Проект: «Повышение компетентности участников образовательного процесса в области музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста».
методическая разработка

Самойлова Алёна Витальевна

Педагогический проект о развитии и создании музыкально-образовательной среды ДОУ.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Новолялинского городского округа «Детский сад общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельностипо художественно – эстетическому развитию воспитанников №4 «Сказка»

Российская Федерация, Свердловская область, 624401,

город Новая Ляля, улица Лермонтова, 19

Проект:

 «Повышение компетентности участников образовательного процесса в области музыкального воспитания и развития

детей дошкольного возраста».

Составитель:

Самойлова А.В.

Музыкальный руководитель

2017

Актуальность

Еще совсем недавно, несколько десятилетий назад, к дошкольникам не предъявлялись серьезные требования относительно знаний, умений, качеств, способностей. Общеобразовательная школа считалась первой ступенью, где целенаправленно, систематизировано и комплексно приобретались различные знания, умения, навыки, развивались способности, формировалась культура личности ребенка. В ходе изменений, происходящих в системе дошкольного образования, с принятием нового закона "Об образовании в Российской Федерации", в котором дошкольное образование обозначено как первая ступень образования внедрение ФГОС ДО вся дошкольная образовательная система подверглась большим изменениям. Признание значимости и весомости дошкольного детства повлекло за собой повышение требований к качеству дошкольного образования. Предъявляемые требования коснулись и музыкального воспитания в ДОУ. Одним из необходимых условий повышения качества образования является повышение компетентности участников образовательного процесса, и реализация данного условия становится ключевой задачей дошкольных организаций.

Это коснулось и музыкальной деятельности. Решение задач музыкального развития и воспитания, а именно приобщение ребенка к музыкальному искусству, раскрытие его музыкального потенциала, невозможно без взаимодействия всех участников образовательного процесса: музыкального руководителя, воспитанников и родителей. Поэтому необходимо повышение компетентности всех участников образовательного процесса в области музыкального развития и воспитания детей, и создание согласованной деятельности по достижению совместных задач и результатов в музыкальном воспитании и развитии ребенка.

Анализ деятельности участников образовательной деятельности в области музыкального развития показал, что в группах имеются музыкальные уголки для музыкальной самостоятельной деятельности ребенка, заполнены детскими музыкальными игрушками фабричного и самодельного изготовления, присутствуют портреты композиторов и иллюстрации к музыкальным произведениям, но отсутствуют музыкально-дидактические материалы: пособия, дидактические игры и т.д. Осуществляется взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя: воспитатель присутствует на музыкальных занятиях, помогает в разучивании песен и танцев, но как показало наблюдение, многие воспитатели не имеют достаточного представления о деятельности воспитателя на музыкальных занятиях и в повседневной жизни группы. А если и используют, то музыка с низким воспитательным качеством, с громким звучанием басов и аккомпанемента, нагружающих детскую психику. Логопед и психолог во взаимодействии с музыкальным руководителем не участвуют. Как показало анкетирование, родители не проявляют интерес к музыкальной деятельности ребенка, не понимают значимости музыкального воспитания в семье, не имеют представления о том, как происходит музыкальная деятельность ребенка в ДОУ.

Выявленные недостатки: скудное наполнение развивающей музыкальной предметно-пространственной среды в группах, недостаточное использование музыки воспитателями и другими специалистами ДОУ на занятиях и в повседневной жизни, заниженная значимость музыкальной деятельности ребенка в глазах родителей, негативно влияют на музыкальное развитие ребенка, на решение задач музыкального воспитания, и как следствие, на качество образования в области музыкального развития и воспитания детей в ДОУ.

Из выше сказанного вытекает проблема: каким образом повысить компетентность участников образовательного процесса в области музыкального воспитания и развития, тем самым повысить качество музыкального образования детей в ДОУ.

Цель: повысить компетентность участников образовательного процесса в области музыкального развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Изучить литературу, разработать диагностический пакет.
  2. Разработать и внедрить технологию по повышению компетентности участников образовательного процесса в области музыкального развития и воспитания детей дошкольного возраста.
  3. Проверить эффективность разработанной технологии по повышению компетентности участников образовательного процесса в области музыкального развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Теоретическая часть.

В современной педагогической литературе данные знания, умения, навыки и качества объединяются таким понятием как «профессиональная компетентность». Профессиональная компетентность педагога – это способность к эффективному выполнению профессиональной деятельности, определяемой требованиями должности, базирующейся на фундаментальном научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности. Она предполагает владение профессионально значимыми установками и личностными качествами, теоретическими знаниями, профессиональными умениями и навыками.Для качественного формирования компетентности педагога необходимы базовые знания, умения, способности, которые будут совершенствоваться в процессе деятельности. Профессиональная деятельность предполагает следующие характеристики компетентности: осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей; планирование воспитательно-образовательной работы; проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов.консультативная помощь родителям; создание условий для социализации детей; защита интересов и прав детей.

Компетентный родитель – это человек, который не испытывает страха за то, что он «плохой» родитель и не переносит чувства страха и вины на своего ребенка. Это человек, готовый видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок и предпринимать усилия для того, чтобы ее менять. Это человек, который знает, что если не помогает одно – надо пробовать другое. Компетентный родитель понимает, что для изменения развития ребенка в более благоприятную сторону надо меняться самому, пробовать, искать, учиться. Е.В. Чердынцева в структуре педагогической компетентности родителей выделяет следующие компоненты:знания о психологических особенностях, знания об основных направлениях, методах, средствах воспитания и развития детей в дошкольном возрасте; умение выявлять проблемы в воспитании собственного ребёнка, устанавливать причины сложившейся ситуации; умение продуктивно общаться с собственным ребёнком. Родительская компетентность – это прежде всего грамотность в вопросах образования, развития, воспитания своего ребенка. 

Рассматривая музыкальное воспитание как процесс приобщения детей к музыкальной культуре, развитие музыкальных способностей, воспитание интереса к музыкальной деятельности можно говорить о взаимодействии всех участников образовательного процесса как о средстве решения задач музыкального развития.

Таким образом, повышение компетенции участников образовательного процесса в области музыкального развития и воспитания - это комплекс мероприятий по созданию согласованной деятельности всех участников образовательной деятельности, которые обеспечивают музыкальное развитие и воспитание детей в дошкольном учреждении, «музыкальное пространство», которое окружает ребенка в детском саду и способствует раскрытию его музыкального потенциала, позволяющее педагогу наиболее эффективно организовать педагогический процесс музыкального развития.

