«Воспитание у дошкольников уважения к культурной самобытности и национальным ценностям народа саами».
статья (подготовительная группа) на тему

Россия – многонациональное государство, поэтому уже с дошкольного  возраста нужно приобщать детей  не только к культуре своего народа, но и к уважительному, доброму отношению к представителям других культур.        

В современном обществе с концепцией духовно-нравственного развития и  воспитания личности гражданина России с введением ФГОС ДО  перед нами ставятся качественно новые цели и задачи в образовании и воспитании.  

Основным, из целевых ориентиров в ФГОС ДО,  является требование о том, что «ребёнок должен обладать установкой положительного отношения к другим людям и к самому себе…».

Среди основных принципов дошкольного образования в Стандарте провозглашены: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства и учёт этнокультурной ситуации развития детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_s_prezentatsiey._konferentsiya_po_konsolidatsii.docx32.46 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  «Воспитание у дошкольников уважения к культурной самобытности и национальным ценностям народа саами».

Воспитатель МБДОУ г. Мурманска №46 Мелаш О.М.

Россия – многонациональное государство, поэтому уже с дошкольного  возраста нужно приобщать детей  не только к культуре своего народа, но и к уважительному, доброму отношению к представителям других культур.        

В современном обществе с концепцией духовно-нравственного развития и  воспитания личности гражданина России с введением ФГОС ДО  перед нами ставятся качественно новые цели и задачи в образовании и воспитании. 

Основным, из целевых ориентиров в ФГОС ДО,  является требование о том, что «ребёнок должен обладать установкой положительного отношения к другим людям и к самому себе…».

Среди основных принципов дошкольного образования в Стандарте провозглашены: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства и учёт этнокультурной ситуации развития детей.

Дошкольный возраст имеет основополагающее значение для социального становления личности в целом и для воспитания уважения к людям другой национальности. В этом возрасте у детей происходит формирование навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения.

 В нашей группе существует традиция. Дети приносят интересные газетные статьи, которые мы вместе с ними читаем и обсуждаем. В одной из статей мы узнали, что на Кольском полуострове издавна проживают саамы. Они являются коренными жителями нашего края.  Мы поставили перед собой проблему изучить жизнь, быт и традиции коренного народа Кольского Заполярья. Для формирования у детей старшего возраста познавательного интереса к быту и традициям коренного народа Кольского Заполярья, воспитания уважения к иной культуре и её носителям  в нашей группе был реализован проект «Саами – коренные жители Кольского полуострова». Почему мы обратились к методу проекта? Потому что метод проектов углубляет интерес ребёнка к этнической проблематике,  мотивирует к самостоятельному поиску информации, предполагает вовлечение в проект родителей.

Актуальность проекта - вопросы воспитания миролюбия, принятия и понимания других людей независимо от их национальной принадлежности, языка и других особенностей культуры, уважительного  отношения к людям других национальностей являются необходимым условием гражданского воспитания дошкольников.   

Участники. Дети, родители воспитанников, воспитатели,  музыкальный руководитель.

Проблема - недостаточность сформированности у детей старшего возраста познавательного интереса к быту и традициям коренного народа Кольского Заполярья.

 Цель. Воспитание уважения к культурной самобытности и национальным ценностям народа саами. Воспитание дошкольников в духе взаимопонимания, мира, дружбы.

 Задачи.

- Сформировать у детей мотивацию к изучению и исследованию информации о коренных жителях  Кольского полуострова - саами.

- Обеспечить взаимодействие с родителями по теме проекта.

- Вовлечь детей в самостоятельную и совместную с взрослыми поисково-исследовательскую деятельность по изучению быта, обычаев, традиций, культуры саамов.

- Накопить и оформить материалы исследования.

- Дополнить центры социально-коммуникативного и художественно-эстетического развития материалами проекта.

- Приобщить детей к уникальной культуре народа саами, населяющего Кольский полуостров, к его обычаям и традициям, нравственно-эстетическим ценностям.

- Воспитать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям коренного народа Кольского полуострова - саами.

- Воспитание уважения к культурной самобытности и национальным ценностям народа саами.

-  Воспитание дошкольников в духе взаимопонимания, мира, дружбы.

Предполагаемый результат. Создание книги «Саами – коренные жители Кольского полуострова» и мини-музея.

 Проект проходил в три этапа

I этап. Постановка проблемы с детьми, обсуждение плана проекта (с детьми и родителями), оставление плана-схемы и перспективного плана проекта, объединение детей в рабочие группы, определение круга  актуальных и посильных для детей задач, вовлечение в проект родителей.                        

II этап. Сбор и накопление материала.                                                        

         III этап.  Итог проекта - презентация книги  и мини-музея «Саами – коренные жители Кольского полуострова».

В рамках проекта освоение задач воспитания уважительного  отношения к людям других национальностей  у дошкольников осуществлялось в разных видах совместной и самостоятельной деятельности.

 Для получения информации мы сходили в библиотеку, где прослушали рассказы библиотекаря, просмотрели альбомы и книги о северном саамском народе.

 После посещения библиотеки решили организовать у себя в группе библиотечку, в которую подобрали произведения писателей и поэтов, чьи имена связаны с Кольским полуостровом. Они отражают быт, культуру, национальные традиции родного края и доступны детям. В нашу библиотечку вошли саамские сказки «Золотое деревце», «Богатырь Ляйне», «Семилетний стрелок из лука» и другие, стихи саамских поэтов Э.Галкина, О.Вороновой, А.Бажанова.

