Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста в ходе реализации проекта «Семейный альбом»
методическая разработка на тему

Создание семьи и ее сохранение это великий подвиг и труд. Родить, дать новую жизнь не так трудно. Но вложить в ребенка понятия любви, веры, совести, ответственности — задача не из простых и невыполнима вне любви и вне семьи.

В семье закладываются такие общечеловеческие ценности как чувство патриотизма, любви и уважения к близкому, щедрости, ответственности за свои поступки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty.docx26.67 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование семейных ценностей у детей  дошкольного возраста в ходе реализации проекта «Семейный альбом»

Автор: Селимова З.К.

 «Семья – это та самая среда, в которой

человек учится, и сам творит добро»

В.А. Сухомлинский

Создание семьи и ее сохранение это великий подвиг и труд. Родить, дать новую жизнь не так трудно. Но вложить в ребенка понятия любви, веры, совести, ответственности — задача не из простых и невыполнима вне любви и вне семьи.

В семье закладываются такие общечеловеческие ценности как чувство патриотизма, любви и уважения к близкому, щедрости, ответственности за свои поступки.

Семейные ценности вещь многогранная – найдется тысячи определений, каждое из которых будет верным. Семейные ценности (также традиционные семейные ценности) — культивируемая в обществе совокупность представлений о семье, влияющая на выбор семейных целей, способов организации жизнедеятельности и взаимодействия.

С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья – источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.

Беседуя с детьми своей группы, я выяснила, что большинство из них имеют элементарные представления о своей семье, знают чем занимаются их родители, но рассказать о своих бабушках и дедушках, не говоря уже о прадедах дети не могут. Они затрудняются рассказать о семейных праздниках, традициях своей семьи.

В связи с этим был разработан проект «Семейный альбом».

Цель проекта: Создание условий для формирования семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста.

В рамках проекта решались следующие задачи:

  • формировать и обогащать у детей знания о своей семье;
  • способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада;
  • воспитывать у детей уважение к членам семьи, чувство гордости и радости за свою семью.

Вид проекта: познавательно-творческий.

Форма проекта: групповая

Срок проекта: с 01.11 по 30.11.2017

Проект предусматривает разные формы организации деятельности дошкольников и взаимодействия с родителями.

Формы организации деятельности воспитанников:

  • беседы о семье, профессиях,
  • рассматривание иллюстраций,
  • чтение художественной литературы,
  • разучивание пословиц, поговорок о семье, дружбе,
  • просмотр мультфильмов,
  • прослушивание песен о членах семьи,
  • мастерская,
  • дидактические игры,
  • сюжетно-ролевые игры,
  • подвижные игры,
  • мастер-класс,
  • создание альбома «Наша группа»

Формы взаимодействия с родителями

  • инициация родителями проекта,
  • оформление альбома «Моя семья»,
  • презентация книг для родителей,
  • создание генеалогического древа семьи,
  • папки-передвижки,
  • индивидуальные беседы.

Данный проект реализуется в соответствии с принципами интеграции образовательных областей и содержанием дошкольного образования в различных видах детской деятельности: познавательно – поисковой, продуктивной, исследовательской, игровой на основе деятельностного подхода, что отвечает требованиям ФГОС ДО.

Проект осуществлялся в 3 этапа: - Подготовительный

- Основной

- Заключительный.

Подготовительный

Для погружения детей в проект, мною была поставлена проблема. Так, принеся в группу свой семейный альбом и рассказывая детям о своих родных, о традициях в нашей семье (о днях рождениях, совместных обедах, встречах с родственниками), о значении своего имени, я задала им вопрос: «А что вы знаете о своей семье?» После обсуждения, перед детьми была поставлена цель: получить новые сведения о себе, своей семье, близких и родных людях, о традициях семьи.

На первоначальном этапе была проведена инициация с родителями проекта. Было проведено анкетирование, которое включало следующие вопросы: «Что такое семья?», «Какое значение она имеет в жизни взрослого и ребенка?», «Семейные традиции вашей семьи?» и др. В группе много молодых семей, поэтому анкетирование показало, что родители недооценивают значимость семейных ценностей, мало кто знает свою родословную, уходят в прошлое семейные праздники и традиции.

Встала необходимость искать новые формы по взаимодействию с родителями и организации деятельности воспитанников с целью вовлечения их в проект.

В родительский уголок были помещены папки – передвижки по темам: «Рекомендации для заботливых родителей», «Поверь в свое дитя» и др. Также для родителей была создана презентация книг по вопросам семейного воспитания. Для детей подобрана художественная литература по теме проекта.