Взаимодействие музыкального руководителя с участниками педагогического процесса - это согласованная деятельность педагогов, воспитанников и родителей по достижению совместных задач и результатов.

Основную нагрузку по музыкальному воспитанию детей несет музыкальный руководитель. Он проводит музыкальные занятия, готовит детей к выступлениям на праздниках и развлечениях, руководит организацией развивающей музыкальной среды в ДОУ. Ему, как специалисту, необходимо знать основные требования к подготовке и проведению музыкального занятия, владеть специальными навыками исполнения музыкальных произведений, методами и приемами организации детской музыкальной деятельности. Музыкальный руководитель осуществляет тесное сотрудничество с воспитателем, помогает ему приобрести знания и умения, необходимые для работы с детьми при закреплении у них материала, освоенного на занятии, совместно с ним планирует формы музыкальной деятельности детей в повседневной жизни ДОУ, помогает в их организации.

Взаимодействие музыкального руководителя с воспитателем и другими специалистами ДОУ. Воспитатель выступает помощником музыкального руководителя в организации детской музыкальной деятельности в процессе занятий и в дальнейшем закреплении освоенного на занятиях материала. Поэтому воспитателю также необходимо знать основные требования к подготовке и проведению музыкального занятия.

Использование музыки на занятиях.

 Рисование, лепка – вид изобразительной деятельности, основное назначение которых – образное отражение действительности. Взаимосвязь изобразительной деятельности с музыкой очень много дает детям в их эстетическом творческом развитии. Чтобы занятие по изобразительной деятельности стало ярким, впечатляющим, можно включить прослушивание музыкальных произведений для создания необходимого эмоционального отклика на картину. Музыка может предвосхитить творческую работу ребенка, когда мы её слушаем перед тем, как выполнить задание.

Чтение художественной литературы. Интеграция музыки является уже традиционным подходом, зарекомендовавшим себя в практике образовательных учреждений. Чтение фольклора не может осуществляться в отрыве от его музыкального компонента, представляющего собой у большинства народов мощный, глубокий, наиболее древний пласт духовной культуры. На основе синтеза музыки и литературы происходит знакомство детей с образцами детской поэзии - народной и авторской, классической и современной.

Математика. С помощью активного включения существующих сегодня в большом количестве песен, музыкальных игр, считалок про цифры, формы, арифметические действия, другие математические понятия, элементы, музыкальных логических задач в ткань занятия по математике и в занятия по музыке можно достичь качественно новых результатов интеллектуального развития ребенка.

Физкультурные занятия. Для эмоционального настроя, бодрого заряда активной деятельности ребенка на физкультурных занятиях используют музыку. Музыка должна звучать эпизодически: во время ходьбы, бега, подпрыгиваний, перестроений некоторых общеразвивающих упражнений. Основная часть занятия, как правило, проводится без музыки, хотя отдельные подвижные игры, могут включать музыкальное сопровождение. Занятия обычно заканчиваются маршем. Выполнение разнообразных физических упражнений под музыку возможно в тех детских садах, где хорошо поставлена работа по физическому и музыкальному воспитанию, т. е. большинство детей успешно справляются с программными требованиями.

В качестве музыкального сопровождения упражнений в основных видах движений используются народно-классическая музыка, сочинения отечественных и зарубежных авторов

Окружающий мир. Вполне очевидно, что передавать детям знания об окружающей природе (о животных, растениях, временах года, явлениях природы, экологической деятельности людей и т.д.) с активным привлечением средств искусства значительно эффективнее. Малые формы фольклора – пословицы, потешки, скороговорки, заклички, поговорки, народные песни, сказки, а также современное искусство насыщены экологическими сюжетами. Инструментальные произведения, песни, подобранные по тематическому принципу, создают фундаментальную основу для всестороннего развития ребенка.

Логопедические занятия – пропевание под музыку сложных слов, слогов, скороговорок.

Занятия с педагогом-психологом музыка выступает как средство для более полного раскрытия, раскрепощения ребенка, выработки защитных навыков для дальнейшей деятельности во внешней среде, подчас агрессивной, стрессогенной, формирования иммунитета - как физического, так и психологического, психоэмоционального, духовно-волевого.

На данных занятиях еще раз подчеркиваю «поддерживающее, усиливающее либо смягчающее» значение музыки, а не образовательное, учебно-результативное.

Использование музыки в повседневной жизни детей в ДОУ.

Включение музыки в повседневную жизнь детей в условиях детского сада определяется четким руководством со стороны воспитателя, который, учитывая цели и задачи воспитания, а также возможности, склонности и интересы детей, с помощью музыкального руководителя и самостоятельно подбирает музыкальный репертуар, предполагая включение его в разные моменты жизни ребенка.

Воспитателю необходимо так организовать жизнь детей в группе, чтобы она стала ярче, разнообразнее, чтобы знания, полученные детьми в процессе обучения на музыкальных занятиях, разнообразные впечатления от окружающего могли быть самостоятельно ими применены. С этой целью воспитатель организует центр музыкального развития детей, заранее продумывает возможные варианты использования музыки в повседневной жизни детей, добиваясь естественного, непринужденного ее включения в детскую деятельность.

У детей дошкольного возраста возникает интерес к музыке определенного характера, жанра, появляются любимые произведения, которые хотелось бы слушать чаще. Поэтому важно, чтобы прослушиваемый музыкальный материал был высокохудожественным и соответствовал возрастным особенностям детей. Воспитатель должен поддерживать интерес детей к музыке, желание слушать ее. Его основной задачей в плане музыкального воспитания детей является закрепление тех знаний, умений, навыков, которые дети получают на музыкальных занятиях. С этой целью воспитатель поет вместе с ними знакомые песни, занимается с отдельными детьми, помогая им освоить игру на музыкальных инструментах или сложный элемент танца. Следовательно, воспитатель должен хорошо знать весь музыкальный репертуар, который разучивается во время музыкальных занятий.

Включение музыки в режимные моменты.

