РОЛЬ ФОЛЬКЛОРА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ
презентация на тему

Ярошевич Татьяна Викторовна

Духовно-нравственное воспитание дошкольников – одна из наиболее актуальных проблем педагогики. К сожалению, в настоящее время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости  и патриотизме.

 Духовно-нравственное воспитание – в узком смысле слова – это воспитание духовных качеств личности, а в широком смысле слова – эстетическое, нравственное становление личности человека, воспитываемое через музыку, театр, живопись, архитектуру и т. д. Такие понятия, как «честь» и «совесть», «любовь к окружающему» и «любовь к Родине», «красота», закладываются в сознании ребенка в раннем детстве.  Способствуют этому, с одной стороны, забота родителей, а с другой – целенаправленная работа педагогов  детского сада. Для решения поставленной задачи я использую на музыкальных занятиях с дошкольниками детский фольклор и различные его жанры. 

Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает «народная мудрость».

В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные качества, представления о добре и красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности и т.д. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, песнями, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.

Благодаря фольклору, в частности, русским народным песням, потешкам, прибауткам, колыбельным песням и т.д., ребенок легче входит в окружающий мир, через сопереживание лирическим героям полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами, – словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно.

  Меня, как музыкального руководителя  больше интересует детский фольклор. В системе жанров детского фольклора особое место занимает «поэзия пестования», или «материнская поэзия»: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказки и песни, созданные для самых маленьких – все это прекрасный материал, используемый мною на музыкальных занятиях для развития детей, начиная с первой младшей группы   (2-3 года), когда оторванность от родителей в связи с поступлением в детский сад становятся для ребенка настоящим стрессом. В это время колыбельные, пестушки, прибаутки напоминают детям о теплоте маминых рук, голоса в момент напевания «Ай баюшки-баиньки, прискакали заиньки».

 

Пестушки (от слова «пестовать» – воспитывать) – короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, которые пестуют младенца. Пестушкой сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребёнок учиться ходить, говорят (а малыши в детском саду напевают):

Большие ноги

Шли по дороге:

Топ, топ, топ,

Топ, топ, топ.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ, топ, топ, топ,

Топ, топ, топ, топ!

Пестушка сопровождает физические процедуры, необходимые ребенку, помогает ребенку научиться управлять своим телом, заботиться о нем. И, наверное, уже в ней заложен смысл известного высказывания « в здоровом теле – здоровый дух»!

 

 Потешки – развлекают малыша, создают у него веселое настроение.

В потешках, в которых имеется звукоподражание голоса животных, и конкретно, описываются их повадки, малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Что так рано встаешь,

Деткам спать не даешь?

 

Наши уточки с утра:

Кря,кря, кря.

Наши гуси у пруда:

Га-га! Га-га! Га-га! Наши курочки в окно:

Ко-ко, ко-ко, ко-ко...

  Имеются потешки, которые и наставляют, и дают простейшие знания о мире (Сорока-белобока// Кашку варила… или  Идет коза – во лбу рога, идет – ворчит, клюкой стучит – Кто кашки не ест, кто молока не пьет, того забодаю, забодаю, а кто кашку кушает и маму слушает, с тем – поиграю).

Как правило, потешки при этом  сопровождаются жестами взрослого, поэтому, для более яркой наглядности я использую в своей работе героев пальчикового театра. 

Так же в своей работе  я использую прибаутки – небольшое смешное произведение или просто отдельное выражение, часто рифмованное. Прибаутка динамична, наполнена деятельностью персонажей (Стучит, бренчит по улице, Фома едет на курице, Тимошка – на кошке – туды ж по дорожке).

 

Все эти малые жанры фольклора детьми первой младшей  группы только воспринимаются, а вот дети старших групп уже пытаются внести в них свое. Так, например, рождаются и поются (именно поются, а не рассказываются):

 

  В работе с детьми средней, старшей , подготовительной групп, я часто использую другие фольклорные жанры – песенки веснянки, заклички, колядки, игровые песни, хороводы, обрядовые и т.д. – все то, что перешло в детский фольклор из взрослого фольклора. 

