Музыкально - образовательный проект на тему: " Народный фольклор, как средство формирования духовно - нравственных основ у детей младшего дошкольного возраста".
проект (младшая группа) по теме

Тема проекта определена в связи с отсутствием иситемы приобщения дошкольников 3 - 4 лет к народной культуре и использовании её в различных видах деятельности.

Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры, развитие интереса к русскому народному творчеству, воспитание у детей духовно - нравственных основ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklornyy_proekt.docx35.26 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное

Учреждение детский сад №6 «Ладушки»

Музыкально-образовательный проект

на тему:

«Народный фольклор, как средство формирования духовно-нравственных основ у детей младшего дошкольного возраста»

Выполнили:

музыкальный руководитель

Разуваева Н.В.,

воспитатели

Жемкова С.А.,

Игнатенкова С.Ю.

г. Выкса 2015 г.

Оглавление

1.Паспорт проекта………………………………………………………………………………………………….3

2.Актуальность……………………………………………………………………………………………………….4

3.Постановка проблемы………………………………………………………………………………………..5

4.Пояснительная записка………………………………………………………………………………………6

5.Этапы реализации проекта………………………………………………………………………………..7

5.1.Подготовительнй этап……………………………………………………………………………………..7

5.2.Основной этап………………………………………………………………………………………………….7

5.3.Заключительный этап………………………………………………………………………………………7

6.Условия реализации проекта……………………………………………………………………………..8

7.Принципы реализации проекта………………………………………………………………………….9

8.Обеспечение проекта………………………………………………………………………………………….10

9.Список литературы………………………………………………………………………………………………11

10.План реализации проекта………………………………………………………………………………….12-13

11.Ожидаемые результаты………………………………………………………………………………….....14

12.Методы и приёмы, используемые в работе………………………………………………………15

13.Взаимодействие с родителями…………………………………………………………………………..16

14.Взаимодействие с воспитателями………………………………………………………………………17

15.Заключение………………………………………………………………………………………………………….18

               

                                                                                -2-                                                      

Паспорт проекта

1.

Наименование проекта

«Народный фольклор, как средство формирования духовно-нравственных основ у детей младшего дошкольного возраста»

2.

Автор проекта

Разуваева Н.В., музыкальный руководитель МБДОУ детский сад №6 «Ладушки»

3.

Цель и задачи проекта

Цель:

-Приобщение детей к истокам русской народной культуры, развитие интереса к русскому народному творчеству, воспитание у детей духовно-нравственных основ.

Задачи:

-Повысить профессиональные знания педагогов по приобщению малышей к истокам русской народной культуры;

-Повысит эффективность работы с детьми по ознакомлению с фольклором и использовании его в РОД;

-Приобщать малышей к русскому народному творчеству (играм, хороводам, потешкам, сказкам, песням) в разных видах деятельности.

-Развивать устойчивый интерес к художественным произведениям, и декоративно-прикладному искусству.

4.

Сроки реализации проекта

Среднесрочный; продолжительность февраль-март.

5.

Тип проекта

Творческий, групповой.

6.

Участники проекта

Музыкальный руководитель, воспитатели,  дети младшей группы, родители.

                                                                 

                                                                           -3-      

                                                                 

Актуальность

В настоящее время подрастающее поколение отторгается от отечественной культуры, от отечественно-исторического опыта поколений. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, справедливости, великодушии.

Актуальность этой проблемы в наше время приводит к мысли, что нам, педагогам, необходимо проводить с детьми огромную работу в данном направлении: от возрождения колыбельной, умения рассказывать детям сказки и предания своего народа, до приобщения к высотам классической отечественной литературы, театра, музыки, так как именно в дошкольном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориентаций.

-4-

Постановка проблемы

«Когда ваш ребёнок  станет взрослым,  что он вспомнит из своего детства? Поверьте: он забудет и лакомства, и обновки, но не забудет, как родители играли с ним и читали ему сказки.» И это воспоминание согреет ему душу!

В.Сухомлинский.

Отсутствие системы приобщения дошкольников 3-4 лет к  народной культуре и использовании её в различных видах детской деятельности.