Утренняя гимнастика. Для эмоционального настроя, бодрого заряда активной деятельности ребенка на физических занятиях и утренней гимнастике используют музыку. Известно, что звучание музыкальных произведений повышает работоспособность сердечно-сосудистой, мышечной, дыхательной систем организма. При выполнении упражнений с музыкальным сопровождением улучшается легочная вентиляция, увеличивается амплитуда дыхательных движений. В то же время можно говорить о развитии у детей музыкальности, основных ее компонентов – эмоциональной отзывчивости, слуха. Ребенок и здесь учится воспринимать музыку, двигаться в соответствии с ее характером, средствами выразительности. Подбирая музыку для физических упражнений, необходимо учитывать возраст детей, поскольку у малышей физиологические возможности достаточно ограничены (короткий шаг, относительно умеренный темп передвижения и т. д. ). Музыкальные произведения для ходьбы, бега, подпрыгиваний должны быть яркими, выразительными, умеренного темпа, с четкой фразировкой контрастного характера.

Прогулка. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Музыка оказывает свое воспитательное воздействие во время прогулок детей, стимулируя их активность, самостоятельность, вызывая различные эмоциональные переживания, создавая хорошее настроение, оживляя накопленные впечатления. Наиболее подходящим для музыкальных проявлений детей на прогулках является летний период. В это время на участке организуются интересные игры. Дети могут самостоятельно или вместе с воспитателем петь любимые песни, водить хороводы.

Музыка во время самостоятельной музыкальной деятельности детей. В самостоятельной музыкальной деятельности ребята по своей инициативе поют, водят хороводы, подбирают легкие мелодии на металлофоне, исполняют несложные пляски. Они могут сами организовать игры в «концерты», «театр», «спектакль». Детское музицирование характеризуется тем, что ребенок должен сам ориентироваться в музыке – сыграть, спеть, станцевать, что-то воспроизвести или сочинить. Источником возникновения детского музицирования являются прежде всего музыкальные занятия. Знания, полученные на занятиях, дети переносят в самостоятельную деятельность. Другим источником, питающим самостоятельное музицирование детей, являются праздники, развлечения. Чем ярче полученные впечатления, тем интереснее дети музицируют. Разнообразны источники самостоятельной музыкальной деятельности в семье. Любовь родителей к пению, игре на музыкальных инструментах оказывают влияние на музыкальное развитие детей, на их самостоятельное музицирование.Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников носит инициативный, творческий характер, основывается на приобретенном опыте, отличается многообразием форм и является начальным проявлением самообучения.

Ежедневная работа с каждым ребенком, знание его интересов, способностей дают возможность воспитателю вместе с музыкальным руководителем осуществлять художественное развитие всех детей. Музыкальный руководитель консультирует педагога, дает необходимые советы, оказывает практическую помощь в руководстве самостоятельной музыкальной деятельностью дошкольников.

Взаимодействие музыкального руководителя с родителями.

 Важной функцией музыкального руководителя является работа с родителями: разъяснение важности отбора музыкальных произведений, которые слышит ребенок дома, привлечение родителей к участию в музыкальных праздниках и развлечениях, консультирование по музыкальному развитию детей в семье, по работе с музыкально одаренными детьми.

Музыкальное просвещение родителей предполагает проведение родительских собраний, дней открытых дверей, индивидуальных консультаций, анкетирование, информирование.

Приобщение родителей к совместной музыкальной деятельности включает музыкальные занятия, праздники и развлечения родителей с детьми, выставки работ ребёнка и его родителей на тему «Рисуем музыку», лучший самодельный детский музыкальный инструмент.

Родительские собрания, но и их можно проводить в форме дискуссий и круглых столов, где монолог педагога звучит реже, чем диалог с родителями, происходит обмен мнениями, идеями, совместный поиск решения проблем.

Ответить на эти вопросы помогают дни открытых дверей: просмотры занятий дают родителям возможность наблюдать за своими детьми в ситуации, отличной от семейной, познакомиться с приёмами обучения и мерами воспитательного воздействия. Необходимо убедить родителей в том, насколько важен благоприятный домашний музыкальный климат: родители должны показать детям, что любимые музыкальные произведения доставляют радость и удовольствие и им, улучшают настроение.

Практическая часть.

Разработка и внедрение технологии.

Изучение литературы, теоретических основ и нормативных документов, а так же анализ педагогической деятельности за 2016-2017 уч.год, который показал недостатки в музыкальном развитии и воспитании детей, а именно скудное наполнение развивающей музыкальной предметно-пространственной среды в группах и на занятии, недостаточное использование музыки воспитателями и другими специалистами ДОУ на занятиях и в повседневной жизни, послужили основой дальнейшей практической деятельности по разработке и внедрению технологии по повышению компетентности участников образовательного процесса.

Цель технологии: повысить компетентность участников образовательного процесса в области музыкального развития и воспитания.

Взаимодействие музыкального руководителя с участниками педагогического процесса.

Взаимодействие с воспитателями: музыкальный руководитель осуществляет тесное сотрудничество с воспитателем, помогает ему приобрести знания и умения, необходимые для работы с детьми.

Планируется:

  1. Письменные консультации, темы которых сформированны на основе анкетирования (материалы будут оформлены в папку с файлами), беседы с воспитателями;
  2. Предоставление музыкального материала для использования на занятиях и в повседневной жизни группы. (образцы музыки в Приложении).
  3. Помощь в проведении зарядки под музыку. Обучение ритмическому восприятию музыки.
  4. Консультация и помощь воспитателю в создании музыкальной предметно-пространственной среды в группе, в оформлении центра музыки в группе.

Темы консультаций:

  1. «Роль воспитателя в организации музыкальной деятельности: функции и обязанности».
  2. «Роль воспитателя на утреннике и праздничных мероприятиях».
  3. «Музыка на утренней гимнастике».
  4.  «Самостоятельная музыкальная деятельность детей: виды, формы организации, роль воспитателя».
  5. «Руководство музыкальной самостоятельной деятельностью детей».
  6. «Музыка в повседневной жизни группы». Примерный музыкальный репертуар, используемый в повседневной жизни. (Приложение 4).
  7. «Музыка на занятиях». Примерный музыкальный репертуар, используемый на занятиях. (Приложение 4).

Взаимодействие со специалистами: музыкальный руководитель осуществляет взаимодействие со специалистами: логопед, психолог, воспитатель по изодеятельности, инструктор по физической культуре.

Планируется:

  1. Проведение письменных консультаций: «Использование музыки на логопедических занятиях», «Использование музыки на занятиях по изобразительной деятельности», «Использование музыки на занятиях с психологом», «Использование музыки на физкультурных занятиях».
  2. А также предоставление музыкального материала к занятиям по конкретным темам.

