Разнообразные формы работы с родителями в помощь педагогам ДОУ
статья на тему

Разнообразные формы работы с родителями в помощь педагогам ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья для сборника21.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разнообразные формы работы с родителями в помощь педагогам ДОУ

Существуют разнообразные виды деятельности, которые создают возможности для сотрудничества родителей и воспитателей, и обмена информацией друг с другом. Сегодня очень важно привлекать родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях педагогов и родителей существует определенная дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, неуверенность, этнические стереотипы, чувство обиды – все это может привести к формированию профессиональных и личных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей и жизни детского сада. Поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, можно разработать разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей. Рассмотрим некоторые из них:

Презентация дошкольного учреждения с целью познакомить родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития и коллективом педагогов; показать (фрагментарно) все виды деятельности по развитию личности каждого ребенка. В результате такой формы работы родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми, дополнительных услугах, оказываемых специалистами.

Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей с целью познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий в детском саду.

Педагогический совет с участием родителей для того, чтобы привлечь родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета их индивидуальных возможностей и потребностей.

Посещение семьи. Воспитатель должен посетить семьи своих воспитанников. Каждое посещение имеет свою цель. Цель первого посещения семьи – выяснить общие условия семейного воспитания. Повторные посещения планируются по мере необходимости и предусматривают более частные задачи, например, проверку выполнения рекомендаций, которые были ранее даны воспитателем.

Существует и другая форма посещения семьи с целью оказания материальной помощи семье, защиты прав ребенка, воздействия на одного из членов семьи. По результатам такого обследования оформляется психолого-педагогическая характеристика семьи.

Педагогические беседы с родителями наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей для того, чтобы оказать родителям своевременную помощь по вопросам воспитания, способствовать достижению единой точки зрения.

Групповые собрания родителей. Здесь родителей знакомят с содержанием, задачами и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Повестка дня групповых родительских собраний включает доклад по наиболее важной теме на данный момент; выступление врача или медицинской сестры, музыкального работника; сообщения кого-либо из родителей об опыте семейного воспитания; обсуждение текущих организационных вопросов.

В течение учебного года проводится 3-4 собрания продолжительностью – 1,5 часа. Можно приглашать и других специалистов детского сада и не только.

Общие собрания родителей. Здесь обсуждаются общие организационные вопросы совместной работы всего дошкольного учреждения. Планирует и проводит общее родительское собрание заведующая детским садом совместно с родительским комитетом и воспитателями. Собраний должно быть не менее 3х в году.

Тематические консультации могут быть плановыми и внеплановыми, индивидуальными и групповыми.

Плановые консультации проводятся в детском саду систематически: 3-4 консультации в год в каждой возрастной группе и столько же общих консультаций по детскому саду согласно годовому плану. Продолжительность консультации 30-40 минут. Внеплановые возникают нередко во время общения педагогов и родителей по инициативе обеих сторон. Консультация, как и беседа, требует подготовки для наиболее содержательных ответов педагогов родителям.

 «Круглый стол» с родителями проводится для того, чтобы в нетрадиционной обстановке обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания.

Конференция с родителями. Здесь в занимательной форме педагоги, профильные специалисты и родители моделируют жизненные ситуации, проигрывая их. Это дает возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, но и устанавливать доверительные отношения с педагогами.

Наглядная пропаганда с целью привлечения родителей к посещению детского сада с постановкой перед ними конкретных педагогических задач: наблюдение за деятельностью воспитателя группы, отношениями между сверстниками, за играми, занятиями дошкольников, за поведением своего собственного ребенка; ознакомление с бытовыми условиями в детском саду.

Наглядное знакомство родителей с жизнью детей в детском саду осуществляется также при организации дней открытых дверей, которые проводятся 3-4 раза в год в назначенные числа. В эти дни родители могут без предварительной договоренности побывать в детском саду, в той или иной возрастной группе. Деятельность родителей включает наблюдение за проведением занятий, играми детей, режимными моментами. После просмотра проводится небольшая коллективная беседа, родители задают вопросы, делятся впечатлениями.

С целью побывать в дошкольном учреждении не только в специально отведенные для этого дни проводятся дежурства. Дежурных родителей привлекают к участию в экскурсиях и прогулках с детьми за пределами детского сада, в проведении досугов и развлечений. В ходе дежурства родители не должны вмешиваться в педагогический процесс. Свои замечания они могут записать в специальную тетрадь.

