Формирование положительного отношения к труду детей старшего дошкольного возраста в ходе реализации проекта «Все профессии важны, все профессии нужны».
статья

На современном этапе общество нуждается в социально активной личности, доминирующей характеристикой которой является положительное отношение к труду. Дошкольный возраст один из самых важных этапов  социализации личности. Это период когда ребенок хочет трудиться и с удовольствием включается в труд взрослых, поэтому он является наиболее благоприятным для приобщения детей к труду. Главная задача взрослых – это организовать деятельность так, чтобы ребенок испытывал радость труда, положительно относился к нему. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ns_portal_statya.docx22.62 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование положительного отношения к труду детей старшего дошкольного возраста в ходе реализации проекта «Все профессии важны, все профессии нужны».

                                                        

        О.В Максименко        

                              воспитатель 

        ГБДОУ №8 Пушкинского района, Санкт-Петербург, Россия

На современном этапе общество нуждается в социально активной личности, доминирующей характеристикой которой является положительное отношение к труду. Дошкольный возраст один из самых важных этапов  социализации личности. Это период когда ребенок хочет трудиться и с удовольствием включается в труд взрослых, поэтому он является наиболее благоприятным для приобщения детей к труду. Главная задача взрослых – это организовать деятельность так, чтобы ребенок испытывал радость труда, положительно относился к нему. Это находит подтверждение в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, где решением одной из задач является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе социокультурных ценностей.

 В силу возрастных особенностей, для дошкольников характерно не создание, а потребление ценностей, созданных трудом взрослых. В сравнении со сформированной трудовой деятельностью взрослого, труд детей - дошкольников своеобразен. Главное значение труда дошкольника — в его воспитательном воздействии на формирование положительного отношения к труду и социально-личностное развитие  ребенка.

Теория содержания воспитания и образования базируется на концепции развития личности, согласно которой личность развивается в деятельности, в процессе освоения социального опыта, накопленного человечеством. Это положение лежит в основе теории культурно-исторического развития (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, С.Л.Рубинштейн и др.), которая рассматривает процесс овладения опытом предшествующих поколений как основной путь развития личности в онтогенезе.  

Основными взаимосвязанными компонентами социального опыта выступают знания о действительности, самом человеке и способах его деятельности; опыт осуществления исторически сложившихся способов деятельности; опыт способов поведения и эмоционально - ценностного отношения к миру (Б.Г.Ананьев, А. В. Брушлинский, Л. С. Выготский, О. Г. Дробницкий, П. В. Копнин, И. Я. Лернер, В.Н. Мясищев, С.Л.Рубинштейн и др.). Это позволяет нам рассматривать становление трудовой деятельности в онтогенезе как процесс овладения трудовым опытом предшествующих поколений, доказывает необходимость формирования у детей знаний о труде, а также ценностного положительного отношения к труду.

Изучение педагогической литературы показало, что на формирование положительного отношения к труду у дошкольников влияют различные факторы: формирование знаний и представлений о труде взрослых и его общественной значимости, развитие мотивов труда, усвоение умений и навыков, создание высокоэмоциональной атмосферы, методы и приемы педагогического воздействия (Р.С.Буре, Г.Н.Година, Е.И.Радина, Д.В.Сергеева, А.Г.Тулегенова,  и др.). Однако следует заметить, что теоретическая и методическая направленность имеющихся работ ориентирована на детей, воспитывающихся в детском саду и семье.

Особенность детского труда заключается в том, что, несмотря на наличие в нем всех структурных компонентов деятельности, они пока еще находятся в стадии развития и обязательно предполагают участие и помощь взрослого.

Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Дети всегда проявляют интерес к социальной действительности. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых.

В своей работе мы обратили внимание на то, что дети мало проявляли интереса к миру взрослых. Не все дети понимали, что любая деятельность человека имеет результат. Объем знаний о разных профессиях, о значимости профессии для общества у детей был низким.

Анкетирование родителей позволило нам сделать вывод, что они не понимают важности формирования положительного отношения к труду взрослых, редко кто знакомит со своими профессиями.

Мир профессий в обществе - сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Если ещё 10 лет назад было достаточно познакомить детей с трудом повара, продавца, водителя, врача, военного, то на современном этапе этого недостаточно. Современная действительность нам диктует новые требования. В информационную начальную компетенцию дошкольника должны органично влиться знания о современных профессиях: эколог, менеджер, программист, визажист, мастер автомобильного тюнинга, дизайнер и др.  

Именно поэтому в нашем детском саду мы реализовали проект по ознакомлению дошкольников с миром профессионального труда «Все профессии важны, все профессии нужны».

Цель проекта: расширить и обогатить знания детей о многообразии профессий взрослых, используя для этого разные формы работы.

Реализуя данную цель, поставили следующие задачи:

1. Развивать интерес к миру взрослых, желание следовать поступкам взрослых людей.

2.  Формировать представление о предметном мире, созданном руками человека, о роли человека в нем.

3. Формировать у детей представления о разных профессиях, показать значимость профессиональной деятельности взрослых для общества и детей.