Взаимодействие с родителями:

Планируется:

  1. Консультации и рекомендации родителям по вопросам музыкального воспитания в семье, темы рекомендаций сформированы на основе анкетирования.
  2. Создание «Музыкального дневника группы», в который будут включены рекомендации по музыкальному воспитанию в семье, цели и задачи музыкального воспитания  в каждой возрастной группе, песни, фото с музыкальных занятий и праздников, описаны интересные события на занятиях.
  3. Приглашение родителей на музыкальные занятия, праздники и развлечения.

Показатели развития компонентов технологии обогащения музыкальной образовательной среды (Приложение 3).

  1. Педагоги активно используют предложенный материал на занятиях, в повседневной жизни и утренней гимнастике.

Методы: наблюдение, посещение занятий, утренней гимнастики.

  1. Педагоги понимают необходимость сотрудничества в решении общих задач музыкального развития детей.  

Методы: анкетирование (Приложение 1), беседа.

  1. В группах присутствует центр развития музыки, наполнемость соответствует возрасту детей. Представлены детские музыкальные инструменты, альбомы с портретами композиторов и иллюстраций к музыкальным произведениям.

Методы: посещение группы.

  1. Родители получают информацию через консультации; информирование, посещение музыкальных мероприятий.

Методы: наблюдение, опрос, анкетирование.

  1. Родители проявляют интерес к музыкальной деятельности, знают как проходят музыкальные занятия.

Методы: наблюдение, анкетирование (Приложение 2)

Оценка сформированности каждого показателя определяется с помощью уровней: 1 – не сформирован, 2 – в стадии формирования, 3 – сформирован.

Ожидаемые результаты.

  1. Педагоги активно используют предложенный материал на занятиях, в повседневной жизни и утренней гимнастике. Понимают необходимость сотрудничества в решении общих задач музыкального развития детей.
  2. Родители получают информацию через «Музыкальный дневник группы». Проявляют интерес к музыкальной деятельности.
  3. В группах присутствует музыкальный уголок, в котором представлены детские музыкальные инструменты, альбомы с портретами композиторов и иллюстраций к музыкальным произведениям в соответствии с возрастом детей.

Перспективное планирование по реализации проекта.

сентябрь

группа

взаимодействие музыкального руководителя с участниками образовательного процесса

Формы контроля

Отметка о выполнении

примечания

воспитатель

Все группы

Анкетирование;

Предложить музыку к утренней гимнастике на тему «Детские песни»;

Предложить музыку к занятиям;

Консультация «Роль воспитателя в организации музыкальной деятельности: функции и обязанности»

Наблюдение

Посещение занятий

Специал.

Анкетирование;

Предложить музыку к занятиям.

        

Наблюдение

Посещение

занятий

родители

Все группы

Анкетирование;

Изготовление «Музыкального дневника группы».

Беседа

наблюдение

Поплнениемуз.уголка

Все группы

        

октябрь

группа

взаимодействие музыкального руководителя с участниками образовательного процесса

Формы контроля

Отметка о выполнении

примечания

воспитатель

Все группы

Предложить музыку к утренней гимнастике на тему

Предложить музыку к занятиям;

Консультация         «Роль воспитателя на утреннике и праздничных мероприятиях».

Наблюдение

Посещение занятий

специал

Предложить музыку к занятиям.

Наблюдение

Посещение

занятий

родители

Все группы

Изготовление «Музыкального дневника группы».

Беседа

наблюдение

Пополнение развивающей предметно-пространственной среды

 Изготовление иллстраций

Все группы

Изготовление папки

Содержание образования

Технология МХ

Ст

Подг.

Начальный этап овладения технологией МХ

«Словарь эмоций»

    Все группы

 Игры  

ноябрь

группа

взаимодействие музыкального   руководителя с участниками образовательного процесса

Формы контроля

Отметка о выполнении

примечания

воспитатель

Все группы

Предложить музыку к утренней гимнастике на тему

Предложить музыку к занятиям;

Консультация:«Музыка на утренней гимнастике».

Наблюдение

Посещение занятий

спец

Предложить музыку к занятиям.

Наблюдение

Посещение

занятий

родители

Все группы

Пополнение «Музыкального дневника группы».

Беседа

наблюдение

Пополнение развивающей предметно-пространственной среды

ллюстрации

Все группы

Содержание образования

Технология МХ

Ст

Подг.

Продолжение осваивание  технологией МХ

«Словарь эмоций»

Все группы

 Игры

декабрь

группа

взаимодействие музыкального руководителя с участниками образовательного процесса

Формы контроля

Отметка о выполнении

примечания

воспитатель

Все группы

Предложить музыку к утренней гимнастике на тему

Предложить музыку к занятиям;

Консультация  «Самостоятельная музыкальная деятельность детей: виды, формы организации, роль воспитателя».

Наблюдение

Посещение занятий

спец

Предложить музыку к занятиям.

Наблюдение

Посещение

занятий

родители

Все группы

Изготовление «Музыкального дневника группы».

Беседа

наблюдение

Пополнение развивающей предметно-пространственной среды

Иллюстрации

Все группы

Содержание образования

Технология МХ

Ст

Подг.

Начальный этап овладения технологией МХ

«Словарь эмоций»

Все группы

 Игры

январь

группа

взаимодействие музыкального руководителя с участниками образовательного процесса

Формы контроля

Отметка о выполнении

примечания

воспитатель

Все группы

Предложить музыку к утренней гимнастике на тему

Предложить музыку к занятиям;

Консультация: «Руководство музыкальной самостоятельной деятельностью детей».

Наблюдение

Посещение занятий

спец

Предложить музыку к занятиям.

Наблюдение

Посещение

занятий

родители

Все группы

Пополнение «Музыкального дневника группы».

Беседа

наблюдение

Пополнение развивающей предметно-пространственной среды

 иллюстрации

Все группы

Содержание образования

Технология МХ

Ст

Подг.

овладение технологией МХ

«Словарь

эмоций»

Все группы

 Игры

февраль

группа

взаимодействие музыкального руководителя с участниками образовательного процесса

Формы контроля

Отметка о выполнении

примечания

воспитатель

Все группы

Предложить музыку к утренней гимнастике на тему

Предложить музыку к занятиям;

Консультация  «Музыка в повседневной жизни группы».

Наблюдение

Посещение занятий

спец

Предложить музыку к занятиям.