Традиционные средства наглядной педагогической пропаганды – разнообразные стенды. В каждой возрастной группе должен быть уголок для родителей.

Письменные формы общения.

Когда нехватка времени или сложности с расписанием мешают вам встретиться с родителями лично, поддерживать контакт с родителями вам помогут некоторые формы письменного общения.

Брошюры помогают родителям узнать о детском саде

Пособия содержат подробную информацию о детском саде. Семьи могут обращаться к пособиям в течение всего года.

Бюллетень можно выпускать раз или два в месяц, чтобы постоянно обеспечивать семьи информацией об особых мероприятиях, изменениях в программе и др.

Доска объявлений – это настенный экран, который информирует родителей о мероприятиях на день и др.

Ящик для предложений – это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с группой воспитателей.

Отчеты о развитии ребенка – это одна из форм общения с семьями, которая может быть полезна при условии, чтобы она не заменяла личных контактов.

Как развивать работу, направленную на родителей?

Сотрудничество родителей друг с другом. Это помощь более опытных родителей начинающим. Групповая деятельность может включать в себя собрания для общения или оказания поддержки.

Информация для родителей и их обучение. Детский сад предоставляет родителям информацию на интересующую их тему о развитии ребенка.

Неформальные встречи родителей и воспитателей. Это тематические встречи, вечера и т. п.

Использование коммуникативных ресурсов. Общение родителей по вопросам, связанным с трудоустройством, здоровьем, жильем, уходом за детьми, образованием и другими нуждами семей.

Обмен литературой. Детский сад может создать библиотеку интересных книг, статей, буклетов, видео-, аудиокассет, которыми родители могли бы пользоваться.

Что могут делать родители в детском саду:

– читать детям рассказы, сказки, истории;

– приносить различные игрушки для общих игр;

– собирать природные материалы для деятельности детей: камешки, семена, раковины и т. п.;

– участвовать в праздниках.

Для создания в семье благоприятных условий воспитания детей родителям прежде всего необходимо овладеть полным объемом определенных психолого-педагогических знаний, практическими навыками и умениями педагогической деятельности.

Для осуществления дифференцированного подхода к работе с родителями необходимо соблюдение таких общепедагогических и специфических условий как структура семьи, социальное положение, стиль семейных отношений и пр.

В качестве выявления уровня педагогической культуры и степени участия родителей в воспитании детей можно использовать анкетирование, тестирование, индивидуальные беседы, посещение семей, наблюдение за детьми и родителями и др.

В зависимости от категорий родителей используются такие активные формы работы, как «круглые столы», аукционы, викторины, педагогические калейдоскопы, диспуты, клубы по интересам, конкурсы.

Выявление всех категорий посредством социально-педагогических методов, использование активных форм работы с родителями с учетом типов семей и уровня их педагогических знаний, умений и навыков, навыков общения с детьми, организация работы ДОУ как открытой системы, активная поддержка связи с микрорайонами, приносит весомые результаты.

Необходимо совершенствовать формы работы с родителями, учитывая их социальное положение, социальный статус, категорию семей, социальную ситуацию в обществе. А главную ведущую роль в этом должен занять педагог, используя все полученные знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации к использованию разнообразных форм работы с родителями.

Рекомендации для воспитателей детских садов о том, как и какие формы работы с родителями можно использовать....

Консультация "Разнообразные формы работы с родителями"

Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Поэто...

Сообщение на тему: «Использование разнообразных форм работы с родителями, способствующих оптимизации коррекционно-образовательного процесса».

В настоящее время взаимодействие учителя - логопеда с семьями детей, имеющих речевые недостатки, является наиболее актуальной. Правильное чистое произношение и развитая речь – это заслуга не только...

Сообщение на тему: «Использование разнообразных форм работы с родителями, способствующих оптимизации коррекционно-образовательного процесса».

В настоящее время взаимодействие учителя - логопеда с семьями детей, имеющих речевые недостатки, является наиболее актуальной. Правильное чистое произношение и развитая речь – это заслуга не только...

Использование разнообразных форм работы с родителями дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Л.С.Выгодский подчеркивал значимость адекватного семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, как залог адаптации их в будущем. Детский сад и семья должны стремиться к созданию е...

«Разнообразные формы работы с родителями и укрепление взаимного доверия между педагогами и семьи в условиях реализации ФОП ДО»

Консультация для педагогов по привлечению родителей к участию в работе детского сада с использованием разнообразных форм работы....