Применение интерактивных форм и методов работы педагога по формированию навыков здорового образа жизни
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Лаврентьева Наталья Юрьевна

В воспитательном мероприятии представлены интерактивные упражнения, помогающие людям преодолевать проблемы ПАВ-зависимостей с тем, чтобы они могли вести здоровую, свободную от наркотиков, алкоголя, табака жизнь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon interaktivnaya_forma_profilaktiki_pav.doc468.5 КБ

Предварительный просмотр:

Применение интерактивных форм и методов работы педагога по формированию навыков здорового образа жизни

Лаврентьева Н.Ю., воспитатель

Стратегия борьбы со злоупотреблениями ПАВ направлена на то, чтобы:

  • помогать молодым людям воздерживаться от употребления психоактивных веществ, обеспечивая тем самым возможности для полного раскрытия их потенциала;
  • защищать общество от проявлений антиобщественного и криминального поведения, связанного с употреблением психоактивных веществ;
  • помогать людям преодолевать проблемы ПАВ-зависимостей с тем, чтобы они могли вести здоровую, свободную от наркотиков, алкоголя, табака жизнь;
  • препятствовать незаконной продаже психоактивных веществ.

Алкоголь: мифы и реальность

Задачи тренинга:

  1. Дать представление о причинах и последствиях алкоголизма;
  2. Сформировать у студентов представление о культуре употребления спиртных напитков;
  3. Сформировать у участников навыки, помогающие удержаться от алкоголя;

Необходимый материал:

  1. Мячик или предмет, его заменяющий (мягкая игрушка);
  2. Карточки для ролевой игры;
  3. Булавки (лучше «английские») - 4 шт.

Вводные слова. Оглашение темы занятия.  

Здравствуйте! Рад (рада) всех видеть на сегодняшнем занятии.

Надеюсь, все готовы работать. И для начала давайте каждый из вас (по кругу) сейчас расскажет о самом ярком событии, которое произошло с ним за прошлую неделю.

Участники говорят. Походу рассказа ведущий и группа могут задавать уточняющие вопросы

и делать какие-либо дополнения.

Хорошо. А теперь давайте немного разомнёмся.

Упражнение-разминка «Ассоциации по алфавиту»

Пояснение: Упражнение направлено на развитие внимания, оно учит студентов концентрироваться и быстро реагировать. Группа сидит в кругу. Для этого упражнения необходим мячик или предмет, его заменяющий (мягкая игрушка, например). Ведущий, наравне с группой, может принимать участие в этом упражнении.

Инструкция: Сейчас я назову вам какое-нибудь слово на букву «А» и брошу кому-нибудь этот мячик. Этот человек должен назвать свою ассоциацию, которая возникает у него на это слово, но с одним условием: ассоциация должна быть на букву «Б». Далее он бросает этот мячик другому, и тот человек уже должен предложить ассоциацию на его слово, но на букву «В». Итак, далее - по алфавиту.

Например, Арбуз - Большой (это ассоциация на слово «арбуз» на букву «Б») - Великан (это ассоциация на слово «большой» на букву «В») и т.д. Понятна инструкция? Тогда начнем.

Рекомендации ведущему: проведите это упражнение 2 раза. Сначала назовите любое слово на букву «А», а во время 2-ого захода назовите слово «Алкоголь». После первой попытки попросите ребят выполнить это упражнение еще раз, но быстрее. Не разрешайте вслух произносить алфавит. Естественно, что некоторые буквы нужно пропустить такие, как Ё, Й, Ъ, Ы, Ь.

Анализ упражнения:

  • Сложно ли было выполнять это упражнение?

Иногда жизненные ситуации требуют от нас предельной концентрации внимания и

сосредоточенности, так как речь может идти о нашей безопасности и нашем здоровье.

  • Можете привести примеры таких ситуаций?

Выслушайте ответы участников.

И как вы, наверное, уже догадались, речь сегодня пойдет об алкоголе и таком страшном заболевании, как алкоголизм.

«Вспомним все»

Но сначала давайте вспомним, что было у нас на предыдущем занятии.

По окончании блока ведущий должен связать эту тему с темой предыдущих занятий.

 Введение в тему

Итак, тема нашего сегодняшнего занятия посвящена алкоголю. Как вы понимаете, привычка пить на Руси была, есть и, по всей вероятности, будет. И

цель нашего сегодняшнего занятия - узнать, как делать это культурно и не стать алкоголиком. Ведь алкоголизм - заболевание очень хитрое; как и любая другая зависимость, оно подкрадывается к нам незаметно, а избавиться от него очень трудно. У меня к вам вопрос: Какие спиртные напитки вы уже пробовали? Помните, что на наших занятиях действует правило конфиденциальности, и вы можете говорить смело. Выслушайте ответы участников. Не забудьте про пиво, если его вдруг его не назовут.

Ну что ж, давайте начнем нашу тему, и я попрошу вас для начала сделать одно упражнение.

Упражнение «Зоопарк»

Пояснение: Это упражнение позволяет участникам через игру познакомиться со всеми стадиями опьянения. Во время выполнения упражнения участники ничего про эту цель знать не должны.

Инструкция: Ведущий приглашает всех участников сесть в круг. Когда все сели, он говорит: Сейчас я предлагаю вам подурачиться. Я каждому из вас прошепчу на ухо название какого-нибудь животного, которого вы должны будете показать, когда я попрошу. Показывать старайтесь как можно смешнее. Сам(а) я тоже буду изображать какое-нибудь животное.

После этих слов ведущий подходит к каждому и на ухо шепчет название одного из пяти животных: павлин, петух, обезьяна, осел и свинья. Желательно, чтобы количество животных каждого вида было приблизительно равным, для этого ведущий шепчет названия животных по очереди: павлин - петух - обезьяна - осел - свинья - павлин - петух - обезьяна - осел - свинья и т.д.

А теперь по моей команде мы все дружно начнем изображать нужное животное. Ваша задача - не только смешно его показать, но и найти «своих», т.е. собраться в стаи, чтобы все животные одного вида оказались вместе. У нас 5 видов животных, посмотрим, кто соберется первыми. Начали!

В итоге животные одного вида должны оказаться вместе: павлины с павлинами и т. д. После того, как все соберутся, можно попросить: «Где у нас павлины? Покажитесь всем, павлины!», «Где у нас петухи? Покажитесь, петухи!» и т.д. по всем животным. Внимание: порядок важен! Сначала павлины, потом петухи, потом обезьяны, потом ослы, и наконец, свиньи.

Анализ упражнения: После того, как все собрались и показались, попросите всех сеть обратно в круг. Начните обсуждение с вопроса: Как вы думаете, какая связь между всеми этими животными и алкоголем? Дождитесь ответов воспитанников, потом скажите: Как гласит народная мудрость, человек в опьянении проходит несколько стадий. Сначала это павлин, затем петух, потом обезьяна, далее осёл и, наконец, свинья. Помните об этом, наливая очередную рюмку!

Давайте посмотрим еще раз на этих животных как на стадии опьянения.

  • Согласны ли вы, что пьянеющий человек походит на этих животных? Если кто-то не согласен, спросите: А на каких животных он тогда похож?
  •  Как вы считаете, является алкоголь «абсолютным злом» или все же есть рамки, находясь в которых, можно остаться «павлином»? Участники высказывают свои мнения.
  •  Кем являются люди, напивающиеся до состояния «свиней»?

Затем нужно рассказать:

Умеренное потребление алкоголя не является болезнью. Болезнью является систематическое употребление алкоголя в больших количествах. Еще эта болезнь называется алкогольной зависимостью.

В умеренных дозах спиртное является сосудорасширяющим средством и снижает уровень холестерина в крови. Однако нужно помнить, что здоровый человек, правильно питающийся, не доводящий свой организм до стрессов и не испытывающий проблем с общением может ВООБЩЕ обходиться без спиртного. Платой за те несколько положительных эффектов, которые оказывает алкоголь, являются: чрезмерная нагрузка на сердце и печень, алкогольная зависимость. Если человек потребляет большие дозы алкоголя в неблагоприятной внешней среде (сильный мороз, жара, в болотистой или горной местности), это чревато летальным исходом.

Алкоголь может привести к ужасающим последствиям. Мы с вами часто слышим по телевизору, что кто-то кого-то убил, ограбил или изнасиловал, и все это он сделал под действием алкоголя.

Все это, к сожалению, не редкость. Мы с вами часто сами сталкиваемся с негативным действием алкоголя. Давайте поговорим об этом.

Упражнение-беседа «Алкоголь в нашей жизни»

Пояснение: Участники садятся в круг, и ведущий предлагает каждому рассказать, что случилось в их жизни или в жизни их знакомых из-за алкоголя.

Инструкция: Ну что ж, давайте поговорим о том, что случилось в вашей жизни из-за алкоголя. Высказываться могут все или только желающие. Каждый рассказчик должен сказать, к каким последствиям привело употребление алкоголя. Можно стимулировать участников, подсказывая им различные случаи: возможно, кто-то потерял работу из-за пьянства, у кого-то в семье пьяный отец бил мать, кто-то попал в аварию из-за того, что пьяным сел за руль.

Анализ упражнения:

  • Каких ситуаций больше - положительных или отрицательных?
  • Знаете ли вы людей, жизнь которых разрушил алкоголизм?

