Доклад " Опыта работы по взаимодействию педагогов ДОУ и родителей по вопросам экологического воспитания старших дошкольников"
материал (подготовительная группа) на тему

Экологическое воспитание является составляющей экологического образования, а также рассматривается как важное направление дошкольной педагогики. Исходя из актуальности обозначемой проблемы, со всей остротой встает воспрос о совершенствовании работы по экологическому воспитанию подрастающего поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx27.8 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие педагогов ДОУ и родителей по вопросам экологического воспитания старших дошкольников

 Воспитатель Скляренко А.А.

МБДОУ д/с №76г.Таганрог

Экологическое воспитание является составляющей экологического образования, а также рассматривается как важное направление дошкольной педагогики. Исходя из актуальности обозначенной проблемы, со всей остротой встает вопрос о совершенствовании работы по экологическому воспитанию подрастающего поколения.

Вершиной осознания обстоятельств и выражением отношения государства к ним является закон: в нем определяется государственная политика, характер устремлений общества, ценности народов, населяющих страну.

Высшим законом Российской Федерации является Конституция, ее отдельные статьи, позволяют судить об отношении власти к глобальным вопросам экологии планеты, о заботе государства о своих гражданах.

Статья 7 констатирует: «...политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека», а в статье 9 четко обозначено: земля и природные ресурсы России используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих в ней.

Особенно значимыми являются статьи, прописывающие права и обязанности людей — две стороны одной медали: какими экологическими правами обладают граждане и о каких обязанностях они не должны забывать, любя свое отечество и стремясь к благоденствию в нем. Статья 42 гласит «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением». В свою очередь :»Каждый обязан охранять природу и окружающею среду, бережно относиться к природным богатствам» ( статья 58) [1,с.15].

 В документе "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года", рассматривается обновленная образовательная стратегия по созданию оптимальных условий для успешного воспитания, развития дошкольников, взаимодействия с родителями, социальными партнерами [2].

Экологическое образование дошкольников -  непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

Взаимодействие родителей дошкольников и воспитателей детского сада может выступать в качестве эффективного способа организации экологического воспитания.

Одной из актуальнейших проблем современного общества является формирование экологической культуры. Экологическая культура является качественным новообразованием личности, определяющим ценностное отношение человека к себе и к окружающему миру, поступки, поведение и в целом жизнь человека.  

  Дошкольный возраст — самоценный этап в развитии экологической культуры. В этот период происходит качественный скачок, выражающийся в том, что ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, в формировании осознанного отношения к окружающему миру, что в значительной степени определяет процесс развития личности в дальнейшем. Успех формирования начал экологической культуры в детском саду обеспечивается готовностью воспитателя к осуществлению экологического образования, личностно-ориентированным взаимодействием взрослого и ребёнка, построением экологической развивающей среды, активным участием родителей и общественности в воспитательном процессе [2, с. 161].

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
      Экологическое образование родителей является очень важным, и в то же время, трудным направлением педагогической деятельности.  Эта работа сложна и многогранна. Разрыв между требованиями, предъявляемыми к ребенку в дошкольном учреждении, и требованиями родителей делает экологическое образование крайне неэффективным, отрицательно влияет на мотивацию его поступков, создает ситуацию психологического дискомфорта. Для решения данной задачи необходимо, чтобы родители были методически «подкованы», имели определённые знания в вопросах экологического воспитания дошкольников, т.к семья, как среда развития личности, оказывает огромное влияние на формирование основ экологического мировоззрения человека.

Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом, а экологическая информация, которую воспитатели предлагают родителям, лично значимой для них. Следовательно, для становления экологической субкультуры у дошкольников необходима разработка системы сотрудничества и взаимодействия ДОУ с семьей. Такая система включает определенное содержание, методы и формы работы, а также создание условий для постоянного общения детей с природными объектами. Это возможно при наличии экологического сознания у взрослых, готовности педагогов осуществлять на практике экологическое воспитание детей, пропагандировать экологические знания среди родителей и вовлекать их в совместную деятельность.