Наблюдение

Посещение

занятий

родители

Все группы

Пополнение «Музыкального дневника группы».

Беседа

наблюдение

Пополнение развивающей предметно-пространственной среды

иллюстрац

Все группы

Содержание образования

Технология МХ

Ст

Подг.

Овладение технологией МХ

«Словарь эмоций»

Все группы

 Игры

март

группа

взаимодействие музыкального руководителя с участниками образовательного процесса

Формы контроля

Отметка о выполнении

примечания

воспитатель

Все группы

Предложить музыку к утренней гимнастике на тему

Предложить музыку к занятиям;

Консультация  «Музыка на занятиях».

Наблюдение

Посещение занятий

специал

Предложить музыку к занятиям.

Наблюдение

Посещение

занятий

родители

Все группы

Пополнение «Музыкального дневника группы».

Беседа

наблюдение

Пополнение развивающей предметно-пространственной среды

 иллюстрации

Все группы

Содержание образования

Технология МХ

Ст

Подг.

Овладение технологией МХ

«Словарь эмоций»

Все группы

 Игры

апрель

группа

взаимодействие музыкального руководителя с участниками образовательного процесса

Формы контроля

Отметка о выполнении

примечания

воспитатель

Все группы

Предложить музыку к утренней гимнастике на тему

Предложить музыку к занятиям;

Консультация

Наблюдение

Посещение занятий

спец

Предложить музыку к занятиям.

Наблюдение

Посещение

занятий

родители

Все группы

Пополнение «Музыкального дневника группы».

Беседа

наблюдение

Пополнение развивающей предметно-пространственной среды

 иллюстрации

Все группы

Пополнение

Содержание образования

Технология МХ

Ст

Подг.

Овладение технологией МХ

«Словарь

эмоций»

Все группы

 Игры

май

группа

взаимодействие музыкального руководителя с участниками образовательного процесса

Формы контроля

Отметка о выполнении

примечания

воспитатель

Все группы

Анкетирование;

Предложить музыку к утренней гимнастике на тему

Предложить музыку к занятиям;

Консультация

Наблюдение

Посещение занятий

спец

Анкетирование;

Предложить музыку к занятиям.

Наблюдение

Посещение

занятий

родители

Все группы

Анкетирование;

Пополнение «Музыкального дневника группы».

Беседа

наблюдение

Пополнение развивающей предметно-пространственной среды

иллюстрац

Все группы

Содержание образования

Технология МХ

Ст

Подг.

Заключительный этап овладения технологией МХ

«Словарь

эмоций»

Все группы

 Игры

Литература

  1. Методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб. для учащихся пед. уч-щ по спец. под ред. Н.А. Ветлугиной. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989. – 270 с.: нот.  
  2. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста, Издательство: "Детство-Пресс" (2013)
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013

Приложение 1

Анкета для педагогов и специалистов.

  1. Считаете ли вы необходимым использовать в работе с детьми музыкальные произведения?

Да

Нет

Другое

  1. Используете ли вы при работе с детьми музыкальные произведения?

Да

Иногда

Нет, не использую

  1. Как вы думаете, какие музыкальные жанры следует использовать при работе с детьми?

Детские песни

Классическую музыку

Песни эстрадных композиторов

Народные песни

  1. Как вы думаете, в какой части занятия целесообразнее использовать музыкальные произведения?

В начале занятия

В основной части занятия

В конце занятия

  1. Как вы думаете какова основная цель использования музыкальных произведений на занятии с детьми

Для проведения физкультурной минутки

Для лучшего усвоения детьми нового и пройденного материала

Для привлечения внимания детей к занятию

  1. Как вы считаете, на каких занятиях лучше использовать музыкальные произведения?

Рисование

Математика

Физкультура

Экологическое воспитание

Другие (пояснить)

  1. Как вы думаете, можно ли использовать музыкальные произведения на всех занятиях с детьми?

Можно использовать на всех занятиях

Можно использовать только на музыкальных занятиях

Другое (пояснить).

Приложение 2

Анкета для родителей

1. Считаете ли вы важным музыкальное воспитание в общем развитии ребенка?

да

нет

затрудняюсь ответить

2. Какую роль вы придаете (отводите) музыкальному воспитанию вашего ребенка?

незначительную

пусть занимается для общего развития

крайне важную роль для развития его музыкальных способностей

3. Существуют ли в вашей семье традиции домашнего музицирования (пения или игры на музыкальных инструментах) в присутствии ребенка (например: пение колыбельных для младших детей) или организация домашних концертов

да

нет

затрудняюсь ответить

4. Какая музыка чаще всего звучит у вас дома?

легкая развлекательная

классическая (в том числе эстрадная классическая)

«какая придется» (не имеет особого значения)

5. Знаете ли вы как проходят музыкальные занятия в ДОУ, какими видами музыкальной деятельности они занимаются?

                        Да

                        Нет

                        Хочу узнать

6. Как вы получаете информацию о музыкальном воспитании и развитии?

От знакомых

На сайте

От воспитателя

Другое (уточнить)

7.Интересуетесь ли вы у ребенка, воспитателя о том, как проходят музыкальные занятия, нравятся ли ребенку музыкальные занятия, чем ребенок занимается на музыкальных занятиях.

                        Да

                        Нет

                        Иногда

 8.Какое участие вы могли бы принять в проведении утренника, детского праздника, спектакля или в их подготовке?

 выступить со своим ребёнком;

 сыграть роль;

сыграть на музыкальном инструменте;

 сшить костюм;

 оформить, нарисовать декорации;

 другое (что именно)

9.Если бы у вас была возможность, уделяли бы вы больше внимания музыкальному развитию вашего ребёнка? Что именно вы хотели бы для этого предпринять_________________________________

Приложение 3

Диагностическая карта

Показатели

2 мл А

2 мл Б

Ср.А

Ср. Б

Ст

Подг.А

Подг.Б

  1. Педагоги активно используют предложенный материал на занятиях, в повседневной жизни и утренней гимнастике.

  1. Педагоги понимают необходимость сотрудничества в решении общих задач музыкального развития детей.  

  1. В группах присутствует музыкальный уголок, в котором представлены детские музыкальные инструменты, лэпбук, альбомы с портретами композиторов и иллюстраций к музыкальным произведениям.

  1. Родители получают информацию через консультации; информирование, посещение музыкальных мероприятий, сайта детского сада.