•  Есть ли у вас знакомые, которые совсем не употребляют спиртного:

При обсуждении нужно сделать упор на то, что негативных последствий употребления алкоголя значительно больше, и в больших дозах алкоголь обычно приводит к катастрофическим последствиям. Все из-за того, что после употребления алкоголя голова отключается, и мы себя не можем контролировать.

При обсуждении может возникнуть вопрос: кто такой алкоголик? Ребята могут начать описывать опустившуюся личность, бомжа и т.д. Важно указать на то, что они такими опустившимися были не всегда, что когда-то у них могла быть и хорошая работа, и дружная семья, и друзья. Алкоголь привел к тому, что все это они потеряли.

Можно привести пример хоккеиста Турина из кинофильма «Москва слезам не верит». Он был прославленным спортсменом, знаменитым, почитаемым, когда соблюдал режим, и в кого он превратился? В алкоголика, готового пропить последние деньги своей бывшей жены. Ни семьи, ни работы, ни друзей.

Подытожить обсуждение можно так:

Алкоголизм - это болезнь, но есть люди, которые не наносят своему здоровью и своей жизни вреда, так как пьют редко, в умеренных дозах и соблюдают культуру питья. Нужно напомнить участникам, что многим вообще не нужен алкоголь - ни чтобы расслабиться, ни чтобы стать увереннее. Также следует сказать, что алкоголь в нашей стране разрешено потреблять только совершеннолетним, после 18 лет.

Какие же последствия могут быть от алкоголя?

Главным образом, это потеря контроля. Наше внимание ослабевает, мы перестаем за собой следить, можем совершить поступки, которые в обычной обстановке никогда бы не совершили. Часто на трезвую голову люди начинают жалеть о том, что было сделано под воздействием алкоголя. Что это может быть? Мы можем начать курить под воздействием алкоголя, пробовать наркотики, можем совершить какие-то противоправные действия или заразиться ВИЧ-инфекцией. И даже можем не помнить об этом. Очень многие беды начинаются с того, что человек однажды напился.

Упражнение «Последствия употребления алкоголя»

Пояснение: Это упражнение предназначено, чтобы ощутить на себе негативное воздействие алкоголя.

Инструкция: Все участники становятся «коридором»- в две шеренги друг напротив друга на расстоянии полутора метров. Длина коридора -3-4 метра, в зависимости от количества участников. В одном конце коридора становится ведущий с блокнотом и ручкой. В другом конце один из участников. Его задача - вращаться вокруг себя 15-30 секунд так, чтобы вызвать сильное головокружение. Затем он должен дойти до ведущего и написать в блокноте свое имя, фамилию и отчество. Задача участников, которые находятся рядом с ним - не дать ему получить травму. Перед началом упражнения всех участников нужно проинструктировать, что падать во весь рост ни в коем случае нельзя. В случае падения, нужно подгибать колени и садиться на пол. «Пьяного» участника нужно направлять, и, если он начнет падать, аккуратно поддержать его под руки.

Анализ упражнения:

  • Насколько трудно было контролировать свои движения:

Ведущий должен объяснить, что при сильном алкогольном опьянении человек испытывает примерно такие же ощущения, только к ним добавляются затруднения в речи и затуманенность сознания. Если человек страдает алкоголизмом, плохая координация и «заплетающийся язык» становятся его спутниками по жизни. При обсуждении ведущий должен затронуть вопрос потребления пива и алкогольных коктейлей, т.к. обычно это первые алкогольные напитки, которые пробуют подростки.

Задайте вопрос:

•  Как вы думаете, до состояния какого из разыгранных сегодня животных можно дойти, если пить пиво? Многие подростки считают, что пивом нельзя напиться так же, как водкой. Необходимо объяснить, что это не так. Обратите внимание подростков на то, что в последние годы в СМИ ведется пропаганда потребления пива как определенного стиля жизни. Поясните, что пивной алкоголизм - самый тяжелый.

Пиво - это алкоголь. В пиве содержится этиловый спирт. И именно этиловый спирт вызывает зависимость. Пивной алкоголизм - это то же, что и водочный, коньячный. Его отличия - только в худшую сторону. Общее в том, что в любом случае - водка это, пиво или коньяк - человек пьёт этиловый спирт. Отличия делают пивной алкоголизм только опаснее. Первое отличие - психологическое. Пиво для человека стало частью быта. Его воспринимают как газировку. Если для вина или водки нужно создавать повод, соблюдать ритуал, то пиво можно выпить «просто так». Вполне нормальным считается выпить пиво по дороге домой или дома на диване. Второе отличие - химическое. В состав пива входят очень вредные вещества и токсичные соединения.

Комментарий: Ведущий может ознакомиться со статьей «Пивной алкоголизм возвращается» (см. Приложение № 3) и использовать информацию из нее в разговоре с участниками тренинга.

Давайте продолжим наш разговор о пиве после выполнения следующего упражнения. Сейчас мы поиграем в ресторан.

Упражнение «Разговор в ресторане»

Пояснение: Данное упражнение является ролевой игрой. Участникам выдаются карточки,

на которых написаны их роли (карточки приготовить заранее).

Инструкция-1: Сейчас мы выберем 4-х желающих. Кто бы хотел поучаствовать в

этом упражнении?

Комментарий: Если желающих много, ведущий выбирает сам (можно ориентироваться на

пол роли), если желающих мало, то ведущий тоже выбирает сам.

Хорошо! У нас есть 4 участника. Сейчас я каждому дам карточку с названием роли и описанием этой роли. Карточку, где написано только название роли, прикрепите с помощью булавки к своей одежде.

Роли:

  1. Студент. Любит пить пиво, так как это дешевый напиток. Он его пьет очень часто, почти каждый день. Не считает его алкогольным напитком и думает, что оно даже полезно.
  2. Пожилой интеллигент. Предпочитает дорогие сорта сухих и полусухих вин. Пьет редко со своим старым другом либо по праздникам. Однако при случае не откажется и от пива. Пьет его нечасто и только в хорошей компании под закусочку: креветки, кальмары. Считает, что ничего вредного в нем нет, если только пить в небольших количествах. Испробовал разные сорта пива, знает, какие из них самые лучшие.
  3. Молодой предприниматель. Ведет здоровый образ жизни. Пиво может выпить только со своим приятелем под трансляцию футбольного матча. В остальных случаях, скорее, откажется от него, нежели будет пить. Считает, что оно вредно, но вкус пива ему нравится, поэтому иногда (очень редко) позволяет себе эту слабость.
  4. Женщина средних лет. Пьет только по праздникам в кругу семьи. Пиво не признает. Является ярой противницей этого напитка. Ее раздражает, что молодежь на каждом углу его пьет. Считает, что именно из-за пива становятся алкоголиками. Запрещает пить пиво своему мужу. Не переносит даже запаха пива.

Вы не должны всем зачитывать описание своей роли, т.к. вы должны будете ее сыграть, а вот название роли другие участники сценки видеть будут.

Инструкция-2: Итак, сюжет игры: несколько человек оказались за одним столом в вагоне-ресторане. Один из них (Студент) уже заказал себе пива и приглашает других «присоединиться». Участники должны разыграть диалог, какой мог бы состояться среди персонажей.

Они должны познакомиться, рассказать о себе немного. Студент предлагает «выпить пивка», т.к. «дорога долгая», после чего все участники начинают обсуждать, стоит ли пить пиво вообще. Старайтесь отыграть свою роль до конца и исходить из нее. Вас не должны переубедить, вы должны отстаивать свою позицию, которая прописана у вас на карточке. Постарайтесь просто выразить свое отношение к пиву. Давайте создадим антураж вагона-ресторана: стол и 4 стула. Ну что ж давайте начнем!

Далее сразу идет сценка, остальные участники являются зрителями.

Анализ упражнения:

  • Какие впечатления?
  • Какие позиции по отношению к пиву вы увидели?

Как вы сами считаете, насколько вредно пиво:

Информация для ведущего: Постарайтесь, чтобы при обсуждении сами участники смогли выявить 4 основные позиции отношения к пиву. Если этого не произошло, скажите об этом сами:

  1. ЗА пиво (пить! ничего страшного в нем нет)
  2. Лучше выпить, чем не пить
  3. Лучше не пить, чем пить

А. ПРОТИВ пива (не пить однозначно)

Спросите у каждого:

  • К какой позиции они ближе и почему?

Таким образом, при обсуждении упражнения вам, как ведущему, необходимо сделать так, чтобы:

  • группа выделила эти 4 позиции по отношению к пиву,
  • каждый участник группы отнес себя к той или иной позиции,
  • все участники увидели плюсы 3 и 4 позиции.

Что же получается? Чем моложе человек, тем менее качественные, но более доступные (продающиеся на каждом углу) напитки он употребляет. С возрастом это меняется, почему? Пиво рекламируется как определенный стиль жизни. Однако реклама пива ничего не говорит о его вреде. Реклама и многочисленные сайты «Любителей пива» в Интернете создают мифы, которыми мы «питаемся». Давайте вместе в этом разберемся. Я буду называть известные мифы о пиве, а вы мне поможете их развенчать. Сначала выслушайте ответы ребят, а потом приводите свои аргументы для развенчания мифов.

ПИВО

МИФЫ

Пиво - это почти не алкоголь. Алкоголиками становятся те, кто пьет водку.

ФАКТЫ

Алкоголизм развивается в 3-4 раза быстрее от употребления пива, чем от крепких алкогольных напитков. Пивной алкоголизм труднее поддается лечению.

