Статья :Эмоциональное развитие дошкольников в играх-драматизациях.
статья (средняя группа) на тему

Лисицына Анастасия Александровна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Эмоциональное развитие дошкольников в играх-драматизациях.

 

Театрализованную деятельность, а именно игры-драматизации, я использую в своей работе, как универсальное и доступное ребенку средство полноценного развития. Я углубленно работаю над эмоциональным развитием детей дошкольного возраста посредством игр-драматизаций. Мой выбор определяется возросшими проблемами в эмоциональной сфере современного дошкольника.

Сегодня, в век компьютерных технологий и доступностью электронных гаджетов, а также общей загруженностью родителей, полноценное живое общение все чаще подменяется «мультиками» на телеэкране или компьютерными игрушками. Да, наши дети быстрее, чем связной речью, овладевают современной  электронной техникой (компьютерами, телефонами, планшетами…). А подростки шутят над еще далеко не пожилыми родителями, по поводу овладения последними этими новыми технологиями. Но анализ психолого-педагогической литературы, а также собственный педагогический опыт и наблюдения за взаимодействием детей со сверстниками и родителями, жалобы родителей на поведение детей,  показывают  проблему недостаточного  внимания к  развитию эмоциональной  сферы ребенка.  Это  приводит к недостаточному социально-коммуникативному развитию дошкольников, а именно: развитию навыков эффективной коммуникации и дальнейшей социализации.

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.

Работая в этом направлении,  я убедилась, что  театрализованная деятельность и как ее разновидность игра-драматизация, являются эффективным средством эмоционального развития  дошкольников,  т.к. является наиболее доступным и интересным для ребенка способом переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций, полученных из окружающего мира.

Игра-драматизация пользуется у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, переживают над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь. Игра-драматизация является мощным стимулом к общению, помогает научить детей правильному поведению со сверстниками и взрослыми.

Проигрывая разные ситуации, ребенок проживает их и постоянно учится правильно реагировать и менять свое поведение. При умелом руководстве игра позволяет принять на себя роль другого, понять свое и чужое эмоциональное состояние. С помощью доброжелательного, стимулирующего воздействия взрослого, ребенок  учится решать проблемы, связанные с развитием коммуникативной деятельности.

Драматизировать – это значит представить, разыграть в лицах какое-либо литературное произведение.  Игра-драматизация  – представление,  разыгранное с помощью выразительных средств: интонации, мимики, пантомимы, движения.

Дети эмоционально осваивают литературное произведение, проникают в смысл поступков героев, у них формируется оценочное отношение к герою. Литературное произведение сближает ребенка с литературным персонажем, активизирует процессы формирования сопереживания, сочувствия, содействия, способствует становлению нравственных мотивов поведения. Ребята с удовольствием участвуют в инсценировке сказок, подбирают элементы костюмов для персонажей, изготавливают атрибуты к сказкам, договариваются между собой о характере своих действий.

 Важным условием успешности работы по данному направлению является создание предметной среды, способствующей развитию личности ребенка.

 В группе оборудован уголок для театрализованной деятельности, в котором представлены различные виды театра: варежковый, теневой, пальчиковый, театр картинок, разнообразные игровые атрибуты для театрализации: игрушки для настольного театра; плоскостной театр, театральные куклы,  элементы театрализованных костюмов.

Для настольного театра на начальных этапах используются реалистические резиновые и мягкие игрушки определённого размера, которые ребёнок может удерживать в руках и осуществлять с ними игровые действия, драматизируя потешки, сказки, стишки. Затем в работу вводятся театральные игрушки, имеющие меньшее сходство с натуральными предметами. Для развития моторики  используется пальчиковый   театр.  Только после овладения детьми этими видами театров в процесс обучения детей вводятся традиционные театральные куклы бибабо. Привлечение детей к диалогу с помощью  игрушки оказывает более эффективным, чем прямое общение, удерживает внимание детей на том, о чём говорит педагог. В плоскостном театре дети действуют фигурками — иллюстрациями, которые прикрепляются на фланелеграф. Подобраны элементы костюмов персонажей сказок,  маски.

Изготовление и подбор атрибутов для игр-драматизаций, инсценировок сказок: элементов костюмов, кукол и игрушек для разных видов театров проходило совместно с детьми и родителями.

 Важным условием руководства играми-драматизациями является индивидуальный подход к детям, учет их возрастных и индивидуальных  особенностей. В игре – драматизации участвуют все дети, даже самые застенчивые. Вначале они привлекаются к участию в играх-имитациях, упражнениях; играют второстепенные роли в драматизации отрывков по сказочным произведениям, а затем с удовольствием исполняют главные.

 Таким образом, игру-драматизацию надо рассматривать как особый вид игровой деятельности, имеющей свою специфику. Благодаря игре-драматизации улучшаются навыки совместного общения, решается одна из важнейших  задач – социальная и эмоциональная адаптация  дошкольников. Игра-драматизация способствует развитию коммуникативных качеств личности, создает положительный эмоциональный настрой.

Поэтому, игра-драматизация является важнейшим звеном в социализации детей. Театрализованная деятельность помогает в развитии восприятия, образного мышления, речи и способствует эмоциональному развитию дошкольников, а значит  и дальнейшей его социализации и эффективной коммуникации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Эмоциональное развитие дошкольника"

Небольшая статья посвящена основным изменениям в эмоциональной сфере у детей на этапе дошкольного детства,  а также  содержит рекомендации для родителей по развитию эмоциональной сферы ребен...

Статья: «Эмоциональное развитие дошкольников»

Раннее и дошкольное детство - период, когда эмоции господствуют над всеми другими сторонами жизни ребёнка, и он находится как бы в их плену.Старший дошкольный возраст считается особенно «эмоционально ...

Статья:«Эмоциональное развитие дошкольников»

Эмоциональное развитие, также, как и психическое развитие ребёнка вообще, включает ряд возрастных этапов, каждый из которых характеризуется своими особенностями.  Знание особенностей возрастных э...

Статья для родителей "Эмоциональное развитие дошкольников на занятиях физкультурой"

Материал интересен инструкторам по физической культуре и родителям воспитанников....

Статья :Эмоциональное развитие дошкольников в играх-драматизациях.

Драмматизировать -  то значит представить........

Статья "Эмоциональное развитие дошкольника"

В этой статье представлен небольшой материал по развитию эмоциональной сферы дошкольника.Сосредоточено внимание родителей на то, какие  необходимо учитывать моменты при эмоциональном развитии реб...

статья "Эмоциональное развитие дошкольников через дидактические игры"

На протяжении детства особенности эмоций у детей 5-6 лет изменяются в связи с изменением общего характера деятельности ребенка и его мотивов, а также с усложнением отношений ребенка с окружающим миром...