Этические беседы.Тема «Дружба»
методическая разработка

Рышкова Оксана Владимировна

№1 Тема: «Почему нужно уметь уступать».

№2 Тема: «К чему ведут ссоры в игре».

№3 Тема: «Правила дружной игры».

№4 Тема: «Как жить дружно, без ссор» .

№5 Тема: «Урок дружбы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл besedy_k_proektu.docx127.39 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\пкпк\Desktop\IMG-20210213-WA0014.jpg

Этические беседы

Тема «Дружба»

 №1 Тема: «Почему нужно уметь уступать».

Цель: в ходе беседы учить детей избегать ссор, уступать и договариваться друг с другом.

Беседа по вопросам:

Кто из вас умеет играть дружно? (Педагог может описать дружные игры детей, которые ему приходилось наблюдать.)

Во что вы любите играть?

Ссоритесь ли вы во время игры? Из-за чего вы ссоритесь?

Затем педагог предлагает детям послушать рассказ:

Света пришла в садик после болезни. Ее подруга Поля встретила девочку с радостью: «Теперь мы с тобой будем играть!» Света предложила играть в доктора. «Я буду доктор, я знаю, как лечить». Полина согласилась. Доктор выслушивал кукол трубочкой, смотрел горло, делал уколы, иногда ставил банки.

Вечером Поля рассказывала маме: «Мы со Светой так хорошо играли в доктора! Только Света уронила шприц и хотела сделать укол. А я не разрешила. Он грязный, это вредно для детей. Света рассердилась: „Я сама знаю", - и не захотела играть дальше. А я ей сказала: „Тебе бы так грязным!". И она согласилась. Завтра мы опять будем играть». На другой день Поля и Света хотели опять играть в доктора. «Теперь я буду доктором», - заявила Поля. «Нет, будем играть как: вчера», - не согласилась Света. Полина недовольно молчала. Света стала настаивать: «Сейчас будем играть как вчера, а завтра ты будешь доктором». Поля подумала и сказала: «Завтра я буду доктором, - а потом добавила; - И послезавтра».

- Можно ли сказать, что Света и Поля играли дружно? Почему вы так думаете?

- Были ли споры между девочками?

- Почему спор не перешел в ссору? (Девочки смогли уступить друг другу, договориться о дальнейшей игре.)

Обобщить ответы детей: если во время игры возникает спор, нужно уступить, договориться так, чтобы никому не было обидно.

 №2 Тема: «К чему ведут ссоры в игре».

Цель: напомнить детям о том, что ссора мешает игре и дружбе.

Педагог предлагает ребятам послушать стихотворение А. Шибаевой «Подружки».

Шар надутый две подружки

Отнимали друг у дружки

Весь поцарапали.

Лопнул шар, а две подружки

Посмотрели - нет игрушки.

Сели и заплакали.

Почему подружки поссорились?

Что произошло в результате ссоры?

- Давайте тоже поиграем в шарик (мячик) и покажем, как нужно играть.

- А вот какая история произошла с Петей и Мишей (рассказ Л. Толстого):

Был у Пети и Миши конь. Стал у них спор: чей конь. Стали они коня друг у друга рвать. - Дай мне, мой конь. - Нет, ты мне дай, конь не твой, а мой. Пришла мама, взяла коня, и стал конь ничей.

- Почему мальчики поссорились? (Они не хотели играть вместе.)

- О чем пожалели мальчики, когда мама забрала у них коня?

- Как вы думаете, что стали делать мальчики, когда лишились игрушки?

- Теперь вы знаете, что ссора мешает игре.

В конце беседы воспитатель предлагает детям поиграть вместе одной игрушкой (лучше, если это будет конь).

 №3 Тема: «Правила дружной игры».

Цель: в беседе объяснить детям, зачем нужны правила игры; учит решать спорные вопросы, избегать ссор, послушать рассказ «Домино»:

 Анна Ивановна предложили детям поиграть в домино. Ребята собрались вокруг стола. В игру пригласили и новенькую девочку Аню. Но она отказалась. Началась игра. Сначала все шло хорошо. Но вдруг Витя спохватился, пропустив свой ход: «У меня есть желуди! Только я не заметил». «Все! Я уже сделал ход», - сказал Сеня. Катя и Оксана поддержали его. Но Витя не сдавался; «У меня есть эта карточка! Это неправильно». Тогда Анна Ивановна предложила: «Мы не договорились, как нужно поступать в этом случае. Давайте вместе придумаем правило». После обсуждения Коля сказал: «Теперь, кто прозевал, пропускает ход!». Игра продолжилась. Дети стали более внимательны. Но тут в игру вмешалась Аня: «Дайте мне тоже карточки». Анна Ивановна объяснила, что нельзя вступать в игру в середине партии. «Ты что, сама не понимаешь? Ты сама отказалась играть», - возмущенно сказал Коля, Анна Ивановна успокоила детей, и все решили, что Аня дождется следующего кона. Включившись в игру, Аня очень переживала, выиграет она или нет. Она вскакивала, просила подождать, пока еще раз проверит свои карточки. Не выиграв, она бросила карточки со словами: «Плохая ваша игра, не буду больше в нее играть», - и ушла.