Пиво полезно, потому что это натуральный продукт.

                                                                                                                         

Пиво содержит ряд токсических веществ. Это продукты распада хмеля, например, кадаверин-трупный яд. При постоянном употреблении пива поражаются клетки головного мозга, которые, отмирая, выходят с мочой, ослабляется интеллект, обнаруживаются изменения в психике. В пиве есть химические добавки, например, кобальт («держатель пены»), который вызывает тяжелые заболевания сердца.

Пиво полезно, потому что это натуральный продукт.

В пиве много женских половых гормонов. Мужчина, пьющий много пива, со временем приобретает женские черты - широкие бёдра, большую грудь, живот. Пиво оказывает вредное влияние на яички, приводит к атрофии половых желез и нарушению половой потенции.

В старину пиво рекомендовалось пить даже кормящим матерям. Многие современные женщины предпочитают пиво другим напиткам из-за того, что оно полезно.

Если кормящая мать употребляет пиво, то у ребенка могут возникнуть эпилептические судороги, а затем развиться эпилепсия. У женщин, пьющих пиво, наблюдаются расстройства регулярности менструального цикла, растет вероятность заболеть раком грудной железы. Также у женщин становится

грубее голос, появляются так называемые «пивные усы», развивается вторичная фригидность (половое равнодушие).

Пиво заряжает энергией, бодростью, оптимизмом, помогает весело провести время в компании.

Пиво - наркотик, оказывающий седативное (успокоительное) действие. Основной элемент пивного опьянения - состояние пришибленности, тупости. Пьющий пиво «подсаживается» на него как на снотворное.

Если уж алкоголь есть в нашей жизни, очень важно правильно к нему относиться, соблюдать традиции его употребления, помнить об уместности того или иного напитка в определенной ситуации. Ведь алкоголь - это не самоцель, а, прежде всего, культурный ритуал, в котором самого напитка ничтожно мало, а трезвого общения - много. И антураж здесь важнее самого напитка. Когда вы это почувствуете, тогда вы будете управлять алкоголем, а не он вами. К тому же, нужно помнить, что человек может ВООБЩЕ обходиться без спиртного, живя при этом яркой, полноценной, насыщенной жизнью.

Завершите занятие традиционными блоками:

Рефлексия всего занятия

Что запомнилось на занятии? Что нового вы узнали? Что было для вас наиболее актуальным, а что вы уже знали и раньше?

                                                               5-10 мин.

Если осталось мало времени от занятия и/ или группа устала, нужно провести экспресс-способы рефлексии (см. Введение в программу)

Итоговый вывод:

Проводя это занятие, я отдавал(-а) себе отчет в том, что не смогу вас убедитъ никогда в жизни не выпить ни капли спиртного. Но сегодня мы с вами узнали, на каких животных похож человек в разных стадиях опьянения. Хотите ли вы быть «свиньей» - решайте сами. Мы научились развенчивать мифы о пиве, которые нам внушаются СМИ и Интернетом.

Мне хотелось бы, чтобы вы познакомились с культурой употребления алкогольных напитков, а также осознали, что можно веселиться и радоваться жизни и без употребления алкоголя. Тем более, что сделать это очень просто, если вы общительный, интересный, и уверенный в себе человек.

Традиционное прощание «МЫ ВМЕСТЕ»

Всем спасибо! До следущей встречи!!!

Приложение (к упражнению «Последствия алкоголя»)

Приложение в помощь ведущему - для дополнительного ознакомления с темой. Пивной алкоголизм возвращается

Автор(ы): Врач-нарколог Сосновский Дмитрий Роальдович

«Оперативное прикрытие - формула безопасности» номер 2 -1999 г.

В 70-80 годы пиво пользовалось большим спросом в связи с тем, что в переводе на 1 г алкоголя это было самое дешевое спиртное: за 1 копейку можно было приобрести 1,2 -1,4 г «пивного» алкоголя и только около 0,5 г водочного. Чрезвычайно характерной болезнью того времени был алкогольный цирроз печени. Как правило, он развивался у потребителей пива и «бормотухи».

До сих пор вспоминаю одного больного, который лечился в гематологическом отделении больницы им. Мечникова. Он работал администратором одного из ленинградских пивбаров. Пиво он пил в больших количествах - и после работы, и до, и во время. Перед глазами стоит его лицо землисто-желтого цвета, изможденное, желтые глаза, тонкие истощенные руки и огромный, наполненный жидкостью живот; на животе - особым узором вздувшиеся вены: «голова медузы», печать смерти. Диагноз у него был - алкогольный цирроз печени. Думаю, он понимал, что умирает. Но пива ему хотелось неотступно, постоянно. В стационаре он еще удерживался от алкоголя. Но, выйдя из больницы, удержаться не смог.

В начале 90-х ситуация изменилась. Пиво стало дорогим напитком. По стоимости 1 г алкоголя пиво стало невыгодным для того, чтобы напиваться. На какое-то время потребление пива упало. Но прошло несколько лет, и оказалось, что пиво опять пьют, но пьют уже «все и везде». Молодые и немолодые, мужчины и женщины, юноши и девочки, в метро, на вокзале, на улице на ходу, удивляя иностранцев таким неприличием, попивают из бутылок, банок пиво и джин-тоник. Пивной бум вынуждает ожидать через некоторое время вспышки пивного алкоголизма. Пока еще очень незначительно увеличивается число «пивозависимых» в практике нарколога. Но, боюсь, настоящая проблема на подходе. И сегодняшний пивной алкоголик - это отнюдь не люмпен, не «комбед», не неработающий «синяк». Почему возникает алкоголизм? В чем его сущность?

Существует резонный вопрос, который легко задавать, глядя на зависимого от алкоголя человека со стороны: «Если у тебя с алкоголем проблемы, то почему тебе просто не перестать пить? Прекратить - и все». Первый напрашивающийся ответ: «Силы воли нет» - не верен. Уверяю вас, болеют алкоголизмом и не могут остановиться отнюдь не только безвольные, слабосильные люди, но и те, кто достигает успехов, умеет справляться с проблемами, умеет побеждать. Дело не в том, что воля слаба, а в том, что враг силен.

Алкоголизм - частный случай наркомании, и возникновение его подчиняется общим для наркомании законам. Невозможно, конечно, сравнивать героиновую, например, наркоманию и тот же алкоголизм по скорости развития и последствиям, но есть нечто общее: нарушение обмена веществ в центральной нервной системе. Тот или иной наркотик становится необходимым для функционирования головного мозга.

В самом общем виде можно объяснить механизм становления алкоголизма так. В головном мозгу работает множество функциональных систем, обеспечивающих ту или иную сторону деятельности мозга, в частности, системы, формирующие эмоциональное состояние («центр удовольствия», «центр отрицательных эмоций»), системы, обеспечивающие состояния покоя или мобилизации сна или бодрствования и великое множество других. Нормальная работа каждой из функциональных систем обеспечивается характерным для этой системы веществом - медиатором. Естественно, что все эти системы постоянно взаимосвязаны, взаимозависимы, и нарушения в любой из них отражаются на работе всех функциональных систем.

Когда человек сделал нечто, предусмотренное природой как полезное для него: решил трудную задачу, победил противника, вкусно поел, встретил доброго приятеля (или приятельницу) - медиатор системы положительных эмоций (так называемые эндогенные опиаты) выделяется в увеличенном количестве. Человек испытывает удовольствие, радость, блаженство - в зависимости от количества медиатора. Но для того, чтобы получить его порцию, нужно решать, побеждать, готовить, встречаться, разбираться в музыке...

Всех этих хлопот можно избежать. Можно взять что-нибудь, какое-нибудь вещество, которое в мозгу превратится в нечто, заменяющее собственные опиаты. И пусть эта химия возбуждает систему положительных эмоций - человеку хорошо. Один из древнейших заменителей радости - алкоголь. После введения в организм небольшая часть алкоголя превращается в ложные медиаторы головного мозга, которые взаимодействуют с несколькими медиаторными системами. При этом активируется система положительных эмоций и система покоя, подавляется возбуждающая система. Благодаря такому сложному механизму действие алкоголя субъективно благоприятно, если он употребляется в малых дозах. «Кому чего не хватает, тому того добавляется»: раскрепоститься, «развязать язык и галстук», «для храбрости».

При достаточно массивном воздействии обмен перестраивается. Те медиаторы, которые заменялись этанолом, вырабатываются в количестве все меньшем. Система, подавляемая этанолом, выходит из-под контроля. Чтобы вернуть работу этих систем к норме человек вынужден употреблять алкоголь. Если выпивает здоровый человек, то, если он только не перебрал, наутро он забывает о выпивке. Хотя здоровый культурный человек будет избегать «перебора», на страже стоят психологические «тормоза» - хочется сохранить достоинство, ясность мысли, и физические - при передозировке возникает рвота.

У человека, зависимого от алкоголя, ситуация другая. Вот он «после вчерашнего» просыпается - не работает в достаточной степени «система положительных эмоций» недорабатывает «система покоя», излишне активирована «возбуждающая система». Поначалу эти нарушения чуть заметны, но, естественно, если продолжать употребление алкоголя, то нарушения утяжеляются. Когда-то они, наконец, становятся столь интенсивны, что это ощущается не просто как недомогание «до обеда», а как весьма плохое самочувствие. «Лекарство», которое приведет все в норму, под рукой. Человек, начавший опохмеляться, обречен на то, что похмелье начнет превращаться во вторую пьянку. Так формируется запой. Чем больше человек лечится от спиртного спиртным, тем больше он нуждается в спиртном.