Большую помощь в подборе литературных произведений нам оказали сотрудники городской библиотеки, с которыми мы дружим и сотрудничаем уже очень много лет.

На родительском собрании познакомила родителей с целями и задачами проекта. К работе над проектом были вовлечены дети, родители, а так же старшее поколение семьи. Ни одна семья не осталась в стороне.

Основной

Большую значимость для формирования представления у детей о нравственных ценностях в семье имеют этические беседы и познавательные занятия по темам: «Какая у тебя семья!», «Как хорошо играть всем вместе», «Домашние обязанности», «Моя дружная семья!», где закреплялись представления детей о семье как о дружном, любящем, заботливом коллективе, а также беседы о семейных увлечениях, играх. Дети с удовольствием рассказывали о своей семье.

Ещё одним направлением в работе по формированию семейных ценностей является развитие трудолюбия, уважения к труду родителей. В ходе бесед на тему «Профессии моих родителей», «Моя помощь взрослым», «Терпение и труд все перетрут» появился устойчивый познавательный интерес детей к труду и желание научиться трудиться, как взрослый. Беседы о труде должны дополняться ежедневными трудовыми поручениями ребёнка дома и в детском саду. Поэтому, беседуя с детьми о разделении домашнего труда между членами семьи, подчёркивалась необходимость взаимопомощи, совместного выполнения домашних обязанностей.

Рассматривали мы с детьми и сюжетные картины, составляли рассказы по серии картин: «Помогаю бабушке», «Модница» и т.д.

Помощь в формировании у детей представлений о семье, о взаимоотношениях близких людей, оказывают художественные произведения. Нами были прочитаны следующие рассказы, сказки, стихи: Баруздин С. «Мамина работа», Драгунский В. «Моя сестра Ксения», Кымытваль А. «Песенка бабушки про непоседу», Михалков С. «А что у вас?», Осеева В. «Сыновья» и др. После прочтения каждого произведения с детьми проводились беседы по содержанию. На примере литературных героев у детей закладываются чувства доброты, эмоциональной отзывчивости, заботы о старших. Детьми были выучены стихотворения: Аким Я. «Моя родня», Благининой Е. «Посидим в тишине», Виеру Г. «Не мешайте мне трудиться», Квитко Л. «Бабушкины руки». Неоценимую роль в нравственном воспитании ребенка играет устное народное творчество, поэтому дети познакомились и выучили пословицы и поговорки о семье.

Был организован просмотр и обсуждение мультфильмов: «Айога», «Встречайте бабушку», «Трое из Простоквашино», «Осторожно, обезъянки», «Мешок яблок».

В ходе работы над проектом был сделан акцент и на семейные традиции. Семейные традиции - это элементы культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение. В ходе тематического занятия «Традиции семьи» дети с упоением рассказывали, как в их семьях собираются все за большим столом по случаю семейных торжеств: дней рождения, именин, юбилеев. Во многих семьях есть свои собственные ритуалы приема гостей, обычаи поздравлять родственников, каждый вечер рассказывать детям сказку на ночь, поздравление Деда Мороза в Новый год и др.

  • история – это родословная. Родословная – слово о роде. Род - это все родственники, которые имеют общего предка. Все родственники могут быть занесены в специальную таблицу, которая носит название «генеалогическая таблица», или «генеалогическое древо». Родители с воспитанниками собирали информацию о семье, своем роде: фотографии, даты, семейные истории, просматривали семейные архивы. Расспрашивали родственников о них самих, и об их предках и не забыли это все зафиксировать. В рамках проекта было проведено тематическое занятие по теме «Моя родословная», где дети презентовали свое «генеалогическое древо», рассказали о своих ближайших родственниках. На данное мероприятие была приглашена наша многодетная семья, которая представила свое генеалогическое древо, рассказали о происхождении своей большой семьи и забавных историях.

Важную роль в накоплении впечатлений, образов и представлений детей играет художественное творчество. В своих рисунках дети передавали образ своей семьи, портреты мам, пап, бабушек и дедушек. С большим желанием дети рисовали и лепили своих домашних любимцев. Итогом работы стал настоящий вернисаж.

В группе была организована «Мастерская», в которой дети с большим желанием делали подарки для родных и близких («Туфелька для мамы», «Открытка для бабушки»). Домашние обереги, которые сделать самим совсем несложная задача. Я подобрала символы и объяснила их значение детям.

Семейное чаепитие – великолепная традиция, которая несет в себе, прежде всего, объединяющую ценность, собирая за столом всю семью для того, чтобы близкие смогли пообщаться друг с другом, поддержать или помочь добрым советом. Итогом было изготовление поделок «Веселые чайники для чая».

