Творческий проект создания предметно-развивающей среды тема «Островок детства»
проект (средняя, старшая группа) на тему

Измайлова Надежда Осиповна

1.      Введение

 

1.1  Анализ внешней среды

 

    Сейчас многие педагоги и родители, зная о познавательных способностях детей,  делают акцент на их развитии.

 Знакомство ребенка с окружающим миром начинается с первых мгновений жизни. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с предметами и явлениями окружающего мира. Все привлекает внимание ребенка, удивляет его, дает богатую пищу для детского развития. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ. 

   Идеальная цель педагогического процесса, к которой должен стремиться каждый воспитатель ДОУ – это воспитание  всесторонне  развитой  личности и счастливого ребенка.  Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому главная задача воспитателя  создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам: создавать положительное состояние у детей, организовывать рациональный двигательный режим, предупреждать детское утомление разумным чередованием разнообразной активной деятельности и отдыха.

     Предметная развивающая среда - это:

-система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.          

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_razviv.sreda_.docx88.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Старочукальская общеобразовательная основная школа» Шемуршинского района Чувашской Республики

Творческий проект

создания предметно-развивающей среды

тема

«Островок детства»

                                                                   Автор проекта: Измайлова Н.О.

                                                             Воспитатель  1 категории

  1. Введение

1.1  Анализ внешней среды

    Сейчас многие педагоги и родители, зная о познавательных способностях детей,  делают акцент на их развитии.

 Знакомство ребенка с окружающим миром начинается с первых мгновений жизни. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с предметами и явлениями окружающего мира. Все привлекает внимание ребенка, удивляет его, дает богатую пищу для детского развития. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ. 

   Идеальная цель педагогического процесса, к которой должен стремиться каждый воспитатель ДОУ – это воспитание  всесторонне  развитой  личности и счастливого ребенка.  Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому главная задача воспитателя  создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам: создавать положительное состояние у детей, организовывать рациональный двигательный режим, предупреждать детское утомление разумным чередованием разнообразной активной деятельности и отдыха.

     Предметная развивающая среда - это:

-система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.          

- это комплекс эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованная в пространстве и времени, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде дошкольник включается в активную познавательную творческую деятельность, развиваются его любознательность, творческое воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое главное, происходит развитие личности.

    Окружающая среда становится развивающей, если способствует осуществлению генетических задач возраста. Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

  В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

1.2 Анализ внутренней среды

Требования ФГОС к развивающей  предметно - развивающей среде:

1.    Предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.
2.    Доступность среды, что предполагает:

2.1 доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.
2.2.свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.

Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится  таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

 Целью данной работы является, изучить современные подходы к организации предметно-развивающей среды  в соответствии с ФГОС.

1.3 Проблема

  В дошкольной группе создана предметно-развивающая среда, но она не отвечает в полной мере требованиям федерального государственного образовательного стандарта и не несёт той положительной роли в развитии детей, которую могла бы нести.

Гипотеза

     Если в группе создать предметно-развивающую среду, адекватную реализуемой программе, соответствующую особенностям педагогического процесса и творческому характеру деятельности ребенка, то это будет эффективно способствовать формированию базиса личностной культуры детей, развитию их индивидуальности.

  1. Основная часть проекта

2.1 Цель проекта:

Разработка модели развивающей предметно - простанственной среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей с последующим её формированием и доведением соответствия близким по требованиям ФГОС ДО.

Задачи проекта:

1. Изучить новые подходы в организации развивающей предметно-простанственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников

2. Организовать развивающую среду, способствующую полноценному развитию

детей с учетом их потребностей и интересов;

3. Создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников

(игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой,

художественной, театрализованной);

4. Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной

развивающей предметно - простанственной среды в дошкольной группе.

  1. Ожидаемый результат:

- реализация инновационной модели современной предметно-развивающей среды;

- оформление группы и прихожей в едином стиле (по названию группы);

- повышение уровня профессиональной компетентности педагога по разработке проектов;

- реализация проекта обеспечит целостность педагогического процесса и создаст окружающее пространство, удовлетворяющее потребности актуального, ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка. Создаст творческую атмосферу в работе педагога.
Будет способствовать свободному ориентированию в пространстве и времени, поможет воспитанникам легко адаптироваться к особенностям школьной жизни.

- повышение уровня собственной профессиональной компетентности в условиях ФГОС;

- оформление центров по разным видам детской деятельности; оптимизация игрового пространства;

- систематизация и упорядочение накопленного материала; рациональное размещение оборудования в условиях группы;

- умение создавать пространство, удовлетворяющее потребностям актуального, ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка в группе.

