Консультация для педагогов «Воспитание детей, имеющих нарушения речи»
консультация на тему

Иванова Людмила Сергеевна

Консультация для педагогов

Тема: «Воспитание детей, имеющих нарушения речи»

 

В настоящее время отмечается рост речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Это является довольно серьезной проблемой. При этом нарушения речи могут быть как незначительными, которые родители дошкольников часто не замечают и не придают им особого значения, так и серьезными – когда ребенок имеет тяжелые нарушения речи.

Воспитание детей, имеющих значительные и незначительные нарушения речи необходимо осуществлять с учетом рекомендаций специалистов дошкольных учреждений, учителей-логопедов, педагогов-психологов, что обязательно поможет в несложных нарушениях речи - полностью восстановить нарушенные функции или, когда речевые нарушения более сложные, то максимально помочь ребенку включиться в общение со сверстниками и взрослыми людьми, умело действовать в дальнейших жизненных ситуациях.

 

Воспитание у детей дошкольного возраста правильного произношения.

В практике довольно часто возникают моменты, когда родители детей дошкольного возраста перед началом школьного обучения с удивлением узнают, что их ребенок не достаточно четко проговаривает те или иные звуки, а имеющаяся у ребенка картавость создаст трудности в обучении в школе. Для того чтобы это предупредить, чтобы этого не произошло, необходимо родителям дошкольников уделить внимание вопросам воспитания у детей правильного звукопроизношения. Это объясняется тем, что даже незначительные нарушения не проходят самостоятельно и часто требуют обязательного логопедического вмешательства. В зависимости от сложности нарушений речи у ребенка, занятия с логопедом могут иметь различный подход к продолжительности коррекционного процесса. Это во многом зависит от сложности анатомо-физиологических механизмов и от социальной среды. На сегодняшний день в дошкольных образовательных учреждениях программа воспитания и обучения предусматривает развитие у детей правильного произношения. Но, тем не менее, чтобы подобная проблема не возникла перед обучением ребенка в школе, родители дошкольников должны заранее получить консультацию у логопеда и по возможности организовать дополнительные индивидуальные занятия с ребенком в домашних условиях или в учреждениях дополнительных услуг.

 

Основные причины, вызывающие развитие нарушений речи у детей.

Традиционно считается, что тяжелые нарушения речи является видом речевого нарушения, при котором у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте наблюдается нарушение формирования не только звуковой стороны речи (фонетики), но и смысловой (грамматики и лексики). Медицинские работники выделяют различные причины, которые могут вызывать подобные отклонения. К наиболее частым причинам относятся: инфекции, токсикоз матери во время беременности, несовместимость резус-фактора крови матери и ребенка, родовые травмы, различные болезни центральной нервной системы, травмы головного мозга в младенчестве, наследственная предрасположенность.

 

Выделяются специфические функции семьи, имеющих детей с нарушениями речи:

- Реабилитационно-восстановительная функция.

Это функция относится к числу основных. В этом случае воспитание детей с тяжелыми нарушениями речи направлено на реабилитацию ребенка. Родители должны четко и последовательно выполнять рекомендации специалистов, как медицинских, так и педагогических, и, в зависимости от сложности речевых нарушений, оптимизировать физическое и психическое состояние ребенка. Особенно важно не упускать ни малейшей возможности для восстановления его соматического состояния;

- Функция эмоционального принятия.

Ребенок, имеющий нарушения речи должен приниматься всеми членами семьи таким, какой он есть. Необходимо предусмотреть то, чтобы ребенок полностью включался в семейную жизнь. Воспитание детей с нарушением речи заключается в проявлении любви и уважения к каждому члену семьи, благодаря чему у ребенка формируется личностная зрелость, эмоциональная стабильность и настойчивость в решении любых жизненных проблем;

- Коррекционно-образовательная функция.

Понимание родителей, их любовь к ребенку формирует у малыша с речевыми нарушениями мотивацию к обучению в школе. Для этого необходимо с учетом рекомендаций педагогов, воспитателей, учителей-логопедов создавать необходимое образовательное пространство – так называемую коррекционно-образовательную среду, способствующую развитию у ребенка интереса к познанию окружающего мира. Родители должны знать, что на фоне речевых отклонений воспитание детей нельзя ограничивать исключительно дошкольными учреждениями, даже если они компенсирующей направленности. Родители должны принимать активное участие в воспитании и развитии детей, что позволит решить не только их проблемы, но и будет способствовать разрешению внутренних психологических трудностей родителей;

- Приспособительная-адаптирующая функция.

