Формирование у воспитанников знаний, о правилах безопасного поведения
материал (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Дерменжи Лариса Георгиевна

Безопасность — это категория неизмеримо более высокая, чем величие.
/Кардинал Франции Ришелье/

Во все исторические эпохи и времена важнейшая роль отводилась безопасности, будь то личной или имущественной, но именно безопасность является главнейшим залогом  человеческого развития.

  Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека, будь то современный город или сельская местность, привычная домашняя обстановка или морское побережье — каждая среда диктует совершенно различные способы поведения и соответственно меры предосторожности. Если бы все люди, дети  их хорошо знали и соблюдали, было бы меньше травм и несчастных случаев. А каким образом об этом можно узнать?

К сожалению, пока не существует такого единого свода правил.  

Но следуя американской пословице:   Лучше сразу обеспечить безопасность ребенку, чем потом сожалеть. Работа всех  педагогов, родителей   в той или иной мере направлена  на  формирование у детей знаний,  о правилах безопасного поведения и здоровом образе жизни

Скачать:


Предварительный просмотр:

\\192.168.1.12\общие документы\Ханабиева А.А\логотип\логотип\лог 1.png 

Формирование у воспитанников знаний,  о правилах   безопасного поведения  и  здоровом  образе  жизни

Старший воспитатель: Л.Г. Дерменжи

2016 год  Покачи

Формирование у воспитанников знаний,  о правилах   безопасного поведения  и  здоровом  образе  жизни

Старший воспитатель Л.Г. Дерменжи

1 слайд

   Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы взрослые, родители,  испытываем за самых беззащитных граждан — маленьких детей.

2 слайд

  Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека, будь то современный город или сельская местность, привычная домашняя обстановка или морское побережье — каждая среда диктует совершенно различные способы поведения и соответственно меры предосторожности. Если бы все люди, дети  их хорошо знали и соблюдали, было бы меньше травм и несчастных случаев. А каким образом об этом можно узнать?

К сожалению, пока не существует такого единого свода правил. Но работа  педагогов,    на основе программы обеспечения безопасности жизнедеятельности для детей дошкольного возраста в нашем ДОУ,   направлена  на  формирование у детей знаний,  о правилах безопасного поведения и здоровом образе жизни.

 3 слайд

  В настоящее время «Основы безопасности жизнедеятельности» — обязательный предмет в общеобразовательной школе.  А в дошкольных учреждениях занятия по  ОБЖ включены в сетку занятий. В старших и подготовительных группах  - 1занятие в неделю. Хочется отметить, что работа по  формированию навыков безопасного поведения, формированию ценностей здорового образа жизни, бережного отношения к природе и ее обителям ведется  систематически,  начиная с младшего дошкольного возраста и до выпуска ребятишек из стен нашего сада.

4 слайд  

Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом мы взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечаем, как часто о повторяем  слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаемся объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это, как правило, дает обратный результат. Если запретов будет слишком много — ребенок не сможет выполнять их в полной мере,  и неизбежно будет нарушать. Что же делать?

5 слайд

 Мы педагоги, пытаемся вести эту работу стараясь избегать запретов. Больше внимания пытаемся  уделять организации различных видов  деятельности, направленных на приобретение детьми определенных  навыков  поведения, опыта. Для этого используем беседы, дискуссии, экскурсии,   занятия  с мультимедийным сопровождением,  чтение, мультфильмы и обязательно это все  дополняется  и разбавляется основным видом детской деятельности игрой.

Безопасность — это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях.   Ведь все, чему учим детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.

6 слайд 

  Ребенок должен понимать, что именно может быть опасным в общении с другими людьми. Детям  рассказывается об опасности контактов с незнакомыми взрослыми. Так, большинство детей считает, что опасными являются люди с неприятной внешностью или неопрятно одетые, а молодые, хорошо одетые, симпатичные женщины, девушки или юноши не могут причинить вред так же, как и любой человек с открытой, дружелюбной улыбкой.   Специально рассматриваем типичные ситуации опасных контактов с незнакомыми людьми.

Примеры.

Взрослый уговаривает ребенка пойти с ним куда-либо, обещая подарить игрушку, конфету или показать что-то интересное.

Взрослый открывает дверцу машины и приглашает ребенка покататься.

Взрослый угощает ребенка конфетой, мороженым или дарит игрушку.