-5-

Пояснительная записка

На Руси всегда свято чтили обычаи и традиции предков и знали, что все они сохраняются благодаря старикам. Бытие каждого народа определяло его традиции, которые создают форму сохранения этого народа в мире. Большую роль в процессе воспитания гражданственности играют народные обычаи и традиции, народные праздники. Праздники по своей природе педагогичны, так как всегда включают в праздничное единство и детей и взрослых. У детей формируется осознанная мотивация к сохранению культурного наследия своего народа.

Русский фольклор - яркий, живой, образный, он легко запоминается малышами и оставляет радостное впечатление, а народные игры приобщают ребят не только к фольклору, но и влияют на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка.

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с пословицами, поговорками, сказками, загадками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственно-эстетическим ценностям. В русском фольклоре особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям прибаутки, потешки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.

Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребёнка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период.

Детство - период расцвета в жизни человека. Поэтому задача взрослых – с раннего детства прививать детям любовь к прекрасному, приобщить их к навыкам игры в коллективе, развивать в малышах такие качества, как доброту, чувство товарищества и благородства. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребёнка, его речи. Постепенно у малышей формируется внутренняя  готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, развивается творческое воображение.

                                                                                -6-

Этапы реализации проекта

1 этап -  подготовительный:

- анкетирование родителей «Приобщение детей к культурно-ценностным ориентациям через народный фольклор в семье»;

- обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта;

- подбор методической литературы, песен, танцев, игр, сказок, потешек.

2 этап – основной:

- совместная деятельность музыкального руководителя, воспитателей, детей и родителей.

3 этап – заключительный:

-РОД

- городское методическое объединение для музыкальных руководителей;

- презентация и подведение итогов.

                                                                          -7-

Условия реализации проекта

Наш проект обусловлен социально – педагогической потребностью в решении задач нравственного воспитания дошкольника. Задача педагогов – отобрать из массы впечатлений, получаемых ребёнком, наиболее доступные ему.

Для всестороннего развития личности в младшей группе детского сада создана предметно-  развивающая среда, но для положительных результатов в работе по данной теме, нами были внесены изменения и дополнения в образовательную развивающую среду, а именно:

- Образовательная деятельность проводится в группе, оформив группу по тематике занятия.

- В музыкальном зале с использованием атрибутов мини-музея «Русская изба». Атрибуты в избу собирали всем детским садом: печка, сундуки, люлька, самовар и др.

Для наглядности используем костюмы, куклы в разных нарядах, иллюстрации, предметы русского прикладного искусства.

Постоянные обитатели избы самодельные куклы, сделанные своими руками, есть ещё маленький Ивашечка в люльке, кошка на печи. И конечно, хозяюшка в русском сарафане, в роли которой выступает педагог ДОУ. Она всегда рада гостям.

Благодаря созданию особой благоприятной среды и настроение в «избе» особенное. Здесь по другому звучат народные песни и сказки.

В рамках этого проекта проведены: образовательная деятельность, методическое объединение для музыкальных руководителей ДОУ города, консультации для воспитателей и родителей.

За время работы над проектом ребята познакомились с русскими народными сказками, потешками, предметами русского быта.

Значение рассмотренных выше форм работы с детьми младшего дошкольного возраста трудно переоценить. Ребята приобщаются к культуре своей страны.

                                                                                    -8-                                                                                                                                                                

 Принципы реализации проекта

Для реализации поставленных задач нами был  разработан перспективный план работы с детьми младшего дошкольного возраста с использованием фольклора. При составлении плана мы руководствовались следующими принципами:

1.Принцип активности и  посильной самостоятельности. Этот принцип предполагает, что на занятии создаются условия, чтобы у малышей возникла потребность речевого взаимодействия, педагог вызывает у ребёнка чувство сопереживания с действиями персонажа, предлагает малышам включиться в игровое взаимодействие по тексту.

2.Принцип познавательной активности – один из важнейших принципов ознакомления детей с фольклором. Достигнуть его можно эмоциональностью. Именно с помощью эмоционального изложения педагог поддерживает внимание детей.

