Конспект организованной образовательной деятельности «Столовый этикет» для детей старшей группы
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Нечаева Марина Серафимовна

Цель:  закрепление знаний детей о правилах столового этикета.

Задачи:

  • Познакомить детей со столовым этикетом.
  • Сформировать представления о культуре поведения за столом. Формировать навыки культурного, эстетически грамотного поведения за столом.
  • Развивать логические операции по средствам речевого общения: умение делать обобщения, умозаключения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etiket_zanyatie.docx34.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Столовый этикет»                                                                                                   (для детей старшей группы)

Воспитатель первой категории Детского сада №106 ОАО «РЖД»                                                  Нечаева Марина Серафимовна

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие».

Цель:  закрепление знаний детей о правилах столового этикета.

Задачи:

  • Познакомить детей со столовым этикетом.
  • Сформировать представления о культуре поведения за столом. Формировать навыки культурного, эстетически грамотного поведения за столом.
  • Развивать логические операции по средствам речевого общения: умение делать обобщения, умозаключения.

Материалы и оборудование: Иллюстрации кухонной посуды, театральные костюмы, декорации.  Показ иллюстраций на интерактивной доске – ложка. вилка, тарелка, нож; запись мелодии( П.И. Чайковский «Вальс цветов»). Столовые приборы.

Ход занятия:Организационный момент.

1.Речевая игра «Доброе утро» (по стихотворению Н.Красильникова)

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!» (развести руки в стороны, улыбнуться)

- Доброе утро, - нам шепчут цветки. (медленно поднять руки вверх, раскрыть ладони, говорить полушепотом.)

- Доброе утро, - журчат ручейки. (выполнять покачивающие движения руками вправо-влево)

«Доброе утро солнцу и птицам!» (соединить крест-накрест запястья)

«Доброе утро улыбчивым лицам!» (положить подбородок на соединенные кулаки)

И каждый становится добрым, доверчивым

Доброе утро длится до вечера. (развести руки в стороны)

 - Дети, сегодня мы с вами будем говорить об этикете . Что такое этикет? (ответы) Этикет - это слово французского происхождения. Давным-давно «этикет» означал свод правил поведения при дворе французского короля. В наше время под этикетом принято понимать установленный порядок поведения, правила учтивости. Человек, соблюдающий требования этикета, внимателен, деликатен, доброжелателен.

Сервировка стола- искусство, с которым хорошо знакомы все мамы и бабушки, но и каждый из вас  может помочь взрослым накрыть на стол. Для этого прежде всего необходимо знать, какой посудой мы пользуемся.

- Как называется посуда для сервировки стола?- А посуда из которой мы пьем чай?

2. Загадывание загадок.

Я для вас — официантка,
Я стройна, опрятна, гладка.
Подношу ко всем еду,
Мимо рта я не пройду.
(Ложка)

Им можно хлебушек порезать
И колбасу на бутерброд,
И маслом булочку помазать.
Хорош для многих он работ!
(Нож)

Из одной огромной стопки
Разбежались по столам;
Ну-ка хватит дети топать,
Подают обеды вам!
(Тарелки)

Младшая сестра граблей,
Четыре зуба есть у ней.
Но на кухне жизнь её,
И дело знает лишь своё!
(Вилка)

3.  Рассказ воспитателя о посуде.

   Посудой люди пользовались с древних времен. Сначала она была деревянная. Русская национальная посуда так и осталась деревянной и глиняной. Потом появилась стеклянная, металлическая, фаянсовая, фарфоровая посуда. Появились сервизы. Люди очень бережно относятся к посуде, поскольку она может разбиться, и пропадет труд человека, который ее делал. Посуду моют, чистят, вытирают, чтобы она всегда была чистой и из нее приятно было есть. Как надо ухаживать за посудой: сначала тарелки и чашки освобождают от остатков пищи, затем моют горячей водой с мылом или другими моющими средствами, затем ее основательно прополаскивают. Ставят в сушку, вытирают и убирают в шкаф.

4. Дидактическая  игра «Из чего – какая?»

Посуда из стекла … (и.т.д.)

 5. Чтение воспитателем стихотворения К. Нефедовой «Для чего нужна посуда?»
 с последующим обсуждением


Если б не было посуды,
Нам пришлось бы очень худо.
Мы бы тут же из людей
Превратились в дикарей:
Брали мясо бы руками,
Разгрызали бы зубами,
Пили воду бы в реке
Или в грязном ручейке.
К счастью, помогает всюду
Нам различная посуда:
На нее еду кладут,
Из нее едят и пьют.
Сохраняют в ней продукты:
Сыр и масло, хлеб и фрукты…
В ней готовят сотни блюд-
Варят, жарят и пекут.

- Как называется посуда, из которой мы едим? (столовая)- Какой посудой мы пользуемся, когда пьем чай? Как она называется? (чайная) - Назовите столовые приборы, которыми мы пользуемся для еды?(ложка, вилка, нож)

6. Физкультминутка.

- А теперь давайте мы превратимся в посуду, я буду показывать, вы повторяйте.

