Перспективный план по приобщению детейк истокам русской народной культуры в подготовительной группе...

Произведения Пушкина в русской классической музыке

Информационный музыкально-тематический блок для родителей...