Статья на тему: «Роль изобразительной деятельности в развитии детей дошкольного возраста»
статья по теме

Васильева Людмила Анатольевна

                                                        Статья
"Роль изобразительной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.96 КБ

Предварительный просмотр:

        Статья на тему: «Роль изобразительной деятельности в развитии детей дошкольного возраста»
Занятия изобразительным искусством являются важным средством всестороннего развития детей. Это любимый вид деятельности дошкольников. Помимо развития воображения и творческих способностей, изобразительная деятельность способствует формированию целостной картины мира. Через воображение и творчество, закладывает основы математических представлений (фигуры, пространственное расположение), помогает развитию речи, развивает мелкую моторику. В своем эстетическом развитии дошкольник проходит путь от элементарного наглядно- чувственного впечатления до создания оригинального образа изобразительно-выразительными средствами. Чем больше ребенок рисует и лепит, тем лучше. Все виды занятий изобразительной деятельностью при правильной организации положительно влияют на физическое развитие ребенка. Они способствуют поднятию общего жизненного тонуса, созданию бодрого, жизнерадостного настроения. Большое значение для рисования и лепки имеет зрение. Изображение предмета требует четкого представления о его цвете, форме, конструкции, которое ребенок может получить в результате предварительных целенаправленных наблюдений. В этой работе особенно важна роль зрительного аппарата. В процессе изобразительной деятельности активно формируется зрительная память ребенка. Как известно, развитая память служит необходимым условием успешного познания действительности, поскольку благодаря процессам памяти происходит запоминание, узнавание, воспроизведение познаваемых предметов и явлений, закрепление прошлого опыта. Каждый ребенок видит окружающий его мир по-разному, но это виденье он всегда может рассказать словами. А ведь так хочется поделиться своим открытием, рассказать о том, что ему понравилось, удивило или даже испугало. И именно детский рисунок становится таким отражением и его рассказом.
Среди специалистов профессионально занимающихся изобразительной деятельностью с дошкольниками бытует мнение: «Если ребенок от года до семи лет не рисует это можно сравнить с тем, что он не разговаривает». Задача педагога вызвать у ребенка желание заниматься изобразительной деятельностью, поддерживать его и ни в коем случае не отбить. Для этого в свободном доступе всегда должны находиться различные краски, карандаши, бумага и тому подобные вещи. Помимо этого не стоит забывать и некоторые тонкости, присущие детскому рисунку. Рассмотрим их далее.
  Во-первых, ребенок до четырех лет имеет право не рисовать фигуративно. Это связано с тем, что мышление ребенка абстрактно, оно пока не содержит большого количества образов, поэтому не стоит требовать от него нарисовать именно круглое солнце или квадратный домик, а тем более заставлять сделать именно так.
   Во-вторых, ребенок изображает в рисунке наиболее информативные для него объекты и их части. Например, при рисовании человека, он обязательно нарисует голову, глаза, рот, ноги, руки, но не нарисует туловище. Эта часть тела не является для ребенка главной, поэтому он ее не отображает. Кстати, чем важнее и информативнее для ребенка та или иная часть, тем массивнее он ее отобразит (например, ствол дерева в детских рисунках обычно очень большой).
  В-третьих, ребенок может выбрать именно ту краску, которую считает нужной, он так видит. Не нужно загонять его в рамки, что вода должна быть именно синей, а трава зеленой, ведь если рассмотреть картины известных художников, мы увидим всевозможные цвета в изображении того же моря. Кстати, демонстрация этих картин и их подробное рассмотрение послужит хорошей мотивацией для использования большего количества цветов и оттенков в работе. Стоит затронуть использование черного цвета, уже давно он перестал быть показателем негатива, страха и опасности, поэтому не нужно заострять на этом внимание, к тому же, в искусстве есть целое направление, посвященное этому цвету.
   Учитывая все вышесказанное, педагог должен подбирать те виды деятельности, которые будут способствовать развитию образности, цветового восприятия и воображения у дошкольника. В первую очередь, сюда можно отнести наблюдения за живой и неживой природой, а также экскурсии (в лес, парк и т. п.). Ведь ни одна фотография или картинка не сможет сравниться с тем, что ты видишь собственными глазами. Большое значение будут иметь беседы и рассматривания картин известных художников. Рекомендуется демонстрировать детям художников разных жанров, при этом уделить особое внимание абстракционизму. Живописцы показывают новый язык, чтобы выразить переполнявшие их эмоции, и нашли его в красочных пятнах и чистых линиях, которые воздействуют не на разум, а на душу.  (
Дж. Поллок, В. В. Кандинский, Казимир Малевич, и т.д)
Этот жанр требует внимательного рассмотрения, нахождения образов, зачастую очень нестандартных, выходящих за общепринятые рамки. Полезным будет и просмотр мультфильмов, но они должны иметь хороший сюжет и красивую рисованную графику.
  Нужно помнить и о том, чего педагогу делать категорически
нельзя:
- рисовать на рисунке ребенка, это его внутренний мир, в который взрослый не имеет права лезть;
- ругать или высмеивать работу ребенка, это может травмировать и навсегда отбить желание к творчеству;
- выделять лучшие работы;
- требовать «похожести», каждый рисунок индивидуален и неповторим, это авторское мировосприятие;
- требовать аккуратности и чистоты в работе, а тем более ругать за грязь, даже известный художник не рисует аккуратно и на его рабочем месте всегда будут пятна от краски.
     Если педагог в своей работе будет учитывать эти рекомендации, занятия по изобразительной деятельности будут гораздо плодотворнее и полезнее для
 ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль изобразительной деятельности в развитии детей дошкольного возраста

Рисование - насущная потребность ребенка дошкольного возраста. Большинство детей любят не только рисовать, но и лепить из пластилина, изготавливать поделки. Ребёнок воспринимает литературное произведе...

статья на тему: " Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

В этой статье раскрывается значение театрализованной деятельности в жизни дошкольников....

Статья на тему "Роль ЛЕГО - конструирования в развитии детей дошкольного возраста"

В этой статье описано влияние Лего-конструирования на развитие ребенка. Лего-конструирование дошкольника - легкая дорога к познанию. Собирая конструктор, ребенок развивает мелкую моторику, воображение...

Статья на тему :"Роль изобразительной деятельности в развитии детей".

"Роль изобразительной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"...

Консультация для педагогов по теме:«Роль проектной деятельности в развитии детей дошкольного возраста»

Представлена консультация для педагогов об актуальности применения проектной деятельности в рамках действующего законодательства в сфере образования....

Статья на тему: «Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста».

Статья на тему:«Роль театрализованной деятельности вразвитии детей дошкольного возраста».ГБДОУ № 95 Красногвардейского районаСанкт-ПетербургСоставила: Маллаева Альбина К.В статье раскрывае...