Были проведены беседы «Кто такие саами?», «Мы разные, мы вместе», «На севере крайнем». Воспитатели рассказывали о жизни саамов, особенностях их  народной культуры и искусства.

Нашли на карте Кольского полуострова традиционные места проживания коренных жителей Кольского Заполярья.

В ходе экскурсии по интернету вместе с детьми находили фотографии, картинки, на которых запечатлены исторические и современные факты из жизни саамов, окружающий их природный и социальный мир.

Группа оснащена ноутбуком. Мы его широко используем в своей работе. Вот и в рамках этого проекта дети посмотрели  презентацию «Они живут на севере бескрайнем» и  фильм «В гостях у Сиркэ».

 Широко проводилась работа с детьми в различных центрах, особенно по продуктивным видам деятельности. Детям была обеспечена возможность не только наблюдать, но и участвовать в создании предметов на основе народных традиций саамов,  отражения полученных знаний в разных видах художественно-творческой деятельности. В своих работах они выражали свои отношения к  коренному народу Кольского севера. По итогам детского творчества были организованы выставки, а потом весь материал систематизировали, обобщили и оформили альбомы:

- «Гордый маленький  народ в крае северном живёт»,

- «Искусство, рождённое на снегу».  

- «В краю поющих сугробов».

- «Северные мотивы».

- «Мастерство при луне».

В нашей группе есть макеты «Тундра» и «Лесотундра» с фигурками саамов, оленей и других животных,  где дети могут разыгрывать различные сюжеты из жизни северного народа.  

 Во время проведения спортивного праздника «Маленькие оленеводы» были использованы понятные и интересные ребёнку народные саамские игры разных видов (подвижные игры и состязания, словесные игры).

Чтобы вовлечь родителей в эту проектную деятельность, мы провели консультацию. Ознакомили их с задачами образовательной программы нашего детского сада, которые будут решаться в рамках проекта. Изготовили буклеты «Познакомьтесь – мы саами», в них объяснили, что такое проект, для чего он нужен и какая роль в реализации этого проекта отводится родителям. 

Попросили родителей посетить краеведческий музей.  Благодаря наглядно представленным музейным экспонатам обогатились представления дошкольников об особенностях жизни, быта и культуры саамов.

С помощью родителей собрали разнообразный материал, рассказывающий о прошлом и настоящем саамов. Это открытки, картинки, фотографии.

Знакомство с жизнью северного народа вызвало  желание создать в группе мини-музей «Саами – коренные жители Кольского полуострова».        Важным итогом всего нашего проекта явилась совместная активная работа детей, родителей и педагогов, в  его создании.  В него вошли картинки и сведения, доступные детям дошкольного возраста, альбомы, фигурки саамов, предметы народного творчества, детские работы. 

В процессе работы детям захотелось самим нарисовать, слепить понравившиеся им сюжеты. Эти работы и вошли во второй раздел нашей книги. Когда мы собрали книгу, дети получили большое удовлетворение,  гордость за свой труд, и старания.

 В результате этого проекта все дети группы были вовлечены в поисково-познавательную деятельность, что помогло реализовать все поставленные задачи. Реализация этого проекта позволила углубить интерес дошкольников к этнической проблематике, мотивировал их к самостоятельному поиску информации. У них был сформирован познавательный интерес к быту и традициям коренного народа Кольского Заполярья – саами.

Литература.

  1. Е.А.Ильинская. Условия формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ. Народное образование. Педагогика.
  2. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцина. Журнал №102/2009.
  3.  Асташова Н.А. Проблема воспитании толерантности в системе образовательного учреждения // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): сборник научно-методических статей. 2-е издание М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: издательство НПО «МОДЭК», 2003. С. 74 – 85.
  4. Глебова С.В. Детский  сад-семья:  аспекты взаимодействия: практическое пособие для методистов, воспитателей и родителей. Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. С. 111.
  5. Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности. М.: Академический проект. 2004. С. 176.
  6. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль….

           

 

   

   

 

         

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Приобщение детей старшего дошкольного возраста к национальным ценностям народа мари"

laquo;Народ в наиболее чистом виде всегда представляют дети. Когда национальное умирает в детях, то это означает начало смерти нации».Во все времена и у всех народов основной целью воспитания я...

«Воспитание у дошкольников уважения к своим национальным особенностям через формирование любви к родному краю в условиях реализации ФГОС.»

«Детство – каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и Отечества»...

ДОКЛАД К ПЕДСОВЕТУ «ВОСПИТАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ УВАЖЕНИЕ К ТРУДУ ВЗРОСЛЫХ»

Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд –даже самый грубый – возвышается до творчества.(Максим Горький.) Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастаю...

воспитание у дошкольников уважения и почитания старшего поколения

Воспитание уважительного отношения к старшим нужно начинать как можно раньше, но не позднее пяти лет. До этого времени дети не обращают внимания на возрастные рамки взрослых людей, они общаются и игра...

Доклад "Воспитание патриотизма и уважения к культурным традициям Мордовского народа средствами музыки"

Этнокультурное воспитание является целостным процессом передачи личности культурных ценностей, традиций, социальных норм того этноса, представителем которого он является....

Музейная педагогика как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к национальным ценностям народа мари

В статье раскрыта актуальная тема по приобщению дошкольников к истории, культуре и быту марийского народа при использовании музейной педагогики....