- Ребята играли дружно?

- Как вела себя Аня?

- Что помогло детям продолжить игру, когда Витя захотел вернуть себе ход? (Они не стали ссориться, а договорились о новом правиле игры.)

- Почему Аня вела себя плохо? (Она не понимала правил игры.)

- У всех ли игроков есть возможность выиграть? Стоит ли обижаться на выигравшего?

Воспитатель предлагает детям рассказать, что они чувствовали, когда выигрывали и когда проигрывали.

- Когда вы выигрывали, вам хотелось подразнить проигравшего?

- А как вы себя чувствуете, когда вас дразнят за проигрыш?

В конце беседы дети с помощью воспитателя составляют «Правила дружной игры»:

- знать правила игры и следовать им;

- не злиться на проигрыш;

- не дразнить проигравшего;

- спор, возникший во время игры, решать, опираясь на правила.

№4 Тема: «Как жить дружно, без ссор».

Цель: в ходе беседы вместе с детьми пытаться разобраться в причинах ссор.

Вопросы к детям:

- Поднимите руку, у кого из вас есть друг.

- Во что вы вместе играете? Ходите ли вы на прогулку? Помогаете ли друг другу?

- Когда друга нет рядом, вам скучно?

- Ссоритесь ли вы с друзьями? Почему? Если вы поссорились, что
надо сделать, чтобы сохранить дружбу? (Помириться.) 
А теперь послушайте, какая история приключилась с двумя мальчиками

В. Орлов «Кто кого»:

Кто кого обидел первый?

Он меня!

Нет, он меня!

Кто кого ударил первый?

Он меня!

Нет, он меня!

Вы же раньше так дружили!

Я дружил!

И я дружил!

Что же вы не поделили?

Я забыл.

И я забыл.

- Эта история смешная или грустная?

- Над чем тут можно посмеяться? (Ребята забыли, из-за чего по
дрались.)
- А что в этой истории грустного? (Ребята поссорились и подрались
из-за пустяка, неизвестно из-за чего.)
- Вспомните, когда слова «извини», «я не хотел обидеть», «прости, пожалуйста» помогли вам помириться.

- Вспомните, когда слова извинения помогли вам избежать наказания (получить прощение).

Мы поняли, что вежливые слова помогают сохранить дружбу, доставить другому радость, предотвратить ссору («Доброе слово радует, недоброе огорчает»). Но все ли умеют прощать и таким образом сохранять добрые отношения?

 №5 Тема: «Урок дружбы».

Цель: в ходе беседы напомнить детям о том, что с друзьями надо делиться.

Чтение детям рассказа «Урок дружбы» М. Пляцковского.

Жили два воробья - Чик и Чирик. Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю.

«Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется», - подумал он. Так и склевал все зернышки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зернышек все же просыпалось на землю. Нашел эти зернышки Чирик, собрал в пакетик аккуратно и полетел к своему приятелю Чику.

Здравствуй, Чик! Я сегодня нашел десять зернышек пшена. Давай их поровну разделим и склюем.

Не надо... Зачем?.. - стал отмахиваться крылышками Чик.

Ты нашел, ты и клюй!

Но мы же с тобой друзья, - сказал Чирик. - А друзья все должны делить пополам. Разве не так?

Ты, наверное, прав, - ответил Чик.

Не стал он обижать своего приятеля Чирика, взял у него пять зернышек. И ему стало при этом очень стыдно. Ведь сам склевал целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зернышка.

- Почему Чику стало стыдно?

- Почему Чик решил никому не давать пшена из посылки бабушки? (Жалко. Он пожадничал, хотя у него был целый ящик пшена.)

- А как поступил Чирик, когда нашел десять зернышек? Почему он так поступил? (Он хороший, добрый друг.)

- Почему рассказ называется «Урок дружбы»?

Нарисуйте Чику и Чирика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения беседы Тема: «Русские народные сказки»

Цель: изучить особенности диалогического общения детей в специально организованной беседе.ХодЯ устанавливаю контакт с ребенком, доверительные отношения и на этом фоне создаю ситуацию разговора.Вопросы...

Открытая этическая беседа "О дружбе и друзьях"

Воспитывать доброжелательное и заботливое отношение ко всем окружающим людям, а особенно, к своим друзьям - это первостепенная задача в воспитании личности. В процессе беседы развивается монологическа...

Беседа.Тема. «Новый год, новый год скоро в гости к нам придет…»

В этой беседе мы расскажем о истории праздника Новый год и о главном госте этого праздника Дедушке Морозе....

Этические беседы о дружбе, сотрудничестве, о взаимопомощи, о совместном труде в средней группе.

Этические беседы о дружбе, сотрудничестве, о взаимопомощи, о совместном труде в средней группе детского сада....

Беседа тема «О дружбе, щедрости»

Беседа тема «О дружбе, щедрости»...

Беседа . Тема беседы: «Как живут наши пернатые друзья зимой».

Тема беседы: «Как живут наши пернатые друзья зимой»....