«Взаимодействие педагогов ДОУ и родителей по вопросам экологического воспитания в детском саду и дома».
презентация на тему

Выступление на педсовете из опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Взаимодействие педагогов ДОУ и родителей по

вопросам экологического воспитания в детском саду и дома». 

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть ее судьба. И первые основы экологической культуры должны закладываться нами дошкольными работниками. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры необходимо воспитывать с ранних лет, дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека.

Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Общаясь с природой, ребенок делает множество различных открытий. Каждое существо, увиденное ребенком неповторимо. Разнообразны и природные материалы (глина, песок, вода, снег, солома, корни деревьев и так далее, с которыми дети так любят играть. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.

На формирование личности ребенка положительное влияние оказывает труд в природе. Ухаживая за растениями и животными, ребенок проявляет заботу о природе. В труде идет огромный процесс познания и применения полученных знаний. В процессе труда укрепляется здоровье ребенка, развивается психика.

Одной из задач воспитания и образования в ДОУ является формирование основ экологической культуры. Экологическая культура – это совокупность знаний о природе, умений и навыков взаимоотношения с природой, проявление бережного отношения к ней.

Одним из условий успешного воспитания основ экологическойкультуры является работа не только с детьми, но и с их семьями.

Что же включает в себя понятие «экологическая культура»?

Экологическая культураэто знания, практические навыки, эстетические переживания — эмоциональное отношение и практические поступки и поведение детей (сопереживание, сочувствие, интерес и желание оказать помощь природе, умение любоваться ее красотой и т. д.

Начало становления экологической культуры любого человека закладываются и формируются в первую очередь в семье в дошкольные годы. Именно семья создает ту нравственную атмосферу, которая помогает воспитать бережное отношение к природе. В воспитательном отношении важен весь уклад семейной жизни. Родители должны помнить, что любое их неосторожное слово или необдуманный поступок по отношению к объектам или явлениям природы могут отразиться на поведении ребенка. Как основы трудолюбия, навыки поведения, уважение к людям, так и любовь к природе, в семье должны воспитываться с раннего детства. Подрастая, ребенок уже оценивает не только поступки взрослых, но и мотивы их поведения. Если мотивы ему понятны, то ребёнок начинает руководствоваться ими, стремясь поступать, как родители. С возрастом детей воспитательные возможности примера родителей по отношению к природе не уменьшаются. Они становятся всё значительнее. Вот поэтому в процессе экологического воспитания дошкольников важную роль играет отношение взрослых, а в первую очередь родителей к природе и интересам детей.

Родителям необходимо с раннего возраста учить малыша охранять и укреплять свое здоровье, правильно взаимодействуя с природой. Именно в семье в сотрудничестве с детским садом должны воспитываться отзывчивость к природе, стремление сочувствовать животным, растениям, помогать им. Во время совместных прогулок в природу следует развивать интерес и любовь к родному краю, формировать представление об экологических проблемах города.

Для выяснения представления родителей об экологическом воспитании провели анкетирование семей по вопросам:

*Что такое природа? От кого ее надо беречь?

* Нужно ли экологическое образование в ДОУ?

*Как вы проводите это направление в семье?

*Чем Вы любите заниматься на природе? (отдыхать; принимать пищу; участвовать в играх; собирать ягоды и грибы; наблюдать за животными и птицами; собирать букеты цветов; петь песни; любоваться природой; другое.)

* Как во время отдыха Вы поступаете с мусором?(выбрасываете в костер; оставляете в кустах, на берегу; закапываете в землю;  уносите с собой.)

*Есть ли у вас дома растения, животные? (Да. Нет.) Принимает ли ребёнок участие в уходе за ними? (Да. Нет.) Знает ли он, как надо ухаживать за домашними животными, растениями? (Да. Нет.)

*Трудится ли ребёнок в цветнике, огороде? (Да. Нет.)

* Есть ли в доме детские книги о природе? (Да. Нет.) Назовите их.

*Любит ли ребёнок смотреть передачи о природе? (Да. Нет.) Какие? *Какие формы совместной работы вы считаете наиболее эффективными: родительское собрание, открытое занятие, беседы с родителями, совместные дела детского и родительского коллективов, педагогические конференции в ДОУ?

В анкетировании приняли участие 7 семей. По результатам анкетирования выявили, что большинство родителей ориентируются в экологических терминах, но некоторые родители испытывают определенные трудности в экологическом воспитании детей.

В работе с родителями по экологическому воспитанию детей используемТрадиционные формы:

*родительские собрания;

*консультации;

*беседы.

