Семинар-практикум " Методы и приёмы формирования творческих способностей дошкольников"
учебно-методический материал на тему

Болтенкова  Татьяна Валерьевна

Семинар-практикум " Методы и приёмы формирования творческих способностей дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

Тема: Методы и приемы формирования творческих способностей дошкольников.

Цель: совершенствовать профессиональные умения и навыки воспитателей ДОУ в применении на практике технологий развития творческих способностей детей, овладевать умением вариативно использовать методы и приемы развития художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Задание: классифицировать и разделить на группы методы и приемы развития творческих способностей у детей, ориентируясь на доминирующие цели и задачи обучения дошкольников.

Способ выполнения: воспитатели самостоятельно изучают литературу, рекомендованную для самообразования по данной теме, затем выбирают одну из шести подгрупп, изучающую содержание определенных методов и приемов:

1-я подгруппа: методы и приемы нахождения различных путей и вариантов решения задач, развития воображения;

2-я        подгруппа: методы и приемы использования предметов в другом качестве;

3-я        подгруппа: методы и приемы преодоления стереотипности мышления — ТРИЗ;

4-я        подгруппа: методы и приемы развития словесного творчества;

5-я        подгруппа: методы и приемы развития логики;

6-я        подгруппа: метод творческих преобразований.

Первое практическое занятие

1-я часть — проводит первая подгруппа.

Задание: раскрыть методы и приемы нахождения различных путей и вариантов решения задач, развитие воображения, провести игровые упражнения с аудиторией.

А.В. Петровский считал, что работа воображения связана с существенной неопределенностью познаваемой ситуации. Подобным неопределенным ситуациям соответствует выделенный класс открытых задач (У. Рейтман), то есть задач, не имеющих однозначного решения и допускающих несколько вариантов правильных ответов. Задачи этого типа диагностируют дивергентное (креативное) мышление:

- дополнение рисунков;

- сочинение рассказов;

- постановка вопросов к одной картине;

- придумывание заголовков к рассказам;

- составление предложений с использованием 23 заданных слов;

- завершение предложения различными способами;

- конструирование предмета из данных материалов;

- называние всевозможных способов употребления предметов;

- усовершенствование заданного предмета (изменить игрушку так, чтобы с ней было интересно играть);

- нахождение разных вариантов классификаций наборов предметов, фигур, букв;

- составление из заданных элементов большого количества предметов;

- придумывание возможных вариантов следствий необыкновенных событий;

- нахождение общего между заданными предметами или явлениями.

2-я часть — проводит вторая подгруппа.

Задание: раскрыть методы и приемы использования предметов в другом качестве, провести игровые упражнения с аудиторией.

В основе лежит подход Е.П. Торренса, который предложил один из методов развития творческого начала в детях — использование предметов в другом качестве:

1) необычное использование знакомых вещей (перечислить все возможные способы);

2) использование геометрических фигур (назвать как можно больше предметов, в которые входят заданные геометрические фигуры);

3) игра «Спроси-угадай» (перечислить все возможные варианты причины и следствия изображаемой ситуации).

3-я часть — проводит третья подгруппа.

Задание: раскрыть методы и приемы преодоления стереотипности мышления — ТРИЗ, провести игровые упражнения с аудиторией.

ТРИЗ — теория решения изобретательных задач, цель — преодоление стереотипности мышления, автор — Г.С. Альтшуллер. Главное место в его теории занимает курс РТВ — развития творческого воображения, включающий методы и приемы, набор упражнений, заданий на сообразительность, расшатывающих психологическую инерцию, разрушающих стереотипы:

1) метод мозгового штурма, активизирующий перебор вариантов для решения проблемы, который имеет следующие особенности: нет критики идей, только поощрение, анализ (положительного и отрицательного в идее), на основе которого осуществляется отбор оригинальных решений;

2) метод синектики (У.Дж. Гордон) — объединение разнородных элементов, основным способом которого является применение разного вида аналогий (прямой, фантастической, символической, компонентной, функциональной, путем гирлянд и ассоциаций).

Второе практическое занятие

1-я часть — проводит четвертая подгруппа.

Задание: раскрыть методы и приемы развития словесного творчества- самостоятельное придумывание научно-фантастических идей, сюжетов, рассказов; провести игровые упражнения с аудиторией.

Основу этой группы методов составляют рекомендации Дж. Родари, который предлагал следующие приемы развития словесного творчества детей:

- «игра в рассказчика»;

- « бином фантазии »;

- техника «фантастических гипотез»;

- деформирование слова;

- «продолжи стих»;

- « рисунок в несколько рук »;

- « перевирание сказки »;

- « придумывание историй »;

- «сказки наизнанку»;

- « салат из сказок »;

- «карты на стол»;

- « начало и конец »;

- « ассоциативное поле ».