Ну,  а самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, его умение заинтересовать весь коллектив, пробудить у детей, воспитателей и родителей желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном подражания для дошкольников.

Педагогу необходимо раскрыть аспекты проблемы приобщения детей к природе посредством эмоционально-положительного общения с родителями, обратив особое внимание на педагогические условия осуществления этого процесса:

1. Возраст до 3-х лет – это эмоциональный уровень, на котором усваивается ценность, смысл экологической ситуации. Малыш как бы «открывает» для себя мир природы. Он еще не владеет способами экологически целесообразного поведения, но зато чувствует свою неотторжимую связь с Природой. Это возраст повышенной эмоциональной и личностной перестройки, когда идет процесс интенсивного осознания своего «Я», следовательно в работе с детьми данного возраста надо быть особенно чуткими к переживаниям детей, осторожнее относиться к оценке того или иного природного объекта или явления.

2. Возраст с 3-х до 6-ти лет – это когнитивный уровень. Ребенок стремится познать окружающий мир, природу, появляется ориентация на нормы взаимодействия с природой, субъективное отношение к экологическим ценностям, осознанное понимание их смысла, их оценка. Это тот уровень, когда ребенок нацелен на усвоение норм, правил и образцов деятельности и поведения взрослых.

3. Возраст 6-7 лет – это социальный уровень, на котором усиливается позиция собственного «Я». К 7-ми годам ребенок освоил нормы, правила, ценности жизни взрослых. Происходит усиление у ребенка мотивов собственного совершенствования, индивидуальные успехи приобретают социальный смысл, свое поведение сопоставляется с экологическим идеалом и выстраивается таким образом, чтобы его поняли бы и приняли дети и взрослые, а также положительно оценили.

Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Здесь необходимо достичь полного взаимопонимания. Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые.

 Новизна этих отношений между педагогами и родителями определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Напомним суть этих понятий.

Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие - способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой.

«Открытость детского сада внутрь» - это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу.  
   В работе с родителями по экологическому воспитанию детей  нужно использовать все доступные формы взаимодействия. Эта работа основывается на педагогике сотрудничества и имеет  
два направления :

  • педагог - родитель;
  • педагог - ребенок - родитель.

  Начинать  работу нужно с анкетирования  и тестирования  родителей «Экологическое образование в семье», «Что мы знаем о природе и её охране?» и другие.

    Данная форма необходима для того, чтобы выявить  представления  и ожидания родителей от  образования, а также  понять, с кем предстоит работать (образовательный уровень родителей, психологическое состояние семьи, ее микроклимат) и в дальнейшем выстроить работу дифференцированно, объединив родителей в подгруппы.  При выборе форм

общения с родителями надо помнить, что следует отказаться от назиданий, надо привлекать родителей к решению важных проблем, нахождению общих правильных ответов.

В работе с родителями  дошкольников используют  традиционные и нетрадиционные формы ,  цель которых – обогатить родителей  педагогическими знаниями  в вопросах экологического воспитания детей.

Формы взаимодействия с родителями

Традиционные формы

Нетрадиционные формы

родительские собрания

круглый стол

консультации

деловые игры

индивидуальные беседы

родительский клуб

семинары

дискуссии

наглядно-информационные методы

экологические акции

день открытых дверей

В работе по экологическому воспитанию нужно активно использовать наглядно-информационные методы:

  • размещение фотоотчета о проведенных мероприятиях  экологической направленности на сайте детского сада;
  • выпуск буклетов на разные тематики по экологическому воспитанию дошкольников;
  •  папки- передвижки на экологические темы;

Выставки детских работ ( рисование, лепка, аппликация), выставки совместных работ родителей и детей ( из природных материалов, из вторичного сырья и т.д.)