Жизнь в семье детей с нарушением речи должна быть наполнена любовью и уважением, это позволит ребенку научиться проявлять самостоятельность в решении многих жизненных проблем. Значение родителей в воспитании детей состоит в участии в процессе адаптации как ребенка к окружающей среде, так и окружающей среды к потребностям ребенка;

- Социализирующая функция.

Из-за существующих отклонений в развитии, процесс психологического взросления детей обычно протекает более медленно и с трудностями. Поэтому воспитание детей с тяжелыми нарушениями речи должно быть направлено на социализацию ребенка. От того, насколько родители смогут привить ребенку интерес к окружающим взрослым людям и сверстникам, стремление к познанию окружающего мира зависит успех  развития самого ребенка;

- Профессионально-трудовая функция.

Воспитание детей с речевыми нарушениями должно быть направлено на формирование трудовых навыков. Необходимо начинать процесс формирования трудовых навыков с раннего детства, с элементарных требований к ребенку – уборки игрушек, вещей и санитарно-гигиеническому уходу за собой. Именно эти навыки постепенно прививают у детей любовь к труду и потребность участвовать в общественно-полезной деятельности. Конечно, овладение той или иной профессией в дальнейшем будет зависеть от степени выраженности болезни, однако в задачах родителей на данном этапе - это не ограничение, а максимальная поддержка и одобрение всей семьи. Конечно, воспитание детей с нарушением речи требует проявления большей любви и понимания, чем в семьях, воспитывающих здоровых детей. Родители должны постараться рассмотреть у ребенка таланты, увидеть его индивидуальность и самобытность. Как правило, дети с речевыми нарушениями достаточно часто обладают способностью к творчеству. Это может быть рисование, лепка, танцы или моделирование. Необходимо помочь ребенку рассмотреть свой талант и развить его, что поможет ему в дальнейшем увеличить собственную самооценку.

 

 

 

Типичные ошибки воспитания детей с речевыми нарушениями.

На сегодняшний день в нашем обществе все больше людей стараются скорее не замечать детей с различными отклонениями, чем помогать им. К сожалению, подобные взгляды довольно часто распространяются и на семью, которая не обеспечивает на должном уровне воспитание детей с нарушением речи.

Выделяют ряд основных причин, приводящих к такому отношению:

- Личностные особенности родителей, которые выражаются в неприятии ребенка и его проблем;

- Невозможность родителей преодолеть стереотипы общества, навязывающие определенную модель отношения к больным детям, что приводит к замыканию родителей на собственных проблемах;

- Низкий уровень психолого-педагогических знаний родителей, необходимых для правильно воспитания ребенка с речевыми отклонениями;

- Сложности внутри семьи, которые связаны с непониманием родителями роли отца и матери, несовместимость нравственных позиций родителей, неорганизованный быт, состояние собственного здоровья, материальные проблемы и загруженность на работе. Это приводит к тому, что ребенка практически не замечают сначала в семье, потом в детском саду, школе и т.п., а ребенок сначала остается один на один со своими детскими проблемами и оказывается абсолютно неготовым для обучения в школе, затем – неготовым к участию во взрослой жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_vospitanie_detey_s_narusheniem_rechi.docx22.35 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Тема: «Воспитание детей, имеющих нарушения речи»

В настоящее время отмечается рост речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Это является довольно серьезной проблемой. При этом нарушения речи могут быть как незначительными, которые родители дошкольников часто не замечают и не придают им особого значения, так и серьезными – когда ребенок имеет тяжелые нарушения речи.

Воспитание детей, имеющих значительные и незначительные нарушения речи необходимо осуществлять с учетом рекомендаций специалистов дошкольных учреждений, учителей-логопедов, педагогов-психологов, что обязательно поможет в несложных нарушениях речи - полностью восстановить нарушенные функции или, когда речевые нарушения более сложные, то максимально помочь ребенку включиться в общение со сверстниками и взрослыми людьми, умело действовать в дальнейших жизненных ситуациях.