Реализация проектной деятельности сопровождалась планомерным обогащением опыта детей по данной теме.

Ведущая деятельность дошкольников – игра, поэтому дети с удовольствием играли в дидактические игры: «Моя семья», «Чьи детки», (с усложнением) «Кому, что нужно?», «Профессии», «Пирамида здоровья». Дети всегда с большим желанием играют в сюжетно-ролевые игры. В игре дети отражают весь тот мир, который они видят и в котором живут.

В результате работы над данным проектом родители оказали нам колоссальную помощь в изготовлении пособий к игре «Кафе». Наши мамы и бабушки сшили и связали много интересных и «вкусных» атрибутов, тем самым пополнили развивающую среду группы.

Для детей был организован мастер - класс по вышивке. Инициатором стала мама, работающая в нашем детском саду.

Семейный альбом - это огромное пространство жизни, с одной стороны, простой и понятный ребенку, с другой - загадочный и удивительный. Детей всегда привлекают такие альбомы. Они искренне удивляются, что их бабушки, дедушки, мамы и папы когда-то были детьми. С интересом рассматривают они себя в младенчестве. Отбор фотографий, сопровождающийся рассказами и воспоминаниями, оформление страниц фотоальбома - это именно то общение, которое необходимо дошкольнику в его совместной деятельности с родителями.

С какой любовью и трепетом дети показывали свои альбомы, сопровождая рассказами о своей семье, а также рассматривали альбомы своих друзей.

  • я детям однажды вопрос: «А мы с вами в детском саду семья?». Ответы были очень противоречивые. Пришлось объяснять детям, что дома бывают разные, есть еще и второй дом - наш садик, в котором они проводят большую часть дня. И в нашей группе тоже есть свои традиции. Чем мы не семья? Есть у нас и фотографии. А не сделать ли нам с вами наш семейный альбом, альбом нашей группы? И работа закипела. Подбирали фотографии, стихи, проявляли творчество и рукоделие. Фотографии в течение года пополнялись. Дети очень любят рассматривать альбом группы. Оставили мы место и для фотографий выпускного бала.

Традиционно, в конце ноября, мы проводим развлечение, посвященное Дню Матери, с приглашением членов семей. Веселые игры, песни, танцевальные композиции способствовали радостному настроению.

Заключительный

В результате работы над проектом

  • Дети получили необходимую информацию о своей семье (что такое семья, ее история и традиции).
  • Имеют представление о родственных отношениях.
  • Появилась потребность проявлять заботу и внимание к близким.
  • Повысился уровень родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей.
  • Выполнение поискового задания заинтересовало не только детей, но и взрослых, вместе они искали свои семейные корни, фотографии, готовили сообщения, красочно оформляли семейные родословные. По отзывам родителей, бабушек и дедушек, поисковая работа сблизила членов семьи, позволила узнать много интересного из истории семьи. «Если ребенка учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - всё равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».Так будем же учить наших детей добру, чтобы в будущем уже их дети могли сказать: «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде, всегда хранит меня!»

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоги реализации социокультурного проекта "Семейные ценности"

В информации обобщен опыт и  описаны итоги реализации 1 этапа долгосрочного социокультурного проекта "Семейные ценности" в МБДОУ "Детский сад №10 г.Красноармейска"....

Решение образовательных задач в группе раннего возраста в ходе реализации проектов с семьями воспитанников

Из опыта работы по проектному методу с семьями воспитанников раннего возраста...

Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста в ходе реализации проекта «Семейный альбом»

Создание семьи и ее сохранение это великий подвиг и труд. Родить, дать новую жизнь не так трудно. Но вложить в ребенка понятия любви, веры, совести, ответственности — задача не из простых и невы...

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОЗИТИВНЫХ УСТАНОВОК К РАЗЛИЧНЫМ ВИДАМ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ»

Педагогическая технология«Формирование у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам трудовой деятельности в ходе реализации проектов»...

Беседа с детьми старшего возраста (5-6 лет) «Уроки бережливости» в ходе реализации проекта по формированию бережливости у дошкольников «Бережливый – это Я»

Цель: Внедрение «бережливых технологий» в организационную культуру воспитанников, формирование бережливого мышления. Задачи:Познакомить детей с понятием «бережливость», фо...

Формирование положительного отношения к труду детей старшего дошкольного возраста в ходе реализации проекта «Все профессии важны, все профессии нужны».

На современном этапе общество нуждается в социально активной личности, доминирующей характеристикой которой является положительное отношение к труду. Дошкольный возраст один из самых важных этапов...