Этические беседы о дружбе, сотрудничестве, о взаимопомощи, о совместном труде в средней группе.
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Астахова Надежда Николаевна

Этические беседы о дружбе, сотрудничестве, о взаимопомощи, о совместном труде в средней группе детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл besedy_srednyaya.docx38.18 КБ

Предварительный просмотр:

Этические беседы о дружбе, сотрудничестве, о взаимопомощи,

о совместном труде

в средней группе

Автор-составитель:

Воспитатель Астахова Н.Н.

2018г

Содержание:

  1. Беседа «Почему нужно уметь уступать»?...................................3
  2. Нравственно-этическая беседа  «Как жить дружно, без ссор».3
  3. Беседа «Не сиди сложа руки – так не будет и скуки» …….…..5
  4. Беседа о заботливых и трудолюбивых детях  ………………....6
  5. Беседа «Правила дружной игры»……………………………….8
  6. Беседа «К чему ведут ссоры в игре»……………..……………10
  7. Беседа о помощи…………….…………….…………………..…6
  8. Беседа о помощи взрослым………………………………..……7

Беседа «Почему нужно уметь уступать»?

(Сентябрь, 2 неделя «Кто живет в теремке»)

В ходе беседы воспитатель учит детей избегать ссор, уступать и договариваться друг с другом.

Воспитатель начинает беседу с вопросов:

– Кто из вас умеет играть дружно? (Педагог может описать дружные игры детей, которые ему приходилось наблюдать.)

– Во что вы любите играть?

– Ссоритесь ли вы во время игры? Из-за чего вы ссоритесь?

Затем педагог предлагает детям послушать рассказ: ...

Света пришла в садик после болезни. Ее подруга Поля встретила девочку с радостью:

«Теперь мы с тобой будем играть!» Света предложила играть в доктора. «Я буду доктор, я знаю, как лечить». Полина согласилась. Доктор выслушивал кукол трубочкой, смотрел горло,  делал уколы, иногда ставил банки.

Вечером Поля рассказывала маме: «Мы со Светой так хорошо играли в доктора! Только Света уронила шприц и хотела сделать укол. А я не разрешила. Он грязный, это вредно для детей. Света рассердилась: „Я сама знаю“, – и не захотела играть дальше. А я ей сказала: „Тебе бы так грязным!“ И она согласилась. Завтра мы опять будем играть».

На другой день Поля и Света хотели опять играть в доктора. «Теперь я буду доктором», – заявила Поля. «Нет, будем играть как вчера», – не согласилась Света. Полина недовольно молчала. Света стала настаивать: «Сейчас будем играть как вчера, а завтра ты будешь доктором». Поля подумала и сказала: «Завтра я буду доктором, – а потом добавила: – И послезавтра». – Можно ли сказать, что Света и Поля играли дружно? Почему вы так думаете?

– Были ли споры между девочками?

– Почему спор не перешел в ссору?

(Девочки смогли уступить друг другу, договориться о дальнейшей игре.)

Воспитатель обобщает ответы детей: если во время игры возникает спор, нужно уступить, договориться так, чтобы никому не было обидно.

Нравственно-этическая беседа  «Как жить дружно, без ссор»

(Сентябрь, 3 неделя «Как живут в теремке?»)

Ход беседы

Дети проходят в группу и усаживаются на места.

Воспитатель: Ребятки, сегодня мы поговорим о чём-то важном. А о чём –

догадайтесь.

Просмотр ИКТ – 1 слайд (звучит песня «Неприятность эту мы переживём»

из мультфильма «Кот Леопольд»).

Воспитатель: Узнали песню?

Дети: Да.

Воспитатель: Из какого она мультфильма?

Дети: Про кота Леопольда.

Воспитатель: Верно. А вспомните, какие слова говорит кот Леопольд

мышатам?

Дети: Давайте жить дружно.

Воспитатель: Молодцы. А теперь подумайте и скажите, что значит жить

дружно?

Дети: Не драться, играть вместе, делиться игрушками, уступать друг другу

в игре, помогать, не обижать и т. д.

Воспитатель: Умнички! А вот если человек делится игрушками, он

какой?

Дети: Добрый (проговаривание индивидуальное, коллективное)

Воспитатель: А если человек помогает другим, заботится о других, он

какой?