Воспитание у детей дошкольного возраста правильного произношения.

В практике довольно часто возникают моменты, когда родители детей дошкольного возраста перед началом школьного обучения с удивлением узнают, что их ребенок не достаточно четко проговаривает те или иные звуки, а имеющаяся у ребенка картавость создаст трудности в обучении в школе. Для того чтобы это предупредить, чтобы этого не произошло, необходимо родителям дошкольников уделить внимание вопросам воспитания у детей правильного звукопроизношения. Это объясняется тем, что даже незначительные нарушения не проходят самостоятельно и часто требуют обязательного логопедического вмешательства. В зависимости от сложности нарушений речи у ребенка, занятия с логопедом могут иметь различный подход к продолжительности коррекционного процесса. Это во многом зависит от сложности анатомо-физиологических механизмов и от социальной среды. На сегодняшний день в дошкольных образовательных учреждениях программа воспитания и обучения предусматривает развитие у детей правильного произношения. Но, тем не менее, чтобы подобная проблема не возникла перед обучением ребенка в школе, родители дошкольников должны заранее получить консультацию у логопеда и по возможности организовать дополнительные индивидуальные занятия с ребенком в домашних условиях или в учреждениях дополнительных услуг.

Основные причины, вызывающие развитие нарушений речи у детей.

Традиционно считается, что тяжелые нарушения речи является видом речевого нарушения, при котором у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте наблюдается нарушение формирования не только звуковой стороны речи (фонетики), но и смысловой (грамматики и лексики). Медицинские работники выделяют различные причины, которые могут вызывать подобные отклонения. К наиболее частым причинам относятся: инфекции, токсикоз матери во время беременности, несовместимость резус-фактора крови матери и ребенка, родовые травмы, различные болезни центральной нервной системы, травмы головного мозга в младенчестве, наследственная предрасположенность.

Выделяются специфические функции семьи, имеющих детей с нарушениями речи:

- Реабилитационно-восстановительная функция.

Это функция относится к числу основных. В этом случае воспитание детей с тяжелыми нарушениями речи направлено на реабилитацию ребенка. Родители должны четко и последовательно выполнять рекомендации специалистов, как медицинских, так и педагогических, и, в зависимости от сложности речевых нарушений, оптимизировать физическое и психическое состояние ребенка. Особенно важно не упускать ни малейшей возможности для восстановления его соматического состояния;

- Функция эмоционального принятия.

Ребенок, имеющий нарушения речи должен приниматься всеми членами семьи таким, какой он есть. Необходимо предусмотреть то, чтобы ребенок полностью включался в семейную жизнь. Воспитание детей с нарушением речи заключается в проявлении любви и уважения к каждому члену семьи, благодаря чему у ребенка формируется личностная зрелость, эмоциональная стабильность и настойчивость в решении любых жизненных проблем;

- Коррекционно-образовательная функция.

Понимание родителей, их любовь к ребенку формирует у малыша с речевыми нарушениями мотивацию к обучению в школе. Для этого необходимо с учетом рекомендаций педагогов, воспитателей, учителей-логопедов создавать необходимое образовательное пространство – так называемую коррекционно-образовательную среду, способствующую развитию у ребенка интереса к познанию окружающего мира. Родители должны знать, что на фоне речевых отклонений воспитание детей нельзя ограничивать исключительно дошкольными учреждениями, даже если они компенсирующей направленности. Родители должны принимать активное участие в воспитании и развитии детей, что позволит решить не только их проблемы, но и будет способствовать разрешению внутренних психологических трудностей родителей;

- Приспособительная-адаптирующая функция.

Жизнь в семье детей с нарушением речи должна быть наполнена любовью и уважением, это позволит ребенку научиться проявлять самостоятельность в решении многих жизненных проблем. Значение родителей в воспитании детей состоит в участии в процессе адаптации как ребенка к окружающей среде, так и окружающей среды к потребностям ребенка;

- Социализирующая функция.

