Воспитание у детей дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Беткер Людмила Владимировна

Учебный материал по теме "Развитие у детей дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Беткер Л.В.

БДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 38» г. Омск

ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ

В современном обществе педагоги, занимающиеся проблемами воспитания и обучения детей, направляют все свои усилия на поиск наилучших путей и способов в развитии ребенка как будущего полноценного и  ответственного члена общества. Один из таких путей – воспитание эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст - это период, когда преобладает чувственное познание мира. Именно в этом возрасте необходимо учить  ребенка: сопереживать другому человеку, его чувствам, мыслям, настроениям. Несмотря на то, что у дошкольников  небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни,  задача педагогов развить эмоциональную сферу ребенка. 

Эмоциональная отзывчивость  - одна из важнейших способностей, данных человеку. В литературе по дошкольному воспитанию отзывчивость рассматривается авторами, как правило, с позиций нравственного воспитания. А.В. Запорожец, Я.З. Неверович понимают отзывчивость как эмоциональную реакцию дошкольника на состояние другого человека, как основную форму проявления действенного эмоционального отношения к другим людям, включающую сопереживание и сочувствие. М.С. Лисина, А.Е. Ольшанникова рассматривают отзывчивость в качестве главной эмоциональной единицы, проявляющейся в отношениях и общении между людьми. Т.П. Гаврилова считает, что отзывчивость является составляющим компонентом эмпатии и проявляется в сопереживании, сочувствии другому человеку.

В.А. Сухомлинский утверждал, что отзывчивость на состояние других людей составляет едва ли не самое драгоценное достояние человека.

Эмоциональная отзывчивость как устойчивое свойство человека проявляется в том, что он легко, быстро, гибко и в широком диапазоне эмоционально реагирует на различные воздействия - социальные события, процесс общения, особенности партнеров, идеи, эмоциональные проявления окружающих и т. д.

В процессе развития ребенка происходят изменения в его эмоциональной сфере. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими.

Ребенок, достигший относительно высокого уровня эмоционального воображения, пытается, прежде чем приступить к решению задачи, предварительно проиграть в воображаемом плане различные варианты действия и предугадать их последствия для окружающих людей, а следовательно, и для него самого. Так он стремится определить направление своего последующего поведения, избегая тех поступков, которые может совершить под влиянием случайных обстоятельств и мимолетных желаний.

Со временем способность ребенка контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Ее необходимо развивать.

Это обусловило выбор проблемы исследования, которая состоит в разрешении противоречия, которая сложилась в традиционной системе воспитания, когда дети формально знают нравственные нормы и правила, но не всегда поступают в соответствии с ними из-за отсутствия эмоциональной отзывчивости.

Для решения данной проблемы мы поставили следующие цели:

Изучить типичные особенности поведения и взаимоотношений дошкольников с взрослыми и сверстниками, отношение к самому себе.

Выявить понимание детьми отдельных нравственных норм и правил поведения, умения разрешать проблемные ситуации с позиции этих правил.

Согласно поставленным целям был составлен комплекс занятий и план мероприятий, направленный на воспитание у детей старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости.

  Были поставлены следующие задачи:

  • познакомить детей с основными эмоциями: интересом, радостью, удивлением, грустью, гневом, страхом, стыдом;
  • формировать умение  понимать эмоциональное состояние по различным признакам (мимике, пантомимике, жестам, интонации голоса);
  • дать детям понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные;
  • обогащать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения;
  • научить соотносить эмоции с цветом, явлениями, предметами и выражать их художественными средствами.

 

Наш детский сад работает по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса. Основными  целями нравственного воспитания по Программе является способствование накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками, формирование эмоциональной отзывчивости, формирование таких качеств, как сочувствие, отзывчивость и др. Эти цели стали основой для всей нашей дальнейшей работы.

На первом этапе работы для констатирующего эксперимента была использована  диагностическая методика "Сюжетные картинки" (модифицированный вариант Р.Р. Калининой); а также методика "Закончи историю" автора Р.Р. Калининой.

 Результаты диагностирования показали, что существуют   достаточные основания для проведения развивающей работы с дошкольниками по развитию эмоциональной отзывчивости.

На втором этапе  был разработан комплекс занятий и план мероприятий по данной теме. Источником комплекса занятий  стала методика М.И. Чистяковой  «Психогимнастика», самостоятельная разработка занятий, а так же беседы, направленные на знакомство с различными эмоциями, чувствами; словесные, настольные, подвижные, ролевые игры; рисование эмоций; проигрывание этюдов; чтение литературных произведений и др.

Принципы проведения занятий были следующие: принцип целесообразности, принцип учета возрастных особенностей; принцип активности, самостоятельности, творчества, принцип эмоциональной комфортности, благополучия каждого ребенка, количество детей присутствующих одновременно на занятии не превышало 10 человек.

Наиболее удачными в организации педагогического процесса были игровые занятия. Занятие «Радость, страх, удивление» вызвало у детей большой эмоциональный отклик.