  1. Родители проявляют интерес к музыкальной деятельности, знают как проводятся музыкальные занятия.

Приложение 4

Примерный музыкальный материал для использования в повседневной жизни группы и на занятиях.

г. Утренний прием детей, игры до завтрака

Вальсы И. Штрауса: Песни любви (Liebeslieder, op. 114,1852)

Прощание с Петербургом (AbschiedvonStPetersburg, op. 210, 1858) На прекрасном голубом Дунае (AnderschonenblauenDonau, op. 314, 1867) Жизнь артиста (Kiinstlerleben, op. 316, 1867)

Сказки Венского леса (G'schichtenausdemWienerwald, op. 325,1868) Тысяча и одна ночь (TausendundeineNacht, op. 346, 1871) Венская кровь (WienerBlut, op. 354, 1873) Калиостро (Cagliostro-Walzer, op. 370, 1875) Прекрасный май (О schonerMai!,op. 375, 1877) Розы с юга (RosenausdemSiiden, op. 388,1880) Весенние голоса (Fruhlingsstimmen, op. 410, 1883) Лагуны (Lagunen-Walzer, op. 411,1883) Императорский вальс (Kaiser-Walzer, op. 437, 1888)

Польки И. Штрауса: Полька "Трик-трак" Полька "Пиццикато" Аннен-полька «Охота»-Быстрая Полька

Произведения П.И. Чайковского: "Большой вальс" из балета "Лебединое озеро" Вальс-Аллегро "Спящая Красавица" Вальс из "Серенады для струнного оркестра" "Вальс цветов" из балета "Щелкунчик" Марш из сюиты на музыку балета "Щелкунчик" Таней Феи Драже из сюиты на музыку балета "Щелкунчик" Трепак из сюиты на музыку балета "Щелкунчик" Арабский танец из сюиты на музыку балета "Щелкунчик" Китайский танец из сюиты на музыку балета "Щелкунчик" Танец пастушков из сюиты на музыку балета "Щелкунчик" «Тарантелла»

Танец маленьких лебедей из балета "Лебединое озеро" Испанский танец из балета "Лебединое озеро "Неаполитанский танец из балета "Лебединое озеро" Венгерский танец (Чардаш) из балета "Лебединое озеро" Мазурка из балета "Лебединое озеро"

Вальсы Ф. Шопена: Вальс №1 (Оп. 18) (Большой блестящий вальс) Вальс №2 (Оп. 34. №1) Вальс №3 (Оп. 34. №2) Вальс №4 (Оп. 34. №3)

Вальс №5 (On. 42)

Вальс №6 (On. 64. №1) (PetitChien)

Вальс №7 (On. 64. №2)

Вальс №8 (On. 64. №3)

Вальс №9 (On. 69. №1)

Вальс №10 (On. 69. №2)

Вальс №11 (On. 70. №1)

Вальс №12 (On. 70. №2)

Вальс №13

Вальс №14

Вальс №15

Песни: Вместе весело шагать (сл.и М. Матусовского, муз. В. Шаинского Здравствуй, детство! (ел. М.Яснова, муз. И.Космачева, из м/ф "Чучело-мяучело") Песни Е. Крылатова, А. Рыбникова, Ю. Чичкова.

Утренняя гимнастика

На зарядку (3. Компанеец - Я. Белинский)

Песенка о зарядке (М. Старокадомский - М. Львовский)

Спортивная песня (М. Феркельман - Г. Пагирев)

Удивительная лошадь (И. Егиков - В. Левин)

Девочка и дождь (В. Рубашевский - И. Кашежева)

Кисонька (Л. Лядова - Б. Брянский)

Петушок (3. Компанеец - В. Орлов)

Как хорошо в лесу (В. Рубашевский - Р. Сеф)

Арбузшси (3. Компанеец - М. Садовский)

Тяп-ляп (В. Рубашевский - М. Райкин)

Про львов (И. Егиков - Э. Мошковская)

Идет коза (М. Иорданский - слова народные)

Скок-скок-поскок (М. Иорданский - слова народные)

Сверчок (М. Иорданский - М. Пляцковский)

Дружок (В. Рубашевский - Р. Сеф)

Песенка про лесенку (И. Егиков - С. Вигдоров)

Козочки-брыкалочки (С. Варелас - Г. Бойко)

Ах ты, берёза (музыка народная русская)

Гопак (русская народная музыка)

Во поле берёза стояла (музыка народная русская)

Мы на луг ходили (А. Филиппенко - Т. Волгина)

Светит месяц (русская народная музыка)

Ходила младешенька по борочку

Про лягушек и комара (А. Филиппенко - Т. Волгина)

Как на тоненький ледок (музыка народная русская)

По малину в сад пойдём (хороводная) (А. Филиппенко - Т. Волгина)

У меня ль во садочке (музыка народная русская)

Гуси (А. Филиппенко - Т. Волгина)

Во саду ли, в огороде (музыка народная русская)

Маленькая полька (Д. Кабалевский)

Ах вы, сени (русская народная музыка)

Весёлые гуси (музыка и слова народные украинские)

Маленькая ночная серенада G-Dur

Серенада для струнных D-DurNotturna

Симфония №35

Симфония №36, "Линцкая"

Симфония №40

Концерт №26 "Коронационный"

А. Вивальди «Времена года»:

Концерт №1 Ми мажор «Весна», соч. 8 № 1

Концерт № 2 Соль минор

Концерт № 3 Фа мажор «Осень», соч. 8 № 3

Концерт № 4 Фа минор «Зима», соч. 8 № 4

Концерт для скрипки с оркестром Ре минор

Концерт для двух скрипок с оркестром Ля минор, соч. 3 № 8 Увертюра к опере «Армида в

египетском лагере»

Концерт для скрипки с оркестром Ля минор, соч. 3 № 6

Концерт для скрипки с оркестром Ми мажор, СОЧ. 3 № 12

Концерт для скрипки с оркестром Ми-бемоль мажор «iiritiro» («возвращение»)

Прогулка

Детективы-сыщики (В. Берковский, С. Никитин -Д. Самойлов) Зеленая история (В. Берковский, С. Никитин - В. Левин) Снег (В. Берковский - С. Михалков) Путешествовать прекрасно, Кошки-мышки, Игра (Г. Гладков)

Хороводные (игровые) песни (музыкальный фольклор): Шла утица вдоль бережка Лети, пташка-канарейка Я зайду на гору Плывёт стадо лебединое Ой Дид, ой Ладо! (Хоровод - Посев льна) Как вокруг города царевна Веночки, или жених ищет невесту Походить бы нам по травке Скажи, скажи воробышек Веночек

Ивушка, ивушка зеленая моя! Летал, летал воробей Месим тесто

Бояре, а мы к вам пришли При долине куст калиновый стоял Летний хоровод Ихохода Шла утка лугом Кострома, моя Костромушка Ох, плотнички, наши работнички

Подъем, воздушные и водные процедуры

Музыка природы (воды, птиц, моря).