Дети: Заботливый, внимательный (проговаривание индивидуальное,

коллективное)

Воспитатель: Ребята, сколько хороших слов мы с вами вспомнили!

Добрый, внимательный, заботливый! А как можно назвать такого человека?

Кто он?

Дети: Друг (проговаривание индивидуальное, коллективное)

Воспитатель: Друг – это мы говорим про мальчиков, а про девочек, как

сказать?

Дети: Подруга (проговаривание индивидуальное, коллективное)

Воспитатель: (обращается к ребёнку) А у тебя есть друг (подруга)? (есть)

- А что вы вместе любите делать? (играть, бегать, рисовать и т.д.)

- А вы помогаете друг другу? (Да)

- А как? (вместе убираем игрушки, развязываю шарф, вместе дежурим,

играем и т.д.)

-Значит, между вами начинается дружба (проговаривание индивидуальное,

коллективное).

Воспитатель: Дружба возникает тогда, когда два или три друга вместе

играют, вместе гуляют, помогают, сочувствуют друг другу, делятся игрушками,

не обижают друг друга.

Воспитатель: А если человеку плохо, больно, что должен сделать

настоящий друг? Дети: Пожалеть, помочь, развеселить, поиграть и т.д.

Воспитатель: То есть, если твоему другу (подруге) больно, то надо

пожалеть, выразить сочувствие. Если плохо, то помочь, развеселить, поиграть

вместе. И про такого друга говорят, что он отзывчивый, чуткий, умеет

переживать и сочувствовать. А сейчас мы узнаем, умеете ли вы переживать,

выражать сочувствие?

Игровая ситуация «Угадай настроение»

Дети встают за стульчики.

Воспитатель показывает мимикой и жестами первое эмоциональное

настроение (изображает боль в руке). Дети должны подойти и пожалеть

воспитателя.

Следующее эмоциональное состояние изображает ребёнок, прослушав

задание на ушко (изобразить весёлое настроение). Дети должны угадать

состояние друга.

Третье эмоциональное состояние изображает другой ребёнок (изобразить

грусть). Дети должны подойти к другу, обнять, взять за руку и развеселить его,

улыбнуться ему.

Воспитатель: Ребята, а с чего начинается дружба?

Дети: С улыбки!

Воспитатель: Верно. Дружба начинается с улыбки, как поётся в нашей

любимой песне.

Ресурсный круг « Хоровод дружбы»

Воспитатель: А теперь я приглашаю вас в круг – «Хоровод дружбы».

Давайте все вместе возьмёмся за руки, почувствуем тепло рук друг друга,

улыбнёмся друг другу и споём добрую песню «Улыбка».

Воспитатель приглашает детей присесть на свои места. Продолжается

просмотр ИКТ – 2, 3, 4 слайды.

Воспитатель: Посмотрите картинки и скажите, о чём они?

Дети: О дружбе, друзьях, дети вместе играют, читают, слушают музыку.

Воспитатель: А сейчас возьмите своего друга за руку, крепко-крепко

обнимитесь, ещё раз улыбнитесь, и постарайтесь не ссориться.

Далее воспитатель предлагает посмотреть 5-9 слайды, где изображены

картинки о дружбе: людей и животных, мальчиков и девочек, героев

мультфильмов. Дети узнают и называют героев иллюстраций, их действия,

эмоциональное состояние и т.д.

В завершении занятия на 10-ом слайде появляется «Весёлое солнышко».

Воспитатель: Посмотрите, ребята, от наших улыбок и хорошего

настроения выглянуло солнышко. Оно светит, улыбается нам и радуется за нас.

Беседа «Не сиди сложа руки – так не будет и скуки

(Ноябрь,3 неделя «Поздняя осень»)

В ходе беседы воспитатель рассказывает детям о полезности и значимости труда.

– Бывает ли вам скучно? – интересуется у детей воспитатель. – А как вы избавляетесь от скуки?

– Послушайте, что делала Света, когда ей было скучно (С. Баруздин «Когда не бывает скучно»). ...

Поиграли ребята и стали собираться гулять. Светлана осталась в группе.

– Ты сегодня кашляешь, тебе лучше посидеть в комнате, – сказала Зинаида Федоровна.

– Поиграй, а мы скоро вернемся.