После многодневного запоя в одних медиаторных системах, которые должны формировать ощущение удовольствия, покоя - медиаторная недостаточность, их функция близка к 0, другие - формирующие возбуждения - «сорвались с цепи». К тому же организм наводнен продуктами недоокисленного спирта: из-за плохо работающей печени накапливается масса токсинов. Результат неизбежен: тревога, мучительная депрессия, бессонница, льет пот, слабость жестокая, тошнота и так далее. И так приходится мучиться, пока не заработают нормально все системы в головном мозгу, на это уходят дни и дни.

Предположим теперь, человек с уже сформированными нарушениями какое-то время не пьет. Но все «битые» алкоголем системы работают на пределе компенсации. С течением времени эти системы «устают», выходят за пределы нормы и начинают требовать «подпитки». И тогда, осознанно или нет, человек ищет повода выпить и обязательно находит его.

Кроме биохимического механизма, срабатывает не менее важный психологический, ритуальный, культурный механизм. Правильно употребленный, алкоголь снимает напряженность, тревожность, позволяет забыть о неприятностях, проблемах. Естественно, что он уже на заре цивилизации был включен в ритуал праздника, отдыха, встреч. А уж в русской глубинке отношение к водке прямо-таки какое-то культовое. Если не пьешь - ты подозрительный, ты не наш, и вообще - «какой ты русский, если выпить не умеешь?». Алкоголь - это общая тема для малознакомых людей. Собралась компания, все несколько скованы. Выпили - глядишь, уже смеются, танцуют, знакомятся, веселятся. Постепенно алкоголь становится непременным атрибутом общения. «Если не выпьешь, то и не поговоришь нормально». «Я с друзьями встретился, так что, чай я, что ли, пить с ним буду?».

Алкоголь быстро и легко создает иллюзию психологической защищенности, беспроблемности бытия. Человек привыкает, часто употребляя алкоголь, к такому способу иллюзорного решения проблем «здесь и сейчас», все более переключается с реальных действий на уход в алкогольный туман. Такое отношение начинается обычно с психологических проблем, проблем отношений и распространяется, в конце концов, на производственные и деловые вопросы.

Итак, привычка, потребность, биохимические нарушения начинают поддерживать друг друга. Возникает прочная, различными механизмами подкрепляемая система потребления алкоголя. Алкоголь становится самоцелью. Он уже не средство, не слуга, он - хозяин. Алкоголь - плохой хозяин. Зависимый человек реально нуждается в алкоголе, без него не работают нормально важнейшие системы головного мозга, нет комфорта, нет общения.

Закономерности течения алкоголизма

Как и всякая болезнь, алкоголизм имеет внутренние закономерности развития. Крайне неприятная черта этой болезни в том, что, начавшись, она прогрессирует неуклонно. Единственный способ остановить процесс - полностью отказаться от алкоголя.

Один из наиболее очевидных признаков - увеличение переносимости алкоголя. Больной алкоголизмом может выпить в несколько раз больше водки, чем здоровый человек. Растет частота выпивки. Формируются запои, или ежедневная выпивка, или какие-либо промежуточные варианты. Запои удлиняются, похмельный синдром все тяжелее - до судорог и белой горячки.

Возникает и нарастает органическое поражение головного мозга - так называемая энцефалопатия. Из этого неизбежно вытекает снижение интеллекта: утрачивается ясность и подвижность мысли, юмор становится более плоским, сдвигается на алкогольную и сексуальную тему. Эмоции огрубляются, постепенно исчезает их нюансировка. Происходит этическое снижение. Этические категории высокого порядка все в меньшей степени руководят поведением больного человека, он становится необязательным, развивается лживость, из отношений к близким все в большей мере исчезают любовь, тепло. Все это приводит к социальным потерям: сначала теряются деньги (необязательность в делах, сорванные контракты, невыполненные обязательства, угощение собутыльников и различных паразитов, моментально появляющихся там, где рекой льется спиртное). Потом теряется способность зарабатывать большие деньги, потом - зарабатывать вообще. В исходе заболевания - слабоумие: думать и чувствовать становится нечем. Тупой взгляд, мутные глаза, пошатывающаяся походка, смазанная речь. И мерзкий запах давно не мытого тела.

Мы относимся к этим существам с презрением и отвращением. Но ведь многие из них когда-то были нормальными людьми, работали, любили детей, строили планы. Они были чистыми и симпатичными. Но они не остановились вовремя.

Не так давно возле станции метро меня кто-то окликнул по имени. Я с удивлением обнаружил перед собой человека в одежде явно с помойки, с бледным, одутловатым лицом; он весь был какой-то мятый и несчастный: мятая одежда, мятое лицо, мятая речь. Только тогда, когда он назвался, я стал медленно узнавать его. Когда-то мы были соседями. В это время он был удачливым цирковым артистом, фокусником. Это был крепкий высокий мужчина со светлой головой и золотыми руками. Смастерить он мог все, что угодно: телевизор, буфет, машинки для фокусов... Многие часы я провел, слушая его рассказы и байки, рассуждения и истории. Потом мы разъехались, и я не видел его лет 15. И я, да и никто другой не мог подумать, что его тогда вполне еще невинная привычка выпить вечером литр - другой пива обернется таким кошмаром. Ему от меня нужно было только 2 рубля 50 копеек. Больше ничего.

Особенности «пивного» алкоголизма

В различных видах алкоголя есть дополнительные, питательные, балластные вещества, вредные примеси. И это обуславливает разницу и в непосредственном эффекте, и в отдаленных результатах. Как хорошо, как вкусно после напряженного трудового дня, возвращаясь домой, выпить кружечку прохладного ароматного пива. Ощутить, как отпускает напряжение, как растекается расслабление и покой по телу.

Фармакологическое действие пива таково, что оно действительно очень способствует отдыху, успокоению. В 20-е годы нашего века его рекомендовали какседативное (т.е. успокоительное) средство. Таким образом, с пивом человек приучает себя не только к обычному опьяняющему действию алкоголя, но и к седативному средству. Проходит какое-то время, и оно становится уже необходимым элементом отдыха, успокоения. Нарастают дозы пива, появляются алкогольные эксцессы, возникают провалы в памяти. Первая за день выпивка переносится на все более ранний срок - на ранний вечер, на поздний день, на полдень, и, наконец, на утро. Формируется алкоголизм, пиво входит в привычку и в биохимию.

Пивная алкоголизация создает ложное впечатление благополучия. Пиво в общественном мнении - почти не алкоголь. Пивной алкоголизации долгое время не характерны алкогольные эксцессы с драками и вытрезвителем. Потребность выпить пива не вызывает такую тревогу у человека, как потребность в водке. Пивной алкоголизм развивается более вкрадчиво, коварно, чем водочный. Но уж когда развивается, то это очень тяжелый алкоголизм.

В больших количествах пиво оказывается клеточным ядом, поэтому при злоупотреблении им тяжело выражены соматические последствия: миокардиодистрофия, цирроз печени, гепатит. При пивной алкоголизации тяжелее, чем при водочной, поражаются клетки головного мозга, поэтому быстрее нарушается интеллект, обнаруживаются тяжелые психопатоподобные изменения. Бывает, что такой больной приходит к терапевту с вдребезги больной печенью или недостаточностью кровообращения, «пивным сердцем», и грамотный терапевт сообщает пациенту, что у него проблемы с алкоголем.

Бороться с влечением к пиву сложнее, чем с влечением к водке. Это влечение бывает очень назойливым и с трудом отпускает. Очень долго хочется больному еще разок ощутить это глубокое седативно-релаксирующее действие, этот покой, вдохнуть этот аромат, почувствовать этот вкус. В итоге пивной алкоголизм - это тяжелый, трудно поддающийся лечению вариант алкоголизма.

Когда нужно обратиться к наркологу?

Вот, разумеется, далеко не полный перечень признаков алкоголизма, но если вы обнаружили у себя хоть что-то из них - это очень серьезно:

  1. «Сорваны тормоза» - вы не можете или редко можете остановиться на небольшой дозе.
  2. Вы можете выпить много больше, чем раньше, с тем же или меньшим эффектом.
  3. Начали возникать провалы в памяти на время опьянения.
  4. Формируются запои.
  5. Вы пытаетесь уменьшить частоту и дозу выпиваемого, но безуспешно.


Излечим ли пивной алкоголизм?

И да, и нет.

Нет - в том аспекте, что возобновить «культурную выпивку» невозможно будет никогда. Обмен головного мозга нарушен, и нормальная реакция на алкоголь и на пиво не восстановится никогда. Любое употребление спиртного неминуемо приведет к срыву, сразу или некоторое время спустя. Если возникли обменные нарушения, считайте, что ваша бочка или цистерна выпита. Даже многолетнее воздержание не позволяет рассчитывать на то, что «организм очистился» и вы сможете культурно выпивать.

Да - в том смысле, что даже при тяжелом алкоголизме возможно полное и сколь угодно длительное воздержание от алкоголя. Но речь, само собой, разумеется, может идти только об абсолютной трезвости. Пить или не пить - третьего варианта алкоголизм не оставляет. При собственной непреклонной решимости с врачебной помощью даже очень тяжелые больные могут добиться удивительных результатов.