Нетрадиционные формы:

*деловые игры;

*проведение мастер классов;

*совместное посещение музеев;

* дискуссии.

Работа с родителями в экологическом воспитании дошкольников.

  • Цели: формирование экологической компетентности и природоохранной деятельности родителей в улучшении качества окружающей среды и в деле воспитания детей.
  • Актуальность:
  • - сохранность окружающей природы: улиц, леса, парка;
  • - экологическое воспитание детей и родителей, создание позитивного образа чистого города.
  • Предложили родителям серию наблюдений в природе:

прислушиваться к голосам птиц, наблюдать за животными, растениями  и т. д. И если подобное предлагать детям и родителям регулярно, то они научатся слушать.Также привлекаем родителей к различным видам совместной деятельности с детьми: рисованию, изготовлению поделок из природного материала, пособий, совместные праздники, развлечения, на которых родители являются не просто зрителями, но и участниками. Для приобретения опыта воспитания ребенка полезна организация дней открытых дверей для родителей,проведение мастер-классов,совместное посещение музеев: это учит их наблюдать вместе с ребенком за окружающим с последующим отражением увиденного в рисунках. Родители сидят за одним столом с ребенком и активно участвуют в занятиях, реализуя свой интеллектуальный и творческий потенциал.Эффективной формой работы также является ведение портфолио,которое помогает развитию наблюдательности, правильного отношения к окружающему, умению выражать свои мысли и чувства. В ней отражаются ступени роста, как физического, так и умственного, нравственного, начиная с младшего возраста и заканчивая выпуском в школу.

Рассматривая объекты в разное время года, дети отмечают каждое заинтересовавшее их явление в природе, вместе с родителями находят причинную связь явлений, отмечают их красоту, учатся присматриваться к окружающему. Такое общение играет большую роль в развитии у ребенка чувства прекрасного, побуждает к обмену мнениями, высказываниям об увиденном.«У осины листочки красные, бардовые, в капельках росы», (Ксения Г., 6 лет), «Лужица прозрачная, я смотрюсь в нее как в зеркало» (Таисия Б., 6 лет, ). Дети учатся видеть, замечать, познавать окружающий мир.

Следующей формой работы являются консультации для родителей по следующим темам:

*«Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье»

Цель: помочь родителям в отборе художественной литературы. Нацелить их на разные формы работы по экологическому воспитанию детей. Помочь анализировать поведение детей в общении с природой.

Прочитать книги о природе Бианки, Пришвина, Чарушина, Паустовского.

Предложить, если дома нет объекта природы, его завести и вместе ухаживать. Вырастить   в   семье   комнатное растение и зарисовать его (ребенок должен знать цель — подарить кому то, украсить комнату).

«Досуг с ребенком на природе»

Цель: разнообразить отдых семьи на природе. Предлагаем проведение дидактических игр«Найди дерево по описанию»«С какого дерева лист»«Что где растет?». Рисование с натуры, чтение стихов, загадывание загадок о природных явлениях, пословицы, поговорки. Бережное отношение к природе у детей будет только в том случае, если сами родители бережно относятся к природе.

*«В музей вместе с ребенком»

Цель: воспитывать познавательный интерес, ориентироваться в мире природы, развивать мышление.

*«Коллекционирование в семье» (камушки, шишки, семена, мелкие игрушки).

*«Вместе с ребенком смотреть телепередачи о природе: «Телепутешествия»,  «Живая природа», «Живая планета », «Моя планета», «Поехали»ит.д.

Для систематизации перечисленных методов и приемов совместной работы ДОУ с семьей по экологическому воспитанию была определена тема по самообразованию, составлен перспективный план, по которому работаем в течение года. Подобранные методы и приемы работы с семьей позволяют сотрудничать с родителями даже не имеющими выраженной образовательной заинтересованности.В этом учебном году в нашей группе реализованы следующие проекты и акции: операция «Посадим цветы на клумбу», «Поможем зимующим птицам».Также  запланированы на весну проект «Огород на окне», операция «Первоцвет», операция «Живая вода»,акция «День добра», проект «Шестиногие малыши».

В нашей группе прошла  акция «Поможем зимующим птицам».Составили план совместной работы взрослых и детей. Много читали детям, рассказывали о том, как трудно бывает птицам зимой, что многие гибнут, не дожив до весны, гибнут от голода. Все вместе решили помочь нашим братьям меньшим и стали готовиться.