Светлана постояла посреди комнаты, посидела на стуле, походила из угла в угол, и так скучно ей стало! На улицу хочется!

– Вовсе я не кашляю! Почему меня гулять не взяли?

Пришла няня Нина Марковна, стала прибирать в комнате. Нужно стулья по порядку расставить, пол подмести, стекла протереть.

Много дел у Нины Марковны! Никак одной не управиться.

– Я помогу! – говорит Светлана. – Давайте вместе убирать.

И они стали работать вместе. Светлана расставляет стулья, а Нина Марковна подметает пол.

Света складывает книги, а Нина Марковна оправляет постели в спальне…

– Скорее, – говорит Светлана, – а то не успеем!

– Скорее! – говорит Нина Марковна. – Нужно все до прихода ребят убрать. Тикают часы на стене, бегут стрелки: пять, десять, пятнадцать минут… Время летит быстро, а работа идет еще быстрее. Только Нина Марковна со Светой кончили уборку, как на улице пошел дождь и все ребята прибежали домой. Вошли к себе в группу, посмотрели… Чисто в комнате, уютно,

хорошо!

– Ну как, тебе не скучно было? – спрашивает Свету Зинаида Федоровна.

– Нет, – отвечает Светлана, – мы с Ниной Марковной работали!

– Какое настроение было у Светы, когда все ушли гулять?

(Ей было скучно, хотелось на улицу к ребятам.)

– Как Света нашла себе интересное занятие?

– Кому Света помогала? Что она делала?

Что увидели ребята, когда вошли в группу?

– Что сказала девочка в ответ на вопрос воспитательницы: «Ну как, тебе не скучно было?»

– Кто из вас любит работать?

– Как мы называем человека, который любит работать, приносить пользу окружающим?

(Трудолюбивый, работящий.)

– Расскажите о том, что вы умеете делать.

– Объясните пословицу «Не сиди сложа руки – так не будет и скуки».

Беседа о заботливых и трудолюбивых детях

(Ноябрь, 4 неделя «Профессии»)

Я одеться сам могу

Мне уже четыре года,

Я одеться сам могу.

Если тёплая погода, -

Без пальто во двор бегу;

Если ветер сильный дует,

Если слякоть или дождь,

В детский садик не пойду я

Без пальто и без калош.

Я привык свои ботинки

Чистить щёткой каждый день.

Из костюма все пылинки

Мне вытряхивать не лень.

В.Зайцев

Переплётчица

Заболела

Эта книжка:

Изорвал её братишка.

Я больную

Пожалею:

Я возьму её

И склею.

Б.Заходер

Колыбельная

Спи, моя хорошая,

Баю – баю – бай!

Куколка любимая,

Глазки закрывай.

Я тебя раздену,

Застелю кровать.                                                                                                                      Завтра встанем вместе.

Будем вновь играть.

Ю.Гарей.

Портниха

Целый день сегодня шью.

Я одела всю семью.

Погоди немного, кошка, -

Будет и тебе одёжка.

Б.Заходер

Что можно сказать про детей, о которых рассказано в этих стихотворениях, какие они? ( Трудолюбивые, заботливые, добрые, ласковые, внимательные …)

Какие рассказы или стихотворения вы знаете о трудолюбивых и заботливых детях?

Маленькие дети не могут трудиться так много, как взрослые. Но если они даже немного помогут маме, то у мамы дел будет поменьше. Она сможет побольше отдохнуть или почитать вам, поиграть с вами. Если вы не помогаете маме, то дел у неё становится больше, она больше устаёт. Расскажите как вы помогаете маме.

У русского народа много пословиц. В них коротко говорится о поступках людей. Послушайте пословицы про труд и трудолюбие:

Маленькое дело лучше большого бездолья.

Без труда не вынешь рыбку из пруда.

Откладывай безделье, да не откладывай дела.

В большом деле и малая помощь дорога.

Беседа «Правила дружной игры»

(Декабрь, 1 неделя «Зима. Дед Мороз и Снегурочка».)

В беседе воспитатель пытается объяснить детям, зачем нужны правила игры; учит решать спорные вопросы, избегать ссор.

Педагог предлагает детям послушать рассказ «Домино»: ...