  Данная работа проходила по следующим этапам:

1. Мониторинг: изучение социального статуса семей, изучение социального заказа родителей, уровень детской компетенции по проблеме (знания, отношение к труду, перенос знаний в игровую деятельность).

2. Планирование: разработка перспективного плана по ознакомлению детей с трудом взрослых, перспективный план работы с родителями.

3. Непосредственная деятельность:

1) разработка конспектов занятий, изготовление пособий;

2) организация   образовательной   деятельности.

Ведущая роль принадлежит воспитателю, который организует процесс передачи и усвоения учебного материала, опираясь на использование в работе с детьми интеграции непосредственно образовательной деятельности, где детская деятельность построена по принципу объединения нескольких видов деятельности, объединенных одной темой, что позволяет детям познать целостную картину окружающего мира.

 Мы в своей работе использовали целенаправленные наблюдения, экскурсии за пределы группы, с целью ознакомления детей с трудом взрослых. В ходе экскурсий в Екатерининский  музей, школу, на стройку, дети проявили активность в диалоге, интерес к профессиям. Во время общения с экскурсоводом, учителем, строителем особенно заинтересовались оборудованием рабочих зон. Воспитательная эффективность ознакомления с трудом зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и от того, на какие его стороны направляется внимание детей.   Заинтересовало детей то, что взрослые, с чьим трудом мы знакомились, вовлекали детей в производимый им трудовой процесс, давая им посильные поручения, налаживая элементарное сотрудничество. Когда дети имеют возможность сами активно действовать, то они получают более точные и полные представления о труде взрослых, начинают им подражать.

Для усиления эмоциональных впечатлений детей мы использовали детскую художественную литературу, энциклопедии. Подводили к пониманию, что любая деятельность взрослых имеет результат труда для общества - быть здоровыми, лучше работать и отдыхать, красиво и удобно одеваться. Иметь красивую прическу, быть защищенными, находиться в безопасности. Труд взрослых заслуживает уважения и благодарности, а сделанные ими предметы и вещи надо беречь. Все это имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и взрослыми, большему пониманию ребенком мира взрослых.

Проблема формирования положительного отношения детей к труду взрослых, ознакомления с современными профессиями была бы невозможна без участия родителей. Ведь первичный мониторинг показал полное непонимание значимости данной работы большей части родителей (85%). Привлекая родителей к совместной деятельности по проблеме ознакомления детей с современными профессиями, мы использовала современные формы работы: анкетирование, презентации,  фотоальбомы. С участием родителей провели мастер-классы, на которых родители вовлекали детей в производимый им трудовой процесс, вместе  сочиняли сказки о профессиях, пробовали себя в роли парикмахеров, дизайнеров, модельеров. Проникнувшись значимостью работы по данному направлению, родители совместно с детьми создали интересный альбом «Все работы хороши...». Который явился итоговым продуктом реализуемого проекта.

В ходе проведения запланированных мероприятий нам удалось:

1.  Значительно  повысить  интерес  детей  к  миру  взрослых,   желание следовать поступкам взрослых людей.

2.  Расширить  представление детей о  предметном  мире,  созданном руками человека, о роли человека в нем.

3.  Увеличить объём знаний детей о разных профессиях, значимости профессиональной деятельности взрослых для общества и детей.

4.  Повысить  заинтересованность родителей  проблемой  формирования знаний о современных профессиях, включение родителей в общую групповую деятельность.

Таким образом, воспитывая положительное эмоциональное отношение к труду, мы тем самым воспитываем трудолюбие одно из важных качеств личности. Успешно решить эту задачу возможно лишь при дружной совместной работе детского сада и семьи.

 

Литература:

1. Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М.Виноградовой. М.: Просвещение, 1987. С. 74 - 83.

        2.Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические     рекомендации. – М., 2005 - С.130

        3. Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю.Трудовое воспитание в детском саду. – М., 2006 – с. 80

        4. Куцакова Л.В. Нравственно – трудовое воспитание в детском саду. – М., 2007, с. 111

5. Шорыгина Т.А. Профессии, какие они? – М., 2007, с.73

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План–конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию положительного отношения к труду детей старшей группы

План–конспект  непосредственно-образовательной деятельности по формированию положительного отношения к труду детей старшей группы Ольга Фатерова Тема: «Формирование положительного отнош...

Формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста.

«Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость прео...

Формирования положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста

Трудовое воспитание является неотъемлемой частью нравственного воспитания дошкольников. Поэтому достижения трудовых целей и их результаты должны доставлять радость детям и вызывать их эмоциональный от...

Формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста

laquo;Нет и быть не может воспитания вне труда и без труда,потому что без труда во всей его сложности человека нельзя воспитывать».  В.А. Сухомлинский....

Формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста.

laquo;Если ребенок вложил в частицу своей души в труд людей и нашел в труде личную радость, он уже не сможет стать злым, недобрым человеком»В. А. Сухомлинский.   Основы трудового восп...