Развитие симпатии, эмоциональной отзывчивости приходят постепенно. В этом помогли игры, например игра «Угадай, что со мной». С помощью жестов мимики ребенок выражал то или иное свое внутреннее состояние, другие дети старались отгадать его. Умение выражать сочувствие, помогать товарищу дети из игры постепенно переносят в реальные ситуации.

Очень понравились детям игры на выражение различных эмоций «Маленький скульптор», «Остров плакс», «Встреча с другом», «Эгоист» и др. Игры на развитие эмоций были направлены на развитие мимической, пантомимической, речевой моторики, жестикуляционной выразительности дошкольников.

Запомнились и игры на развитие выразительности жестов «Это Я!Это мое!», «Заколдованный ребенок»и др.

Так же детям понравились этюды на выражение удивления «Круглые глаза», «Удивление» и др. Так же были интересны этюды на выражение удовлетворения и радости «Золотые капельки», «Цветок» и др.

Большое внимание уделялось решению нравственных ситуаций в повседневной жизни дошкольников, а также формированию позитивного отношения со сверстниками и взрослыми.

 Рассматривание иллюстраций, репродукций, просмотр кукольного театра помогает детям различать эмоциональное состояние другого. Опираясь на инсценировки, художественные произведения, детские рисунки, просмотр диафильмов дети постепенно осваивали правила доброжелательного отношения друг к другу, эмоциональной отзывчивости.

Всем детям предоставлялась возможность поучаствовать в драматизации, обыграть какого либо персонажа, а затем описать свои чувства. Дети совместно с педагогом составляли рассказы с использованием вежливых слов, выражений, придумывали истории и объясняли свое то или иное отношение к героям рассказа, рисовали  на тему «Мое удивление», «Моя радость» т. д.

На третьем этапе была проведена повторная диагностика дошкольников и проведен сравнительный анализ полученных данных.

В ходе контрольного этапа эксперимента была определена эффективность использования комплекса занятий, а также других мероприятий, направленных на воспитание эмоциональной отзывчивости.

После проведенной работы дети стали меньше ошибаться при соотношении моральных  норм с реальными жизненными ситуациями,  чаще стали разрешать проблемные ситуации на основе нравственных норм, и давать элементарную нравственную оценку. Большинство детей в совместной деятельности стремятся помочь сверстникам, младшим детям, взрослым. Если видят, что кто-то огорчен, пытаются утешить его, узнать, что с ним произошло, пытаются исправить  ситуацию.

Проделанная работа совершенствовала эмоциональную чуткость и отзывчивость дошкольников.

Ведь правильное понимание эмоциональных состояний человека очень важно для формирования адекватных межличностных отношений, овладения собственными эмоциями, их регуляции и воздействия на окружающих. Понимание эмоций и чувств способствует лучшему пониманию художественной литературы, театральных постановок, что в свою очередь обогащает знания детей об этом мире

В дальнейшем предполагаем продолжать работу по воспитанию эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста.

Использованная литература:

1.Методика «Сюжетные картинки» / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. – СПб., 2002. С.35

2.Методика «Закончи историю» / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. – СПб., 2002. С.34-35

3.Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. - 2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 160 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Эмоционально-личностные и поведенческие нарушения.

Человек - существо эмоциональное, и все, с чем он сталкивается в повседневной жизни, вызывает у него ту или иную реакцию, то и или иное отношение, те или иные чувства. Парадокс состоит в том, что одна...

«Развитие у детей старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы ( вид детской деятельности – восприятие художественной литературы и фольклора)».

«Развитие у детей старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы ( вид детской деятельности – восприятие художественной литературы и фольклора)»....

Патриотическое воспитание у детей дошкольного возраста. По моему глубокому убеждению, с дошкольного возраста необходимо воспитывать у детей чувство патриотизма, любовь, чувство гордости за свою страну.

В жизни каждого человека есть памятные даты, свои праздники. Но весь многонациональный народ России объединят великий день 9 мая – День Победы. У нас создан не один проект по патриотическом...

Воспитание у детей дошкольного возраста эмоционально – ценностного отношения к природе. Содержание и приёмы работы воспитателя по воспитанию у детей эмоционально – ценностного отношения к природе в разных возрастных группах. Консультация для воспитателей

Гуманизм в отношении человека к человеку неразрывно связан с его отношением к окружающему миру, природе. Именно природа выступает в качестве объекта, к которому формируется отношение, когда речь идёт ...

Рабочая программа кружка «Мы дети земли Олонхо» для детей старшего дошкольного возраста «Духовно – нравственное воспитание для детей дошкольного возраста Срок реализации: 2020-2023 г.г.

Рабочая программа кружка «Мы дети земли Олонхо» для детей старшей дошкольного возрастаПояснительная запискаОсобое внимание в деятельности ЧДОУ «Солнечные лучики» уделяется...

Методическая разработка Педагогический проект по математическому воспитанию для детей дошкольного возраста (5-6 лет) «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством лего-конструирования и робототехники»

Конструктор LEGO и программное обеспечение к нему предоставляет прекрасную возможность учиться ребенку на собственном опыте. Такие знания вызывают у детей желание двигаться по пути открытий и исследов...