Анна Ивановна предложили детям поиграть в домино. Ребята собрались вокруг стола. В игру пригласили и новенькую девочку Аню. Но она отказалась. Началась игра. Сначала все шло хорошо. Но вдруг Витя спохватился, пропустив свой ход: «У меня есть желуди! Только я не заметил». «Все! Я уже сделал ход», – сказал Сеня. Катя и Оксана поддержали его. Но Витя не сдавался: «У меня есть эта карточка! Это неправильно». Тогда Анна Ивановна предложила: «Мы не договорились, как нужно поступать в этом случае. Давайте вместе придумаем правило». После обсуждения Коля сказал: «Теперь, кто прозевал, пропускает ход!». Игра продолжилась. Дети стали более внимательны. Но тут в игру вмешалась Аня: «Дайте мне тоже карточки». Анна Ивановна объяснила, что нельзя вступать в игру в середине партии. «Ты что, сама не понимаешь? Ты сама отказалась играть», – возмущенно сказал Коля. Анна Ивановна успокоила детей, и все решили, что Аня дождется следующего кона. Включившись в игру, Аня очень переживала, выиграет она или нет. Она вскакивала, просила подождать, пока еще раз проверит свои карточки. Не выиграв, она бросила карточки со словами: «Плохая ваша игра, не буду больше в нее играть», – и ушла.

– Ребята играли дружно?

– Как вела себя Аня?

– Что помогло детям продолжить игру, когда Витя захотел вернуть себе ход?

(Они не стали ссориться, а договорились о новом правиле игры.)

– Почему Аня вела себя плохо?

(Она не понимала правил игры.)

– У всех ли игроков есть возможность выиграть? Стоит ли обижаться на выигравшего?

Воспитатель предлагает детям рассказать, что они чувствовали, когда выигрывали и когда

проигрывали.

– Когда вы выигрывали, вам хотелось подразнить проигравшего?

– А как вы себя чувствуете, когда вас дразнят за проигрыш?

В конце занятия дети с помощью воспитателя составляют «Правила дружной игры»:

- знать правила игры и следовать им;

- не злиться на проигрыш;

- не дразнить проигравшего;

- спор, возникший во время игры, решать, опираясь на правила.

Беседа «Как жить дружно, без ссор».

ходе беседы воспитатель вместе с детьми пытается разобраться в причинах ссор.

Воспитатель начинает беседу с вопросов:

– Поднимите руку, у кого из вас есть друг.

– Во что вы вместе играете? Ходите ли вы на прогулку? Помогаете ли друг другу?

– Когда друга нет рядом, вам скучно?

– Ссоритесь ли вы с друзьями? Почему? Если вы поссорились, что надо сделать, чтобы

сохранить дружбу?

(Помириться.)

– А теперь послушайте, какая история приключилась с двумя мальчиками (В. Орлов «Ктокого»): ...

Кто кого обидел первый?

– Он меня!

– Нет, он меня!

– Кто кого ударил первый?

– Он меня!

– Нет, он меня!

– Вы же раньше так дружили!

– Я дружил!

– И я дружил!

– Что же вы не поделили?

– Я забыл.

– И я забыл.

– Эта история смешная или грустная?

– Над чем тут можно посмеяться?

(Ребята забыли, из-за чего подрались.)

– А что в этой истории грустного?

(Ребята поссорились и подрались из-за пустяка, неизвестно из-за чего.)

Подходит ли к этой истории пословица «Глупые ссорятся, а умные договариваются»?

– Значит, эту ссору можно назвать…

(глупой).

– А мальчиков можно назвать глупыми? Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте

узнаем, чем закончилась история. ...

Что ж, не будете ругаться?

– Ни за что!

– И никогда!

Остается вам обняться!

– Здорово!

– Согласен я!

– Можно назвать мальчиков глупыми? (Нет.) Почему вы так считаете?

(Мальчики помирились, поняли, что ссора ненужная, глупая.)

– А как вы миритесь с друзьями, если у вас случаются ссоры?

 

Беседа «К чему ведут ссоры в игре»

(Февраль,2 неделя «Наши папы-защитники Родины».)

Воспитатель напоминает детям о том, что ссора мешает игре и дружбе.

Педагог предлагает ребятам послушать стихотворение А. Шибаевой «Подружки»:

Шар надутый две подружки

Отнимали друг у дружки —

Весь поцарапали.

Лопнул шар, а две подружки

Посмотрели – нет игрушки.