Воспитанники подготовительной к школе группе и их родители приняли активное участие в выставках проходивших в нашем детском саду «Дары осени» (2017г.),  «Мастерская  Дедушки Мороза» (2017г.), «Поделки из вторичного сырья»,городской творческой выставки детских работ из вторичного сырья  «Как красиво все вокруг – это дело наших рук».

Привлекать родителей к подготовке утренников,  фольклорных праздников. Активное участие родители приняли в подготовке к  осеннему празднику «Осенины на Дону» (31.10.2017), празднику посвященному 8 марта «Модный приговор», на котором демонстрировались модели костюмов изготовленных руками родителей из вторичного сырья ( март 2018г.)

Огромное удовольствие дети получили в организации «Огорода на подоконнике», с помощью родителей был приобретен грунт для посева семян (огурцов, помидор, сеянку лука, овес, бархатцев). Ребята с огромным интересом сначала сеяли семена, а потом ухаживали за рассадой. Цель создания «Огорода на подоконнике» : обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях; формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях. Воспитание у детей любви к природе. Привлечь к работе проекта как можно больше детей; сделать проект сотворчеством воспитателей, детей и родителей, создание в группе огорода на подоконнике.

В наш детский сад принял активное участие в городской акции «Сдал батарейку - спас ёжика» и удостоился Грамотой за активное участие. Дети подготовительной к школе группы «Мальвина» и их родители собрали 348 батареек. А так же был проведен цикл бесед на тему «Бережное отношение к окружающей природе» с детьми , консультации и  индивидуальные беседы с родителями («Почему нельзя выбрасывать батарейки?», «Береги природу», «Как мы можем помочь природе?», «Все живое под нашей защитой», «Удивительное вокруг нас»).

В рамках акции «Сдай батарейку – спаси ёжика» мы с ребятами решили создать свою  «Жалобную книгу природы», в неё мы будем вносить наиболее острые проблемы окружающей среды.

Каждый год в нашем детском саду проходит акции «Посади дерево», в которой принимают активное участие воспитанники, их родители и сотрудники дошкольного образовательного учреждения.

В данный момент нашем детском саду проходит акция  «Сдай мукалатуру – спаси дерево», в ходе акции проводятся беседы с детьми, консультации и индивидуальные беседы с родителями воспитанников.

    Положительной стороной нетрадиционных  форм работы с родителями  является то, что родители сами ищут выход из сложившейся ситуации, и решают проблемы. Данные формы взаимодействия  вызывают у родителей желание сотрудничать,  делают совместную работу увлекательной, содержательной, интересной, дают положительный результат: помогают педагогам и родителям сделать шаг навстречу друг другу и достичь главной цели сотрудничества – воспитать человека,  который любит природу и  заботится о ней.

Список литературы

1. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 336

2.Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025www.council.gov.ru/media/files/41d536d8ee9fec15756.pd (Дата обращения 15.05.2017).

3.Зенина Т. Н. Взаимодействие с семьями воспитанников в ДОУ. Игровые семинары по экологической культуре / Т. Н. Зенина. — М.: Центр педагогического образования, 2008. — 300 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ ДОУ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОПРОСАМ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ"

Успех коррекционной работы зависит от тесной взаимосвязи логопеда, воспитателей и родителей. Цель такого взаимодействия: - объединить усилия взрослых для успешного речевого развития каждого...

Консультация для воспитателей: "Взаимодействие педагогов в ДОУ и родителей по вопросам экологического воспитания в ДОУ и дома"

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить гл...

Взаимодействие ДОУ и родителей по вопросам экологического воспитания старших дошкольников

Опыт работы: "Взаимодействие ДОУ и родителей по вопросам экологического воспитания старших дошкольников"...

Взаимодействие ДОУ и родителей по вопросам экологического воспитания старших дошкольников

Опыт работы: "Взаимодействие ДОУ и родителей по вопросам экологического воспитания старших дошкольников"...

Взаимодействие педагогов ДОО и родителей по вопросам экологического воспитания в детском саду и дома

О работе педагогов ДОО с родителями воспитанников по экологическому воспитанию...