Участники проекта: педагоги, родители.

Сроки реализации проекта: 4 месяца

 

2.3  Этапы проекта:

1 этап: Формирование проблемы, цели задач проекта


II этап: Практическая реализация проекта.


III этап:
Подведение итогов.

                Оформление материалов по проекту.

IV этап: Защита проекта
           
             

  1.  План проведения проекта

Наименование мероприятия

Сроки реализации

Ответственный

1

Изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов; современных научных разработок в области развивающей среды для детей дошкольного возраста

Февраль - март

Директор школы, завуч по воспитательной работе, воспитатель

2

Определение цели и задач проекта

февраль

Директор школы, завуч по воспитательной работе, воспитатель

3

Разработка проекта "Островок детства». Составление рабочего плана    реализации проекта

март

воспитатель

4

Выявление особенностей зонирования в соответствии с возрастом воспитанников и составление перечня необходимого оборудования в игровых центрах

март

завуч по воспитательной работе,

воспитатель

5

Разработка рекомендаций по созданию предметно-развивающей и предметно-игровой среды

март

завуч по воспитательной работе, воспитатель

6

Подбор и приобретение необходимых игрушек, дидактических пособий, детской и игровой мебели и игровых уголков

февраль - май

Директор школы, завуч по воспитательной работе, воспитатель

7

Работа по созданию развивающей среды в групповой комнате с требованиями пожарной безопасности, санитарно-гигиеническими требованиями, для решения задач, обеспечивающих полноценное развитие детей

Март - май

Директор школы, завуч по воспитательной работе, воспитатель

8

Декоративное оформление групповой и прихожей дошкольной группы: информационные, познавательно-развивающие стенды и стенды достижений

Март - май

воспитатель

9

Итоговая презентация "Островок детства"

Обобщение опыта. Представление результатов работы в муниципальном учреждении

май

воспитатель

План повышения профессиональной компетентности

в области создания  предметно-пространственной среды в дошкольной группе

Мероприятие

Содержание

Педагогический совет

Анализ тематического контроля по организации предметно-пространственной среды, введение в проблему изменений среды с учетом индивидуального подхода к ребенку

Цикл педагогических чтений

Изучение и обзор печатной литературы по дизайну и интерьеру помещений  предметно-пространственной среды

Сайт-экспедиция

Самостоятельное изучение педагога данного вопроса посредством различных сайтов. Поиск резервов повышения компетентности через самообразование, сотрудничество с учреждениями, исследующими предметно-пространственную среду

Бюро находок

Обсуждение возможных компонентов среды будущего проекта

Наглядно-дидактический и методический банк в информационно-методическом кабинете

Изготовление и систематизация дидактического и раздаточного материала, индивидуальных карточек для использования в работе с детьми и родителями и др. Пополнение методического банка материалами из опыта работы педагогов по организации предметно-развивающей среды;  методической литературой.

Анкетирование детей, родителей.

Выявление результатов педагогической деятельности по внедрению проекта

Совещание с участием директора школы

Анализ деятельности. Подведение итогов. Планирование работы на следующий учебный год с внесением коррективов

        

Дополнение отдельных компонентов для
предметно-пространственной среды дошкольной группы

Компонент

Процесс

Приемная

"Здравствуйте,
я пришел"

Размещая утром свою фотографию, ребенок начинает чувствовать себя членом данного сообщества детей и взрослых

"Мое настроение"

Воспитатель, родители могут отследить эмоциональное состояние каждого ребенка в течение дня, а дети учатся осознавать свое эмоциональное состояние

Оформление в едином стиле по названию группы «Солнышко». Эмблема, визитка группы, уголки

Игровая

Творческие
мастерские

Проектирование и изготовление игр и игрушек, атрибутов

«Книжный уголок»

Пополнение уголка книгами, иллюстрациями, сюжетными картинками;

 настольный театр (плоскостной, бибабо, пальчиковый театр и т.д

Уголок «Ряжения»

Аксессуары сказочных персонажей, шапочки, рисунки-эмблемы на ободочках,  фартучки, кофточки, ленты, косынки т.д.

Уголок природы

Оформление по временам года. Мини-огород.

Спальня

Замена старых кроватей на новые.