Сели и заплакали.

– Почему подружки поссорились?

– Что произошло в результате ссоры?

– Давайте тоже поиграем в шарик (мячик) и покажем, как нужно играть.

– А вот какая история произошла с Петей и Мишей (рассказ Л. Толстого): ...

Был у Пети и Миши конь. Стал у них спор: чей конь. Стали они коня друг у друга рвать.

– Дай мне, мой конь.

– Нет, ты мне дай, конь не твой, а мой.

Пришла мама, взяла коня, и стал конь ничей.

– Почему мальчики поссорились?

(Они не хотели играть вместе.)

– О чем пожалели мальчики, когда мама забрала у них коня?

– Как вы думаете, что стали делать мальчик когда лишились игрушки?

– Теперь вы знаете, что ссора мешает игре.

В конце занятия воспитатель предлагает детям поиграть вместе одной игрушкой (лучше, еслиэто будет конь).

Беседа о помощи.

(Март, 1неделя «Любовь и доброта)

Не только взрослые заботятся о детях, но и дети должны заботиться о взрослых, особенно о старых людях.

Моя бабушка

Стала бабушка

Старой, хворою.

От ходьбы она устаёт.

Храбрым лётчиком

Стану скоро я,

Посажу её в самолёт.

Не тряхну её.

Не качну её.

Отдохнёт она

Наконец.

Скажет бабушка:

«Ай да внучек мой,

Ай да лётчик мой,

Молодец!»

С. Капутикян.

Что можно сказать про мальчика, какой он?

Как по- другому можно заботиться о бабушке?

Бабушка похвалила внука и сказала: «Молодец». Как ещё можно хвалить людей?

Вошли в группу пожилая и молодая женщины: кому первой вы подадите стул?

В группу вошли мужчина и женщина. Как вы им предложите сесть?

Перед дверью в детский сад встретились мальчики из младшей и подготовительной групп. Покажите как они войдут в помещение.

Перед дверью в детский сад встретились две девочки – большая и маленькая. Покажите, как они войдут в помещение.

Беседа о помощи взрослым

(Апрель, 4 неделя «Моя страна-мое село»)

Так или не так?

Оля и Люда гуляли во дворе. Увидела Оля, как Петрик помогает своей маме развешивать бельё на верёвке, и говорит подруге:

- И я сегодня маме помогала.

- И я тоже, - ответила Люда. – А что ты делала?

- Тарелки вытирала, и ложки, и вилки.

- А я ботинки чистила.

- Мамины? – спросила Оля.

- Нет, свои.

- Разве это помощь маме? – засмеялась Оля. – Ты же их себе чистила!

- Ну и что же? Зато у мамы будет меньше работы, сказала Люда.

Так или не так?

Кто же из детей помогал маме?

Можно ли Люде сказать такую пословицу?

Судят не по словам, а по делам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытая этическая беседа "О дружбе и друзьях"

Воспитывать доброжелательное и заботливое отношение ко всем окружающим людям, а особенно, к своим друзьям - это первостепенная задача в воспитании личности. В процессе беседы развивается монологическа...

Беседа с детьми по теме «Весна, Труд, Май» средняя группа

Цель:1.Уметь называть признаки весны и весны.2.Познакомить детей с праздником "Мир, Труд, Май".Задачи:1.Расширять и обогащать представления детей о весенних праздниках.2.Воспитывать чувство ...

Беседа «Дружба? Это когда с человеком хорошо просто так!» (средняя группа).

Развитие свободного общения со сверстниками и педагогом....

Коллективный труд в средней группе. Поможем Федоре трудиться!

Учить детей участвовать в организованном труде коллектива сверстников, соотносить свою деятельность с трудом других и понимать, что работа подгруппы, в которой трудишься, является частью общего дела к...

Конспект совместной образовательной деятельности по хозяйственно-бытовому труду в средней группе «Гости на пороге».

Согласно ФГОС дошкольного образования содержание образовательной области «Социально-коммуникативное ... Основные подходы к трудовому воспитанию в...

Этические беседы.Тема «Дружба»

№1 Тема: «Почему нужно уметь уступать».№2 Тема: «К чему ведут ссоры в игре».№3 Тема: «Правила дружной игры».№4 Тема: «Как жить дружно, без ссор» .№...