Конспект организованной образовательной деятельности по звукопроизношению для детей старшей группы
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Ружьева Марина Витальевна
Конспект по произношению для детей на тему "Звук [ш]"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл govorim_pravilno.docx23.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №133 «Почемучка» города Чебоксары Чувашской Республики

Конспект

организованной образовательной деятельности

 по звукопроизношению

для детей старшей группы

на тему «Звук [ш]»

                                                                                           

                                                                                           Разработал и провел:

                                                                              воспитатель

Ружьева Марина Витальевна

город Чебоксары

Цели:

• активизация знаний детей о звуке [ш], полученных на предыдущих занятиях;

• совершенствование навыков звукового анализа и синтеза;

• развитие зрительного восприятия, процессов внимания, памяти, мышлении;

• развитие связной монологической речи (пересказ).

Оборудование: предметные картинки с изображением шаров, утки, мака, девочки Маши, теленка, кошки, петуха; материал для выкладывания схемы слов: доска, мел, мяч, пиктограмма звука [ш], таблица «Заберись в гору», рассказ «Рёвушка».

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Дети по очереди входят в групповую комнату, здороваются с гостями, представляясь, например: «Здравствуйте, я Вика» и т. д. Становятся полукругом.

Воспитатель: Что такое детский сад?

Ребенок. Детский сад - это маленькая школа.

Воспитатель: Чему мы учимся в детском саду?

Ребенок. Мы учимся внимательно слушать.

Ребенок. Мы учимся внимательно смотреть.

Ребенок. Мы учимся думать.

Ребенок. Мы учимся правильно поднимать руку.

Ребенок. Мы учимся красиво говорить.

Воспитатель: Да, но.

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Дети.

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно!

Каждый ребенок произносит скороговорку и садится на место.

Ребенок. Шесть мышат в камышах шуршат.

Ребенок. Шапка и шубка - это наш Мишутка.

Ребенок. Маша шила для мартышки шубу, шапку и штанишки.

Ребенок.

Мышонку шепчет мышь:

-Ты все шумишь, шумишь.

Мышонок шепчет мыши:

-Шуметь я буду тише!

Ребенок.

Кукушка кукушонку

Купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон.

Как в капюшоне он смешон!

Ребенок. Даша под душем моет шею и уши.

Дети садятся на места.

2. Сообщение темы занятия.

Воспитатель напоминает о правилах посадки на занятии. Проверяет, касается ли спина ребенка спинки стула, лежат ли на столах руки, правильно ли стоят ноги.

Воспитатель: Какой звук слышится чаще всего в наших скороговорках?

Ребенок. Чаще всего слышится звук [ш].

Воспитатель: Правильно! Вот сегодня мы и расскажем нашим гостям, что знаем о звуке [ш].

Внезапно ворвался в детсад ветерок

И звук [ш] за ним - от меня наутёк.

Что делать? Что делать?

Хожу и зову:

- Звук [ш], ну, вернись к нам!

Вернись к нам, ау!

Воспитатель: Тихо зашумел камыш:

Дети. Ш-ш-ш- ш-ш

Воспитатель: Где-то зашуршала мышь:

Дети. Ш-ш-ш-ш-ш

Воспитатель: Воздух вышел из колес:

Дети. Ш-ш-ш-ш-ш

Воспитатель: Ветер листики понёс:

Дети. Ш-ш-ш- ш-ш

Воспитатель: Спасибо вам, ребята, что вернули звук!

3. Характеристика звука [ш]

Выставляется пиктограмма звука [ш].

Воспитатель:  «Прочтите» пиктограмму!

Ребенок. Звук [ш] - согласный, он всегда твердый, глухой, шипящий, при произнесении звука язычок в форме чашечки поднимается вверх, губы округляются, зубы соединяются из ротика выходит теплая струя воздуха.

Воспитатель: Молодец! Что ещё можно добавить?

Ребенок. Звук [ш] может стоять в начале, в середине, в конце слова.

Воспитатель: Правильно!

Мяч волшебный, помоги!

Звук к нам в слово позови!

Скажем ласково - и вот

Звук к нам в слово и придет!

(Игра с мячом. Логопед, бросая ребенку мяч, произносит слово, ребенок, возвращая мяч, видоизменяет слово так, чтобы появился звук [ш])

Голова (воспитатель) - головушка (ребенок)

Сторона - сторонушка

Изба - избушка

Сова - совушка

Борода - бородушка

Трус - трусишка

Заяц - зайчишка

Паук - паучишка

Солнце - солнышко

Пух - пушок

4. Развитие навыков звукового синтеза

Воспитатель: Какие вы молодцы! Справились с заданием. А сейчас «гимнастика ума».

(Воспитатель  выставляет на доску картинки с изображением шаров, утки, мака)

Воспитатель:  Из первых звуков названий картинок составьте новое слово. Это слово по секрету скажите мне на ушко, (дети шепчут воспитателю ответы)

Воспитатель: Правильно! Получилось слово «шум». Расскажите, как вы определили.

Ребенок. В слове шары первый звук [ш].

Ребенок. В слове утка - первый звук [у].

Ребенок. В слове мак - первый звук [м]

Воспитатель: Назовите все звуки!

Ребенок. Ш, у, м.

      Воспитатель: А вместе?

Дети. Шум!

5. Развитие навыков звукового анализа

Воспитатель: Выложите схему слова шум!

Дети выкладывают схему слова шум.

Воспитатель: Назовите кружки по цвету.

Ребенок. Синий, красный, синий.