 Дети данного возраста уже не просто где-то напевают, а поют обрядовые песни (веснянки, заклички, масленичные, купальские песни, жатвенные  и т.д.). 

Заклички  представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто– к птицам, которые считались вестниками весны.                                        Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая, для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства.

Жаворонки, жавороночки!

Прилетите к нам,

Принесите нам лето теплое,

Унесите от нас зиму холодную.

Нам холодная зима надоскучила,

Руки, ноги отморозила.

Частушка – жанр русского словесно-музыкального народного творчества, короткая (обычно 4-строчная) песенка быстрого темпа исполнения. Частушка в озорной форме рассказывала о мире, о быте, об отношениях между людьми.

 

Народные игры у наших предков сопровождались пением, наряду с силой, ловкостью, выносливостью, развивали чувство сопричастности к коллективу («Воротики», «Ручеек», «Молчанка», «Волк и овцы», «Горелки», «Жмурки», «Заря-заряница») и т.д

Заря-заряница, красная девица….Пасхальные (с ложками)

 

Игра на  детских музыкальных инструментах воспитывает умение слушать и быть внимательным, развивает чувство ритма у детей.

 Пословицы и поговорки. В пословицах и поговорках оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. На музыкальных занятиях пословицы и поговорки задают тон, вводят в тему , помогают раскрыть смысл определенных ситуаций («Дорога ложка к обеду», «Волка бояться – в лес не ходить», «Без труда не вытащишь рыбу из пруда» ,«У страха глаза велики», «Глаза боятся, а руки делают» и.т.д.

 Театрализованная деятельность, сказки- одно из любимых увлечений детей среднего и старшего возраста.  Перевоплощение в тех или иных героев доставляет детям огромную радость. В то же время сказки учат детей смирению, добру, милосердию, трудолюбию и послушанию.

Продолжая работу в данном направлении, в этом году я попробовала себя в новом жанре. Итогом моей работы стала премьера детской оперы по мотивам сказки Г.Х. Андерсена «Дюймовочка». Музыка вокальных партий к данной опере была написана мной 

 Обучение детей фольклору, на мой взгляд, должно происходить на основе синтеза основных форм художественной деятельности – музыки, хореографии, народного танца, фольклорного театра, изобразительного искусства, труда. Этот синтез осуществляется за счет участия в данной деятельности педагогов  ДОУ (проведения интегрированных занятий на которых дети погружаются в мир сказок, народного эпоса).

 

Таким образом, фольклорные произведения русского народа помогают , с одной стороны, приобщить ребенка к миру духовных, нравственных ценностей, зафиксированных в фольклорных жанрах, а с другой стороны – именно фольклорные жанры позволяют ребенку почувствовать себя ребенком,  поверить в справедливость, в добро, красоту нашего мира. Спасибо за внимание! 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Роль фольклора в процессе формирования духовно - нравственных качеств дошкольников""

Раннее детство – начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарей, розовеющей нежным румянцем восходящего солнца. Он во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Прекрасно, если родител...

Музыкально - образовательный проект на тему: " Народный фольклор, как средство формирования духовно - нравственных основ у детей младшего дошкольного возраста".

Тема проекта определена в связи с отсутствием иситемы приобщения дошкольников 3 - 4 лет к народной культуре и использовании её в различных видах деятельности.Цель: Приобщение детей к истокам русской н...

Из опыта работы "Формирование духовно-нравственных чувств у старших дошкольников на традициях отечественной культуры в процессе кружковой работы"

Большую работу по воспитанию у детей духовно-нравственных чувств важно начинать с самых ранних лет. Возрождение духовности, обращение к национальным и  культурно -  историческим традициям, я...

Презентация:«Фольклор, как источник формирования духовно-нравственного мировоззрения"

Проект на тему:«Фольклор, как источник формирования духовно-нравственного мировоззрения...

Роль малого фольклорного жанра в процессе формирования духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста.

В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор - одно из действенных и ярких средств ...

опыт работы "Лэпбук как инновационное средство в процессе формирования духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников"

Управление образования муниципального образованияГородской округ «Долинский» Сахалинской области РФМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Со...