Вот большой стеклянный чайник: (дети надувают животик.) Очень важный, как начальник! (ставят одну руку на пояс, другую изгибают, как носик.) Вот фарфоровые чашки: Очень хрупкие бедняжки! (приседают, одна рука на поясе.)Вот фарфоровые блюдца: Только стукни - разобьются! (кружатся, рисуя руками круг.) Вот серебряные ложки: Голова на тонкой ножке. (потягиваются, руки вверху смыкают над головой.) Вот пластмассовый поднос-он посуду нам принес.(руки вытягивают вперед)(Н. Нищева)

7.Сказка "Спор Вилки и Ложки "

Однажды вечером, когда дети, после детского сада, разошлись по домам, в группе произошёл спор между Вилкой и Ложкой. Спор произошёл из-за того, что Вилка думала то, что она нужна людям больше, чем Ложка, а Ложка уверяла, что она гораздо нужнее.Их спор длился бы дольше, если бы в него не вступила Глубокая Тарелка для первого блюда. Она сказала:Перестаньте спорить, вы обе нужны, просто необходимы! Как дети станут есть суп, если не будет тебя, Ложка?От таких слов Ложка заблестела, пуще прежнего. А Глубокая Тарелка продолжила:А как дети станут есть разнообразные салаты и вторые блюда, если не будет тебя, Вилка?Услышав похвалу о себе Вилка, закружилась от удовольствия. Но столовые приборы не хотели признать достоинства друг друга. Тогда Вилка и Ложка хором сказали: «Пусть дети решат кто нужнее! Кого завтра больше выберут, тот и нужнее». Глубокая Тарелка согласилась.Утром дети пришли в детский сад, наступило время обеда. Дежурные накрыли на стол. Они брали и вилки, и ложки. В конце дня Глубокая Тарелка начала подсчитывать, кого взяли больше, и вскоре объявила победителя: «Победила ничья». Потом объяснила: «Сегодня на обед было и первое, и второе. Всем известно, что первое легче есть ложкой, поэтому для первого блюда выбирают ложку. А вот закуски и вторые блюда едят вилкой».  Вот теперь Вилка и Ложка поняли, что они обе нужны, помирились и больше никогда не спорили.

8. Игра  «Столовые принадлежности» (глядя  на  картинку,  продолжить фразу):

1. Кастрюля- это посуда для  . . . .2. Чашка- это посуда для  . . . .3. Сахарница- это посуда для . . . .4. Хлебница- это посуда для . . . .5. Солонка- это посуда для . . . .6. Маслёнка-  это посуда для…

9 .Инсценировка «Бал столовых приборов»

Ведущий:Группа наша чистый  дом,                                                                                                                   Живет посуда в доме том.                                                                                                                      И проживает там одна                                                                                                                  Вполне обычная семья:                                                                                                                           Царь Перец и Царица Соль.                                                                                                      Задумал царь устроить бал                                                                                                                             И своих подданных позвал

Царь:Эй, жители нашего царства,Жители посудного государства.Приходите все на бал,Я с царицей вас  позвал.

(Входят по очереди гости)

Салфетка:   Какой простой предмет – салфетка!                                                                                                 Но как она украсит стол!                                                                                                      Создаст нам настроение нередко,                                                                                                 Глядишь, и аппетит к нам пришел.

Салфетки :                                                                                                                                                     Мы салфетки-Белоснежки,                                                                                                                             У нас белые одежки.                                                                                                                        Мы в стаканчике стоим                                                                                                                          Ротик вытереть велим.

Бокал:              Без меня еще ни дняТы не пил чаек.Дядя Чайник льет в меня Жгучий кипяток.

Тарелка:          Культурно ли есть со стола?Хотите, чтоб я помогла?В завтрак, в обед или в ужинНикто так, как я вам не нужен!

Ложка:              Если я пуста бываю, Про себя не забываю,Но когда несу еду,Мимо рта я не пройду.

Нож:                  Если хорошо заточен,Все легко я режу очень –Хлеб, картошку, свеклу, мясо,Рыбу, яблоки и масло.

Вилка:              Четыре зуба у меня,Могу пронзить котлету я.Не дрель я и не пилкаЗовусь я просто – вилка.

Импровизированный стол накрывают большими столовыми приборами                 (алгоритм сервировки)

Ведущий: Вот и стол накрыт. Но что нужно сделать перед обедом? Все дети:     Руки помыть! Ведущий : А еще давайте вспомним правила поведения за столом. 

Дети по очереди:-  Вы сидите только прямо, повторяю вам упрямо.                                                                           -  Локти при себе держите, и на стол их не кладите.- Ноги прямо вы держите, и к соседу не тяните.-  Аккуратно хлеб берите и на стол им не крошите.-  Головой вы не вертите, на соседа не смотрите.-  А еще когда я ем, я тогда и глух, и нем.

Ведущий: Окончен бал. И я, надеюсь, сей урокВам пойдет, ребята, впрок.

10. Подведение итогов.

Список используемой литературы:

1. Алямовская В. Г. «Беседы о поведении ребёнка за столом».