В начале 90-х годов я лежал в больнице Боткина с гепатитом, подаренным мне родным общепитом. Я уже выздоравливал, когда мой лечащий врач пригласил меня в ординаторскую со словами: «Не хотите ли, коллега, посмотреть интереснейший случай?». Я, естественно, хотел. В ординаторской меня ожидала история болезни трехлетней давности. В этой истории описывалась совершенно спившаяся женщина. Грязная пропитая больная, умирающая от безнадежно запущенного заболевания печени. По всем данным жить ей оставалось несколько месяцев, если очень повезет.«Хотите посмотреть на эту больную?» - спросил меня доктор. Я удивился: «А что, она еще жива?». «И еще как».

И врач пригласил кого-то из коридора. Вошла женщина средних лет, ухоженная, изящная, слегка попахивающая приятным парфюмом. На лице у нее не было ничего похожего на ту печать, которую оставляет алкоголь на пьющей женщине. И ничего, что давало бы понять, что человек болен. Никакого намека на заболевание печени. NN приходила на контрольные анализы, которые у нее тоже были в полной норме. Я заговорил с ней. И она рассказала, что, выписывая из больницы, доктор сказал ей прямо и безжалостно: «будешь пить - умрешь». Это произвело на NN такое впечатление, что она не только бросила пить, не только стала соблюдать диету, но изменила всю свою жизнь: она отказалась от запьянцовской компании, она пошла работать, стала читать, вышла замуж. Она обнаружила, что она нормальный человек, способный жить жизнью, достойной человека. «О пьянке, обо всей этой жизни я вспоминаю как о кошмарном сне».

Заключение

Пиво, при всех своих достоинствах, очень опасная вещь. Оно грозит превратиться из слуги в господина. Достоверных количественных критериев безопасной, по развитию алкоголизма, выпивки на сегодняшний день нет. Порог и скорость возникновения и прогрессирования болезни у разных людей различается в разы, что зависит, в основном, от устойчивости обмена веществ. Очевидно, что риск многократно увеличивается при раннем (младше 18 лет) начале алкоголизации, при систематическом употреблении, при привычке к разовому употреблению более литра пива. Будьте внимательны к себе и осторожны. Получайте от жизни радость, в том числе и от пива - но не попадите в капкан. И уж если возникли проблемы, остановитесь немедленно, самостоятельно или с помощью врача.

Наркотики - не влезай - убьёт

Задачи   тренинга:

  1. Дать представление о причинах и последствиях наркозависимости;
  2. Сформировать у обучающихся негативное отношение к наркотикам;
  3. Сформировать навык отказа от приема наркотиков, даже легких;

Необходимый материал:

  1. Палочки - 80 шт. (см. упр. «Игра»);
  2. Плакат и стикеры для упражнения «Дерево проблем»;
  3. Плакат «Правила сопротивления уговорам»;
  4. Карточки для упражнения «Ночной клуб»;
  5. Приложения (распечатать, как указано в упражнениях);
  6. Шприц без иглы.

Здравствуйте! Рад (рада) всех видеть вновь на сегодняшнем занятии. Надеюсь, все готовы работать. И для начала давайте каждый из вас сейчас расскажет о самом ярком событии, которое произошло с ним за прошлую неделю. Итак, давайте по кругу.

По ходу рассказа ведущий и группа могут делать какие-либо дополнения и задавать уточняющие вопросы. Хорошо. А теперь давайте немного разомнёмся.

Разминка «Гимнастика»

Пояснение: Ведущий просит всех участников тренинга встать перед ним так, чтобы всем было его видно. Лучше всего для этих целей разместить группу полукругом вокруг ведущего. Это упражнение хорошо настраивает группу на работу с информационным материалом, когда необходимо концентрироваться на ведущем и слушать, что он говорит. «Гимнастику» можно делать под музыку. Ритм и темп музыки - на усмотрение ведущего. Инструкция: Сейчас вам предстоит повторять мои действия. Ведущий начинает с простейших движений, таких, например, как поднятие руки, наклон корпуса, кивки головы. Затем движения усложняются: он изображает умывание под рукомойником, боксирование, кидание камня, поиски авторучки по карманам и проч. Можно выполнять и мимические действия, например, гримасничать. В какой-то момент можно передать свою роль кому-то из участников группы, затем другому. Стоит побуждать к участию в упражнении всех членов группы, однако принуждения быть не может.

 «Вспомним все»

А сейчас давайте вспомним, что было у нас на предыдущем занятии.

По окончании блока ведущий должен связать эту тему с темой предыдущих занятий.

 Введение в тему

Сегодня тема нашего занятия - «Наркозависимость».  

Что такое наркотики, как вам кажется?

Выслушайте ответы участников

Наркотики - это химические вещества, большинство из которых относятся к токсинам, т.е. к ядам. Все они, вызывая отравление, приводят человека в состояние «опьянения». Опьянение вызывает большое количество новых ощущений. Наркотики употребляют различными способами. Наркотики вызывают сильнейшую зависимость, и человек, пристрастившийся к наркотикам, уже никогда не сможет забыть о них. Наркотики вызывают кучу болезней и часто являются причиной несчастных случаев. По Российскому законодательству за действия с наркотиками предусмотрена административная или уголовная ответственность. Внимание: для вводной беседы ведущий может использовать информацию из Приложения №1.

Если участники спросят: «Как можно рассуждать о том, чего не пробовал?», ответьте: «Не обязательно пробовать яд, чтобы понять, что это такое. Достаточно уметь его определять».

Пробуя наркотик, почему-то все верят, что не станут зависимыми, что их это не коснется, что они смогут удержаться от этой напасти.

Вступая на этот путь, мы даже не представляем, куда он нас приведет. Мы знаем, что зависимость - это ужасно, но по-настоящему не осознаем это и думаем, что это «ужасно» именно нас не коснется.

На сегодняшнем занятии я хочу, чтобы вы узнали, что это за дорога, и поняли, что вступать на нее не стоит. Никогда!

Спросите у участников: Почему люди попадают в зависимость? Что может произойти в жизни человека, попавшего в зависимость от наркотиков?

Выслушайте ответы участников.

Чтобы разобраться в этих вопросах более подробно, давайте сделаем одно упражнение.

Упражнение «Дерево проблем»

Цель: показать, что причины приобщения к наркотикам могут быть разными, а последствия - одинаково тяжелыми.

Пояснение: Участники делятся на две группы. Участники одной из групп в течение 3-х минут должны записать на листе как можно больше причин, почему люди обращаются к наркотикам. Участники другой - как можно больше последствий. Пока группы работают, сделайте на доске заготовку - рисунок корней и кроны дерева (или используйте заранее заготовленный плакат). После того, как закончится время, попросите участников подгруппы «причины» подойти к доске и в корнях дерева записать причины, которые они выделили. Затем группа «последствия» записывает в кроне последствия потребления наркотиков. (Для этого упражнения можно использовать небольшие стикеры, на которых участники записывают причины и последствия, а потом приклеивают их к плакату) Если необходимо, то подскажите им

ПРИЧИНЫ:

Одиночество;

За компанию;

Заставили;

Чтобы повеселиться;

Проблемы в семье;

Конфликт с преподавателем;

Показать другим, что взрослый;

Жизненная трагедия;

Не знал, что ему предлагают;

Любопытство;

Забыть про проблемы;

Болезнь - чтобы было легче;

Был пьян - не помнит;

Как все;

Не смог отказать;

И др.

ПОСЛЕДСТВИЯ:

Потеря друзей;

Проблемы в семье;

Безденежье;

Воровство;

Продажа имущества своего и своей семьи;

Разрыв с семьей;

Болезни, проблемы со здоровьем;

Потеря работы;

Потеря интереса к чему-либо вообще, кроме наркотиков;

Проституция;

ВИЧ/СПИД;

Одиночество;

Проблемы с психикой;

Потеря возможности зачать и родить ребёнка;

Потеря интереса к жизни;

Бродяжничество;

Нарушение закона и наказание (тюрьма);

Смерть (сам умрет или убьют).

Анализ упражнения: Любая зависимость влияет на человека негативно, приводит к печальным, а зачастую страшным последствиям. Употреблять что-то или нет, заниматься тем или иным делом - этот выбор человек делает сам (мы не будем говорить о случаях, когда человек подвергся насилию или его вынудили, ведь большинство людей сделали выбор в пользу наркотиков все-таки самостоятельно). Неужели человек хочет именно этих последствий для себя и своих близких? Скорее всего, нет. Почему же тогда он делает такой выбор?

Попросите участников свободно высказаться на эту тему и выслушайте их. В конце упражнения обратите внимание участников на то, к каким последствиям может привести даже незначительная на первый взгляд причина. Проведите линии по нарисованному дереву от «любопытства» - к «тюрьме», от «за компанию» - к «проституции», от «забыть про проблемы» - к «проблемы со здоровьем» и «смерть».

А теперь давайте перейдем к следующему упражнению.

Упражнение «Игра»

по 17 палочек. (В качестве палочек могут выступать ручки, карандаши, фломастеры, спички, деревянные палочки для барбекю (шашлыка) или то, что вы сами придумаете).