Воспитатель: По характеристике звуков.

Ребенок. Твердый согласный, гласный, твердый согласный.

Воспитатель: По звукам.

Ребенок. Ш, у, м.

Воспитатель: Сколько слогов в слове шум?

Ребенок. В слове шум один слог.

Воспитатель: Почему?

Ребенок. Потому что в слове один гласный звук.

Воспитатель: Назовите его.

Ребенок. [у]

Воспитатель: Сколько всего звуков в слове шум?

Ребенок. В слове шум три звука.

Воспитатель: Сколько согласных звуков?

Ребенок. Два!

Воспитатель: Сколько гласных?

Ребенок. Один!

6. Динамическая пауза

Воспитатель: Молодцы! Хорошо поработали! А сейчас отдохнем!

а) общая произвольная моторика:

Вверх и вниз, вверх и вниз (движения головой вверх и вниз)

Это, мама, не каприз!

Вправо-влево, вправо-влево (повороты головы направо и налево)

Посмотри, как королева.

Покивать по сторонам (наклоны головы к плечам)

Нужно нам, так нужно нам!

Головою покрутить (вращение головой)

Не забыть, не забыть.

И Незнайками побыть (пожимание плечами)

Плечи вверх и опустить.

Плечиками повращать (вращение плечами вперед и назад)

Нужно плечики размять.

Вперед - назад, вперед - назад (плечи вперед и плечи назад)

И все дела пойдут на лад.

б) мелкая моторика пальцев рук. Упражнение

в) дыхательная гимнастика: вдох - задержка дыхания - выдох; на выдохе произносятся звуки ф, с, ш.

7. Работа на уровне предложения

Игра «Заберись на гору».

Воспитатель просит ребёнка составить предложение по картинке из двух слов, используя схемы. Затем воспитатель спрашивает: «Сколько слов в этом предложении?». Ребёнок отвечает по образцу (Девочка плачет) и говорит, что в этом предложении два слова. После того как ребёнок составит предложение из двух слов, рисунок весёлого человечка поднимается вверх по горе, а предложения составляются из трёх (Девочка громко плачет), далее из четырёх слов (Маленькая девочка громко плачет).

8. Закрепление звука [ш] в тексте. Работа с текстом рассказа «Рёвушка»

Воспитатель: Ребята, придумайте девочке имя, чтобы в нем был звук [ш].

Ребенок. Девочку можно назвать Маша.

Воспитатель: Как называют девочку, которая плачет?

Ребенок. Такую девочку называют рёвушка.

Воспитатель: Я вам расскажу, что однажды случилось с Машенькой-рёвушкой.

(Воспитатель читает рассказ «Рёвушка»).

Воспитатель: Почему Машеньку называли рёвушкой?

Ребенок. Потому что она все время плакала.

Воспитатель: Кто к ней подошёл первым?

Ребенок. Первым к ней подошёл петушок.

Воспитатель: Что сказал петушок Машеньке?

Ребенок. Он сказал: «Не плачь, Машенька, давай лучше таракашек и букашек ловить!»

Воспитатель: Что ответила Машенька?

Ребенок. Машенька сказала, что ловить таракашек и букашек она не хочет, а

лучше будет плакать.

Воспитатель: Кто потом подошел к Машеньке?

Ребенок. Потом подошла к Машеньке кошка и сказала: «Не плачь, Машенька, давай лучше мышек ловить!»

      Воспитатель:  Что ответили Машенька?

Ребенок. А Машенька сказала, что лучше плакать, чем мышей ловить.»

Воспитатель: Что было дальше?

Ребенок. Потом подошёл к Машеньке теленок и сказал: «Давай реветь!» Маша согласилась, и стали они реветь.

Воспитатель: Чем закончился рассказ?

Ребенок. Тут подошла к Машеньке коровушка Бурёнушка и грозно спросила: «Ты чего это, Машенька, меня передразниваешь?» Испугалась Маша и с тех пор больше не ревёт.

9. Пересказ текста с элементами драматизации.

Воспитатель: Я буду рассказывать за автора. Рёвушкой будет Вика, Петушком - Максим, Кошкой - Саша, Телёнком - Кирилл, Коровушкой - Настя,

Дети воспроизводят текст рассказа.

Воспитатель: Какие хорошие артисты у нас в гостях!

10. Итог занятия.

Наше занятие подошло к концу.

Что вам понравилось на занятии? Кто вам понравился на занятии? Почему?

А мне понравились вы и ваши ответы. Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности «Эхо войны» для детей старшей группы

Программные задачи: Формировать представление о том, как русский народ защищал Родину на фронте и в тылу во время ВОВ.Продолжать знакомить с пословицами, песнями о войне.Воспитывать уважение к з...

Конспект организованной образовательной деятельности с презентацией для детей старшей группы на тему: «Похищенная сказка».

Данный сценарий будет полезен воспитателям, музыкальным руководителям, организаторам досуга детей, кто интересуется современными формами организации игровой деятельности детей с использованием ИКТ и д...

КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по физическому развитию в старшей группе группе «Нам расти и закаляться»

Данное мероприятие разработано на основе  программы кружковой работы по физическому развитию. Занятие направлено  способствованию  укрепления здоровья дошкольников по средствам спортивн...

Конспект организованной образовательной деятельности «Столовый этикет» для детей старшей группы

Цель:  закрепление знаний детей о правилах столового этикета.Задачи:Познакомить детей со столовым этикетом.Сформировать представления о культуре поведения за столом. Формировать навыки культурног...