2. Курочкина И. Н. «Этикет для детей и взрослых».

3. Островская Л. Ф. «Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника».

Примерный  план работы с родителями в старшей группе

 на 2016-2017 учебный год.

Период

Направления

Мероприятия

Ответственные

Сентябрь

Здравствуй, детский сад

- Организационное родительское собрание « что должен знать ребенок 5- 6 лет»

- Беседа с родителями «Одежда детей в разные сезоны»

Консультация «Все о развитии детской речи»

- Папка – передвижка для родителей «Возрастные особенности детей старшего дошкольника».

- Папка передвижка «Правила безопасности»

Старшая медсестра, воспитатели

Воспитатели

 Педагог–психолог, воспитатели

воспитатели

Октябрь

Учимся вместе

Консультация «Игра как средство воспитания дошкольников»

 - Анкетирование родителей « Знаете ли вы своего ребенка»

- Конкурс для детей и родителей «Осенний букет»

- Развлечение «Осенины»

 - Оформление фотоальбома «Семьи наших воспитанников»

Воспитатели Педагог–психолог, воспитатели Воспитатели музыкальный руководитель, родительский актив

Ноябрь

Вместе играем, читаем, познаем окружающий мир!

Консультация «Как провести выходной день с ребенком»

 - Консультация « Одежда детей в группе»

 - Папка-передвижка для родителей

 «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности»

- Выставка детских работ «Чтобы не было пожара, чтобы не было беды» -    Интерактивное развлечение, посвященное Дню матери «Мамочка любимая»

Воспитатели

Воспитатели, музыкальные руководители, родители.

Декабрь

Здоровье Вашего ребенка

Зимние праздники

Оформление информационного стенда: памятки «Охрана жизни и здоровья детей»; «Как научить ребенка безопасному поведению на улице», «Питаемся правильно».

Подготовка к новогодним утренникам. Дизайн-студия «Мастерская Деда Мороза». Выставка поделок и елочных украшений

Воспитатели, инструктор по физкультуре.старшая медсестра.

Воспитатели,

музыкальный руководитель, родители

Январь

Зимние забавы

- Памятка для родителей «Чаще говорите детям»

 - Привлечение родителей к участию в конкурсе ДОО «Лучший зимний участок»

Воспитатели,

Родители

Февраль

Растим защитников

Проект: «Защитники Отечества»:

- Физкультурный досуг с папами «Наши защитники».

- Выставка рисунков и поделок «Мой папа»

- Оформление информационного стенда в родительском уголке «Растим будущего мужчину»

- Выставка рисунков «папа, мама, я – дружная семья»

Воспитатели,

инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель, родители.

Март

Мамочка моя

- Утренник, посвященный дню 8 Марта.

 - Творческие работы детей к 8 марта «Мама, мое солнышко»

 - Тематическая выставка «Внимание Улица!» книги, дидактические пособия, игры

Воспитатели,

музыкальный руководитель, родители

Апрель

Встречаем

весну

- Фольклорное развлечение «Весна- красна!».

- Беседа «Детский рисунок – ключ к внутреннему миру» -

- Памятка для родителей «Как измерить талант»

- Уголок здоровья: «Как уберечь ребенка от травм»

Воспитатели,

музыкальный руководитель, родители

Май

Наши достижения

- Митинг «День Победы».

- Итоговое родительское собрание «Наши достижения и успехи.»

- Уголок здоровья «Как организовать летний отдых детей»,

- «Правила дорожного движения для детей и взрослых».

- Трудовой десант – участие родителей в благоустройстве группы

Воспитатели,

музыкальный руководитель, родители

Июнь

Июль

Август

Лето – время отдыха

Оформление информационных стендов:

 -режим дня на теплый период;

-рекомендации по воспитанию детей летом;

-рекомендации по ознакомлению детей с природой;

-рекомендации по познавательному развитию дошкольников.

 -Привлечение родителей к озеленению участка и ремонту группы.

- Уголок здоровья «Профилактика

солнечного, теплового удара», «Профилактика кишечных инфекций», «Организация закаливающих процедур». - «День защиты детей» - интерактивное развлечение «Здравствуй, лето!».

- Участие в фотовыставке ДОО «Как мы провели лето»

-Развлечение на улице «Школа дорожных наук»

Старшая медсестра, воспитатели,

музыкальный руководитель, родители


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности «Эхо войны» для детей старшей группы

Программные задачи: Формировать представление о том, как русский народ защищал Родину на фронте и в тылу во время ВОВ.Продолжать знакомить с пословицами, песнями о войне.Воспитывать уважение к з...

Конспект организованной образовательной деятельности с презентацией для детей старшей группы на тему: «Похищенная сказка».

Данный сценарий будет полезен воспитателям, музыкальным руководителям, организаторам досуга детей, кто интересуется современными формами организации игровой деятельности детей с использованием ИКТ и д...

КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему: «Есть такая профессия – Родину защищать!».

КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по  познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему: «Есть такая профессия – Родин...