Для закрепления правил поведения с незнакомыми людьми предлагаем детям специально подготовленные игры-драматизации.

 Рассматриваем и обсуждаем возможные ситуации насильственного поведения взрослого  Дети знают, что при возникновении опасности им надо громко кричать, призывая на помощь и привлекая внимание окружающих.

  Разъясняем  детям, что опасности могут подстерегать их не только на улице, но и дома, поэтому нельзя входить в подъезд одному, без родителей или знакомых взрослых, нельзя открывать дверь чужому.

7 слайд

 Рассказываем  детям о взаимосвязях и взаимодействии всех природных объектов. При этом дети должны понять главное: Земля — наш общий дом, а человек — часть природы

Знакомим с проблемами загрязнения окружающей среды, объясняем, как  человек, считая себя хозяином Земли, многие годы использовал для своего блага все, что его окружало (леса, моря, горы, недра, животных и птиц), однако он оказался плохим хозяином: уничтожил леса, истребил многих зверей, птиц, рыб; построил заводы и фабрики, которые отравляют воздух, загрязняют воду и почву. Объясняем  детям, что выполнение привычных требований взрослых (не пей некипяченую воду, мой фрукты и овощи, мой руки перед едой) в наши дни может уберечь от болезней, а иногда и спасти жизнь. Задача педагога научить детей ответственному и бережному отношению к природе (не разорять муравейники, кормить птиц зимой, не трогать птичьи гнезда, не ломать ветки), при этом объясняя, что не следует забывать и об опасностях, связанных с некоторыми растениями или возникающих при контактах с животными.

Рассказываем  детям о ядовитых растениях, которые растут в лесу, на полях и лугах, вдоль дорог, на пустырях.

 8 слайд

 Предметы домашнего быта, зачастую  являются источниками потенциальной опасности для детей, и делятся на три группы:

предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, печка, электрические розетки, включенные электроприборы);

9 слайд

предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научиться правильно обращаться (иголка, ножницы, нож);

предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, режуще-колющие инструменты).

Обращаем  внимание детей на то, что в помещении особую опасность представляют открытые окна и балконы.

10 Слайд В случае экстремальных ситуаций  в быту, учим пользоваться телефоном,  в случаях возникновения пожара, получения травмы;  дети должны уметь привлечь внимание прохожих и позвать на помощь при пожаре,  уметь потушить начинающийся пожар, набросив на источник возгорания тяжелое одеяло).

11Слайд Мы  педагоги  объясняем  детям, что здоровье — это одна из главных ценностей жизни. Каждый ребенок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе, не мучиться головными болями или бесконечными насморками.

 Знакомим  детей с тем, как устроено тело человека, его организм. В доступной форме, привлекая иллюстрированный материал, рассказываем  об анатомии и физиологии, основных системах и органах человека.  Важно сформировать умение чутко прислушиваться к своему организму, чтобы помогать ему ритмично работать, вовремя реагировать на сигналы «хочу есть», «хочу спать», «нуждаюсь в свежем воздухе».

 12 слайд  Для формирования ценностей здорового образа жизни детям  рассказываем  о значении профилактики заболеваний: разных видах закаливания, дыхательной гимнастике, воздушных и солнечных ваннах, массаже, коррегирующей гимнастике.

13 слайд Посещение спелеоклиматической – сильвинитовой камеры -   является прекрасным средством профилактики заболеваний дыхательных путей.   С первых дней пребывания в ребятишек в саду  формируем  навыки личной гигиены.  Дети должны научиться мыть руки, чистить зубы, причесываться..

 14 Слайд По традиции мы  используем  различные формы организации физической активности: утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, физкультминутки, физические упражнения после сна, подвижные игры в помещении и на воздухе, спортивные игры и развлечения, физкультурные праздники, дни здоровья.

15 Слайд В соответствии с новыми тенденциями в работе дошкольных учреждений,  организуются дополнительные платные услуги, спортивная секция «Крепыш», проводится обучение детей плаванию. Эти новые формы работы необходимы для формирования у детей правил безопасного поведения и здорового образа жизни

16 слайд

 Объясняя ребенку, для чего следует чистить зубы, рассказываем  о мельчайших невидимых глазом микроорганизмах — микробах, которые являются возбудителями некоторых болезней.