Музыкальные сборники, составленные психологом В. Леви. Если хочешь быть здоров (В. Соловьёв-Седой - В. Лебедев-Кумач) Спортивный марш (И. Дунаевский - В. Лебедев- Кумач)

Российские и советсткие марши.

Вальсовая музыка российских и зарубежных композиторов.

Пробуждальная песенка (Н. Песков)

Развитие речи

В порту (С. Козлов - М. Минков)

Скороговорки под начальные упражнения по сольфеджио.

Пропевание простых предложений под инструментальные произведения из начальных

курсов   обучения   игре   на   фортепиано:   предложения   составляются   воспитателем   в

соответствии  с учебными задачами (например, обогащение словарного запаса детей

прилагательными или наречиями, или предлогами и т.д.).

Использование учебников, учебных пособий, хрестоматий по сольфеджио, разработанных

для   дошкольных   отделений   и   начальных   классов   детских   музыкальных   учебных

заведений.

Ознакомление с окружающим миром

Песенка про радугу

Песенка про жирафа (Ю.Энтин - Ю. Чичков)

Багульник (И. Морозов - В. Шаинский)

Уголок России (Е. Шевелева - В. Шаинский)

Березовые сны (Г. Фере - В. Гевиксман)

Березовый сок (М. Матусовский - В. Баснер) из к/ф «Мировой парень»

Вижу чудное приволье (Ф. Савинов - неизв. композ.)

Вниз по матушке по Волге (РНП)

Вы шумите, берёзы (Н. Гилевич - Э. Ханок, пер. А. Прокофьева)

Гляжу в озёра синие (И. Шаферан - Л. Афанасьев) из к/ф «Тени исчезают в полдень»

Край родной (А. Пришелец - Д. Кабалевский)

Подмосковные вечера (М. Матусовский - В. Соловьев-Седой) из к/ф «В дни Спартакиады»

Родина моя (Р. Рождественский - Д. Тухманов)

Паруса Крузенштерна (А. Городницкий)

Осенняя история (В. Синенко - В. Понурин)

Мы пришли сегодня в порт (С.Козлов — М. Минков) из м/ф "В порту"

Формирование элементарных математических представлений

Дважды два - четыре (М. Пляцковский - В. Шаинский)

Песня Алисы про цифры (В. Высоцкий)

Использование считалок в качестве песенного материала.

Музыкальное сопровождение к считалкам (мелодию и элементарную гармонию) может составить (сочинить) музыкальный руководитель, любой специалист ДОУ, имеющий музыкальное образование.

Рекомендуется использовать методическое пособие В.А. Лаптевой «Музыкальная математика для детей 4-7 лет», в котором предлагаются авторские варианты пения известных детских считалок под гитарный аккомпанемент.

В данном пособии также представлены песни про геометрические фигуры, основные геометрические понятия, количественный состав времени (суток, недели, месяца, года), измерения пространства и др.

В принципе, под все математические стихи можно подбирать известные мелодии или сочинять авторские музыкальные варианты. Подобные стихотворения можно найти практически во всех учебных пособиях по математика для дошкольников и младших школьников (например, «Считарь. Числа, счет, сложение» А.А. Усачева и др.).

Конструирование, труд

Я леплю из пластилина (С. Никитин)

Мы строим дом (М. И И. Саркисовы)

Конек-горбунок (балет, М. Щедрин)

Волк и семеро козлят (опера, М.В. Коваль)

Петя и волк (симоническая сказка, С.С. Прокофьев)

Сказ о каменном цветке (балет, С.С. Прокофьев)

Золушка (балет, С.С. Прокофьев)

Изобразительное искусство

Рисуйте, рисуйте (А. Зацепин - Л. Дербенев)

Пусть всегда будет солнце (Л. Ошанин - А. Островский)

Оранжевая песня (А.Арканов - Г. Горин)

Мы рисуем (М. Протасов)

Разноцветные моря (Г. Гладков)

Картины (Г. Гладков)

Произведения К. Сен-Санса, К. Дебюсси, М. Равеля, И. Брамса, Э. Грига, П.И,

Чайковского, В.А. Моцарта, И.С. Баха, А. Вивальди, Т. Альбиони, Н.А. Римского-

Корсакова,

Музыка природы.

Физкультура

Будь спортсменом (А. Лепин — О. Фадеева)

На лыжи, друзья (З.Левина - К.Ибряев)

Трус не играет в хоккей (А. Пахмутова- С. Гребенников, Н. Добронравов)

Физкультурная (О. Фельцман - О. Фадеева)

До чего же хорошо кругом (И. Дунаевский - Л. Некрасова)

Песня юных спортсменов (Е. Жарковский - В. Викторов)

Догони зайчика (Е. Тиличеева)

Мышки и кот (Т. Бабаджан)

мячик (Р. Рустамов)

Пляска-приглашение (В.Журбинская)

Марш (С.С. Прокофьев)

Праздничный марш (Е. Тиличеева)

Марш (М. Красев)

Танец маленьких лебедей (из балета «Лебединое озеро», П.И. Чайковский)

Вальс М. Леви

Вальс (Е. Дога)

Русские народные песни, инструментальные наигрыши.