2-я часть — проводит пятая подгруппа.

Задание: раскрыть методы и приемы развития логики, провести игровые упражнения с аудиторией.

В.А. Бухвалов выделяет следующие виды творческих заданий:

- выбор требуемой информации из предложенной;

- исправление ошибок, установление взаимосвязей, закономерностей;

- объединение (систематизация);

- сравнение;

- доказательство, опровержение;

- составление плана деятельности;

- моделирование;

- установление причин;

- определение последствий;

- определение новых функций;

- решение противоречий;

- поиск проблемы.

Для решения этих задач автор предлагает использовать различные методы активизации мышления: мозговой штурм, синектику, метод фокальных объектов (это метод преобразования систем с помощью признаков случайно выбранных объектов), морфологический метод.

3-я часть — проводит шестая подгруппа.

Задание: раскрыть метод творческих преобразований, провести игровые упражнения с аудиторией.

Данный метод предполагает использование последовательных вопросов, позволяет описать изменения, происходящие в изучаемом явлении, если применить к нему то или иное преобразование. Метод включает комплекс вопросов творческого характера. Все вопросы возможно разделить на смысловые серии:

1-я серия. Альтернативное применение объекта:

1. Можно ли данный объект использовать иначе?

2. Можно ли использовать данный объект по-другому, если немного изменить его?

3. На что данный объект похож, что он напоминает?

4. На кого данный объект похож, кого он напоминает?

5. Какие у вас возникают идеи, когда вы смотрите на данный объект?

2-я        серия. Изменение объекта:

1. Можете ли вы изменить цвет данного объекта, размер, форму, звук, запах, направление движения?

2. Какой неожиданный поворот в изменении этого объекта вы могли бы придумать?

3. Можете ли вы изменить свой голос, прическу, свой внешний вид?

4. Можно ли улучшить, усовершенствовать данный объект?

3-я серия. Уменьшение объекта:

1. Можно ли сократить данный процесс по времени?

2. Можно ли сделать этот объект меньше, короче, легче, тоньше, слабее?

3. Можно ли сделать этот объект (этого человека) менее заметным?

4. Что еще можно облегчить, укоротить, убрать?

4-я серия. Увеличение объекта:

1. Можно ли увеличить продолжительность этого процесса?

2. Можно ли удлинить этот объект, сделать его больше, тяжелее, сильнее, толще?

3. Можно ли сделать так, чтобы этот объект (человек) стал заметнее, ярче?

4. Что еще можно усилить, увеличить, добавить?

5-я серия. Замещение объекта:

1. Можно ли заменить название объекта?

2. Что еще можно использовать вместо этого объекта?

3. Кто мог бы успешно заменить этого человека?

4. Можно ли взамен этого объекта использовать другой механизм?

5. Можно ли объект сделать в другом месте, в другое время?

6-я серия. Перемещение объекта:

1. Могут ли эти люди поменяться своими местами, своими делами?

2. Можно ли поменять местами части объекта?

3. Можно ли объект сделать в другой последовательности?

4. Можно ли перевернуть данный объект, вывернуть наизнанку?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей "Педагогические условия развития творческих способностей детей"

Цель: повышение профессиональных компетентностей педагогов ДОУ в развитии творческих способностей дошкольников...

«Методы и приёмы развития творческих способностей дошкольников в художественно-творческой деятельности (в рисовании) в соответствии с ФГОС ДО»

ü    Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);ü    Развитие детского творчества;ü    Приобщение к изобр...

Семинар-практикум для педагогов " Методы и приёмы формирования творческих способностей дошкольников"

Цель: совершенствовать профессиональные умения и навыки воспитателей ДОУ в применении на практике технологий развития творческих способностей детей, овладевать умением вариативно использовать методы и...

Семинар-практикум для педагогов: «Развитие коммуникативных и творческих способностей у детей дошкольного возраста с ОНР»

laquo;Развитие коммуникативных и творческих способностейу детей дошкольного возраста с ОНР»  Цель: Повышение психолого-педагогической компетентности в вопросах развития коммуникативно...

Семинар-практикум для педагогов на тему "Развитие творческих способностей у ребенка"

laquo;Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других.»  Б.АсафьевЦели:выявить представления педагогов ...

Семинар - практикум «Инновационные методы и приёмы по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ТНР»

Систематизация знаний педагогов по проблеме формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР III уровня и у детей с нормой речевого развития....