17 слайд

 Если в зубе образовалась дырочка (кариес) или пища попала в щель между зубами — это готовый «домик» для микробов. Вот почему необходимо чистить зубы утром и вечером. Также с помощью презентаций  показываем детям, какое множество самых различных бактерий «живет» на руках, прячется под ногтями. Тогда они стараются не  забывать мыть руки перед едой.

 Сообщаем  детям элементарные сведения об инфекционных болезнях, рассказывает об их возбудителях: микробах, вирусах, бациллах.

18 слайд

 Рассказываем детям, что врачи лечат заболевших людей, помогают им побороть болезнь и снова стать здоровыми. Объясняя, почему необходимо своевременно обращаться к врачу,  используем  примеры из жизни, из художественных произведений (например «Доктор Айболит»). При этом важно научить детей не бояться посещений врача, особенно зубного, рассказываем  о важности прививок для профилактики инфекционных заболеваний.

19 слайд

 Знакомим  детей с правилами поведения на улицах, рассказывает о правилах дорожного движения, объясняем, для чего предназначены тротуар, проезжая часть, перекресток, какие виды транспорта можно увидеть на улицах города.

20 слайд

 Рассказываем  детям, как следует переходить дорогу, знакомит их с пешеходным маршрутом (переход «зебра», светофор, «островок безопасности»). Он объясняет, что такое светофор, знакомим  с сигналами.

Закрепляем  представления детей о предназначении светофора и его сигналах  в игровой форме, используем, макет светофора, макет улицы с домами, перекрестком, игрушечные автомобили, куклы- пешеходы.

21 слайд

Учим  различать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов. бъясняем, что означает каждый знак, разыгрываем  дорожные ситуации с помощью макета города со светофорами, автомобилями, пешеходами.

22 слайд

 Территория детского сада оборудована «автогородком», в каждой группе имеются уголки безопасности  — это способствует более эффективному усвоению информации, в том числе в форме самостоятельной игровой деятельности, особенно с использованием колесного детского транспорта.

23 слайд

 Знакомим детей с работой Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД): «Инспекторы ГИБДД стоят на постах, патрулируют на автомобилях, мотоциклах, вертолетах. Они внимательно следят за движением на дорогах, за тем, чтобы водители не превышали скорость движения, соблюдали правила.

24 слайд  

В рамках недели безопасности мы подготовили выставку детских рисунков. Стенды стояли в файе и все родители могли наблюдать, а главное принять участие.

25 слайд

Также мы с ребятишками провели акцию  и  вышли на улицы города. Хочется  сказать что, работа в саду по формированию навыков безопасности велась, ведется и будет вестись.

26 слайд

Уважаемые  взрослые: «Необходимо помнить,  главное в формировании навыков безопасного поведения детей - личный пример взрослых (воспитателей и родителей)»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у детей дошкольного возраста знаний о правилах безопасного поведения на дороге. Организация профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в ДОУ.

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма является актуальной темой в наше время. Дети у же с дошкольного возраста должны усвоить основные правила поведения на улице. Но, конечно, в детс...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА С КАДРАМИ ПО ПРОБЛЕМЕ «Формирование у дошкольников первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице».

Работа ДОУ по воспитанию у детей высокой культуры поведения на дорогах, в общественном транспорте, на улице....

Формирование у дошкольников знаний о правилах безопасного поведения на дорогах через игровую деятельность (из опыта работы)

Анализ статистических данных, проведенных совместно с сотрудниками ГИБДД, позволил выделить основные причины дорожных нарушений...

"Использование игровых технологий и технологий ТРИЗ в работе с детьми старшего дошкольного возраста по формированию знаний о правилах безопасного поведения на дороге."

Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Поэтому главнейшим в обеспечении безопасности дорожного движения является профидактика детско...

Тема: «Формирование знаний о правилах безопасного поведения с бытовыми электроприборами» Средняя группа

Цель: создание условий для формирования у детей среднего возраста знаний о правилах безопасного поведения с бытовыми электроприборами. Задачи: Образовательные: •  Расширять знания ...

Формирование у воспитанников знаний, о правилах безопасного поведения

Безопасность — это категория неизмеримо более высокая, чем величие./Кардинал Франции Ришелье/Во все исторические эпохи и времена важнейшая роль отводилась безопасности, будь то личной или имущес...

Консультация для педагогов «Формирование у детей знаний о правилах безопасного поведения в быту»

Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Можно выделить три этапа освоения опыта безопасного поведения ребёнка....