Пояснение: Цель упражнения - показать обучающимся, как легко «втянуться» и стать наркоманом и что наркотики - это «игра», в которой невозможно выиграть. Эта цель озвучивается не в начале упражнения, а при его анализе. Выделите группу на 3-4 подгруппы. Каждую подгруппу посадите за стол и раздайте каждой

Инструкция: Ведущий стоит по одну сторону стола, а подгруппа - по другую. Между ними на столе лежат 17 палочек. Палочки лежат, как показано на рисунке ниже. Сейчас мы с вами сыграем в одну игру. Играть будем так: с одной стороны стола - я, а с другой стороны - одна из подгрупп.

Суть игры состоит в следующем:

Между нами лежат 17 палочек. Мы по очереди тянем палочки (сначала вы, потом я, потом опять вы, потом я и т.д.) За один ход можно вытянуть 1, 2 или 3 палочки. Чья из сторон возьмет последнюю палочку, та и проиграла партию. Во время игры вы можете советоваться, а можете выдвинуть одного представителя. Ваша цель - набрать как можно больше баллов. Изначально я дам вам 100 баллов. И за каждую проигранную партию вы получите -10 баллов (минус 10), а за каждую выигранную партию +20 баллов. В любой момент вы можете остановиться и перестать играть. Это понятно? Посмотрим, какая подгруппа наберет больше всего баллов. Учтите, я очень хорошо играю! Поэтому подумайте: может, вовсе не играть ни одной партии, тогда ваш результат будет 100 очков.

Ведущий должен прочитать следующую информацию перед тем, как проводить упражнение, а затем еще раз прочитать инструкцию!!!

Играть ведущий будет следующим образом: сначала сыграет партию с подгруппой №1, потом

с подгруппой №2, далее с №3, потом с №4, потом заново с №1, №2 и т.д.

Всегда начинайте партию так:

Ведущий: —Ваша подгруппа готова сыграть следующую партию?

Подгруппа: — (дождитесь четкого положительного ответа от подгруппы)

Ведущий: — Тогда начинайте!

Далее вы играете партию.

Суть игры:

Ваша цель - ВСЕГДА выигрывать. Если знать хитрости этой игры, это очень легко сделать. Чтобы всегда выигрывать, нужно ВСЕГДА выполнять два простых правила:

  1. Каждую партию должен начинать противник. Т. е. в каждой партии вы тянете вторым. Первой тянет подгруппа или представитель от подгруппы! Затем - вы, после - снова они и т.д.
  2. В сумме с противником нужно вытягивать 4 палочки. Например, противник (подгруппа) взял 1 палочку,тогда вы должны взять 3 (1+3=4). Подгруппа взяла 2 палочки,тогда вы -тоже 2 (2+2=4). Если подгруппа взяла 3 палочки, вы берете 1 палочку (3+1=4). Математически это выражается так: если противник вытянул N палочек, вы должны вытянуть 4-N палочек.

Чтобы освоиться с этими правилами, лучше потренироваться дома с друзьями. Если вы все сделали правильно, то перед последним ходом противника на столе должно лежать 5 палочек, тогда, сколько бы он ни взял, ему всегда достается последняя.

Психологический смысл игры состоит в следующем:

Вы втягиваете ребят в игру (по аналогии - в принятие наркотиков), они начинают стремиться набрать как можно больше баллов (незаметно увеличивается доза наркотиков), но они все время проигрывают, т.к. вы знаете решение (наркотики - это «игра», в которой нельзя выиграть). В итоге, больше всего баллов набирают те, кто остановился как можно раньше, или вообще не играл (точно так же и с наркотиками: не пробуйте их, и вы выиграете!). Сложности могут для вас возникнуть тогда, когда ребята захотят вторыми вступить в игру. Постарайтесь все-таки и в этом случае остаться вторым. Если группа настаивает, скажите, что таковы правила, и напомните, что у группы всегда есть право вообще отказаться от игры.

Этапы игры:

  1. Инструкция
  2. Сама игра (здесь вы играете партии с подгруппами и считаете их баллы)
  3. Далее, играя партию за партией, вы дожидаетесь, когда подгруппа скажет «стоп!». Можно даже спровоцировать подгруппу на такой диалог:

Подгруппа: —Мы больше не хотим играть.

Ведущий: — Боитесь, что я опять у вас выиграю?

Подгруппа: —Нет! Просто вы всегда выигрываете!

Ведущий: — У меня совсем несложно выиграть. Может, еще партию? Подумайте!

И только если подгруппа четко ответила «Нет!», вы больше к ней не пристаете.

Заметьте!!! Этот диалог напоминает провокацию принять очередную дозу наркотиков.

Когда все подгруппы сказали «стоп!», игра заканчивается.

4.        Задайте вопрос: Почему подгруппы сказали «стоп!»? Дождитесь ответов ребят. Раскройте им принцип своей победы, расскажите им, как играть в эту игру, чтобы все время
выигрывать. Докажите это: сыграйте с кем-то показательную партию.

А потом скажите: Ну, кто теперь хочет попытаться у меня выиграть в эту игру, при условии, что я буду вторым брать палочки? Дураков нет? Правильно! Кто будет играть со мной в игру, зная, что выиграть невозможно?!

5.        Перейдите к анализу упражнения.

Анализ упражнения:

Сейчас я расскажу, как это упражнение связано с темой нашего сегодняшнего занятия. Все дело в том, что если вы начинаете употреблять наркотики, то втягиваетесь в это дело незаметно, как втянулись сейчас в эту игру. Вы желаете получить то, что вам обещали: кайф, просветление сознания, подъем сил, а в итоге кайф быстро проходит и возникает ломка.

Я знал(-а) принцип игры, и поэтому всегда выигрывал (-а). Ваша задача была - вовремя остановиться. Та подгруппа, которая «просекла» это, набрала больше всего баллов. А те, кто продолжал играть (считайте - принимать наркотики), проиграли. Наркотики - это игра, в которой вы начинаете. У вас всегда есть выбор - принимать или нет, вовремя остановиться и больше не употреблять или подчиниться наркотикам и стать зависимым, стать наркоманом. Когда мы начинаем принимать наркотики, мы даже не думаем о том, что это игра, в которой мы обречены на поражение. Если бы мы знали это, как знаем сейчас все о фокусе с палочками, мы бы вряд ли приняли первую дозу пусть даже самого легкого наркотика. В игре под названьем «Наркотики» выиграть НЕВОЗМОЖНО! Скажите:

  • Сколько баллов вы набрали?
  •  На каком этапе остановились?
  •  Как шло обсуждение в ваших подгруппах?

В конце поаплодируйте той подгруппе, которая набрала больше всего баллов.  Сделайте вывод.

Как отказаться от предложения попробовать наркотики и сказать «нет!»? Давайте сделаем упражнение.

Упражнение «Аргументы отказа от пробы наркотиков»

Цель: рассмотреть имеющийся у участников «арсенал» возможных аргументов отказа от предложения попробовать наркотик.

I        этап

Попросите каждого участника в течение 3-х минут поработать индивидуально. Участники должны записать на своем листочке 3-4 аргумента, которые могут помочь им в случае предложения попробовать наркотики, противостоять давлению и отстоять свою позицию.

II        этап

После завершения времени попросите участников пересесть так, чтобы 6 стульев стояло в ряд немного отдельно от общего круга (как бы образуя сцену). Попросите желающих занять места на отдельных стульях, дальше они должны будут играть активную роль. Когда желающие определятся (минимум 2, максимум 6) поясните

Инструкция добровольцам: Сейчас, по очереди вы будете предлагать соседу слева попробовать наркотик. Когда дойдет очередь до последнего, он должен будет пересесть к первому. «Наркотик» может символизировать любой предмет- карандаш или мячик, например. Уговаривать нужно будет в течение 40-50 секунд. Задача того, кому предлагают, - отказаться от наркотика, используя придуманные ранее аргументы. По моей команде пары по очереди начинают и заканчивают диалог. После этого «наркотик» переходит к следующему участнику, и уже он уговаривает своего соседа попробовать его. Инструкция группе: Задача наблюдающих - внимательно выслушать аргументы, чтобы потом дать им оценку. Никто не должен давать комментарии или подсказывать во время ролевой игры.

После завершения поблагодарите тех, кто участвовал в ролевой игре. Анализ: Сначала спросите у «активных» участников:

  • Как вы себя чувствовали в роли предлагающего и отказывающегося?
  • Тяжело было отказываться или нет?
  • В реальной жизни тяжело отказывать друзьям или знакомым в какой-либо просьбе?
  • Чьи аргументы понравились больше всего?
  • Кто был более убедительным?

Спросите у наблюдателей:

  • Чьи аргументы понравились больше всего?
  • Кто был более убедительным?
  • Какие аргументы могли бы предложить вы?

Информационный блок «Правила сопротивления уговорам»

Задача: дать информацию о правилах сопротивления уговорам.

Давайте вернемся к аргументам отказа. Я хочу вам предложить универсальные правила сопротивления уговорам. Они очень просты. Запишите на доске или повесьте плакат с правилами:

Правила сопротивления уговорам

  1. Сразу встаньте на свою позицию, не увиливайте и не придумывайте уважительных причин (если вы вступаете в дискуссию, пытаясь аргументировать свой отказ, вас легче сбить с толку, особенно если на вас пытаются давить малознакомые люди);
  2. Отказ начинайте всегда со слова «НЕТ»;
  3. Повторяйте свое «НЕТ» вновь и вновь без объяснения причин и без оправданий: «НЕТ! Это мое решение. Я не должен вам объяснять, почему НЕТ»;
  4. Всегда следует повторять одну и ту же фразу отказа;
  5. При усилении давления откажитесь продолжать разговор: «Я не хочу об этом больше говорить»;

  1. Если давление продолжается, желательно покинуть эту компанию и это место.