3.Принцип наглядности не менее важен в ходе фольклорных занятий с детьми младшего дошкольного возраста. Предполагает использование наглядных средств (игрушки, картинки, пособия), с помощью которых создаётся развёрнутая картина действий и результата, использование приёмов инсценирования.

                                                                                   -9-

Обеспечение проекта

Кадровый ресурс

-Музыкальный руководитель,  воспитатели группы.

Материально-технический ресурс

-Технические средства обучения (принтер, фотоаппарат, ноутбук, музыкальный центр,телевизор).

Родительский ресурс

Взаимодействие с семьями воспитанников через следующие формы:

-консультации, индивидуальные беседы, выставки.

Информационный ресурс

-Использование ИКТ.

-Изучение методической литературы.

                                                                                   -10-

Методическое обеспечение.                                                                         

1.Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. «Народная педагогика в воспитании дошкольника». М., 1995г.

2.Яковлева Н.Н. «Использование фольклора в развитии дошкольника.-М. Просвещение, 1976 г.

3.Жаворонушки: песни, потешки, прибаутки, приговорки / Сост.Г.Науменко. М., 1998г.

4.Кокоуева Т.В. «Духовно-нравственное воспитание дощкольников на культурных традициях своего народа». М., 2005г.

5.О.С.Ушакова., Н.В.Гавриш. «Знакомим с литературой детей 3-5 лет».М., 2010г.

6.Аверьянова А.П. «Изобразительная деятельность в детском саду». М., 2003г.

                                                                                    -11-                                                                                

План реализации проекта

Сроки

Планируемые действия по выполнению задач

Ответственные

Февраль

Анкетирование родителей.

Музыкальный руководитель, воспитатели.

Чтение потешек, закличек, считалок.

Слушание, пение колыбельных песен.

Музыкальный руководитель, воспитатели.

Рассказывание русских народных сказок «Зайкина избушка», «Кот, петух и лиса».

Воспитатели.

Кинозал. Просмотр мультфильма «Жихарка».

Музыкальный руководитель.

РОД, речевое развитие «Малые фольклорные формы».

Воспитатель.

РОД, художественно-эстетическое развитие рисование, дымковская игрушка «Лошадка».

Воспитатели.

РОД, художественно-эстетическое развитие музыка.  Знакомство с  песнями, танцами, играми.

Музыкальный руководитель, воспитатели.

Показ театра: «Колобок».

Музыкальный руководитель, воспитатели.

Рассматривание иллюстраций к сказкам, потешкам.

Воспитатели.

Создание мини-музея «Русская изба», постепенное его пополнение.

Музыкальный руководитель.

Изготовление масок, костюмов, декораций.

Музыкальный руководитель, воспитатели.

Развлечение «В гостях у Петрушки».

Музыкальный руководитель, воспитатели.

Праздник «Масленница».

Музыкальный руководитель, воспитатели.

Консультация для воспитателей: «Музыкальный фольклор, как средство развития творческих способностей дошкольников».

Музыкальный руководитель.

Консультация для родителей: «Детский фольклор».

Музыкальный руководитель.

Март

Разучивание потешек, считалок, закличек.

Воспитатели.

Рассказывание русских народных сказок «Маша и медведь», «Лиса, заяц и петух».

Воспитатели.

Кинозал. Просмотр мультфильма «Лисичка-сестричка и серый волк».

Музыкальный руководитель.

РОД,  речевое развитие «Потешки, заклички, поговорки».

Воспитатель.

РОД, художественно-эстетическое развитие рисование «Украсим матрёшке сарафан».

Воспитатель.

РОД, художественно-эстетическое развитие музыка. Разучивание песен, танцев, игр, игра на детских музыкальных инструментах.

Музыкальный руководитель, воспитатели.

Посещение мини-музея «Русская изба».

Музыкальный руководитель, воспитатели.

Развлечение «К нам в гости пришла Матрёшка».

Музыкальный руководитель, воспитатели.

Концерт для детей МБДОУ детского сада №21 «Росинка».

Музыкальный руководитель, воспитатели.

Вечер слушания музыки.

Музыкальный руководитель, воспитатели.

РОД, художественно-эстетическое развитие музыка. Тема: «Развеселим Катеньку».

Музыкальный руководитель, воспитатели.

Методическое объединение.