Содержание деятельности педагога

 в ходе реализации проекта

     На этапе формирования предметно-развивающей среды в дошкольной группе  в соответствии с планом реализации проекта «Островок детства», работа началась с изучения методической литературы, а также нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов. Подобранные с учетом санитарных и психолого-педагогических требований мебель и игровое оборудование в  группе установлены так, что ребенок может найти удобное и комфортное место для занятий исходя из эмоционального состояния.  

Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Среда, окружающая детей в дошкольной группе, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них.

     Организация предметно-развивающей среды в дошкольной группе  несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы. Она должна формироваться с учетом определенных принципов, разработанных в работах ведущих педагогов, в частности – с учетом возраста детей, поскольку каждая возрастная группа обладает своими специфическими психолого-педагогическими характеристиками.

     Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Основными принципами создания предметной среды в нашей дошкольной группе являются:

1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии

Мы планируем зоны игр таким образом, чтобы каждый ребенок мог найти место удобное для занятий и комфортное с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними.

2. Принцип активности, самостоятельности, творчества

 Учитывая разносторонние интересы детей, создавались условия для проявления творчества детей в разнообразных видах деятельности: рисовании, лепке, аппликации, конструировании из бумаги, природного, бросового материала.

   Чтобы среда  была интенсивно – развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств.

3. Принцип стабильности – динамичности развивающей среды

В проект развивающей среды закладывалось возможность того, чтобы ребенок и взрослый становились творцами своего предметного окружения.

 Предметно – развивающиеся среда меняется в зависимости от сезона, от периода обучения.

4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования

Мы строим жизненное пространство в дошкольной группе так, что бы дети в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и тоже время свободно занимались, не мешая друг другу, разными видами деятельности.

 Выделили зоны (уголки):

- зона сюжетно-ролевых игр

- зона для игр со строительным материалом конструкторами, дидактическими играми

- литературная зона

- экологическая зона

- зона художественно-творческой деятельности детей.

Для групповых занятий и для работы с подгруппами детей по интересам оборудованы: физкультурный зал (музыкальный зал).

5. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды

Поставлена цель: в группе должно быть не только уютно и комфортно, но и красиво, в оформлении помещений стараемся соблюдать единый стиль.

    Предметно-развивающая среда строится так, чтобы дети могли участвовать во всем многообразии игр: сюжетно-ролевых, театрализованных, режиссерских, народных, хороводных, подвижных, строительно-конструктивных играх.

Одно из любимых занятий у детей – изодеятельность. В группах оборудованы места для занятий детей рисованием,  аппликацией, ручным трудом в свободное от занятий время.

Принципы организации  предметно-развивающей среды

Безопасность – в помещении не должно быть опасных предметов: острых, бьющихся, тяжелых, углы должны быть закрыты.

Доступность – используемые игровые средства располагаются так, чтобы ребенок мог дотянуться до них без помощи взрослых. Это помогает ему быть самостоятельным.

Яркость, привлекательность.

Постоянство – оборудование и игрушки лежат на одних и тех же местах, ребенок всегда знает, где находятся те или иные предметы, при желании может ими воспользоваться, также это приучает его к порядку.

Свобода выбора.

Насыщенность – наличие материалов для продуктивных видов деятельности, игрушки, дидактический материал.

Создавая предметно-развивающую необходимо помнить правила:


1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Наполняемость предметной развивающей среды должна обеспечивать разностороннее развитие детей, отвечать принципу целостности образовательного процесса (если предметная развивающая среда одной из образовательных областей выпадает, то данная среда не отвечает настоящим федеральным требованиям), так как не соответствует основным направлениям развития ребенка: физическому, социально-личностному; познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. Предметная развивающая среда должна способствовать реализации всех образовательных областей в образовательном процессе, включающем: совместную партнерскую деятельность взрослого и детей; свободную самостоятельную деятельность самих детей в условиях созданной педагогами предметной развивающей образовательной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

 

2.Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

 

3.Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.


4.Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

 

5. В  группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной  деятельности.

Для осуществления познавательно-исследовательской деятельности необходимо оборудовать уголок экспериментирования, в который входит  образно-символический материал (наборы карточек с разнообразными изображениями, серии картинок, графические (наглядные) модели, иллюстрированные схемы-таблицы, графические "лабиринты", условные изображения в виде карт, схем, чертежей (например, глобус, карта Земли и т.п.), нормативно-знаковый (наборы букв и цифр, приспособления для работы с ними, алфавитные таблицы и т.п.)