Ролевая игра «Ночной клуб»

(упражнение проводится, если позволяет время). 

Задача: обсудить с участниками возможности возникновения в их жизни ситуаций явного и неявного предложения наркотиков. Предложите участникам продолжить игру в аргументы. Но теперь нужно при отказе пользоваться Правилами, о которых только что говорилось.

Аргумент будет один - «Нет!». Из активных участников предыдущей игры вам нужно выбрать самого активного. В этом вам может  помочь группа. Еще вам нужны два помощника, их можно выбрать из желающих. Перед началом упражнения дайте помощникам отдельную инструкцию, так, чтобы ее не слышал никто, кроме них: «Сейчас мы будем разыгрывать ситуацию в ночном клубе. Мы с вами четверо знакомых. Мы втроем будем предлагать наркотик нашему другу/подруге. Сначала мы будем его уговаривать, потом хвалить за то, что он отказывается. И, наконец, в конце мы предложим ему за стойкость и волю к здоровому образу жизни выпить сок за наш счет. Я буду основным «предлагающим», а вы должны меня во всем поддерживать».

Приготовьте стакан с соком или с водой, чтобы вы могли ее легко взять во время игры. Сядьте на стул рядом с «жертвой» - выбранным активистом. Помощники должны рассесться сбоку от вас и от «жертвы». Все остальные должны сесть в «зрительном зале». Сделайте пояснения для участника и всей группы:

«Итак, сейчас мы разыграем ситуацию в ночном клубе. Мы четверо знакомых. Мы втроем будем предлагать наркотик нашему другу/подруге. Его задача, используя свой опыт и аргументы, любыми способами отказаться. Все остальные участники должны молча наблюдать».

Спросите у участника, понятна ли ему его роль. Если необходимо сделайте дополнительные пояснения.

Если в ходе ролевой игры участник согласиться взять у вас «наркотик» до того, как вы предложите ему сок, объявите его проигравшим и начните игру сначала с новым участником. Со словами «Мы начинаем» вы можете разыграть примерно следующий диалог:

  • Ну, че, что-то скучновато стало?
  • Может, вмажемся по-быстрому?
  • Да ты че, ты знаешь, какой улет? Мы же тебе бесплатно предлагаем?
  • Может, ты уколов боишься, да ты не бойся! Я тебе сам уколю...
  • Мамку боишься, заругает? Памперс сам меняешь или бабуля?
  • Не, ребят, он упертый! Да ладно бог с ним... Пусть, как знает...
  • Это мы с вами лохи, а он здоровенький. Здоровый образ жизни ведет. Не, ну он в натуре молодец, правда ведь?
  • Да ты молодец, здравый пацан. Спортом, небось, занимаешься, лыжи и плавание. Может, фигурное катание, а?
  • Не, ну ты, правда, молодец. На тебе сок за наш счет. Будь здоров, пей напитки для здоровья! (протяните ему стакан с соком и дождитесь его реакции)
  • Да ладно, сок-то выпей!

Вне зависимости от того, взял участник у вас сок или нет, объявите игру завершенной. Поясните всем, что сейчас вы перейдете к анализу. Попросите всех сесть в один круг. Анализ: После каждого вопроса давайте время на ответ.

Сначала спросите у активного участника:

  • Легко ли говорить «НЕТ» по правилам?
  • Легко ли запомнить и соблюдать правила?

  • Сложно ли отказываться, когда уговаривают сразу несколько человек?
  • Смог бы ты отказать нескольким людям, если бы действовал не по правилам?
  • Если бы ты до этого момента уже выпил спиртное, было бы сложнее отказаться или легче?
  • Что ты чувствовал, когда на тебя «давили»?
  • Что почувствовал, когда престали уговаривать?
  •  Когда стали хвалить?
  • Что почувствовал, когда предложили сок?

Следующие вопросы должны быть обращены ко всей группе:

  • Сложнее ли уговаривать человека, который все время твердит «НЕТ»?
  • Заметил ли кто-нибудь, что тот, кого уговаривали, нарушает правила? Например, начинает оправдываться или искать уважительную причину?
  • Что могло быть в соке? Могла ли там быть водка? Наркотик?
  • Реальна ли такая ситуация в жизни?
  • Может ли случиться так, что нам предложат наркотик, а мы этого не поймем и согласимся?

Мы можем попасть в ловушку к наркотикам, даже если сказали «нет». Опасность иногда нас поджидает в таких ситуациях, от которых мы этого совсем не ждем. Наркотики могут маскироваться под безобидные вещи, и нужно научиться распознавать их. Представьте, что вы все сейчас в ночном клубе. К вам подходит незнакомый молодой человек или девушка. Вы не знаете, это обычный посетитель, который хочет с вами познакомиться, или наркоторговец, которому нужно, чтобы вы приняли дозу наркотика и «подсели» на него. Вам будет представлено несколько таких ситуаций, и вам нужно определить, насколько каждая из них опасна и почему.

Ведущий зачитывает всей группе содержание карточки (карточки должны быть напечатаны заранее). После озвучивания каждой ситуации следует ее обсуждение.

Ситуации неявного предложения наркотиков

Привет, помоги, а? Мне нужно наклеить на конверт марку, а у меня от танцев во рту пересохло... В общем, нужно марку лизнуть. Вот она.

Привет! Держи, это тебе! Да это обычная кола! От меня - в честь нашего знакомства!

Эй, друг, голова болит? Так у меня есть аспирин! Мне один друг из Европы привез! Видишь, символ Евро на таблетке?

Привет! Силен ты танцевать! Взмок весь. Да ты, я вижу, сильно устал! У меня есть классные витамины! Бери, усталость как рукой снимет!

Информация для ведущего: Опасность каждой из предложенных ситуаций описана в Приложении №2

Вывод: Даже в, казалось бы, безобидных ситуациях нас может подстерегать опасность. Это необходимо помнить и учитывать. Мы сами можем отказаться от принятия наркотика, но они (наркотики) любят скрываться под разными масками. А ведь даже принятие легкого наркотика грозит перерасти в наркотическую зависимость. Вы даже не успеете оглянуться. Итак, наркотики - это дорога в никуда.

Первый шаг по этой дороге - это проба наркотика.

Второй шаг - это втягивание в процесс, прием более сильного наркотика. Наркотики еще употребляются «по приколу», ради кайфа или интереса, чтобы они «расширили сознание» или «сняли усталость». Наркоторговцы уверяют, что наркотики могут расширять сознание, стимулировать к работе и сделать тебя в одно мгновение гением. Но это миф! Это ведь только кажется, что наркотики стимулируют память, потенцию, и что, например, при употреблении «экстази» человек может работать и танцевать «как угорелый». Это бывает только в самом начале, да и то не всегда. Расплата же приходит очень быстро, и расплата страшная.

Третий шаг - это зависимость со всеми вытекающими последствиями. Наркотики на этой стадии начинают употребляться с одной целью - убежать от боли. Просто когда образуется зависимость, человек испытывает непреодолимое желание употреблять еще и еще, и если он не употребил наркотик, то начинается так называемая ломка (о ней вы, наверное, слышали). Во время ломки наркоман испытывает такую боль, что может просто умереть, если не примет наркотик. Правда, такое бывает редко, потому что, естественно, наркоман пойдет на все, лишь бы прекратить ломку. В этом состоянии он не может себя контролировать.

Наркомания вызывает огромное количество последствий, и среди них те, о которых мы с вами уже говорили:

  • ВИЧ/СПИД
  • Воровство
  • Продажа имущества своего и своей семьи

Но есть и более серьезные проблемы. Когда продавать уже нечего, на воровство не хватает сил, наркоман начинает торговать собой.

Четвертый шаг - это продажа себя в наркобизнес за дозу. Это распространение наркотиков, втягивание других, только бы самому уколоться. Страшно! Наркобизнес - идеальный бизнес, так как организован так, что покупатель полностью зависит от товара, вне зависимости от внешних обстоятельств и качества товара. Попробовав раз, будешь потреблять и потом.

Упражнение-провокация «Подстава»*

Пояснение: Суть эксперимента состоит в том, чтобы показать, как легко можно «вляпаться» в неприятную историю, если ты столкнулся с наркотиками. Участники не должны догадаться, что «подготовка к упражнению» - это и есть само упражнение. Инструкция: Возьмите шприц в руки. Скажите: Предположим, что вот здесь раствор наркотика. И попросите кого-нибудь помочь:

(*Упражнение описано в пособии «Стиль 2000 - Здоровый выбор». - СПб., 2000).

Для подготовки к этому упражнению мне нужен один помощник.

—        «На, возьми и отойди в дальний угол комнаты».
Держишь? Не уронишь? Хорошо держишь?

На ответ «да», отвечайте: Пяток лет тебе обеспечено. В колонии общего режима. За хранение наркотических веществ. Когда все закончат шуметь: Ну, давай сюда.

