Доклад на тему "История возникновения метода проектов в педагогике"!
методическая разработка на тему

"История возникновения метода проектов в педагогике"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_rmo.docx32.63 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации муниципального района

Туймазинский район  Республики Башкортостан

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 16 г. Туймазы муниципального района

Туймазинский район Республики Башкортостан

Доклад на тему

«История возникновения метода проектов в педагогике»

Выполнил: инструктор физического

воспитания Валиахметова Олеся

Станиславовна

Туймазы-2018

Технология проектной деятельности не является принципиально новой в мировой педагогике.

Метод проектов зародился во второй половине ХIХ века в сельскохозяйственных школах в США и основывался на теоретических концепциях «прагматической» педагогике, основоположником которой был американский философ-идеалист Джон Дьюи. Согласно его воззрениям, истинным и ценным является то, что полезно людям, что дает практический результат и направлено на благо всего общества.

Идеи Дж.Дьюи продолжил У.Х.Килпатрик, который считал, что проектом является любая деятельность, выполняемая «от всего сердца», с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединённых в данный момент общим интересом. Он предлагал строить обучение на основе расширения и обогащения индивидуального жизненного опыта детей.

Идея проектного обучения возникла в связи с критикой традиционного обучения. Традиционная школа была школой зубрежки. Ученики часто не понимали то, что заучивали. Знания часто не имели практического применения, были далеки от реальной жизни ребенка, его актуальных интересов. Отсюда отсутствие интереса к учению.

Дж. Дьюи и Х.Килпатрик считали, что целью образования является обучение ученика умению самостоятельно решать проблемы, а не усвоение суммы предметных знаний. Отсюда большое внимание уделялось самообразованию, в частности, умению выявлять и формулировать проблемы, находить нужную информацию, предлагать способы решения проблем, аргументировано отстаивать свою точку зрения. При этом проблема должна быть взята из реальной жизни, значимой для ребенка. Результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность.

В России метод проектов внедрялся в педагогическую практику с 1905 по 1931 годы известным российским педагогом Шацким. Цель проектной деятельности он видел в стимулировании ученика к самостоятельной творческо-поисковой деятельности, в соединении теоретических знаний с практическими умениями. В 30-х годах в связи с переходом на предметное обучение проектная деятельность была подвергнута критике со стороны партии и правительства СССР.

Возрождение интереса к проектной деятельности возникает в середине 90-х годов ХХ века. В настоящее время в материалах по модернизации структуры и содержания среднего общего образования отмечается важная роль проектной деятельности в образовании школьников. В частности, указывается на необходимость включения проектной деятельности в учебный процесс среднего и старшего звена обучения.

Сегодня метод проектов используется вновь, но уже в обновленном виде, так как введение ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования - ориентирует педагогов на инновационные подходы к организации образовательного процесса. Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования

В некоторых образовательных моделях проектирование начинается уже в начальной школе. Например, в программе «Сообщество». Интерес к проектной деятельности связан с тем, что в настоящее время проект стал основным методом решения многих управленческих, производственных и социальных задач во всех странах мира. Так, в настоящее время в России реализуется проект «Образование».

Прежде, чем начнем наш разговор о педагогическом проектировании попробуем выяснить, что такое проект.

В настоящее время существует множество определений этого понятия. Различные толкования понятия «проект» затрудняют понимание сущности этого явления. Проект в переводе с латинского буквально означает «заброшенный вперед».

Попробуем вывести собственное определение понятия «проект». Как известно, для определения понятия необходимо выявить его существенные свойства. Для этого можно использовать идеографический метод описания понятия. Начнем с определения параметров (характерных свойств) этого явления. Параметры будут определять ключевые слова, характеризующие понятие «проект». Перечислим эти ключевые слова:

· деятельность;

· продукт;

· проблема;

· исследование;

· конструирование и моделирование;

· планирование и расчеты.

Цель метода проектов – развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

https://konspekta.net/lektsiiorgimg/baza16/4403249716862.files/image001.gif

Отсюда можно заключить, что проект – это замысел чего-либо, представленный в виде документа, отражающего проблему, ее исследование, способ решения, планирование и ресурсное обеспечение деятельности, направленной на создание какого-либо продукта (интеллектуального или материального).

Как нами было отмечено, цель учебного проектирования  - формирование учения самостоятельного решения проблем.

Задачами проектного обучения являются развитие познавательных навыков и формирование аналитического (критического) мышления.

Проектная деятельность требует сформированности следующих умений:

- использовать разнопредметные знания и умения;

- работать с различными источниками информации;

- аналитически мыслить;

- работать в группе;

- представлять информацию;

- оценивать результаты своей деятельности.

На сегодняшний день метод проектов широко используется и в школах Российской Федерации на уроках и во внеурочной и внеклассной деятельности учащихся начальных классов.  Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая, конкретный результат, готовый к внедрению.

Проектная деятельность способствует преобразованию процесса обучения в процесс самообучения, позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Метод проектов как инновационная технология организации педагогического процесса."

Метод проектов рассматривается современной наукой как цикл инновационной  деятельности и является одной из перспективных педагогических  технологий, имеющих соответствующие признаки, функции...

История возникновения метода проектов в дошкольной педагогике

Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования....

ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Метод проектов в трудовом воспитании дошкольников»

В докладе изложены: 1. Сущность метода проектов. 2. Классификация, формы, этапы проектной деятельности. 3. Принципы и методы проектной деятельности. 4. Правила проведения проектных занятий применитель...

Доклад из опыта работы "«Формирование основ экологического сознания дошкольников на основе использования метода проектов»

      Ведущая    педагогическая     идея     опыта  заключается  в    создании необ...

Доклад на педагогической конференции. Тема: «Метод проектов как средство приобщения детей к русским народным сказкам»

 «Сказка – это колыбель мысли сумейте поставить воспитание      ребенка     так, чтобы он на всю жизнь сохранил волнующие воспоминания об этой ...

Доклад "метод проектов в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

В докладе раскрывается о значении методов проекта ,как самостоятельная,исследовательская,продуктивная деятельность детей,в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает знания в реальные...