Из-за существующих отклонений в развитии, процесс психологического взросления детей обычно протекает более медленно и с трудностями. Поэтому воспитание детей с тяжелыми нарушениями речи должно быть направлено на социализацию ребенка. От того, насколько родители смогут привить ребенку интерес к окружающим взрослым людям и сверстникам, стремление к познанию окружающего мира зависит успех  развития самого ребенка;

- Профессионально-трудовая функция.

Воспитание детей с речевыми нарушениями должно быть направлено на формирование трудовых навыков. Необходимо начинать процесс формирования трудовых навыков с раннего детства, с элементарных требований к ребенку – уборки игрушек, вещей и санитарно-гигиеническому уходу за собой. Именно эти навыки постепенно прививают у детей любовь к труду и потребность участвовать в общественно-полезной деятельности. Конечно, овладение той или иной профессией в дальнейшем будет зависеть от степени выраженности болезни, однако в задачах родителей на данном этапе - это не ограничение, а максимальная поддержка и одобрение всей семьи. Конечно, воспитание детей с нарушением речи требует проявления большей любви и понимания, чем в семьях, воспитывающих здоровых детей. Родители должны постараться рассмотреть у ребенка таланты, увидеть его индивидуальность и самобытность. Как правило, дети с речевыми нарушениями достаточно часто обладают способностью к творчеству. Это может быть рисование, лепка, танцы или моделирование. Необходимо помочь ребенку рассмотреть свой талант и развить его, что поможет ему в дальнейшем увеличить собственную самооценку.

Типичные ошибки воспитания детей с речевыми нарушениями.

На сегодняшний день в нашем обществе все больше людей стараются скорее не замечать детей с различными отклонениями, чем помогать им. К сожалению, подобные взгляды довольно часто распространяются и на семью, которая не обеспечивает на должном уровне воспитание детей с нарушением речи.

Выделяют ряд основных причин, приводящих к такому отношению:

- Личностные особенности родителей, которые выражаются в неприятии ребенка и его проблем;

- Невозможность родителей преодолеть стереотипы общества, навязывающие определенную модель отношения к больным детям, что приводит к замыканию родителей на собственных проблемах;

- Низкий уровень психолого-педагогических знаний родителей, необходимых для правильно воспитания ребенка с речевыми отклонениями;

- Сложности внутри семьи, которые связаны с непониманием родителями роли отца и матери, несовместимость нравственных позиций родителей, неорганизованный быт, состояние собственного здоровья, материальные проблемы и загруженность на работе. Это приводит к тому, что ребенка практически не замечают сначала в семье, потом в детском саду, школе и т.п., а ребенок сначала остается один на один со своими детскими проблемами и оказывается абсолютно неготовым для обучения в школе, затем – неготовым к участию во взрослой жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей, имеющих нарушения речи

В семье заложен огромный воспитательный потенциал. Использование его в полном объеме является условием гармоничного роста и развития ребенка, полноценного формирования его личности. К сожалению, как п...

"Ознакомление детей, имеющих нарушения речи, с Санкт-Петербургом"

Учебно-методический материал«Ознакомление детей, имеющих нарушения речис Санкт-Петербургом»...

конспект занятия на тему: нравственно – патриотическое воспитание в старшей группе, для детей имеющих нарушения речи «О Русь моя»

расширять и углублять представления детей о нашей стране, о традициях славянского народа...

Развитие речи детей, имеющие нарушения речи

Стоит ли доказывать, что радость общения с окружающим миром, успех в работе, становление личности во многом зависят от того, как человек владеет родным языком, насколько развита его речь, основы котор...

Организация работы педагогов с детьми, имеющими нарушения речи при адаптации к новым условиям

Рассмтривается проблема адаптации детей с нарушениями речи и особенности взаимодействия специалистов дошкольного учреждения в коррекционно-развивающей работе....

Консультация для педагогов "Музыкальное воспитание детей с нарушениями речи"

Консультация для педагогов "Музыкальное воспитание детей с нарушениями речи"...

Конспект занятия на тему: нравственно - патриотическое воспитание «О Русь моя» в старшей группе, для детей имеющих нарушения речи

Конспект занятия на тему:нравственно - патриотическое воспитание«О Русь моя» в старшей группе,для детей имеющих нарушения речи...