Музыкальный руководитель.

Консультация для воспитателей: «Фольклор в развитии младших дошкольников».

Музыкальный руководитель.

Консультация для родителей: «Малый фольклор».

Музыкальный руководитель.

                                                                                  -13-                                                                        

Ожидаемые результаты:

-Развитие интереса к русским народным сказкам, потешкам, играм;

-Развитие творческих способностей;

-Гармонизация отношений между детьми и взрослыми.

                                                                                    -14-                                                                                                                                                  

Методы и приёмы, используемые в работе

Вся система работы включает в себя поэтапное, постепенное воспитание и развитие ребёнка на традициях народной культуры. Образовательную  деятельность с использованием русского фольклора мы рассматриваем как яркое общение с малышами. В своей работе используем словесные, игровые, наглядные методы.

В русском народном творчестве, как нигде больше сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, храбрости, правде, трудолюбии. Всё это мы можем увидеть в русских народных сказках.

Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, имеет несложные формы прямой речи. Это позволяет вовлечь ребёнка в активную речевую работу.

В работе использовалось:

-Чтение русских народных сказок.

-Просмотр сказок по телевизору.

-Заучивание потешек, колыбельных песен.

-Разучивание танцев, игр, песен.

-Применение игрушек и изделий народных промыслов.

-Использование разных видов театра.

-Рассматривание иллюстраций.

Ознакомление  малышей с разными жанрами фольклора проходит через:

-Регламентированную образовательную деятельность.

-Самостоятельную деятельность детей.

-Совместную деятельность в режимных моментах.

                                                                                  -15

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               Взаимодействие с родителями.

Помощь в нашей работе нам оказывали  родители. Совместное изготовление атрибутов быта, пополнение мини-музея предметами русского быта, помощь в изготовлении масок, костюмов.

Сотрудничество с семьёй является залогом успешной работы с детьми, поэтому мы использовали разные формы взаимодействия с родителями по данному вопросу:

-Анкетирование.

-Беседы.

-Консультации.

-Оформление уголка по данной теме.

-Совместное изготовление родителями с детьми книжек-малышек «Потешки для малышей».

-Совместное изготовление родителями и воспитателями лоскутного одеяльца.

-Подготовка праздничного гуляния «Масленица».

-Изготовление фотовыставки совместно с родителями.

                                                                                   -16-

                                                                                 

   Взаимодействие с воспитателями

-Беседы.

-Консультации.

-Подбор методической, художественной литературы.

-Подбор пособий для занятий.

                                                                                         -17-                                                                                

Заключение

В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими эмоциями, способствуют формированию коллективных отношений. Приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.

По итогам работы своим достижением считаем: создание в группе атмосферы доброжелательности, взаимопонимания, создание развивающей среды. В результате приобщения малышей к фольклору мы на практике убедились, что народное творчество является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. От того, как наши дети будут доброжелательны, как будут сформированы в них привычки нравственного поведения, во многом зависит успешность ребёнка в жизни, становления его, как личности.

                                                                                    -18-

                                                                                     

                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклор как средство формирования навыков выразительной речи у детей младшего дошкольного возраста в ДОО.

Коммуникативная система в речи является главенствующей, так как обслуживает общество и является общественным достоянием. В процессе коммуникации партнеры обмениваются сообщениями, содержащими для них ...

Методическая разработка "Крещенские посиделки"- итоговое мероприятие святочных дней, как средство формирования духовно-нравственной культуры у детей старшего дошкольного возраста".

Методическа разработка раскрывает актуальность и важность духовно-нравстенного воспитания детей дошкольного возраста, определяет цели изадачи, методы и приемы работы с детьми, дает готовый сценарий пр...

Статья "Квест-игра – как средство формирования духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста"

Процесс формирования духовно-нравственных основ личности ребенка старшего дошкольного возраста эффективен при активном включении личности ребенка старшего дошкольного возраста в деятельность (игру, по...

Детско- родительский проект «Фольклор как средство формирования духовно-нравственных основ у детей младшего дошкольного возраста»

Одно из основных направлений отечественной педагогики сегодня обращено к духовно-нравственным ценностям российского образования и воспитания. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, п...