Мастер-класс для педагогов ДОУ по теме: «Изготовление тряпичной куклы как средство развития творческого потенциала ребенка»
методическая разработка на тему

Цель мастер-класса:

Повышение  профессионального мастерства педагогов по художественно-эстетическому развитию детей.

Задачи:

  1. Познакомить участников мастер-класса с народной тряпичной куклой как традиционной игрушкой.
  2. Познакомить участников мастер-класса   с технологическими приемами работы с тканью.
  3. Повысить творческий потенциал участников мастер-класса через изготовление тряпичной  куклы « Пеленашка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sergeeva_s.a.docx19.58 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс  для педагогов  ДОУ по теме:

«Изготовление тряпичной куклы как средство развития творческого потенциала ребенка»

Воспитатель высшей квалификационной категории

МАДОУ «Детский сад № 56» г.о. Самара

Сергеева Светлана Алексеевна

Цель мастер-класса:

Повышение  профессионального мастерства педагогов по художественно-эстетическому развитию детей.

Задачи:

  1. Познакомить участников мастер-класса с народной тряпичной куклой как традиционной игрушкой.
  2. Познакомить участников мастер-класса   с технологическими приемами работы с тканью.
  3. Повысить творческий потенциал участников мастер-класса через изготовление тряпичной  куклы « Пеленашка»

Демонстрационный материал:

  1. Выставка творческих работ воспитателя Сергеевой С.А.
  2. Выставка детских работ «куколки из бабушкиного сундучка»

Раздаточный материал:

  • Прямоугольные лоскуты хлопчатобумажной ткани для скрутки туловища куклы
  • По 2 лоскута цветной ткани для платка и пеленки
  • Прочные нитки для фиксации скрутки
  • Тесьма или узкие ленточки для обвязывания пеленочки

Ход мастер-класса

    Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я, Сергеева Светлана Алексеевна, работаю с детьми средней группы. Мы реализуем проект по патриотическому воспитанию дошкольников. В рамках этого проекта мы изучаем с детьми народные традиции и символы России. Одним из удивительных символов России является народная тряпичная кукла, которая была  наиболее распространенной игрушкой в России.

     Ведь именно традиционной игрушке отводилась большая роль в воспитании и обучении детей. Уходя корнями вглубь веков и будучи тесно связанной со всем укладом жизни семьи, игрушка вводила ребёнка в мир взрослых, готовила его к самостоятельному труду, хранила и передавала накопленный опыт от старшего поколения к младшему.

    Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Детали кукол не сшивали, а связывали между собой, приматывали друг к дружке. Главная черта российских народных куколок – чистый лик, без носа, рта и глаз. 

    Изготовление тряпичных кукол в образовательном процессе связано с возможностью развития у детей мелкой моторики рук, способствует выработке движений кисти, развивает точность, координацию мелких движений пальцев.  Как известно, всё это стимулирует развитие речи у детей. Кроме того развивает фантазию, образное мышление, способность концентрировать внимание.

   На сегодняшний день мною накоплен практический материал в данном направлении, которым я бы хотела с вами поделиться.

Кроме работы в группе, я веду в детском саду кружок «Умелые ручки». Хочу заметить, что  детям нравится заниматься. В план работы  включены занятия по изготовлению тряпичных кукол уже с младшего возраста. Создавая куклу, дети не просто повторяют и копируют  то, с чем я их знакомила, но и вносят своё- выбирают способы оформления куклы, ткань для создания наряда, украшения. Теперь у нас в группе есть целая семья кукол. Они заняли свое место в мини-музее «куколки из бабушкиного сундучка». Дети с удовольствием придумывают сюжетно-ролевые игры с этими куклами. Также мы используем эти куклы в театрализованной деятельности.

В кукол играют почти все дети. Это очень занимательное и развлекательное занятие, ведь в игре  можно стать взрослым. Играя в куклы, дети учатся договариваться между собой ,находить общие решения.

Игра с традиционной народной куклой, не имеющей лица, побуждает ребёнка воображать, придумывать ей разное настроение (страх, радость, грусть, удивление, восторг, злость). Играя с народной куклой, мы с детьми представляем ее в разных игровых ситуациях. Например в с/р  играх «дочки-матери» , «театр».

      Во время изготовления кукол я пользуюсь такими приемами, как закручивание, сворачивание, перевязывание, пеленание, обвязывание ленточкой.

      Сейчас я предлагаю вам смастерить самую простейшую куклу «Пеленашка»,но мне нужны помощники. Приглашаю пять педагогов поучаствовать (технология изготовления куклы «пеленашка» будет на слайде)

Уважаемые коллеги! Я благодарю вас за продуктивную работу. Надеюсь, что вы получили определенные знания, приемы и что наш мастер-класс пробудил в вас желание творческого поиска, вызвал интерес к данной теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыка как средство развития творческого потенциала ребенка

Материал будет полезен воспитателям для раскрытия творческих способностей детей посредством музыкальной деятельности...

Обобщённый опыт работы по теме: "Образ тряпичной куклы,как средство развития интереса дошкольников к народной культуре"

Работа  раскрывает  актуальность, цель  и задачи  работы  по  ознакомлению  детей с тряпичной  народной  куклой  и  традициями, связанными  ...

«Музыкотерапия – как средство развития творческого потенциала ребенка» Методические рекомендации для родителей

Музыкотерапия – как средство развития творческого потенциала ребенка Методические рекомендации для родителей...

Стихосложение как средство развития творческого потенциала ребенка.

В этой статье я расскажу про свой кружок "Стихосложение". Главная педагогическая ценность стихосложения заключается в его универсальности, позволяющей организовывать всеобъемлющую систему ко...

Доклад "Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческого потенциала ребенка"

Часто, традиционный подход пугает детей. потому что они не уверены что правильно провели линию или правильно ли они нарисовали ту иил иную фигуру. И тут на помощь приходят разнообразные нетрадиионные ...

«Шумовые музыкальные инструменты как средство развития творческого потенциала ребенка»

Музицирование на детских шумовых инструментах – одна из самых общедоступных форм ознакомления ребенка с миром музыки. Музыка всегда (наряду с движением, речью и игрушками) являлась важным услови...

Методическая разработка​ "Шумовой инструмент "грибочки" как средство развития творческого потенциала ребенка"

Музициpoвaниe нa дeтcких шумoвых инcтpумeнтaх – oднa из caмых oбщeдocтупных фopм oзнaкoмлeния peбeнкa c миpoм музыки. Музыкa вceгдa (нapяду c движeниeм, peчью и игpушкaми) являлacь вaжным уcлoви...