Когда он начнет движение: Еще несколько! Транспортировка наркотических веществ. Когда передаст вам: Еще несколько лет! Передача наркотических веществ. Таким образом, можно «подставлять» сколько угодно раз. После упражнения положите шприц на стол, сказав: «Ну, а теперь приступаем, наконец, к упражнению», попросите передать шприц. Чаще всего, автоматически, участник передает, поймайте его за руку и скажите: «Я же только что все объяснил(а)!».

Любые действия с наркотиками в нашей стране являются административно или уголовно наказуемыми, будь то:

  • хранение,
  • транспортировка,
  • продажа,
  • потребление,
  • организация потребления,
  • изготовление.

Анализ: Вот и все. Вижу, вы думаете, а где же само упражнение? Его не будет, вернее, оно уже состоялось. Упражнение просто было замаскировано под приготовления к нему. Это была провокация, и вы на нее повелись! Это была подстава, и вы подставились! Ваша бдительность была усыплена, потому что вы думали, что упражнение еще не началось. Так ведь и в жизни бывает: мы думаем, что всегда контролируем ситуацию, и никто не заставит нас нарушить закон и нанести вред себе самому. НО! Там, где есть наркотики - там нет места человеческим отношениям, там всегда подставы. А подстава - это или способ манипулирования (тебя могут попросить передать наркотики или припрятать на пару дней, а потом шантажировать) или прямое сваливание вины (например, если во время милицейской облавы ты окажешься рядом с наркоманами). Так что же делать? Не общаться с теми, кто употребляет наркотики, не вступать ни в какие отношения, даже просто приятельские. Отойди, иначе тебя все равно подставят, ты все равно «вляпаешься».

Наркомания - страшная неизлечимая болезнь, причем купленная за наши собственные деньги. Покупая «дозу», мы, на самом деле, покупаем «комплексный обед»: цирроз печени и болезнь сердца - на первое, деградацию личности и умственную неполноценность        на второе, а на десерт - потерю друзей и близких. Постоянным клиентам - подарок от фирмы. Какой? Правильно - ранняя смерть.

Завершите занятие традиционными блоками:

Рефлексия всего занятия

Что запомнилось на занятии? Что нового вы узнали? Что было для вас наиболее актуальным, а что вы уже знали и раньше?

5-10 мин

Если осталось мало времени от занятия и/ или группа устала, нужно провести экспресс-способы рефлексии (см. Введение в программу)

Итоговый вывод:

Наркотики - это дорога в никуда!

Надеюсь, что на этом занятии вы получили представление об этом. Это пагубный путь.

Дайте вспомним шаги в пропасть:

Первый шаг - это первый прием наркотика.

Второй шаг - это втягивание в этот процесс, прием более сильного наркотика.

Третий шаг - это зависимость со всеми вытекающими последствиями: ломкой, ВИЧ, алкоголизмом, воровством, продажей своего имущества.

Четвертый шаг - это продажа себя в наркобизнес за дозу. Распространение наркотиков, втягивание других, только бы самому добыть дозу. Стоит ли наша жизнь того, чтобы вот так ее закончить?

Традиционное прощание «МЫ ВМЕСТЕ»        

Всем спасибо!

До следующей встречи!!!

Приложение №1.

Наркотическая зависимость

(В помощь ведущему для более подробного ознакомления с темой).

Зависимость - непреодолимое стремление к уходу от реальной действительности путем изменения психического состояния искусственным образом: при помощи приема каких-либо веществ (алкоголь, наркотики ...) либо осуществляя какой-либо вид деятельности, активности (азартные игры, коллекционирование...).

Все зависимости можно разделить на две группы - нехимические и химические.

Химические - это зависимости, вызванные потреблением веществ растительного или синтетического происхождения, веществ, которые вызывают у человека измененное состояние сознания.

Особенностью химических зависимостей является то, что принимаемое вещество становиться частью обменных процессов организма. Все наркотики - это химические вещества.

В организме человека существуют специальные вещества - эндорфины. Они отвечают за торможение боли, снятие ее остроты. Эндорфины просто блокируют часть болевых импульсов в нервных клетках.

Кроме того, они поддерживают у человека нормальный эмоциональный фон, оказывая влияние на зоны головного мозга, отвечающие за удовольствие. Эндорфины человеческий организм вырабатывает сам. Когда у человека в жизни происходят радостные и приятные события, таких веществ вырабатывается больше, когда печальные - меньше.

Наркотики очень похожи на эндорфины. Клетки нашего организма путают их с эндорфинами. Прежде всего, воздействию наркотика подвергаются клетки головного мозга. Как и эндорфин, наркотик оказывает влияние на зоны головного мозга, отвечающие за удовольствие.

Попадая в организм, наркотик с током крови разносится по всему организму. Проникая в нервную системной блокирует все болевые импульсы. Болевой импульс не проходит, т.е. человек не чувствует боли.

Боль - уникальная функция нервной системы, это сигнал опасности. Если что-то начинает разрушать клетку, она подает болевой сигнал. Регулярный прием наркотиков неизбежно приводит к разрушениям в клетках организма. В первую очередь, наркотики разрушают нервные клетки человека. Сами клетки нервной системы начинают подавать сигнал опасности - болевые импульсы. Но их «никто не слышит», т.к. наркотик блокирует эти сигналы. Со временем человеку нужно потреблять все больше и больше наркотика, чтобы сдерживать боль.

Привыкнув к наличию наркотика, организм человека перестает вырабатывать эндорфины. Зависимый человек уже не может без наркотика испытывать положительные эмоции, не может справляться с болезненными ситуациями, просто общаться «на трезвую голову».

Когда наркоман лишается наркотика, возникает так называемый абстинентный синдром. Человека начинают мучить мышечные и головные боли, желудочные колики, тошнота, резкая боль в суставах. Суставная боль бывает такой сильной, что наркоманы говорят: «кости ломаются». Отсюда появился просторечный синоним абстинентного синдрома - «ломка».

Приложение №2 (к упражнению «Ночной клуб»)
        Опасная ситуация                  Пояснение

— Привет, помоги, а? Мне нужно наклеить на конверт марку, а у меня от танцев во рту пересохло... В общем, нужно марку лизнуть. Вот она.

Существуют наркотики, в которых наркотический эффект достигается после того, как человек лизнет марку.

— Привет! Держи, это тебе! Да это

обычная кола! От меня - в честь нашего знакомства!

В бокал с напитком, который вам подает незнакомый человек (а не работник заведения), могут быть подмешены наркотики.

— Привет! Как дела? Давай закуривай скорей! У меня отличные сигареты! Таких в магазине не купишь!

Существуют наркотики, которые курят. Поэтому не курите вообще, а уж тем более сигареты сомнительного происхождения.

— Эй, друг, голова болит? Так у меня есть аспирин! Мне один друг из Европы привез! Видишь, символ Евро на таблетке?

— Привет! Силен ты танцевать! Взмок весь. Да ты, я вижу, сильно устал! У меня есть классные витамины! Бери, усталость как рукой снимет!

Нелишне вспомнить, что любые таблетки принимают по назначению врача. А уж от неизвестных таблеток, да еще без упаковки вообще лучше держаться подальше. Это может быть наркотик.

Есть наркотики, которые при первом приеме повышают жизненный тонус, прибавляют сил и энергии и по виду тоже напоминают витамины. Никогда не употребляйте пилюли или драже, которые вам предлагает незнакомый или малознакомый человек. Это может быть наркотик


павлин

петух

обезьяна

осёл

свинья

павлин

петух

обезьяна

осёл

свинья

павлин

петух

обезьяна

осёл

свинья

павлин

петух

обезьяна

осёл

свинья

павлин

петух

обезьяна

осёл

свинья

павлин

петух

обезьяна

осёл

свинья

павлин

петух

обезьяна

осёл

свинья

павлин

петух

обезьяна

осёл

свинья

павлин

петух

обезьяна

осёл

свинья

павлин

петух

обезьяна

осёл

свинья


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Передовой педагогический опыт работы тема: "Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников в процессе внедрения здоровьесберегающих технологий в контексте валеологического воспитания"

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.Введение.Глава 1. Здоровьесберегающие технологии.1.1. Здоровьесберегающие технологии в условиях ДОУ.1.2.Использывание здоровьесберегающих технологий в процессе физического развития и...

Модель системы работы с родителями по формированию навыков здорового образа жизни

В данной статье представлен опыт работы  коллектива дошкольного учреждения по созданию и реализации системы работы с родителями по формированию навыков ЗОЖ у дошкольников....

Справка по результатам тематического контроля «Организация работы в ДОО по внедрению новых форм физкультурно-оздоровительной работы, формированию навыков здорового образа жизни»

Цель контроля: проследить методическую грамотность календарно-тематического планирования педагогами возрастных групп воспитательно-образовательной, досуговой, физкультурно-оздоровительной деятельности...

«Организация и внедрения новых форм физического развития и формирование навыков здорового образа жизни»

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка — это самая главная задача не только для родителей, но и для педаго...

Консультация для педагогов: «Взаимодействие с семьей по формированию навыков здорового образа жизни».

Рекомендации педагогам ДОУ по формированию навыков здорового образа жизни...

Программа формирования навыков здорового образа жизни и профилактики заболеваемости работников МАДОУ ДСКВ «Рябинушка»-«За здоровый образ жизни!»

Актуальность решения проблемы сохранения и укрепления здоровья сотрудников на рабочих местах продолжает оставаться высокой в связи с тем, что показатели здоровья и состояния здраво...