 

6. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

 

7. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

 

 Важно помнить, что предметная среда должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
              Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой  в дошкольной группе, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса,  психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

 

Мониторинг

Сформирован банк нормативно-правовых документов разных уровней; имеется подборка необходимой методической литературы;

Составлен и реализуется перспективно - тематический план организации педагогической работы с детьми;

Сформирована предметно-развивающая среда, способствующая эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов;

Выполнено условное зонирование группового помещения согласно рекомендациям и принципам построения развивающей среды;

В группе выделены островки для девочек и мальчиков

Разработаны образцы игр, пособий, игрового материала для наполнения предметно-развивающей среды и реализации модульных форм работы с детьми;

3.Заключительный этап

 

Условно, в пределах пространства групп можно выделить игровые и тематические зоны, охватывающие все интересы  ребенка:

- зона познавательного развития (учебная);

 - зона художественно-эстетического развития представляется средствами для изодеятельности, детской художественной литературы,  образцами произведений декоративно-прикладного искусства и т.д.;

- «мини - лаборатория» содержит материал для проведения опытов;

-в зоне экологического воспитания в соответствии с требованиями ООП имеются растения, животные, макеты природных зон, различный природный материал для изготовления поделок, игротека экологических развивающих игр и т.д.;

-театрализованная зона располагает различными видами театральных кукол, масками;

-игровая зона для сюжетно-ролевых игр включает в себя уголки ряженья, модули-макеты игрового пространства;

- конструктивная зона предполагает наличие крупного напольного, мелкого настольного конструктора, игрушек для обыгрывания, схем построек, материала по правилам дорожного движения, безопасной жизнедеятельности;

Таким образом, в нашей дошкольной группе создаются условия, соответствующие формированию психологических новообразований, которые появляются у детей в разные годы дошкольного детства. Содержание предметно-развивающей среды соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, варьируется, постоянно обогащается с ориентацией на поддержание интереса детей, на обеспечение «зоны ближайшего развития», на неисчерпаемую информативность и индивидуальные возможности детей.

Планирование на будущее:

Создание предметно-развивающей среды по развитию речи детей, оформление центра «Будем говорить правильно»;

 Модернизация театрального уголка, пополнение его оборудованиями;

Список литературы:

  1.  ФГОС ДО
  2. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.3049-13, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 15.05.2013 № 26
  3. В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова. Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении. – М., 1993
  4. Вераксы Н.Е. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования – М.Мозайка-синтез, 2014.-с
  5. Гаспарова Е. Ведущая деятельность дошкольного возраста Н.Т. Гринявичене. – Киев:, 1989. – 21 с.
  6. Зворыгина Е.Н. Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры И.О. Ивакина. – Пенза, 1995. – 218 с.
  7. Калиниченко А.В. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 2-е изд., переработанное и дополненное. – Москва: AkademiA, 2000. – 414 c.
  8. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры А.Н. Леонтьев Избранные психологические произведения: В 2 т. – М., 1983. – Т. 1. – С. 57–67.
  9.  Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л.Н. Павлова. 2-е изд. – М.: Айресс Пресс, 2007. - 119 с.
  10.  Смирнова Е.О. Детский сад. Оценка предметно-развивающей среды. //Дошкольное воспитание.- №4, 2010.  

Электронные ресурсы:

URL: https://www. firo.ru - Федеральный Институт Развития Образования

URL:http://www.vashevse.ru/-Образовательный портал «Учёба» раздел Дошкольное воспитание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Создание предметно-развивающей среды"

Педагогический проект "Создание предметно-развивающей среды"...

Проект "Создание предметно-развивающей среды в соответствии с ФГТ"

В данном проекте предусмотрено активное участие всех педагогов ДОУ по созданию интересной, мобильной среды для развития современного ребёнка....

Проект создания предметно-развивающей среды "В гостях у Дюймовочки"

Развивающая среда детства – это система условий, обеспечивающая возможность осуществления детской деятельности и предусматривающая ряд базовых ко...

Проект «Создание предметно - развивающей среды речевой активности детей через совместную творческую деятельность участников образовательного процесса»

Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может разв...

Проект создания предметно- развивающей среды в средней группе

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидакти...

Педагогический проект «Создание предметно-развивающей среды для развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста приобретает особую актуальность и становится важнейшим направлением в образовательном процессе....

Проект «Создание предметно – развивающей среды для детей раннего возраста «Островок Детства»

Актуальность и инновационная значимость проекта вызвана необходимостью поиска, разработки и освоения инновационного пространства, являющегося территорией, внутри которой жизнь воспитанников содержател...