Духовно-нравственное (патриотическое, этическое, экологическое) воздействие

Дрозды (С. Островский - В. Шаинский)

Пропала собака (А. Ламм - В. Шаинский)

Уголок России (Е. Шевелева - В. Шаинский)

Вижу чудное приволье (Ф. Савинов - неизв. автор)

Гляжу в озёра синие (И. Шаферан - Л. Афанасьев) из к/ф «Тени исчезают в полдень»

С чего начинается Родина (М. Матусовский - В. Баснер) из к/ф «Щит и меч»

Преданней собаки нету существа!  из  к/ф  "Приключения  Электроника"  (Ю.Энтин -

Е.Крылатов)

Точка, точка, запятая (Ю. Ким — Г. Гладков)

Прекрасное далеко из к/ф "Гостья из будущего" (Ю. Энтин - Е. Крылатое)

Пусть всегда будет солнце (Л. Ошанин - А. Островский)

Не дразните собак (М. Пляцковский - Е. Птичкин)

Летите, голуби (И. Дунаевский - М.Матусовский) из к/ф "Мы за мир"

Золотая свадьба (И. Резник - Р. Паулс)

Нас много на шаре земном (Ан. Александров)

Наша Родина (Е. Тиличеева)

Улыбка из м/ф «Крошка Енот» (М. Пляцковский - В. Шаинский)

Человек из к/ф "Приключения Электроника" (Ю. Энтин - Е. Крылатов)

Самая счастливая (К. Ибряев, Л. Кондратенко, Ю. Чичков)

Слониха, слонёнок и слон (Ю. Мориц - С.Никитин)

Четыре таракана и сверчок (Р. Виккерс - итальянская народная музыка)

Резиновый ежик (Ю.Мориц - С.Никитин)

Песенка о капитане из к/ф "Дети капитана Гранта" (В. Лебедев-Кумач - И.Дунаевский)

Не бойся быть отважным! (Г. Остер — Г. Гладков) из к/ф "А вдруг получится..."

Крылатые качели из к/ф "Приключения Электроника" (Ю. Энтин - Е. Крылатов)

Л.Бетховен «Лунная соната», «К Элизе»

К. Сен-Сане «Лебедь»

Э. Григ «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»

П.И. Чайковский «Сладкая грёза»

Произведения В. Моцарта, А. Вивальди, И.С. Баха, П.И. Чайковского, И. Штрауса

Музыка природы (звуки океана, моря, леса, птиц и т.д.).

Улыбка (М. Пляцковский - В. Шаинский) из м/ф «Крошка Енот»

Антошка (Ю. Энтин - В. Шаинский) из м/ф «Веселая карусель»

Ведь столько на свете (Д. Непомнящий - В. Шаинский) из м/ф «По дороге с облаками»

Когда мои друзья со мной ((М. Танич - В. Шаинский) из к/ф «По секрету всему свету»

Большой хоровод (Е.Жигалкин - А.Хайт)

По секрету всему свету (М. Танич - В. Шаинский)

Флажок (В. Губарев А. Филиппенко) из к/ф "Королевство кривых зеркал"

Ты руку другу протяни к/ф "Звездный мальчик" (С. Маршак - А. Рыбников) Песенка друзей из м/ф "Бременские музыканты" (Ю. Энтин - Г. Гладков) Когда мои друзья со мной (В. Шаинский - М. Танич) Детство - это я и ты (М. Пляцковский - Ю. Чичков)

День рождения (А. Тимофеевский - В. Шаинский) из м/ф Чебурашка

Танец утят (Ю. Энтин - неизв. автор)

Тридцать три коровы из к/ф «Мэри Поппинс, до свидания!» (Н. Олев - М. Дунаевский)

Ты  мне  веришь?  (И.  Кохановский — А.  Рыбников)  из  к/ф   «Большое  космическое

путешествие»

Из чего сделаны мальчики и девочки (С. Маршак - неизв. автор)

С.С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк».

Песни на стихи А.Барто, Д. Хармса.

СП. Баневич. Русалочка (Альбом фортепианных пьес по сказке Г.Х. Андерсена).

М.П. Мусоргский. Фортепианная сюита «Картинки с выставки».

Первоклашка-первокласник (Ю. Энтин - В. Шаинский) из к/ф «Утро без отметок»

Чему учат в школе (М. Пляцковский - В. Шаинский)

Это очень интересно... (Ю.Мориц - С.Никитин)

Учиться надо весело (К. Ибряев - С.Соснин)

Первоклашка (Ю. Энтин - В. Шаинский) из к/ф "Утро без отметок"

Г. А. Струве. Мы сидим за партами впервые. Переменка.

Мы теперь ученики (Г. Струве — К. Ибряев)

Г.А. Струве. Сюита «Мы - первоклассники»

Первый звонок (Ф. Воробьев - П. Комаров)

Первый урок (Ф. Воробьев - А. Хасанов)

Худолей И.Л. В школе: шесть пьес (Соч. 15).

Работа с родителями

Я у бабушки живу (И.Шаферан - Э. Ханок)

Цветные сны Н. Олев М. Дунаевский) из к/ф "Мэри Поппинс, до свидания!"

Песенка про папу (В. Шаинский - М. Танич)

Пятнадцать лягушек.

Куда уходит детство (Л. Дербенев - А. Зацепин)

Произведения И.С. Баха, А. Вивальди, В.А. Моцарта, Ф. Шуберта, Л. Бетховена, Э. Грига,

П.И. Чайковского, М.И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакова.

Духовные произведения русских композиторов (Д.С. Бортнянский, СВ. Рахманинов, А.Д.

Кастальский, П.Г. Чесноков, А.Т. Гречанинов.

Музыка природы (звуки океана, моря, леса, птиц и т.д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа взаимодействия участников образовательного процесса для предупреждения речевых нарушений у детей дошкольного возраста 2 младшей группы (3 - 4 года)

Программа взаимодействия участников образовательного процесса позволяет осуществлять работу по профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста ....

Программа взаимодействия участников образовательного процесса для предупреждения речевых нарушений у детей дошкольного возраста ср. гр.(4 - 5 лет)

Программа взаимодействия учителя - логопеда и воспитателей оказывает положительное влияние для предупреждения речевых нарушений у детей среднего дошкольного возраста....

семинар-практикум Психологическая компетентность участников образовательного процесса как одно из условий повышения качества образования» (ДОУ)

Семинар-практикум Психологическая компетентность участников образовательного процесса как одно из условий повышения качества образования» (ДОУ)...

«Взаимодействие участников образовательного процесса для предупреждения речевых нарушений у детей дошкольного возраста »

Комплексный подход к профилактике речевых нарушений у воспитанников ДОУ предполагает такую организацию взаимодействия педагогов, при которой создаются условия для оптимального речевого развития ребенк...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по гражданско-правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «С чего начинается Родина….!» (образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»)

Конспектнепосредственно образовательной деятельностипо гражданско-патриотическому  воспитаниюдетей старшего дошкольного возраста  Цель: формирование  патриотических качеств личност...