Дети приносят разные семена, собранные на даче, в лесу, в парке, а также семена арбузов, дынь, тыквы. Родители с детьми насушили много ягод рябины, запасли сосновых шишек. С родителями тоже провели предварительную работу - оформили ширму «Покормите птиц зимой» и с каждым побеседовали индивидуально.

Родители приняли активное участие в конкурсе,кормушки сделали не только из пластиковых бутылок и пакетов из-под сока, но и домики из дерева, пластика.Родители поняли, что совместный труд, дальнейшие наблюдения, беседы, зарисовки, фотографирование сближают их с детьми и способствуют развитию связной речи, мышления, умственной активности, наблюдательности, а главное — помогают воспитать в детях осознанно-бережное отношение к природе.

Детям нравится наблюдать за синицами: птички без стеснения заглядывают в окна, ждут очередное угощение. Наши воспитанники с радостью помогают птицам пережить зиму.Опытным путем дети выяснили, что синицам очень нравится сало, семечки подсолнуха, а еще они любят масло, маргарин, творог, яйца.

Дети узнали,что оказывается синичкам очень нравятся сосновые шишки с угощением, так еще наши деды заманивали птиц в сад. Сосновую шишку нужно намазать сливочным маргарином или маслом и прокатить по семечкам подсолнуха. Семена прилипнут к шишке — угощение готово. А для снегирей мы с детьми нитками привяжем к кустарникам гроздья сушеной рябины.

В группе дети ведут дневник, в котором каждый день записывают условными значками, сколько и каких птиц прилетало на кормушки. Мы много фотографируем птиц. Оформили дидактические игры, подобрали литературный материал, создали презентацию «Поможем зимующим птицам».

У многих воспитанников есть домашние питомцы.Дети сами ухаживают за ними:кормят,убираются,играют,занимаются с ними.Например,у Дениса дома есть кошка Сима(сиамская порода) и т.д.

В этом учебном году посещаем  Станцию юных натуралистов.Дети в восторге от этих занятий.Также в группе прошло открытое мероприятие -встреча с живым объектом-ежом,где дети рассказывали ежу,как дикие звери подготовились к зиме.

Наши планы на зиму:

Устроить фотовыставку: «Наши зимние гости».

Сделать аппликацию: «Зимние гости».

Рисование на тему: «Птичье кафе» и т.д.

 Мы, взрослые, стараемся донести до понимания детей зависимость жизни других существ от человека, даже от маленького ребенка, хрупкость этой жизни. Очень важно, чтобы наши дети научились понимать, что на Земле есть и другие живые существа.

Данные формы взаимодействия  вызывают у родителей желание сотрудни-чать,  делают совместную работу увлекательной, содержательной, интерес-ной, дают положительный результат: помогают педагогам и родителям сделать шаг навстречу друг другу и достичь главной цели сотрудничества – воспитать человека,  который любит природу и  заботится о ней.

Природа – источник красоты. Она прекрасна во все времена: когда за окном кружит метель и, когда на деревьях распускаются нежно-розовые ароматные цветки вишни… Мы любуемся этой красотой и учим тому же наших дошколят: наслаждаться свежестью весеннего ветра, запахом летнего луга, шелестом осенних кленов и ядрёным ароматом ясного зимнего дня.

Уважаемые коллеги, не останавливайтесь на достигнутом, ищите новые пути сотрудничества с родителями! Каков человек – таков мир, который он создаёт вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать всё живое.

Всё хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли как цветы малыши.

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания по теме: "Экологическое воспитание в детском саду и дома"

КОНСПЕКТ родительского собрания«Экологическое воспитание в детском саду и дома»Цель: создать условия для сотрудничества детей и родителей, их эмоционального и психологического сближения; п...

Доклад " Опыта работы по взаимодействию педагогов ДОУ и родителей по вопросам экологического воспитания старших дошкольников"

Экологическое воспитание является составляющей экологического образования, а также рассматривается как важное направление дошкольной педагогики. Исходя из актуальности обозначемой проблемы, со всей ос...

Родительское собрание на тему "Экологическое воспитание в детском саду и дома"

Родительское собрание на тему "Экологическое воспитание в детском саду и дома"...

Взаимодействие педагогов ДОО и родителей по вопросам экологического воспитания в детском саду и дома

О работе педагогов ДОО с родителями воспитанников по экологическому воспитанию...

Консультация для родителей по теме: "Музыкальное воспитание в детском саду и дома"

Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Музыка, в большей степени, чем какой-либо другой вид искусства, доступна ребенку....